Лузия Санжапова
Цель : Формировать у детей интерес к познанию.
Программные задачи :
1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. Закреплять умение различать один и много предметов, закреплять знания геометрических фигур
3. Формировать представления о цвете, форме, величине.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету , форме, величине.
5. Побуждать детей к называнию предметов.
6. Развивать у детей внимание, мыслительные операции : умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
7. Воспитывать самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Словарная работа : большой, маленький, один, много.
Материалы : игрушка-мишка , большие фигуры треугольника, квадрата, круга, набор маленьких фигур (треугольник, квадрат, круг, большие и маленькие мячи, большая и маленькая коробка, шарики.
1. Вводная часть
Воспитатель :
-Ребята , посмотрите как много гостей пришло к нам в группу ! Давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им .
Дети :
Здравствуйте.
В-ль :
Ребята , посмотрите, у нас еще один гость . Кто это (мишка ) . Давайте с ним тоже поздороваемся.
(Дети здороваются с мишкой )
В-ль :
Ребята , мишка говорит , что он пришел к нам в гости не просто так , он принес нам подарок. Но чтобы получить его нам нужно выполнить задания, которые мишка для нас приготовил . Вы согласны, их выполнить?
Дети : Да.
2. Основная часть
В-ль :
Ребята , давайте начнем выполнять задания, которые для нас приготовил мишка , для этого мы с вами сядем на коврик. Посмотрите здесь лежат фигуры. Давайте их назовем. Это что за фигура? (квадрат) Какого он цвета? (Желтого) А это какая фигура? (треугольник, синего цвета) А это? (круг, красного цвета)
В-ль :
Посмотрите, здесь еще фигурки.
Сейчас я вам раздам их, а вы внимательно посмотрите, и найдите домик, который похож на них.
В-ль :
Давайте будем по очереди подходить и ложить фигурку в свой домик. (дети раскладывают фигурки, при этом называют фигуру у них в руках.)
В-ль :
Молодцы, ребята . Все фигуры у себя в домиках. И Мишка очень рад . А теперь давайте немного отдохнем.
3. Физкультминутка : «Медвежата»
медвежата в чаще жили
головой своей крутили
вот так, вот так, (круговые движения головой)
головой своей крутили
медвежата мед искали
дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать
вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
дружно дерево качали
а потом они ходили (ходьба по медвежьи)
и из речки воду пили
вот так, вот так,
и из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
а потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
вот так, вот так,
лапы выше поднимали
В-ль :
Отдохнули? А теперь, давайте дальше выполнять задания мишки . Посмотрите, что здесь у нас лежит? (мячи) Сколько здесь мячиков (Много) А какие они по размеру? (Большие и маленькие) . Правильно. Давайте возьмем по мячику. Никита, сколько у тебя мячей в руке? (один) А у Дарины? (один) И у Матвея один, и у Владика один. Посмотрите ребята , здесь стоят две коробочки, это какая по размеру? (большая) . А эта (маленькая) . Теперь давайте положим мячи по коробкам : в большую-большие мячи, а в маленькую-маленькие.
В-ль : Ребята , Мишка очень любит играть с мячом, у него очень много друзей в лесу и всем мячиков не хватает. Давайте вылепим для Мишки и его друзей красивые разноцветные мячи. (лепка)
В-ль : Молодцы ребята . Мишка очень рад , что вы справились с его заданиями и хочет вам подарить подарки. Посмотрите, что это? (шарики)
(воспитатель раздает шары детям)
В-ль : А теперь мишке нужно идти домой в лес, давайте с ним попрощаемся
(дети прощаются с мишкой )
4. Итог занятия
В-ль :
Ребята , вам понравилось выполнять задания? А какие задания мы выполняли? А подарки вам понравились? Вы так хорошо сегодня работали. Молодцы!
Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна
МБДОУ №83 Г.Нижнекамск б.урманче д.5
воспитатель
Тема: Конспект-занятия " Развитие сенсорики" в ясельной группе
Программное содержание:
1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.
3. Закреплять знание у детей цвета и формы.
4. Развивать воображение, память, образное мышление.
5. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Ход занятия:
1 часть .
Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч.
Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож он на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.)
Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.)
Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики!
Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч.
На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)
2 часть .
На столе разложены предметы, похожие на геометрические фигуры. Спрашиваю детей:
На какие фигуры похожи предметы? (Выслушиваю ответы.)
Предлагаю каждому ребенку выбрать любой предмет и положить его на стол с соответствующей маркировкой (соотнесение по форме).
Уточняю у детей цвет и размер предметов. Пусть обведут пальчиком форму предмета. Прошу проверить, верно ли все ребята разложили предметы.
3 часть . Физкультминутка.
Буратино подтянулся
Раз согнулся
Два согнулся
В лево в право повернулся
И шагнул в перед
(Дети сопровождают слова педагога движениями, соответствующими тексту. Предварительно лучше показать эти движения или выполнять их вместе с воспитателем.)
Предлагаю детям сложить из счетных палочек треугольник и квадрат, большой и маленький. Спрашиваю, для какой фигуры нужно больше палочек.
Из шнурков прошу сделать круг (большой и маленький). Уточняю длину шнурков (длинный, короткий). Пусть ребенок проверит, какой круг получается из длинного шнурка, какой - из короткого.
5 часть . Игра. «Достань из мешочка».
Кладу на стол одну из фигур и предлагаю кому-нибудь из детей найти такую же. Достав на ощупь фигуру из мешочка, ребенок называет ее, потом определяет цвет и размер.
6 часть . Итог занятия.
Сегодня мы научились различать геометрические фигуры, узнали, на что они похожи. И еще - что они бывают разного цвета и размера.
Круг
Ну, конечно, это он:
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
Овал
Мальчик круг руками сжал -
Превратился круг в овал.
Треугольник
В треугольнике видны
Три угла, три стороны.
Наталья Баранова
Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры
СП «Детский сад «Планета детства»
ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево
Консультация на тему :
«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры »
Подготовила :
воспитатель группы «Непоседы»
Баранова Н. А.
учебный год
2. АКТУАЛЬНОСТЬ :
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание . Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры , упражнения для развития восприятия ребёнка , основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопленные представления о форме, цвете и величине предметов.
Современный ФГОС и уровень информации требуют всё больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребёнка. Процессу сенсорного развития внимание уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи) . Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
ЦЕЛЬ :
Развитие и совершенствование у детей ясельного возраста всех видов восприятия , обогащение их чувственного опыта;
Развитие осязательного восприятия , а именно тактильных ощущений малышей;
Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников .
ЗАДАЧИ :
Формировать общие сенсорные способности ;
Обеспечивать постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет, форма и размер и т. д. ;
Получать новые знания, закреплять навыки действия с различными предметами;
Развивать умение общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие .
Занятия по сенсорике , направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том , что оно :
Является основой для интеллектуального развития
Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром
Развивает наблюдательность
Готовит к реальной жизни
Позитивно влияет на эстетическое чувство
Является основой для развития воображения, развивает внимание
Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
На расширение словарного запаса ребенка на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем , воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Функции дидактической игры :
Дидактическая игра используется при решении
задач образовательных областей :
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное»
«Художественно-эстетическое развитие»
Настольные игры : Используется как
наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.
Игры с предметами или игрушками
Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.
13, 14, 15, 16, 17 Фото
18. Словесные игры
Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
19. Игры – забавы
В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей , порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку, "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) и др.
20, 21, фото
22. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей ясельной группы «Непоседы»
«Башня из кубиков» (учить сравнивать несколько предметов по величине меньше, еще меньше и располагать их по убывающей величине);
«Что лежит в мешочке?» (закрепить знание о форме) ;
«Сделаем бусы кукле» (закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку);
«Воздушные шары» (закрепление знания цветов : красный, желтый, зеленый) .
