Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»
г. Коряжма, Архангельская область
Конспект НОД познание
в средней группе
Тема: «Птичий мир»
подготовила
Шевелева Наталья Витальевна
воспитатель
Коряжма, 2017
Задачи: 1) Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни; о мире растений: деревьях (дуб, берёза), кустарниках и их различии.2) стимулировать проявление речевой активности. 3) Поощрять интерес к свойствам и назначению предметов.4) Развивать фонематическое восприятие.
Материал: шапочка с изображением вороны или сороки (на каждого ребёнка; модели птиц – сорока, ворона, снегирь синица; модель дерева. Различный корм для птиц; сало, рябина, семечки. Кормушка для воробьёв; картинки с изображением различных птиц (снегирь синица, воробей, всего 10 штук); картинки с изображением различных деревьев: осина, ива, дуб (5 штук), берёза (5 штук), ель, сосна, картинки с изоброжением орешника. Мягкие модули, мелкие предметы (кубики, резиновые кольца).
Воспитатель: ребята сегодня мы с вами сочиним сказку и сами будем участвовать в ней как главные персонажи. А сказка будет называться «Птичий мир». Жили-были две интересные птички. Отгадайте, кто они:
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Дети: ворона.
Воспитатель: ребята, представьте, что вы вороны. Покажите на себе, где у вороны серая окраска? (дети показывают – проводят руками от шеи по груди, животу и бокам.
Воспитатель: ребятки-воронятки, помашите крыльями, какого они цвета? Дети машут руками, поднимают и опускают плечи и говорят: «Чёрные».
Воспитатель: как кричит ворона?
Дети: кар!
Воспитатель:
А вторая птица,
Как снег бела,
Как сажа черна,
Люблю всем в лесу рассказать,
Рассказать как живу.
Дети: это сорока.
Воспитатель: дети, покажите, где у сороки белые пёрышки? Дети проводят руками от шеи по груди, животу и бокам.
Воспитатель: помашите крылышками, какого они цвета? Дети машут руками, поднимают и опускают плечи.
Воспитатель: давайте покажем, как могут ходить эти птицы.
Дети имитируют движения: ходьба обычная на носочках, с высоким подниманием колен.
Воспитатель: дети давайте разделимся на группы – кто-то будет воронами, а кто-то сороками. Дети надевайте шапочки.
Воспитатель: эти птички приглашали в гости к себе разных птиц
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком,
Вертушке на месте
Никак не сидится
Всё хвалиться
Жёлтым своим сюртуком
И шапочкой модной гордиться.
Дети: это синица.
Воспитатель: найдите, эту птицу на нашем дереве (дети подходят к дереву и ищут синцу, указывают на неё). Покажите, что у неё жёлтого цвета.
Дети гладят себя по животам.
Воспитатель: а где у синички синий цвет (дети поднимают руки над головой, замыкают в замок и выполняют движения руками над головой взад – вперёд, изображая шапочку синички). Погладьте себя по щёчкам, какого они цвета у синички?
Дети: гладят себя по точкам: «Белые!»
Воспитатель: очень любили они, когда к ним в гости прилетал…
К нам зимой он в гости прилетает,
Красной грудкой щеголяет.
Дети: это снегирь.
Воспитатель: дети, найдите снегиря на ветке (дети находят снегиря). Как можно его узнать?
Дети: у него красный животик (гладят себя руками по животу).
Воспитатель: дети, если бы вы были синичками, как бы вели себя на ветке?
Ребята, эту птицу называют лесным акробатом (дети имитируют движения – повороты головы, туловища в стороны; прыжки – ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперёд, другая назад); обе руки вверх и покачивание вперёд – назад; одна рука вверх, другая вниз и покачивание.
Воспитатель: ребята, а если бы вы были снегирями, как бы вы вели себя на дереве (дети имитируют движения: исходное положение в приседе, достают руками до пола и медленно поворачивают головы влево – вправо). Дети, покажите. Что особенного в полёте снегиря (дети показывают волнообразный полёт снегиря). Ребята, как вы думаете, в какое время года прилетает к нам снегирь?
Дети: снегирь прилетает к нам зимой.
Воспитатель: вот у нас сейчас зима. Давайте покормим наших друзей (дети подходят к столу, выбирают корм для синицы и снегиря. Относят угощение к соответствующей птице).
Воспитатель: всех гостей угостили сорока и ворона, а когда гости стали улетать забрались на деревья и долго махали крыльями (дети поднимают руки в стороны, вверх, вперёд (одновременно, поочерёдно).
