Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Себастьян Брант
На протяжении всей истории человечества людей всегда беспокоил и волновал один вопрос, который остается актуальным и поныне: как воспитать ребенка?
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос до сих пор пишутся тысячи книг о нравственности, даются рекомендации. Каждый ученый по-разному рассматривает важнейшие аспекты детского воспитания, но у всех у них есть общая точка зрения. Она состоит в том, что самую важную роль в воспитании ребенка играет личность самого родителя. Пример собственного поведения родителей - самый мощный способ воздействия на ребенка. В этом случае, был уверен И.Г.Песталоцци, даже наказание воспринимается ребенком как справедливость.
Определяющим условием развития личности являются отношения, которые складываются во взаимодействии детей и родителей, отражающиеся в семейном укладе. Жизнь взрослых членов семьи накладывает свои отпечатки в сознании детей гораздо раньше, чем они начинают отдавать себе отчет, что у них уже сложились привычки, потребности, вкусы, готовые представления и т. д.
Личный пример родителей имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, уровень самооценки, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.
Благодаря эмоциональной связи любящих и понимающих свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями.
Родители – это зеркало, однако такое зеркало, которое может изменять или сделать себе подобным того, кто смотрит в него или пытается научиться чему-то у него. С первых дней жизни ребенок усваивает социальный опыт, как бы запечатлевая его. Это похоже на фотографию. Увидел – сфотографировал. Окружающий мир, явления и события, поступки людей. Дети, скорее всего, будут поступать не так, как родители учат, а так, как они живут.
По мнению Эрика Бёрна, детский опыт является базовым для формирования жизненного плана или сценария человека.
Отношения с близкими людьми в детский период жизни является источником формирования системы отношений во взрослом возрасте. Глядя на родителей и бессознательно подражая им, ребенок усваивает семейные образцы поведения. Если муж с женой не уважают друг друга, ругаются и кричат, а потом учат ребенка быть вежливым, дают советы как ему нужно жить в его семье, то эти слова сложно воспринять за «правду», т.к. личный пример родителей говорит о другом. Иногда в таких семьях дети не принимают программу родителей, отвергают ее и строят иную семейную стратегию. Значит, их в глубине души не устраивают отношения родителей, эти отношения не пример для них.
Для того, чтобы вы стали для ребенка личным примером, можно взять за основу такой рецепт воспитания: «Основной закон воспитания детей в семье» - взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом и личным примером.
Принять ребенка – это означает любить его за факт его существования, а не за отметку в дневнике. Это безграничная вера в то, что ребенок, которому вы подарили жизнь, оправдает ваши ожидания. Это и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрыть глаза, а в том, чтобы он имел время прочувствовать и осознать совершенное им.
Доступность в рецепте по воспитанию, это очень актуально для нашего 21 века, т. К. мы очень заняты, много работаем, а быть доступным - это значит найти в себе силы, отложить дела, работу и пообщаться с ребенком. Родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком, это не значит читать ему мораль или проверять уроки, быть доступным – это значит прочитать вопрос в глазах ребенка, и ответить ему, доверить ему свои переживания, и помочь пережить ему его. Чтобы наши дети, особенно в подростковом возрасте, не сказали бы что мы живем с родителями в разных измерениях, мы не понимаем друг друга, и не находим времени друг для друга.
Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье, это одобрение, похвала (за что-то), положительная реакция семьи на даже незначительные усилия ребенка, особенно если у него что-то не получается в учебной деятельности.
Огромное значение в жизни ребенка имеет формирование у него ответственности. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними. Мудрость и ответственность состоит в том, чтобы они выполняли все, что обещают. А если по какой-то причине это не произошло, пытаются исправить это. Воспитывать у ребенка ответственность это значит использовать в воспитании метод ограничений, научиться говорить «нет», «нельзя». Нет ничего страшнее в семейном воспитании, когда один родитель говорит «нет», а другой разрешает.
Практически все хотят гордиться своим ребенком. Основой успеха в этом может стать внутренняя гармония каждого из родителей и мир между ними. И если вы хотите научить чему-нибудь своего ребенка, научитесь вначале сами. Если вы, например, не всегда умеете владеть собственными эмоциями, то вам будет тяжело научить этому ребенка. И самое главное, это знать что самое важное в жизни, это интересы ребенка, любовь и забота.
Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания!
Личный пример приобретает воспитательное значение лишь при признании авторитета родителей детьми. В поведении родителей, включая всю отцовскую и материнскую жизнь - работу, мысль, привычки, чувства, стремления, находятся корни авторитета, который должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям.
