Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .
Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна ?
Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!
Музыкальное развитие детей , как и развитие речи ребенка , немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей .
Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.
Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года» . Также используются в нашей работе программы :
* «Музыкальные шедевры » О. П. Радыновой.
* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.
* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.
Музыкальное воспитание в детском саду - важнейшее направление эстетического развития .
Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников . С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку . Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей , развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию
Музыка - источник особой детской радости в дошкольном детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.
ЦЕЛЬ : создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру - эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.
ЗАДАЧИ :
* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;
* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности ;
* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
* расширение культурного кругозора дошкольников , создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки ;
* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной , речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой , музыкального самообразования и самовоспитания
* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка , а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение , фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.
ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ?
Осуществляет и развивает все виды музыкально -художественной деятельности детей . Формирует интерес и любовь к музыке , знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений , композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов , формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма , формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей . На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей .
Организует тематические музыкальные праздники и развлечения , театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской» , интегрированные («Что у осени в корзине?» , доминантные по пению («Прекрасен мир поющий» ). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально - театрализованные игры, музыкальные этюды , считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.
Мы весело живём. Танцуем и поём!
Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия . Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки , но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка , формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки , координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на музыкальных инструментах . На музыкальных занятиях детей учат петь , танцевать, слушать музыку , играть на музыкальных инструментах . Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности. В нашей работе используется много фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности . Занятия проводятся 2 раза в неделю.
ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.
Праздник в детском саду - особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке , художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь , художественный вкус, активизирует их.
НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ
Добро пожаловать на детский праздник к нам.
И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех.
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей .
Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,
Аплодисментами поддерживать детей ,
Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.
То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.
Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали : «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.
Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!
Памятка для родителей по музыкальному воспитанию .
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание : даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный , если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание он получает в детском саду - а в последующем и в школе. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные способности детей, все виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст - синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования - методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.
Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский писал: «внимание маленького ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка: «если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).
Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания - развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.
Современные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования - использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников.
К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий.
Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель.
В педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения, наиболее распространенными являются: наглядный, словесный и практический методы.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.
Различие нюансов музыки развивается у детей с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)
Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.
Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально - дифференцированного подхода, она перестает быть развивающим.
В связи с происходящими изменениями в культурной и нравственной сфере жизни российского общества возрастает роль воспитания детей с самого раннего возраста. По мнению многих авторов, одним из путей преодоления негативных явлений в духовной сфере может стать музыкальное воспитание детей на самых ранних стадиях.
«Уроки» музыки не только знакомят детей с музыкальными инструментами, но и позволяют освоить основы вокального дыхания, развить голос и слух, расширить кругозор.
Ребята слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие детей раннего возраста побуждает малышей проявлять творческую активность, а родителям и педагогам помогает быстрее раскрыть таланты и стремления ребенка.
Такие ученые и педагоги как Асафьев, Виноградов, Гусев, Новицкая и многие другие в качестве основы для музыкального образования и воспитания детей выделяют народное музыкальное творчество. Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.
Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.
Использование фольклорного материала в музыкальном воспитании неизбежно приводит к поиску новых форм и методов работы с детьми, где ребенок является не просто объектом воспитания, а становится участником творческого акта, что в свою очередь активизирует развитие у него музыкально-творческих способностей.
Областное бюджетное государственное профессиональное образовательное учреждение
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Контрольная работа
по предмету МДК 02.05 « Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»
студентки 3 курса 1 группы
Бобровой Виктории Владимировны
Домашний адрес:
Смоленская обл.,
г. Смоленск,
ул. Юбилейная,
Боброва В.В.
ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»
РЕЦЕНЗИЯ
Преподаватель: ___________________________________________
Дисциплина: ______________________________________________
Дата рецензирования: ______________________________________
Оценка: ___________________________________________________
Вариант 2
ТЕМА : Развитие у детей музыкальных способностей.
План ответа:
Введение.
Слушание – восприятие.
Певческая деятельность.
Приобщение к игре на музыкальных инструментах.
Музыкально – ритмическая деятельность.
Характеристика музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей.
Пути развития музыкальных способностей.
Заключение.