Воспитатель: дети, а вы знаете на какие деревья они сели? Сорока села на дерево с толстым корявым стволом и ветками. Как называется это дерево?
Дети: это дуб (находят его среди предложенных картинок и ставят картинки вдоль стены).
Воспитатель: а ворона села на берёзу. Найдите это дерево (дети находят берёзу из предложенных картинок и ставят картину вдоль стены). А теперь снимите шапочки и разместите сорок около дуба, а ворон около берёз (дети снимают шапочки и кладут рядом с дубом, а шапочки ворон рядом с берёзой).
Воспитатель: рядом с дубом и берёзой росло вот такое растение (кустарник). Дети, чем отличаются деревья от кустарников?
Дети: у дерева ствол толстый, а у куста ветки.
Воспитатель: давайте изобразим дерево в безветренную погоду (дети изображают – ноги прямо, руки вверх). А если подул ветер – веточки гнуться.
Воспитатель: изобразите кустарник в безветренную погоду (дети стоят прямо, руки в стороны. Дует ветер – кустики качаются вперёд, назад).
Воспитатель: сорока и ворона проводили своих гостей, а сами легли на деревья в свои гнёзда спать. А наша сказка – путешествие закончилась. Вы помните, о каких птицах мы сегодня говорили? Я предлагаю каждому из вас побыть той птичкой, которая ему больше всего понравилась. А по вашим движениям попробую отгадать птичку в которую вы превратились (звучит музыка).
Список использованной литературы
Рунова М.А, Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движения. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 112 с.
Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ / Под редакцией С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М: Издательский центр «Академия» 2007.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно-метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.
Голицина Н.С. конспекты комплексно-тематических занятий подготовительная группа. Интегрированный подход. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2016. – 568 с.
Цель: Закрепление представлений детей о профессиях: продавец, повар, доктор, строитель.
Задачи:
Материал и оборудование:
Предварительная работа:
Ребята, посмотрите, почтальон принес вам письмо! А оно пришло из Города профессий. Хотите узнать, о чем говорится в письме?
— Да.
— Сейчас я открою и прочитаю вам. Слушайте внимательно.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители города профессий. Злая колдунья заколдовала нас и перепутала предметы, которые нужны для работы людям разных профессий. Чтобы расколдовать нас, нужно выполнить непростые задания: разгадать загадки, разложить все предметы. Мы надеемся на вашу помощь. Помочь вам попасть в наш город смогут волшебные следы».
(На полу лежат следы из бумаги.)
— Ребята, как нам быть? Что мы можем сделать?
— Помочь жителям города.
— Как вы думаете, ребята, сможете вы справиться с заданиями колдуньи и расколдовать жителей города профессий?
— Да.
— Тогда отправляемся в путь. Помните, что нам поможет добраться в город?
— Это волшебные следы.
— Давайте их поищем.
(Дети находят на полу следы и по ним отправляются в путь)
— Ребята, посмотрите, вот мы с вами и попали в город профессий, но что – то никого не видно. А помните, что было написано в письме?
— Злая колдунья заколдовала всех жителей.
— Правильно. Нам нужно выполнить задания, чтобы их расколдовать.
Посмотрите, здесь лежит записка.
«Чтобы расколдовать жителей, отгадайте мои загадки»
— Слушайте, ребята первую загадку:
— Если вы придёте в магазин,
то конечно, встретитесь там с ним.
Кто продаст вам хлеб и молоко,
посчитает денежки легко?
Кто продаст вас вкусный леденец? –
Вежливый знакомый … (продавец).
— Как вы думаете, кто это?
— Продавец.
— Если вы угадали, то на экране появится картинка.
(На слайде появляется фото продавца)
— Да правильно, молодцы.
— А что делает продавец?
— Продает
— Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит,
Кто болен — он капли предложит принять
Тому, кто здоров – разрешит погулять.
(доктор)
— Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
(повар)
— Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
(строитель)
— Молодцы, ребята, разгадали все загадки, но это еще не все. Помните, о чем еще говорилось в письме?
— Колдунья перепутала все их рабочие инструменты.
— Правильно. Но прежде, чем выполнить задание, давайте с вами немного отдохнем.
Встаньте в круг и повторяйте за мной:
Много профессий на свете у нас!
Руки на поясе – повороты туловища
вправо- влево.
О них поговорим сейчас:
Развести руки в стороны.
Вот швея рубашки шьет,
Движения воображаемой иглой.
Повар варит нам компот,
«Мешаем» поварешкой.
Самолет ведет пилот –
Руки – в стороны,
На посадку и на взлет.
Опускают их вниз, поднимают вверх.