Толковый словарь Ожегова дает такое определение этому слову:
Авторитет
- 1) общепризнанное значение, влияние, 2) лицо, пользующееся влиянием, признанием. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их достоинства и не превознося его, это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию.
В качестве подсказки предлагается родителям несколько основных принципов воспитания силой личного примера:
Единство слова и дела. Основополагающий принцип – если родители будут требовать от своего ребенка правдивости и честности, а на деле не будут подкреплять эти требования своим поведением, то эффекта от такого внушения не будет. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.
· Разумная любовь и уважение к детям. Самые действенные средства в воспитании – любовь и ласка. С их помощью несложно вызвать в ребенке добрые чувства, воспитать хорошие привычки и приучить к порядку, труду и послушанию.
· Единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других взрослых. Несогласованность и противоречивость сведут на нет все «совместные» усилия по лепке из ребенка «идеала».
Правила (ограничение, требование, запрет) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и не очень резко категорическими. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, очень подвижный ребенок не может 2 часа находиться без движения по родительскому приказу. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
· Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
· Поддержать базисные стремления ребенка (я хороший, я любим, я могу, я – есть!).
Это можно сделать следующими методами:
· никогда не говорим, что «ты плохой», а только «ты плохо сделал»;
· не вмешиваться, когда справляется сам; помогать, если просит;
· поддерживать успехи;
· делиться своими чувствами;
· конструктивно решать конфликты;
· приветливо разговаривать;
Учащиеся в одной из школ предложили свой вариант Кодекса истинного родителя:
Ø Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток времени.
Ø Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут ни себе, ни другим, ни собственному ребенку.
Ø Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
Ø Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в своей семье. Культ спиртных напитков может проявляться в том, что даже в детские праздники родители не могут обойтись без них.
Ø Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно и бережно относятся к своим родителям.
Ø Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с самыми теплыми чувствами.
А. С. Макаренко писал, обращаясь к родителям : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
· Проведите небольшой эксперимент.
Первое тестовое задание.
Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.
РЕБЕНОК УЧИТСЯ ТОМУ,
ЧТО ВИДИТ ОН В СВОЕМ ДОМУ.
ПРИМЕР – РОДИТЕЛИ ЕМУ.
Девиз одного отца
Затрагивая тему воспитания детей, необходимо говорить о целом комплексе факторов, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В первую очередь следует заметить, что родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения ребенка, поведения и его отношения к жизни в целом, являясь для него примером с самого детства. Только появившись на свет, ребенок видит рядом с собой папу и маму, считая их центром вселенной. Он запоминает их голоса, привыкает к их мимике, а позже, став немного взрослее, ребенок начинает подражать родителям, пытаясь быть похожим на отца или мать.
Недаром говорят, что родители – это пример для детей . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, получил необходимые знания и смог правильно их использовать в жизни, станьте для него примером в этом. С малых лет дети должны видеть правильное поведение родителей в семье, добрые, искренние отношения. Именно от родителей ребенок получает ту базу ценностей, которая и остается с ним до конца жизни. Разумеется, не только родители оказывают влияние на мировоззрение ребенка. Это и воспитатели в детском саду, и школа, откуда ребенок черпает много новых знаний, знакомится с новыми людьми, вступает в новый коллектив. И здесь очень важно, чтобы ребенок не пошел по неверному пути, попав в неправильную компанию. Именно поэтому родители должны с самого детства прививать ребенку ключевые понятия того, что есть правильно и неправильно.
Некоторые родители считают, что не стоит проявлять видимой любви к ребенку, иначе он станет избалованным. Однако на самом деле, когда ребенок чувствует настоящую любовь родителей, он растет незакомплексованным. Родительская любовь – это тот фундамент, на котором и строится характер ребенка, его личность. Если ее нет, это ведет к замкнутости, агрессии, депрессивному состоянию. К тому же, чувствуя с детства любовь родителей, ребенок вырастет с твердым ощущением того, что у него в семье тоже должны быть такие теплые отношения.