Введение.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Она признается важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. А для этого необходимо осуществлять процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, который называется - музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей детей. Возможность и необходимость формирования у ребенка музыкальных способностей, так же как и памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста доказывают нам исследования известных ученых и педагогов. Например, великий педагог – музыкант, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране Метлов Н. А. в начале – середине 20 века стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально–ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Программы, разработанные им, явились основой для создания последующих программных документов. В частности в 60-70 гг. Ветлугиной Н. А. для дошкольников создана методика музыкального воспитания. Проблему музыкального воспитания так же рассматривали Радынова О. П., Катинене А. И., Метлов Н. А., Кенеман А. В., Бабаджан Т. С., Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Теплов Б. М. и др.
Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить ᴨȇдагог профессионально подготовленный, творческий в своих ᴨȇдагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.
Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные ᴨȇреживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.
Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт ᴨȇредовых ᴨȇдагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, ᴨȇдагогическое мастерство. Это - второе условие успешной реализации воспитательных задач.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет усᴨȇшно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.
1. Слушание – восприятие.
Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание - восприятие.
Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность ᴨȇреживать музыкальное содержание как сᴨȇцифи-ческую выразительную речь.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов ᴨȇдагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов...» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно-сти, веселых шутках, и... восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит.
Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теᴨȇрь расскажите, какую музыку вы услышали ». (Дети отвечают.)
Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело-дия-«ᴨȇревертыш», постеᴨȇнное «раскручивание» мелодии, темповые характеристики).
Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее сᴨȇцифику и на интонационно-слуховой опыт детей.
Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:
сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений, ᴨȇредающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.
Музыкальный реᴨȇртуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей группы. Отдельные беседы допустимо проводить в вечерние часы, если у ᴨȇдагога возникают проблемы со временем на музыкальном занятии. По усмотрению музыканта-ᴨȇдагога возможна замена произведений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора -художественности и доступности для детского восприятия.
2.Певческая деятельность .
Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки - ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: высокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризуется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примарным диапазоном звучания.
Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - ᴨȇсенное творчество.
Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и ᴨȇрежива-ние музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является ᴨȇсенное творчество.
Качество ᴨȇсенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из котоҏыҳ выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.
Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную ᴨȇсенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»
Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следующего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные вᴨȇчатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).
Одно из основных условий ᴨȇсенного творчества - умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владение ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (ᴨȇдагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов.
3.Приобщение к игре на музыкальных инструментах.
Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассматривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.
Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музицирование ᴨȇдагога и ребенка поможет поддержать этот интерес.
4.Музыкально – ритмическая деятельность.
Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:
1. Упражнения с помощью котоҏыҳ совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.
2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.
3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.
Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.
Упражнения без музыки помогают принимать правильное исходное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и ᴨȇрестроения.
Группы упражнений без музыки:
1. Упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать, изменять стеᴨȇнь напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упражнения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возможный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно ᴨȇреносить тяжесть тела вᴨȇред (назад) ᴨȇред началом ходьбы, бега.
2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:
на развитие мышц шеи;
на развитие мышц плеча;
на развитие кистей рук;
на развитие мышц ног.
Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений.
Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиᴨȇрактивностью, замкнутостью и т. д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психического развития, другими нервно-психическими расстройствами, так и практически здоровым детям.
Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.
С помощью предлагаемого ᴨȇдагогом материала по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, в связи с этим ᴨȇдагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
5.Характеристика музыкальных способностей. Музыкальность.
Так как музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна, то, следовательно, и музыкальность включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых до высших творческих проявлений.
Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности. Он подчеркивает, так как каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных, и особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими, то музыкальность не сводится к одной способности: "Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей".
"Проблема музыкальности,- пишет Б. М. Теплов,- это проблема, прежде всего, качественная, а не количественная". У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, так как способности зависят от врожденных задатков, а развиваются они в процессе воспитания и обучения, то музыкальность необходимо развивать с раннего возраста.
Б. М. Теплов дает определение музыкальной одаренности , включая в него качественное сочетание самой музыкальности, т. е. комплекса специальных, именно музыкальных, способностей и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней): творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы.
Б. М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир, поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается ее содержание, а центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.