Доктор ставит нам уколы,
Скрестить указательные пальцы над
головой.
И охранник есть у школы.
Руки – согнуты в локтях «силовой жест»
Каменщик кладет кирпич,
Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.
А охотник ловит дичь
Делают бинокль из пальчиков.
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец.
Загибают пальцы, перечисляя професси
Чтоб профессии иметь,
Разгибаем пальцы.
Надо много знать, уметь
Повороты кистями (тыльная сторона ладошки).
(Дети выполняют движения по тексту)
— Отдохнули? Давайте, подойдем к столу.
— Посмотрите, здесь на столе лежат карточки с изображением разных предметов, нужных для работы. Все они перепутаны. Встаньте парами и помогите разобрать эти карточки.
— первая пара ищет карточки с предметами для врача;
— вторая для продавца;
— третья для строителя;
— четвертая для повара;
(Дети самостоятельно выполняют задание)
— Ребята, как думаете, вы правильно выполнили задание?
— Да.
— Давайте проверим.
(Дети одной пары проверяют карточки другой пары)
— Молодцы, ребята. Выполнили и это задание. Давайте сложим все в коробку.
Под коробкой воспитатель находит еще одну картинку.
— Ребята, посмотрите, а это кто?
— Художник.
— А что делает художник?
— Рисует картины.
— Что нужно ему для работы?
— Кисти, краски.
— Посмотрите, люди разных профессий благодарят вас, они довольны. (На слайде появляются все 4 картинки) Они предлагают вам поиграть. Здесь лежит красивый мяч.
— Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть инструмент, а вы будете отвечать людям, какой профессии он нужен. (Проводится игра «Угадай, кому нужен инструмент»)
— Шприц. (доктор)
— Кастрюля. (повар)
— Руль и т.д.(шофер) и т.д.
— Молодцы, ребята. Понравилось вам в городе профессий?
— А что вам больше всего понравилось делать?
— А скажите мне, для чего вы все это делали?
— А как вы думаете, вы им помогли?
— Я думаю, что они благодарят вас за помощь. Молодцы! А повар испек для вас вкусное печенье.
(Воспитатель отдает детям сухарницу с печеньем.)
— А сейчас нам пора возвращаться назад в детский сад.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе, в области «Познание», по теме: «Свойства предметов»
Подготовила воспитатель: Каневская Е.А.
Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей о свойствах предметов.
Развивать познавательный интерес, речь, мышление, внимание, через предложенную игровую ситуацию.
Воспитывать любовь к природе, животным и бережное отношение к ним.
Материал: скомканная бумага, камни, железные и деревянные предметы, перемешанная крупа, чемоданчик исследователя, пакеты с картинками для мусора, мыло, пластмассовые бутылочки, стаканчики, ситечки, символы защищающие природу, карточки правил поведения в природе, палочки от мыльных пузырей, игрушки муравья, птиц, лесных зверей, поддон с водой, поддон с острыми железными предметами(гайки, кнопки, гвозди), пластмассовая елка, большое комнатное растение (дерево), бумажная кормушка, памятные знаки «Защитники природы».
Мотивация детской деятельности:
Ребята, я приглашаю вас в весенний лес. Посмотрим, какие изменения произошли в лесу с приходом весны. Прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
В наше путешествие возьмем чемоданчик исследователя.
Одеваем шапки, куртки, обуваем сапожки и отправляемся в путь. (дети имитируют одевание)
Ход мероприятия:
При входе в лес, перед детьми открывается панорама грязной поляны.
Посмотрите, кто-то отдыхал в лесу и оставил мусор. Кое-где еще лежит снег, но через проталины видно много мусора.
Но ведь мусор представляет опасность для природы и лесных жителей.
Давайте наведем здесь порядок
На каждом пакете картинка: камни в один пакет, деревянные предметы в другой пакет и т.д.
Камни собирают Маша и Миша, бумагу- Ксюша и Женя, деревянные предметы- Денис и Никита.
А вот проталина с острыми предметами. Как же мы их быстро соберем? Тут нам пригодится наш чемоданчик исследователя.
Чем мы можем собрать эти предметы? Почему?
Возьмите по магниту и соберите железные предметы в пакет.
Молодцы, все предметы собрали. Когда будем выходить из леса, заберем мусор с собой.
А я возьму образцы предметов с сбой, думаю, они нам пригодятся в пути.
(1 дощечку, 1 камень, 1 лист бумаги, баночку с крупой (рис, гречка), смешанные манка с пшеном)
Ребята, а почему мы быстро собрали острые предметы? (магнит притягивает железо)
(следующая ситуация)
Дети встречают муравья.