«Игры с прищепками : выкладывание предметов по образцу (солнышко, елочка, ежик) развитие мелкой моторики рук;
«Найди предмет такой же формы» (учить узнавать фигуры) ;
«Сортировка» развивать у детей стереогнастическое восприятие в связи с визуальными представлениями (шары разного цвета) ;
«Прыг- скок по дорожке» закрепление цветов : красный, желтый, зеленый (разноцветный коврик - пазл) ;
Дидактический куб «Домик для каждой фигурки» ;
Шнуровка «Фрукты» ;
Дидактическая игра «Найди маму» ;
Дидактическое пособие «Божья коровка» ;
Мозаика цветная крупная, средняя;
Пазлы мягкие;
Шнуровка «Сыр» ;
Пирамидка цветная большая;
Игра «Ферма» ;
Матрешка деревянная;
Набор кубиков деревянных и объемных тел (цилиндры, бруски, диски) ;
Бассейн с цветными пластмассовыми шариками.
23. Учиться, играя, нам так интересно!
Программное содержание:
Материалы и оборудование :
Фланелеграф. Материал для фланелеграфа: 2 платья белого цвета, одно с зелёным бантом и зелёными пуговицами, другое с жёлтым бантом и жёлтыми пуговицами; кружки жёлтого и зелёного цвета для украшения платьев. Раздаточный материал: платья, карандаши зелёного и жёлтого цвета.
Ход
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. Воспитатель вносит куклу.
– Детки, к нам в гости пришла кукла. Её зовут Маша. Посмотрите, какая она красивая, нарядная.
Давайте с ней поздороваемся: «Чтобы вежливыми быть, надо здравствуй говорить!».
(Дети здороваются с куклой за руку).
Постановка проблемной ситуации. Ввод детей в занятие .
Дети, кукла Маша пришла к нам за помощью. Она купила себе в магазине два платья (показ на фланелеграфе). Но на них совсем нет узоров. Маша хочет, чтобы детки ей украсили платья. Поможем? (Да).
Выполнение заданий на анализ и синтез.
– Посмотрите, какие платья купила Маша. Они одинаковые? (Да) Ответы детей.
— А это? (Пуговички) Ответы детей. А это, что на платье? (Бантик). Ответы детей.
– А у кого-нибудь из вас есть пуговицы на одежде? Найдите и покажите. (Дети осматривают себя). – Скажите, на платьях бантики одинакового цвета? (Нет). Ответы детей.
Закрепление знаний цветов (сенсорика).
– На этом платье бантик зелёного цвета. Какого цвета бантик? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом платье бантик жёлтого цвета. Какого цвета бантик? (Жёлтого). Ответы детей.
– Иди, найди и покажи бантик зелёного цвета. (1-2 человека). Иди, найди и покажи бантик жёлтого цвета. (1-2 человека).
– А пуговички на платьях одинакового цвета? (Нет). – На этом платье пуговички зелёного цвета. Какого цвета пуговички? (Зелёного). Ответы детей.
– А на этом жёлтого цвета пуговички. Иди, покажи жёлтые пуговички? Какого цвета пуговички.
Динамическая пауза «Пляска».
Две резвушки-хохотушки (поворачиваем кисти рук к себе и от себя),
Пляшут танец «Таратушки» (передвигаем руки в указанном направлении),
Пляшут выше, пляшут ниже (руки вверх-вниз).
Ножкой топ, ещё раз топ (топаем),
Пляшут лихо, топ да топ (топаем и хлопаем 3 раза).
Дидактическая игра «Найди платье».
— На одном платье зелёный бантик и зелёные пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
– На другом платье жёлтый бантик и жёлтые пуговички. Иди, покажи, где это платье. (1-2 человека).
Дидактическая игра «Укрась платье».