Понятие "музыкальность" включает в себя музыкальный слух и чувство ритма, неразрывно связанные с эмоциями, так как для более глубокого восприятия музыкального содержания, человек должен обладать: способностью дифференцировать движущиеся звуки, слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.
Итак, Теплов Б. М. определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Структура музыкальности.
Определение понятия музыкальности, которое дается в психологической и музыкально-педагогической литературе, подчеркивает ее комплексность и многосоставность. Существуют различные подходы к изучению этой комплексности. Например, Г. Ревеш, понимает музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. К. Сишор, наоборот, дает классификацию многочисленных отдельных музыкальных способностей.
Теплов Б. М. предметом своего исследования сделал специально-музыкальные способности, не рассматривая общие способности музыкально-эстетического восприятия, исполнительства, творчества. Он выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Оно является эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство - это различение как общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, так и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.
Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Они различаются по степени их произвольности.
Способность к слуховому представлению совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют "внутренним слухом". Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения".
Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. Оно лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как "непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма".
ладовысотный слух и чувство ритма .В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
В структуре музыкальности так же выделяют более общие музыкально-эстети ческие и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко вторым относятся названные основные музыкальные способности и сенсорная основа.
В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие исполнительство, - выразительность, непосредственность, искренность, и компоненты, отличающие продуктивное творчество, - индивидуальное своеобразие в замыслах и в поисках новых средств воплощения.
Структура музыкальности требует рассмотрения и тех способностей, которые характерны для успешного выполнения конкретной деятельности - слушательской, творческой или исполнительской. Так, по мнению профессора С. Савшинского, можно выделить: художественные качества (проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения); технические ( , точность игры и т. д.); эстетические (тембровое богатство звучания, их нюансировка)2.
Таким образом, понятие "музыкальность" включает в себя названные основные музыкальные способности и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.).
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы.
6.Развитие музыкальных способностей.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность-это значит «завести» механизм формирования способностей.
Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет.
Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.
Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.
Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – .
Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.
Таблица 1.
Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.
Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.
7.Пути развития музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:
В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;
В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
В области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.
Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:
Воспитывать любовь и интерес к музыке;
Обогащать музыкальные впечатления детей;
Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;
Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.
Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.
Таблица 2.
Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.
Таблица 3.
Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.
Подвижные,
Хороводные.
Развитие музыкально-слуховых представлений
Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте
Настольные,
Хороводные.
Развитие чувства ритма
Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.
Настольные,
Подвижные,
Хороводные,
Творческие.
Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.
Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.
Заключение.
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность ". Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.
Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.
Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.
Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.
Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.
При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка.
Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.
Список литературы:
Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская энциклопедия, 2003.
Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Феникс, 2011.-352с.
Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольног возраста: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия» ,2005.-320с.
Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.
Ростов-на-Дону: Феникс,2008.
Интернет -ресурсы:
На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.
После многочисленных исследований была доказана необходимость в формировании музыкальных способностей начиная с раннего возраста. Чем раньше ребенок начинает познавать мир музыки, тем легче ему будет развивать свои музыкальные таланты в будущем.
Дети от рождения музыкальны — важно развивать эти способностиСпециалисты утверждают, что недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте. Именно поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Ученые определяют термин способность как особенность человека быстро получать определенные навыки и использовать их. Основным свойством способности является то, что она не может существовать без постоянного развития. Поэтому музыкальное воспитание призвано развивать способности подрастающего поколения, тем самым формируя основы музыкальной культуры будущего.
Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:
Отдельным видом одаренности специалисты называют музыкальную память. Это способность к воспроизведению мелодии в памяти. Она непосредственно связана с музыкальным воображением и формирует способность к написанию собственных произведений.
Любая деятельность человека на протяжении жизни позволяет использовать полученный опыт и развивать способности в любой сфере жизнедеятельности. Музыкальной деятельностью можно назвать разнообразие методов познания музыкальной стороны жизни, а также повышение эмоциональной восприимчивости во всех аспектах окружающей жизни. С деятельностью в сфере музыкального образования тесно связан процесс самопознания каждого человека.
В детских дошкольных учреждениях сравнительно недавно стали разрабатывать программы музыкального воспитания. Эти программы призваны помочь ребенку достичь целостности и гармонии, а также стать талантливой и креативной личностью в будущем.
Можно выделить несколько видов музыкальной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста:
Использование всех методов музыкальной деятельности позволяет детям перейти на этап овладения творчеством.