Муравей хочет переправиться на другой берег озера (поддон с водой)
Как же мы его переправим?
Нам поможет наш чемоданчик.
(Воспитатель показывает стаканчик с предметами: камень, бумага, дерево, железо)
Может это поможет? (воспитатель показывает гвоздь)
Дети: Нет, железо тонет, оно тяжелое.
А может это? (бумага намокнет и порвется)
Может на камне переправим? (тяжелый, утонет)
Посадим на деревянную дощечку. (сажают)
Давайте сделаем муравью попутный ветер, подуем.
Почему мы именно деревянную дощечку выбрали? (дерево легкий предмет, плавает на воде, а тяжелый тонет)
В весеннем лесу еще холодно, лежит снег, птицам тяжело добывать себе корм.
Давайте их покормим. Опять нам поможет наш чемоданчик.
Чем же мы их можем покормить? Птички любят пшено.
Но у нас вся крупа перемешана, если мы ее будем перебирать, будет очень долго.
Какие нам предметы могут помочь? (ситечки)
Берите по ситечку и просеивайте крупу в мисочку.
А теперь посыпьте пшено в кормушку.
Молодцы, покормили птиц.
А почему нам удалось так быстро просеять крупу? (манка мелкая крупа, она просеялась через дырочки ситечка, а пшено покрупней, осталось в ситечке)
Под елочкой сидят грустные животные.
Чем же мы можем им помочь? (дети высказываются)
Давайте рассмотрим предметы в чемоданчике.
В чемоданчике есть мыло, а с помощью него мы можем придумать интересное, веселое занятие? (мыльные пузыри)
А как же нам приготовить жидкость для мыльных пузырей?
Надо налить в мисочку воды, добавить жидкого мыла и размешать палочкой.
Готовьте мыльную жидкость. (самостоятельная деятельность детей)
Приготовили? Пускайте мыльные пузыри.
Молодцы, развеселили зверюшек.
Что надо для того, чтобы приготовить мыльные пузыри? (жидкое мыло и вода)
Чтобы получить жидкое мыло, что надо сделать? (мыло замочить в воде)
А какие свойства имеет вода? (растворяет вещества, приобретает разный цвет, форму, запах)
Молодцы! Сколько добрых дел сделали.
Материалы, которые мы взяли с собой в начале путешествия нам пригодились.
Предметы все разные, но у них есть общие свойства.
Какие? (предметы имеют форму, цвет, вес, издают звуки)
Любой мусор можно использовать.
Нам пора возвращаться в детский сад. (дети идут обратно)
Вот и мусор который мы с вами собрали, заберем его с собой.
Выходим из леса. Вот мы и в группе, положите пакеты с мусором в ведро.
Снимайте теплые вещи.
Обобщающий вывод:
Мы сегодня совершили путешествие в весенний лес.
Помогли природе и лесным жителям и на память о нашем путешествии, я хочу раздать вам памятные знаки «Защитники природы».
Место проведения: групповая комната.
Программное содержание: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Учить детей использовать соответствующие правила зрительных образов – экологических знаков. Познакомить с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Развивать мотивационную сферу экологической деятельности.
Словарная работа: водоём, эко – дом, костровище, газон.
Оборудование: доска – мольберт; костюм «экологического светофора» на взрослого, костюм «гнома», магнитофон, фонограмма; полумаски на каждого ребёнка с изображением растительного и животного мира (берёзка, гриб, ромашка, сорока, бабочка, лягушка, и т.д.).
Демонстрационный материал: экологические знаки; в мешке: мяч, зажигалка, рабочие рукавицы, ведро пластмассовое, магнитофон, гвозди, молоток, хлебные крошки; методическое пособие «Обучаем, играя» с комплектом картинок.
Раздаточный материал: по три круга зелёного, красного, жёлтого цвета – сигналы светофора.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: подбор материала, музыкального сопровождения, написание конспекта, изготовление пособия «Обучаем, играя», подготовка персонажа – гнома.
Предварительная работа с детьми: беседы на экологические темы, дидактические игры: «Прими мудрое решение», «Ненужные вещи из ненужного мусора», «Экологическая цепочка»; рассматривание экологических знаков, занятие «Позаботимся о чистоте леса», беседа ко Дню защиты окружающей среды (5 июня), разучивание стихов, рассматривание сюжетных картинок об окружающей природной и городской среде.
Индивидуальная работа: 2 часть – помочь Мише, Жене объяснить значение сигналов экологического светофора; 4 часть – во время работы у мольберта с Никитой, Сашей.