– А теперь давайте украсим платье для куклы. Посмотрите, украшать мы будем вот такими кружочками. Что это? (Кружочки). (1-2 человека).
– Иди, найди и покажи кружочки зелёного цвета. Какого цвета кружочки? (Зелёного). (1-2 человека). Иди, положи кружочки зелёного цвета на платье с зелёными бантиком и зелёными пуговицами. Кружочки и бантик одинакового цвета? (Да). Какого цвета кружочки? –
— Иди, найди и покажи кружочки жёлтого цвета. Какого цвета кружочки? (Жёлтого). На какое платье ты положишь жёлтые кружочки? (На платье с жёлтым бантиком).
Практическое задание «Соответствие».
– Теперь мы помогли кукле Маше и сделали её платья нарядными. – А теперь пойдем, посмотрим, что у нас на столе. (Платья и карандаши). Посмотрите внимательно на платье, которое у вас в руках и возьмите карандаши такого же цвета, какого бантик и пуговички на платье. А теперь нарисуйте кружочки и украсьте ими платье. (Дети работают с раздаточным материалом).
Подведение итогов. Оценивание.
– Ну, вот все платья разукрасили. Очень красиво. Посмотрите, бантик и кружочки на платьях одинакового цвета? (Оценка работ детей). Кукле Маше очень понравились ваши платья. А теперь ей пора идти домой. Скажем ей «До свидания». А платья вы можете показать своим мамам.
Программное содержание:
1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
2. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.
3. Закреплять знание у детей цвета и формы.
4. Развивать воображение, память, образное мышление.
5. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Ход занятия:
1 часть .
Прошу детей встать в круг. Внутри круга лежит обруч.
Дети, посмотрите, какой большой круг у нас. Похож он на солнышко? А внутри нашего круга-солнышка, что вы видите? (Обруч.)
Похож обруч на солнышко? (Ответы могут быть разными.)
Давайте нашему солнышку сделаем лучики. Возьмитесь правой рукой за обруч, а левую вытяните в сторону. Вот мы какие лучики!
Предлагаю ребятам поиграть в карусель. Они с удовольствием кружатся, взявшись за обруч.
На какую фигуру похож обруч-солнышко? (На круг.)
2 часть .
На столе разложены предметы, похожие на геометрические фигуры. Спрашиваю детей:
На какие фигуры похожи предметы? (Выслушиваю ответы.)
Предлагаю каждому ребенку выбрать любой предмет и положить его на стол с соответствующей маркировкой (соотнесение по форме).
Уточняю у детей цвет и размер предметов. Пусть обведут пальчиком форму предмета. Прошу проверить, верно ли все ребята разложили предметы.
3 часть . Физкультминутка.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама чуть поменьше ростом.
Ну, а сын – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(Дети сопровождают слова педагога движениями, соответствующими тексту. Предварительно лучше показать эти движения или выполнять их вместе с воспитателем.)
Предлагаю детям сложить из счетных палочек треугольник и квадрат, большой и маленький. Спрашиваю, для какой фигуры нужно больше палочек.
Из шнурков прошу сделать круг (большой и маленький). Уточняю длину шнурков (длинный, короткий). Пусть ребенок проверит, какой круг получается из длинного шнурка, какой – из короткого.
5 часть . Игра. «Достань из мешочка».
Кладу на стол одну из фигур и предлагаю кому-нибудь из детей найти такую же. Достав на ощупь фигуру из мешочка, ребенок называет ее, потом определяет цвет и размер.
6 часть . Итог занятия.
Сегодня мы научились различать геометрические фигуры, узнали, на что они похожи. И еще – что они бывают разного цвета и размера.
Круг
Ну, конечно, это он:
Ни конца и ни начала,
Ни углов и ни сторон.
Овал
Мальчик круг руками сжал -
Превратился круг в овал.
Треугольник
В треугольнике видны
Три угла, три стороны.