Психологи утверждают, что самое важное в воспитании ребенка – это глубокий психологический контакт с ним. Это подразумевает в первую очередь общение с ребенком. Диалог – вот что является самым важным в отношении между родителями и детьми, как подчеркивают психологи. Чтобы диалог получился, его необходимо строить на общем видении ситуации, общей направленности. Ребенок не должен жить своей отдельной жизнью, сидя в уголке и играя в игрушки. К сожалению, именно так происходит во многих случаях. Некоторые родители полагают, что, купив ребенку новую игрушку, они могут больше не обращать на него внимания. Этот отнюдь не та забота, о которой идет речь, а просто отмахивание от родительских обязанностей, выраженное материально.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал достойной личностью, обратите внимание прежде всего на себя и свое отношение к жизни. Именнородители являются примером для детей . Поступки, манера поведения дома и в обществе, система ценностей – все это ребенок видит в первую очередь дома. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом. Только начинать нужно с детства, иначе потом может быть уже поздно. Если поведение родителей оставляет желать лучшего, ребенок может со временем ступить на ту же тропу. Не будьте отрицательным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в старости.
Е С Л И |
Т О |
|
1. | Ребенка постоянно критикуют | У него не возникает стремление к совершенству |
2. | Ребенок живет во вражде | Он учится агрессивности |
3. | Ребенка высмеивают | Он становится замкнутым |
4. | Ребенок живет в упреках | Его постоянно гложет чувство вины |
5. | На ребенка давят | Он начинает скрытничать и лгать |
6. | Ребенка контролируют | Он вырастает безответственным |
7. | Ребенку во всем потакают | Он становится равнодушным и мстительным |
1. | Ребенок живет в терпимости | Он учится принимать других людей |
2. | Ребенка подбадривают | Он верит в себя |
3. | Ребенок живет в честности | Он учится быть откровенным |
4. | Ребенка поддерживают | Он ценит себя |
5. | Ребенок живет в понимании и дружелюбии | Он стремится находить любовь в этом мире |
Не зря наши предки говорили: «Яблоко от яблони недалеко падает»! Как бы мы ни утверждали, что ребенок – самостоятельная личность, дети перенимают многие черты характера и манеру поведения взрослых, которые их воспитывают.
Ученые много лет ломали голову над тем, что больше влияет на будущую личность ребенка: гены родителей или среда, в которой малыш вырос и получил воспитание? В итоге психогенетики пришли к выводу, что большее влияние на характер ребенка оказывает все же не генетика, а родительский пример.
Как общаться с другими людьми? Когда и кому нужно говорить правду, а кому можно и соврать, потому что «так надо», «так будет лучше»? Как прощать близких, которые намеренно обидели или случайно задели? Как отличать плохое от хорошего, добро от зла? Где границы дозволенного? Что важнее: семья или работа, деньги или общение? Ответы на все эти и многие другие вопросы дети находят в нашем поведении. Мы можем сколько угодно говорить о том, как надо себя вести, но они все равно будут себя вести так, как делаем это мы.
Конечно, многие родители стараются быть для своих детей образцом для подражания. Но все прекрасно понимают, что идеальных людей нет. Как быть, если вы не хотите, чтобы ваши вредные привычки унаследовал ребенок? Психологи утверждают: найти в себе силы и признаться чаду в своей «слабости».
Например, не скрывать, что вы курите, закрываясь в кухне и придумывая нелепые истории: «с улицы пахнет». Правда, смолить демонстративно перед носом ребенка, рассказывая ему при этом, что он-то не должен курить, тоже никуда не годится. Идеальный вариант – признаться ребенку в том, что вы давно приобрели эту вредную привычку, и никак теперь не можете с ней расстаться, потому что это очень тяжело. И что вы бы очень хотели, чтобы ребенок избежал в этом вопросе вашей малоприятной участи.
Найдите в себе силы признаться чаду в своей слабости
Самой же распространенной является ситуация, когда кто-то из родителей не может сдержать своего раздражения и гнева и кричит на ребенка. Чтобы малыш в будущем не выбрал такой же метод «воспитания» для своих детей, надо обязательно извиниться перед ним после вспышки гнева. Желательно признаться, как сильно вы на самом деле его любите и что совсем не хотели на него кричать, но в данной ситуации вы с собой попросту не совладали. Ничего страшного, если ребенок будет знать, что иногда родители ведут себя неправильно и даже «плохо», но что они борются со своими «драконами» и способны извиниться и признать сбои ошибки. К слову, это очень хороший пример для подражания – признавать сбою неправоту и просить прощения. Очень полезный навык для взрослой жизни.
Быть честными и открытыми – это первый шаг. Теперь важно проверить, насколько мы добры к миру и окружающим нас людям. Если на дороге вас окружают «козлы», «придурки», «недоумки», «чайники» и прочие малоприятные личности, то ребенок будет уверен, что мир враждебен, и вскоре такие определения начнут получать его одноклассники.