Методические приёмы: игровой, постановка проблемы, чтение стихов, вопросы, поощрения, объяснение, музыкальное сопровождение, работа у мольберта, игровой анализ.
Структура занятия:
1. Знакомство с экологическим светофором – постановка проблемы – 3 минуты.
2. Игра «Какие вещи нужны в лесу?» - 7 минут.
3. Знакомство с эко – знаками, чтение стихов – 5 минут.
4. Д/игра «Посвети нам солнышко» - 5 минут.
5. Анализ, чтение стихотворения «Живой букварь» - 3 минуты.
Ход занятия:
Вбегает гном (взрослый).
Гном : - Тс-с! Тихо! Слышите? Кто – то идёт по лесной тропинке! И не один человек, а целая группа людей, я уже слышу их голоса. Кажется это дети. Скорее! Скорее сообщить лесным жителям, объявить тревогу! Скорее! Скорее! (Убегает и сталкивается с экологическим светофором – воспитателем.)
Светофор: - Стойте! Вы распугаете весь лес! Что случилось?
Гном: - сюда…Сюда по тропе…движется группа детей. Они шумят и мусорят. В прошлый раз такая же группа детей разожгла огромный костёр и выгорела вся поляна, они растоптали муравейник!
Светофор : - Успокойтесь! Не надо объявлять тревогу! Эти дети хотят подружиться. Я – экологический светофор и мои друзья – экологические знаки поможем ребятам научиться выполнять экологические правила и путешествовать так, чтобы не причинять вреда ни животным, ни растениям. Ни другим людям, ни самим себе. Так что гном встречай добрых гостей.
(Гном подбегает к детям и приглашает их в лес – группу; дети заходят, на голове полумаски – муравей, бабочка, ромашка, берёзка, грибы и т.д.; гном приглашает детей, читает стихотворение.)
Гном:
Рады мы всегда друзьям,
Приглашаем в гости к нам
Все, кто хочет твёрдо знать
Как природу охранять,
Как в лесу себя вести,
Чтоб вреда не принести
Ни себе самому,
Ни деревьям, ни цветку,
Ни лягушкам, ни лисицам,
Ни кузнечикам, ни птицам
Ведь в любое время года
Ждёт помощников природа!
Светофор:
Кто не знает до сих пор:
Я – зелёный светофор,
Службу я свою несу!
Всем зажгу зелёный свет
Кто даст правильный ответ.
Гном : - Уважаемый светофор! Прежде чем мы предложим ребятам ваши задания, покажите, пожалуйста, как вы работаете?
Светофор: - Каждый мой сигнал означает почти то же самое, что и на проезжей части:
Красный цвет – природе вред!
Жёлтый – осторожно!
Свет зелёный – как красиво!
– Скажет лес тебе «спасибо!»
Запомнили? Теперь проверим.
Светофор: - Красный свет?
Дети: - Природе вред! Это означает, что красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Светофор: - Жёлтый свет?
Дети : - Осторожно! Это значит, что человек должен соблюдать правила, чтобы не причинять вреда природе и самому себе, быть внимательным.
Светофор: - Зелёный свет?
Дети: - Так красиво! Скажет лес тебе: «Спасибо!». Зелёный зажигается, когда не причиняют вреда природе и делают для леса добрые дела.
Светофор: - Молодцы, ребята! Я приготовил такие же сигналы светофора и для вас, пойдёмте, посмотрим.
(Дети рассаживаются за столы, перед каждым круги жёлтого, красного, зелёного цвета.)
Светофор: - Шёл я по лесу и нашёл много разных вещей. Помогите мне разобраться: с чем можно играть, а с чем нельзя идти в лес (достаёт из мешка поочерёдно предметы). Зажигалка, зачем её принесли?
Дети: - Мы думаем, чтобы развести костёр, испечь картошку, погреться около костра…
Светофор: - Пропустим эту вещь?
Дети: - (поднимают красный кружок) от костра может загореться лес, на том месте. Где горел костёр, очень долго не будет расти деревья и трава. Разжигать костёр можно только в специальных местах.
Светофор: - А вот рабочие рукавицы, для чего они?
Дети : - Может для того, чтобы наломать еловых веток для постройки шалаша или собрать мусор на поляне (поднимают жёлтый кружок).
Светофор: - Правильно, нужно знать правильное назначение рукавиц, ломать еловые ветки или собирать мусор?
Дети : - Рукавицы нужны для того, чтобы собирать мусор.
Светофор: - Пластмассовое ведро? А оно для чего?
Дети: - Чтобы полить кустики, которые посадили недавно, мусор собрать в ведро (поднимают зелёный кружок).