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты.
Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации.
Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:
Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:
Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.
Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.
Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).
Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.
Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения.
Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.
Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.
Примерами упражнений на слуховое представление являются:
Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.
В качестве примера можно привести следующие упражнения:
Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.
Многие специалисты утверждают, что ребенок, будучи в материнской утробе, различает звуки и проявляют эмоциональную реакцию на настроение родителей. Поэтому начинать музыкальное воспитание нужно еще до рождения ребенка. Спокойная и веселая музыка вызывает положительные эмоции. Это сказывается не только на сиюминутном состоянии ребенка, но и на его музыкальное восприятие в будущем.
Малышам в возрасте до одного года рекомендуется слушать музыку около 3 минут с перерывами каждые 30 секунд. Лучше всего в этом возрасте воспринимается голос отца или матери, поэтому самым правильным решением будет песня или мелодия в исполнении родственников. Петь ее можно без слов. Главное – это тихий ласковый голос родного человека.
Детки постарше могут слушать музыку без перерыва немного дольше. Например, ребенок 2-3 лет способен активно воспринимать мелодии и песни на протяжении 5 минут. Главное для родителей – это обращать внимание на настроение малыша. Если ребенок чувствует дискомфорт, прослушивание не принесет ему должного удовольствия. В этом возрасте необходимо понемногу создавать у ребенка ассоциации с музыкой. Для этого можно использовать детские музыкальные пьесы, которые носят изобразительный характер. Таких произведений очень много в продаже.
Прослушивание музыкальных произведений должно проходить в тишине, чтобы малыша не отвлекали посторонние звуки. Обязательно при этом присутствие родителей. Мама должна быть рядом с ребенком и показывать своим видом заинтересованность в произведении.
Дети возрастом постарше (3-4 года) развиваются в музыкальном смысле, просматривая телепередачи, прослушивая музыку и песни из мультфильмов вместе с родителями. Взрослые должны постоянно следить за музыкальным воспитанием своих детей. Помимо этого, с малышами в домашних условиях можно проводить развивающие игровые занятия, ведь никто не знает характер детей лучше, чем их родители.
Когда ребенок достигает возраста 5-6 лет, его музыкальное восприятие становится более целенаправленным.
Появляется культура прослушивания мелодий, способность оценивать композиции. Ребенок запоминает информацию о музыкальных группах и направлениях, формирует собственный вкус. Этот период считается наиболее благоприятным для развития любых творческих способностей.
Развитие музыкальных способностей тесно связано с творческой деятельностью, и пение является одним из самых главных инструментов для достижения поставленной задачи.
При исполнении песен ребенок повышает все основные музыкальные навыки: эмоциональную отзывчивость и восприятие музыкальных композиций, ладовое чувство и правильность интонации, а также чувство ритма. Постепенно овладевая искусством пения, ребенок повышает свои навыки во всех типах музыкальных способностей.
Процесс инсценирования песен можно представить как часть тренировки музыкальных способностей, так и как отдельную вокальную науку, которая может сопровождаться обучением игры на музыкальных инструментах (что в свою очередь также повышает музыкальные способности дошкольника).
Кроме того, пение способствует самовыражению детей дошкольного возраста. Это один из самых доступных форм личностного роста в возрасте 3-6 лет. Поэтому к занятиям по вокалу детвора относится с любовью и посещает их с большим желанием. Исполнение песен – это одна из постоянных потребностей дошкольников в творческой сфере.
Обучая детей вокалу, родители делают первый шаг к раскрытию творческого потенциала малышей. Ведь уроки музыки и пения не ограничиваются исполнением песен. Здесь также присутствует сочинительная практика и тренировка творческих способностей. Для этого преподавателями проводятся специальные занятия:
В различных дошкольных учебных заведениях педагогами разрабатывается множество методов для повышения музыкальных способностей у детей. Выбор того или иного метода зависит от специалиста и программы обучения принятой в учебном заведении.
Однако большинство преподавателей выделяют основные методы обучения:
Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений.
При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.
Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.