Если на хамство в магазине или в автобусе вы в ответ выдаете трехэтажное ругательство, а потом с чувством полной своей правоты объясняете ребенку, что поставили на место хама, то такой «урок дипломатии» выйдет боком. Когда-нибудь ваш ребенок так же ответит при вас чужому взрослому, и вам будет очень стыдно за свое «яблоко».
Показывайте детям пример верной дружбы
Не отвечайте хамам, благодарите тех, кто оказал вам пусть даже мелкую услугу, цените успехи других, восхищайтесь достижениями ваших родных и близких, показывайте детям пример верной дружбы, пронесенной сквозь года. И тогда ваши кровинушки вырастут без комплексов, без зависти и злости и будут успешны как в личной жизни, так и в работе.
Когда ваши дети отдаляются от вас, загораживаются экранами компьютеров и мобильных телефонов, пора признаться себе: вы заигрались в игру под названием «взрослый». А значит, пора отодвинуть в сторону хлопоты, быт, работу, проблемы и стать на время большим ребенком. Сбросьте всю важность и позвольте себе быть смешными, играть в догонялки, снежки, хохотать, драться подушками, щекотать друг друга, играть в «морской бой» или танцевать вечером под любимую мелодию. Позвольте вашему внутреннему ребенку выйти наружу и установить глубокую эмоциональную связь с вашим собственным ребенком. Эти минуты вы будете помнить всю жизнь, а впоследствии вашему ребенку будет легко установить душевную связь и со своими детьми.
От вашего взгляда на жизнь зависит тот мир, в котором будет жить ребенок. Если вы видите только тупиковые ситуации, неудачи, плохих людей, неразрешимые проблемы, то и ребенок будет взрослеть, глядя на мир сквозь такую же призму и укрепляя собственное недоверие к нему.
Исповедуйте детям позитивное мышление
Гораздо продуктивнее (хотя и сложнее!) научиться самому и научить детей жить, исповедуя позитивное мышление. Научите младшее поколение тому, что хорошие мысли притягивают хорошие события и хороших людей. Жизнь полна прекрасных возможностей, и если верить в себя и не бояться действовать, то можно добиться всего, о чем мечтаешь.
Родителям на заметку:
Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter
В настоящее время на территории нашей страны имеется большое количество детских воспитательных и развивающих учреждений различных форм собственности: детские дошкольные учреждения (сады), школы, интернаты, группы продленного дня, центры раннего развития, мини-сады. Однако они никак не уменьшают роль семьи в воспитании малыша.
Семья является одним из главных звеньев в воспитании детей. Большую роль в процессе формирования личности малыша с самого рождения играет личный пример родителей. Положительный пример – важный фактор в воспитании и средство познания малышом жизни. Малыши еще недостаточно различают, что хорошо, а что плохо, поэтому и подражают как хорошим, так и плохим поступкам родителей.
Для ребенка родители – это все! Они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, уважения к окружающим, аккуратности, честности и других качеств. У каждого родителя свои цели воспитания ребенка. Даже в одной семье у родителей не сходятся взгляды на процесс воспитания. Главным принципом воспитания детей является личный пример родителей, потому что именно он закладывает основы нравственности и моральных свойств личности ребенка. Иногда окружающие люди рассуждают, что и в благополучных семьях вырастают неблагополучные дети. Да, так бывает, если учесть, что пример родителей – это только один из многих принципов воспитания детей. Конечно, на ребенка действует еще много других факторов, но мы рассматриваем один из главных – личный пример родителей.
◦ Поведение родителей – пример для подражания их детей. Дети больше впитывают то, что видят. Если мама использует в своей речи ласкательные слова, то и ребенок будет их использовать. Если родители допускают грубые выражения, то и дети в играх и общении будут использовать ненормативную лексику;
◦ Высказывание личного отношения к окружающим событиям. Если родители увидели курящего человека, то они должны конкретно и точно сказать, что это отрицательно влияет на здоровье. И никаких многозначительных слов. Выразить свое отношение необходимо искренне;
◦ Соответствие слов делу. Если вы требуете от ребенка чего-то, тогда и сами выполняйте это требование. Например, если требуете от ребенка аккуратно складывать свои вещи, то и сами всегда аккуратно складывайте свои вещи.