Светофор: - А это мяч.
Дети : - Мяч пригодится для игры в волейбол или футбол (поднимают жёлтый сигнал).
Светофор: - Почему жёлтый?
Дети : - Можно играть с мячом на открытой поляне, чтобы не сломать ветки деревьев.
Светофор: - Вот это да! Магнитофон!
Дети: - Его принесли для того, чтобы музыку послушать (поднимают красный сигнал).
Светофор: - Почему красный?
Дети: - Потому что от громкой музыки могут напугаться звери и птицы, птенец вывалится из гнезда.
Светофор: - Белый раскрошенный хлеб?
Дети: - Это для птиц (поднимают зелёный сигнал).
Светофор: - Ну что же, молодцы, знаете что можно, а что нельзя брать с собой в лес. Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Бабочка»:
Спал цветок и вдруг проснулся – плавное движение рук вверх, посмотреть на пальцы
Больше спать не захотел – руки вниз
Шевельнулся, потянулся – присед, встать
Взвился вверх и полетел – руки вверх, махи руками
Солнце утром лишь проснётся – руки вверх
Бабочка кружит и вьётся – кружение.
Светофор: - Молодцы, дети! Вижу, любите вы природу, пытаетесь заботиться о ней. Как вести себя в лесу, в городе, на улице, что можно делать, а чего нельзя вам помогут усвоить экологические знаки (эко – знаки). Помогите разобраться, что они означают?
Ребёнок :
«Поступай в природе так,
Как подскажет эко – знак!
Может, ты уже заметил, чем похожи знаки эти?
Перечёркнут круг – запрет
Причинять природе вред!
Треугольник ярко – красный –
Будь внимателен! Опасно!
Скажет голубой квадрат:
Лес твоим поступкам рад!
Эко – знаков очень много
Никогда их не забудь,
Пусть они тебе помогут
Безопасный выбрать путь.
(Светофор показывает эко – знаки, дети объясняют, что они обозначают.)
Дети: - 1 . «Костровище» - это специальное место, где можно развести костёр, не нанеся вреда природе.
Ребёнок:
Если вы давно в пути
И костёр вам очень нужен,
Надо этот знак найти,
Чтобы приготовить ужин.
Дети: - 2 . «Разжигать костёр запрещено» - здесь нельзя разжигать костёр, может получиться пожар.
Дети: - 3 . «Запрещено топтать грибы и цветы» - цветы, грибы погибнут.
Дети: - 4. «Нельзя рубить деревья» - после срубленного дерева останется только пенёк.
Дети: - 5 . «Нельзя ловить бабочек» - они погибнут.
Дети: - 6 . «Птичья столовая» - место, где можно кормить птиц. Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц».
Ребёнок : Этот знак прочитает любой
Он очень важен морозной зимой.
Мимо, пожалуйста, не проходи:
В этой «столовой» птиц покорми»!
Дети: - 7. «Загрязнённый водоём» - купаться нельзя и нельзя ловить рыбу, можно заболеть.
Дети: - 8. «Зелёная аптека» - можно собирать лекарственные травы.
Дети : - 9. «Сбор грибов запрещён» - в этом месте грязно, грибы собирать нельзя, ими можно отравиться.
Ребёнок : Гриб чертою ярко – красной
Перечёркнут не напрасно.
Знак – запрет, и всем нам ясно,
Собирать грибы опасно!
Светофор: - Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в эко – знаках. Вы умеете вести себя в лесу. А можете ли вы вести себя в городе и дома? Давайте поиграем в игру «Посвети нам солнышко». Вот солнышко, а вокруг него кармашки, в которых тоже находятся эко – знаки. Я буду называть знак, а вы его находить и объяснять его значение. Внимательно наблюдайте за солнышком, если оно улыбается – значит, ответ правильный.
Светофор: - «Свалка мусора запрещена».
Дети : - (показывают знак и объясняют) – будет вокруг грязно.
Светофор: - «Высадка растений».
Дети : - (показывают знак и объясняют) это знак призывает всех «Посади дерево».
Светофор: - «Эко – дом».
Дети : - Этот знак обозначает, что в этом доме чистые подъезды.
Светофор: - «Нельзя топтать газон».
Дети : - Этот знак призывает «Обойди!»
Светофор: - «Не пей сырую воду».
Дети: - В сырой воде много микробов, можно заболеть.
Светофор: - «Береги воду».
Дети : - Не оставляй открытым кран.
Ребёнок :
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря,
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…
Светофор: - «Полей цветы».
Дети : - Не забывай о своих цветах, проверяй в порядке ли они.