Одни родители считают, что, если в семье нет музыкально одарённых родственников, то музыкальные способности у ребёнка развить не получится. Другие родители используют всевозможные методы, чтобы хоть как-то открыть ребёнку мир музыки - даже, если малыш не проявляет никаких восторгов. Педагогами доказано, что музыкальное воспитание и образование ребёнка - важная часть его гармоничного развития. Дети, любящие и понимающие музыку, более интеллектуально развиты, чем сверстники, которых музыкально ограничивают. С помощью принуждения воспитать любовь ребёнка к музыке невозможно. Приучать к прекрасному миру звуков следует постепенно и увлекательно. Читайте статью о том, как научить любить малыша музыку и развить его музыкальные способности.
Исследования свидетельствуют о том, как огромно позитивное влияние музыки на детей. Немало родителей ошибочно считают, что обучение ребёнка музыке, да и просто приобщение в ней, не несёт ничего полезного для развития ребёнка. Тем не менее, результаты многочисленных педагогических экспериментов продемонстрировали, что дети, обучающиеся игре на каком-либо музыкальном инструменте, гораздо успешнее обучаются в школе по сравнению с другими учениками. Дети, которым включают , проявляют неординарный подход к решению сложных заданий и легче с ними справляются, чем дети, которые далеки от мира музыки. Исследования, проводившиеся со студентами, показали, что те из них, кто в детстве посещал музыкальную школу или продолжает заниматься музыкой, показывают более высокие результаты в высшей математике, разнообразных точных науках, при изучении иностранных языков.
К сожалению, папы и мамы все реже и реже задумываются том, чтобы обеспечить и музыкальное образование своих детей. Часто родители считают, что ребёнку необходимо предоставить возможность получать те знания, которые пригодятся ему в жизни. Целенаправленное профильное образование, ставшее сейчас в тренде, ограничивает развитие ребёнка, лишая возможности развиваться всесторонне. Сегодня родители хотят поскорее выбрать будущую профессию для ребёнка, чтобы спланировать профильное обучение: хочешь быть адвокатом - учи историю и право, желаешь стать банкиром - учи математику. Реалии жизни формируют мысль многих родителей: «Главное - получить высокооплачиваемую работу». А ведь раньше, предыдущие поколения родителей, обязательно старались дать музыкальное образование ребёнку.
«Это интересно. Детей из дворянских семей обязательно обучали хореографии, езде верхом, каллиграфии, игре на музыкальном инструменте и пению, иностранному языку или нескольким, а также фехтованию».
Польза музыки в том, что она:
Малыши очень восприимчивы к музыке. Учёные утверждают, что эмбрион слышит звуки и реагирует на них. Следующее знакомство с музыкой - мамина колыбельная. Малыш слышит приятную мелодию и знакомый голос, начинает подпевать и говорить первые слова. Навык пения формируется у ребёнка в возрасте около трёх лет. Уже в этом возрасте, при желании родителей, можно развить музыкальные способности малыша и начать прививать любовь к музыке.
Как начать музыкальное развитие малыша дома?
«Это интересно. Биографии многих известных личностей свидетельствуют о том, что все они были не только гениальными специалистами своего дела, но и разносторонне развитыми личностями. К примеру, дипломат и писатель Александр Грибоедов играл на фортепиано и органе, а также сочинял музыкальные произведения. А лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн умел играть на скрипке».
Раннее выявление музыкальных способностей у детей гарантирует родителям то, что они не упустят момент, когда следует более активно развивать ребёнка в музыкальном плане. Узнать о наличии у вашего малыша способностей к занятиям музыкой можно следующими способами:
О наличии музыкальных способностей у малыша могут свидетельствовать и следующие факты:
У дошкольников 3-7 лет музыкальные наклонности могут проявиться следующим образом:
Если вы думаете определять своего ребёнка в музыкальную школу, то сначала нужно узнать, обладает ли малыш музыкальным слухом и хорошим чувством ритма. Существуют специальные методики, которые помогают это определить. Такими способами пользуются музыкальных школ при прослушивании. При возможности вы можете самостоятельно проверить своего ребёнка.
Проверяем музыкальный слух.
Тест №1. Сыграйте на фортепиано два разных звука. Спросите у ребёнка: «Какой звук был ниже, а какой - выше?»
Тест №2. Сначала нажмите одну клавишу на фортепиано. Пусть малыш ответит, сколько звуков он услышал. Нажмите две разных клавиши одновременно: сколько сейчас звуков?