Если перед ребенком будет выбор – поступить так, как говорят родители или как они поступают, то они выберут второй вариант. Можно сто раз говорить ребенку: «Нельзя врать!», а сами часто при ребенке говорите неправду. В самом худшем варианте уговариваете сказать кому-то (например, папе) не то, что было в действительности. Вы толкаете ребенка к тому, чтобы он соврал.
Проблемные дети чаще всего являются результатом неправильного семейного воспитания. Существует несколько групп ошибок, которые допускают многие родители. Их условно можно разделить на группы:
1. Неправильное проявление родителями своих чувств;
2. Некомпетентность родителей;
3. Непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.
Рассмотрим подробнее третью группу – непонимание важности родительского примера в процессе воспитании малышей.
Социализация вашего крохи изначально происходит в домашних условиях, в семье. Именно родители демонстрируют своим поведением яркие и типичные примеры моделей поведения в обществе. Поэтому неудивительно, что мальчики могут подражать агрессивному отцу, а девочки – грубой и несдержанной маме. Подавляющее большинство детей становятся асоциальными, поскольку переняли пример с родителей.  
Очень часто многие родители недооценивают роль собственного примера в процессе воспитания малышей, а также требуют от них то, что не делают сами. Воспитываемые таким образом дети начинают капризничать, не подчиняться взрослым, родители для них теряют авторитет.
Большой и не менее серьезной ошибкой в воспитании является отсутствие единых требований у мамы и папы. Неблагоприятный психологический микроклимат дома приводит к появлению у малыша замкнутости, психических нарушений, иногда даже ненависти к самим родителям.
Очень часто родители, выражая жалобы на непослушание своего ребенка, пользуются выражением: «Сколько тебе не говори – все без толку». Многие родители думают, что ребенка можно воспитать словами. Разве слово является главным средством воспитания? В воспитании ребенка важна сначала любовь и забота к ребенку, затем – личный пример родителей, и только потом - слова взрослого. Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают родители. Все, что они видят, передают в своих играх. Если понаблюдать за их сюжетно-ролевой игрой «Семья», то можно увидеть копию семейных отношений. Плохим примером для ребенка являются моменты, когда слова родителей расходятся с их делами. Поэтому когда папа говорит, что надо уважать девочек, а сам позволяет грубить маме, будет ли мальчик вести себя достойно с женским полом? Если взрослый позволяет грубости при ребенке, то ребенок будет это копировать. Иногда родители удивляются, откуда у ребенка появляются дурные привычки. Взрослые начинают винить всех, кто окружает их малыша. К сожалению, они не видят того, что малыш эту плохую привычку скопировал у них. Поведение родителей является самым важным фактором воспитания. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе разговора с ним, поучений, приказов. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители одеваются, общаются, радуются, грустят. Все жизненные принципы взрослых имеют огромнейшую роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.
Чтобы окружающие изменили отношение к тебе, необходимо изменить свои личные эмоции. Также дело обстоит и в семье. Дети познают окружающий мир через семью. Если родители всегда находятся в хорошем настроении, не унывают, уверены в себе, то и ребенок будет воспринимать мир положительно, сами будут хорошо относиться к людям. Если родители часто находятся в плохом настроении, тревожны, не уверенны в себе, то и ребенок будет отрицательно воспринимать окружающий мир, будет ожидать от окружающих людей неприятности.
Очень важно родителям следить за своей мимикой, чувствами, состоянием. Если родители тревожны, всего боятся, то и дети будут переживать такие чувства. В таких ситуациях необходимо начинать с себя. Успокойтесь, перестаньте тревожиться по любому поводу, контролируйте свои интонации, голос, мимику.
Чтобы ребенок почувствовал любовь родителей, говорите с ним ласково, направляйте на него доброжелательный взгляд. Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу, обращайте внимание на цвета, окружающие звуки. Разговаривайте с членами семьи мягким голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Существует мудрая пословица: «Все, что ищешь – ищи в себе».   Поэтому если вы заметили у ребенка какие-либо нарушения в поведении, проанализируйте свои поступки, увлечения, личностные особенности. При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации.
Дорогие родители, в воспитании ребенка начинайте с себя, со своих положительных поступков, тогда у ребенка будут формироваться положительные черты характера!
1. 70 - 80% своих качеств дети получают от родителей по наследству, остальное - в процессе воспитания;
2. Не всегда родители являются примером для своих детей. Например, в благополучной семье не всегда вырастают послушные дети. Также не обязательно в неблагополучной семье должны быть проблемные дети;
3. В воспитании важно отношение родителей к ребенку. Отношение родителей к ребенку бывает разных видов: слепая любовь, нормальное отношение, отсутствие внимания к ребенку, безразличное отношение к малышу, отсутствие родительских чувств к своему ребенку.