Светофор: - «Мой овощи и фрукты».
Дети : - Немытые они могут оказаться причиной беды.
Светофор: - «Выключи свет».
Дети : - Когда все уходят, не следует оставлять выключенным свет в комнатах.
Светофор: - Какие вы все молодцы! Помогли мне разобраться в эко – законах. Теперь я уверен, что вы правильно будете вести себя в природе, в городе и дома.
Светофор:
- «Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю –
По живому букварю:
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой,
Обучает жить в труде
И по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учит крепкой дружбе.
Светофор: - С какими знаками вы сегодня познакомились? Какие они? Для чего нужны?
Гузелия Ахметгареева
Конспект НОД «Познание. ФЭМП» в средней группе тема: Поможем Машеньке»
Конспект НОД
Образовательная область
«Познание . Формирование элементарных математических представлений » в средней группе
Тема : Поможем Машеньке
Образовательная область
«Познание . Формирование элементарных математических представлений »
Интеграция образовательных областей :
Коммуникация»
Социализация
Безопасность
Физическая культура
Чтение художественной литературы
Цель :
Активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей. посредством включения воспитанников в разнообразные виды деятельности в условиях интеграции образовательных областей «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» , Безопасность», «Физическая культура» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» .
Задачи :
Образовательная
Правильно отвечать на вопросы сколько?
Совершенствовать навыки счёта в пределах 5.
Продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.
Упражнять детей в различении геометрических фигур : круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Закреплять понятия «длинный» , «короткий» .
Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.
Упражнять в умении рисовать по точкам, название геометрических фигур.
Упражнять в ходьбе с высоким подниманием колен и перешагивание через предметы.
Развивающая
Развивать познавательный интерес , активность, фантазию, творческое начало.
Развивать мышление и внимание
Воспитательная
Приучать выслушивать задание педагога, действовать в точном соответствии с ним.
Воспитывать готовность приходить на помощь к тому , кто в ней нуждается, отзывчивость, доброту.
Пособия,оборудование, раздаточный материал :
Картинка «Яблоня» , «Печка» , «Речка» , медведь, заяц, волк, лиса
корзинка с грибами, ягодами.
Таблица «Длинный - короткий» , круги разного диаметра (на каждого ребёнка) .
Таблица «Закончи картинку» , набор геометрических фигур (на каждого ребёнка) .
Таблица «Что нарисовано?» (на каждого ребёнка) .
Простые карандаши на каждого ребенка, пособие для дыхательного упражнения «пушинка» .
Практические
Наглядные
Словесные
Приёмы :
Игровая мотивация
Показ и рассматривание иллюстраций.
Художественное слово- загадки
Логические задания и упражнения
Рисование по точкам
Активизация словаря :
Длинная, короткая, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник
СТРУКТУРА НОД :
1. Сообщение темы и организация детей
2. Рассказ сказки
3. Задание с корзинкой
4. Дыхательное упражнение «Ветерок»
5. Встреча с Яблоней- упражнение «Длинный - короткий» ,
6. Встреча с Печкой- упражнение «Что нарисовано?»
7. Встреча с Речкой- упражнение «Закончи картинку» ,
8. Встреча с Бабой-ягой Игра «Загадки и отгадки»
9. Рефлексия Подведение итогов, анализ.
Формы организации совместной деятельности :
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Ходьба с высоким подниманием колен и перешагивание через пред-меты.
Игровая Игровая ситуация
Познавательно -исследовательская Создание и решение проблемных ситуаций, решение логических задач
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, словесные игры, вопросы
Чтение художественной литературы Чтение загадок
Организация занятия. Дети стоят полукругом.
Воспитатель : Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (ЗДРАВСТВУЙТЕ,
Воспитатель : А теперь улыбнитесь гостям и друг другу, у нас сегодня прекрасное настроение, я рада видеть всех вас.
Воспитатель : Ребята, а хотите послушать интересную сказку? (звучит мелодия)
В одной деревне жила-была семья : мама, папа, девочка Маша и ее брат Ваня.
Однажды родители уехали в город и велели сестре приглядывать за младшим братом. Маша не послушалась родителей, оставила брата одного дома, а сама ушла с подружками гулять в лес.
В лесу она набрала полную корзинку грибов и ягод.
Показываю корзинку (корзинка с грибами, ягодами) .
Ребята, давайте посчитаем, сколько грибов и ягод собрала Маша.
Вынимаю из корзинки отдельно грибы, отдельно ягоды.