Тест №3. Спойте ноты поочерёдно и пусть ребёнок их повторит.
Тест №4. Напойте короткую мелодию попросите ребёнка её воспроизвести.
Тест №5. Пусть ребёнок споёт любимую песенку.
С помощью этих несложных тестов вы сможете проверить музыкальные слух и память малыша, а также диапазон его голоса. Если ребёнок не всё идеально повторяет, но хотя бы улавливает направление мелодии, то у него средний результат, что говорит о наличии музыкального слуха, который можно развивать.
Определяем чувство ритма.
Тест №1. Постучите в определённом ритме. Пусть ребёнок повторит. Повторите тест 3-4 раза (меняя вариации простукивания).
Тест №2. Предположите малышу помаршировать под запись марша или любой ритмичной песни.
Тест №3. Попросите ребёнка похлопать в ладоши под какую угодно ритмичную музыку.
Если Вы заметили, что у малыша слабоватое чувство ритма, не огорчайтесь: его можно развивать. А если отличное - в таком случае ребёнку будет легко даваться обучение в музыкальной школе.
Для самых маленьких детей:
Дети 1,5-2 лет уже могут:
Итак, вы решили отвести ребёнка в музыкальную школу. Психологи и педагоги утверждают, что существуют два периода, когда ребёнок готов к обучению в музыкальной школе:
1-й период: 7-8 лет. Ребёнок сам просит обучить его на игре на определённом музыкальном инструменте. Ему понравилась флейта или саксофон: так хочется научиться играть! Увлечённые музыкой дети этого возраста с удовольствием посещают музыкальные занятия и концерты, поют. , рассказывайте побольше о музыке, оркестре, композиторах, произведениях. Важно не пропустить этот момент и быть настойчивым в формировании серьёзного отношению ребёнка к овладению инструментом.
2-й период: подростковый возраст. Если не удалось определить малыша в музыкальную школу в младшем возрасте, это можно сделать позже. Старшеклассники часто хотят самоутвердиться как личность, проявить индивидуальность. В этот момент музыка может стать способом самовыражения. Направьте подростка в нужное русло.
«Необходимо понимать, что занятия музыкой должны быть ежедневными, они требуют постоянной работы и волевых усилий. Родители должны проявлять терпение, настойчивость, помогать ребёнку и поддерживать его».
При выборе музыкального инструмента для ребёнка нужно учитывать много факторов: желание ребёнка, его пол и возраст, особенности физического развития. Всё учтите и предоставьте ребёнку свободу выбора: пусть сам остановится на понравившемся инструменте.
Каждый инструмент имеет минусы и плюсы. Чаще всего родители выбирают фортепиано или скрипку для обучения ребёнка. Однако эти инструменты являются и самыми сложными. Если ребёнок не обладает особой усидчивостью, лучше обратить внимание на нечто другое.
Можно выбрать флейту: она считается отличным инструментом для начинающих музыкантов. Флейте характерна не очень сложная техника игры. Помимо этого, благодаря флейте можно научиться правильно дышать, увеличить объём легких, развить мелкую моторику рук. Игра на флейте полезна для здоровья , помогает избавиться от аллергии и бронхиальной астмы.
Для мальчиков (как для гиперактивных, так и для нерешительных) хорошо подойдут ударные инструменты: одним они помогут справиться с переизбытком энергии, другим - помогут побороть застенчивость.
Гитару обычно выбирают не с раннего возраста, а когда ребёнок подрастет, и будет уверенно держать инструмент. Гитара всегда была престижным инструментом, «статусным», с помощью которого легко повысить авторитет ребёнка в глазах сверстников.
Подходите грамотно, осознанно к выбору музыкального инструмента для ребёнка, поддерживайте его в начинаниях, не критикуйте - и тогда вы сможете превратить занятия музыкой в удовольствие.
Смысл музыкального развития ребёнка в том, чтобы научить ребёнка чувствовать и понимать музыку, ощущать её красоту, а вместе с тем - красоту окружающего мира. Живя в атмосфере музыки, ребёнок развивается разносторонне: у него повышается познавательная активность, совершенствуется интеллект и эмоциональная сфера. Музыка - прекрасный способ самовыражения и проявления творческого начала. Не забывайте о музыкальном развитии ребёнка - так вы принесёте ему положительные эмоции и сделаете его счастливым.