Некоторые дети не поддаются положительному влиянию своих родителей;
- Некоторые дети из неблагополучных семей не похожи на своих родителей;
- В семье из нескольких детей есть ребенок, который не похож на своих родителей.
◦ Ребенок наследует свои качества от предков, от обоих родителей, которые у него сложно переплетаются, поэтому в результате мы получаем ребенка, который часто не похож на них как внутренними, так и внешними качествами;
◦ Если ребенок рождается с геном самостоятельности, то он с детства его реализует: не слушается взрослых, не верит людям, самостоятельно исследует окружающий мир;
◦ Если ребенок родился без гена самостоятельности, то он послушный, бесконфликтный, хорошо учится. В данном случае родители считают своего ребенка похожим на себя.
Если родители плохо относятся к своему ребенку, то со временем ребенок будет проявлять к ним негативное отношение. Когда между родителями складываются плохие отношения, то дети со временем будут относиться к ним плохо. Особенно это ярко может проявляться у самостоятельных детей. Но даже зависимые дети могут со временем проявлять к таким родителям плохие отношения. В данном случае родители демонстрируют плохой пример для детей. Однако когда ребенок становится взрослым, он может повторять судьбу своих родителей, несмотря на то, что сам он родителей осуждает. Но бывают случаи, когда дети отстраняются от родителей еще в детстве и строят свою жизнь не так, как их родители. Родители всегда являются примером для подражания своим детям, потому что ребенок лучше знает своих родителей, чем других людей.
Задачами родительского воспитания является развитие положительных и подавление отрицательных качеств ребенка.     
Степень влияния родителей на своих малышей во многом зависит от авторитета взрослого. Чем выше авторитет взрослого, тем сильнее влияние на поступки малыша. Авторитет родителя является очень важным условием воспитания. Если взрослые не являются авторитетом для ребенка, то он не слушает их, капризничает, грубит. Дети должны видеть в родителях своих лучших друзей. Авторитет взрослых падает, когда они в общении с окружающими лгут или чрезмерно проявляют слепую любовь к ребенку, удовлетворяют все их желания, а также унижают или подавляют личность ребенка.
Вот несколько простых упражнений, которые помогут родителям оценить свое поведение и проанализировать, какое влияние оно может оказывать на процесс воспитание малыша.
Упражнение «Домашние разговоры»
Вспомните, о чем вы разговариваете с детьми дома? Какое отношение вы передаете в разговоре о людях и событиях? Проанализируйте. Сделайте вывод. У детей формируется отношение к окружающему в зависимости от услышанного в непринужденной обстановке.
Уважаемые родители! Если вы совершили нехороший поступок при ребенке, не бойтесь признаться в этом, объясните малышу, что заставило вас так поступить. Ваша честность, открытость только укрепит семейные отношения и будут прекрасным примером для детей.
Упражнение «Требования к ребенку»
Родителям необходимо заполнить таблицу из трех колонок: в первой записать требования, которые Вы предъявляете к ребенку; во второй – какие требования вы предъявляете к ребенку, а сами их не выполняете; в третьей – какие требования к ребенку вы выполняете и поэтому можете требовать их выполнение от ребенка. Эта таблица выглядит таким образом:
Теперь пришло время проанализировать таблицу и понять, над какими пунктами нужно поработать самим взрослым, чтобы требования к малышу были грамотными и обоснованными, а воспитание - продуктивным и эффективным.
Дорогие родители, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя, со своих положительных поступков, доброжелательных отношений к окружающими. Только в таком случае у вашего ребенка будут формироваться положительные черты характера! Будьте авторитетом и настоящим другом для своего ребенка!
Подавляющее большинство родителей стараются «научить» ребенка жить «как положено», поступать «правильно», быть благородным, честным если ребенок врет, сильным, добрым и умным. Ведь для детей не существует полутонов, они не умеют «учитывать ситуации», условия и меняющиеся обстоятельства. А мы, взрослые, умеем, и хорошо приспосабливаемся к окружающему миру. К сожалению, приходится льстить, лицемерить, обманывать и проходить мимо несправедливости. Порой - в присутствии собственного малыша .
Как же совместить идеальную картинку, которую мы словесно пытаемся детям внушить, с реальной жизнью, столь от идеала далекой? И вообще: способны ли современные «цивилизованные» родители подать правильный пример детям?