Ребята, сколько грибов собрала Маша? (МАША СОБРАЛА ТРИ ГРИБА)
Сколько ягод собрала Маша? (МАША СОБРАЛА ДВЕ ЯГОДЫ)
Чего Маша собрала больше? (МАША СОБРАЛА БОЛЬШЕ ГРИБОВ) .
На сколько грибов больше чем ягод? (ГРИБОВ БОЛЬШЕ ЧЕМ ЯГОД НА ОДИН)
Сколько всего грибов и ягод вместе? (ВСЕГО МАША СОБРАЛА ГРИБОВ И ЯГОД ПЯТЬ. _
Дыхательное упражнение «Ветерок»
Встаньте ребятки (раздаю «пушинки» для выполнения упражнения)
В руках «пушинки» , ноги слегка расставлены, вдох носом, выдох ртом на «пушинку» .
Повторить 3-4 раза.
Стала Машеньке прохладно , забежала она в дом, и увидела, что брата дома нет. Она стала его искать и добрые люди сказали Маше , что её брата унесли гуси-лебеди к Бабе-Яге. Маше ничего не оставалось, как идти искать брата.
Воспитатель : Долго шла Маша, пока не увидела яблоню.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди унесли моего братца?
Были у меня шарики, да отвязались и улетели. Одни верёвочки остались. К длинным верёвочкам были привязаны большие шарики, а к коротким – маленькие. Привяжите, пожалуйста, шарики каждый к своей верёвочке. Ребятки, поможем Машеньке выполнить задание ? (ПОМОЖЕМ ) .
Давайте подойдем к столам, и посмотрим на задание. Будьте внимательны, какие шарики нужно привязать к длинной веревочке (БОЛЬШИЕ, а маленький шарик нужно привязать к какой верёвочке (К КОРОТКОЙ) (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
У детей на столах листы бумаги с нарисованными верёвочками и круги разного диаметра.
Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание и яблоня сказала, что гуси-лебеди полетели в сторону поля.
Печка, печка, подскажи, куда гуси-лебеди моего братца понесли?
Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.
Ребята, переверните листочки и скажите что там изображено? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
А чтобы точно узнать, вы должны соединить все точки друг с другом. (дети выполняют упражнение)
У каждого из вас получилась какая-то геометрическая фигура, скажите, какие фигуры у вас получились. (КВАДРАТ, КРУГ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛЬ-НИК)
Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Печка сказала, что гуси-лебеди полетели в сторону реки.
Воспитатель : Маша побежала к речке.
Речка, речка, подскажи, куда гуси-лебеди моего братца понесли?
Я подскажу тебе, если ты правильно выполнишь задание.
На столе у детей листы бумаги для индивидуальной работы и тарелочки с геометрическими фигурами
Задание : у вас на листочках нарисованы фигуры. Из тарелочки необходимо выбрать фигуру и приложить её к нарисованной так, чтобы получился другой предмет.
Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Дом Бабы-Яги находится на другом моём берегу
Воспитатель : Ребятки, а вот и мостик через речку, давайте перейдём на другой берег,
Пройти нужно по мостику с высоким подниманием колен и перешагивание через кубики, чтобы их не задеть.
Не забывайте, мостик старенький, нужно идти тихонько, не толкаясь, друг за другом. Ну вот и все перешли мостик, молодцы.
Воспитатель : Пришла Маша к дому Бабы-Яги.
Баба-Яга! Отдай моего братца.
Хорошо, но сначала выполни моё задание.
Отгадай мои загадки
Игра «Загадки и отгадки»
-«Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос» (МЕДВЕДЬ)
-«Серый, зубастый, по лесам рыщет. Кого съесть ищет.» (ВОЛК)
-«Не барашек и не кот, носит шубку круглый год, Шубка серая -для лета, для зимы -другого цвета» (ЗАЯЦ)
-«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт» (ЛИСА)
(когда отгадают загадку, выставить соответствующую картинку)
А как можно назвать всех этих животных одним словом? (ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ)
Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание. Баба-яга отдала Маше брата , и Маша с Ваней вернулись домой. Больше Маша никогда не оставляла братика одного дома.
Воспитатель : Где мы с вами ребята были? В сказке? (ДА)
Кому мы помогали ? (ДЕВОЧКЕ МАШЕНЬКЕ )
Как мы помогали Машеньке ? (ВЫПОЛНЯЛИ ЗАДАНИЕ- обобщить ответы детей)
Мы помогли Маше справится с заданиями? (ДА, ПОМОГЛИ ,
А какое задание было самым трудным (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,
А какое задание было самым легким (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) .
Молодцы! Я рада, что вы добрые и отзывчивые ребята. Наша сказка закончилась!