Понимание качественного отличия человека от животных будет достигнуто во всей полноте, если мы разберемся в основных движущих силах, благодаря которым древнейшие предки человека прошли путь, приблизивший потомков к появлению вида "человек разумный".
Загадка возникновения этих качественных отличий издавна ставила в тупик многих исследователей. Ученые занимали в этом вопросе крайние позиции. Одни считали, что человек - просто поумневшее животное, в котором принципиально нет ничего нового, поскольку все его особенности, включая духовную сферу, подчиняются законам генетической программы. Другие настаивали на той точке зрения, что человека отличает от животных душа - нечто сверхъестественное, некая бессмертная субстанция, которая извне вносится в рождающееся тело.
Скажем, один из крупнейших физиологов мозга - Дж. Экклс заявлял, что душа, будучи независимой, бессмертной сущностью, имеет якобы самостоятельное существование. Он, например, пишет: "Чудесный божественный дар сознания сохраняется и после смерти человека".
В том, что человек един с окружающей его жизнью на Земле, сегодня не сомневается никто. Его появление было результатом скачка, обусловившего своеобразие человека, в котором слиты уникальные физические особенности с целым миром его надбиологических, духовных свойств. Начальным этапом этого скачка был последний животный предок человека, конечным звеном стал человек разумный. Каковы же обстоятельства, обеспечившие особое положение этого животного предка, сделавшие его прародителем современного человека?
Большинство антропологов сегодня считает, что общие предки человека и человекообразных обезьян вели скорее древесный, чем наземный образ жизни. Но время от времени они спускались на землю, ведь среди обезьян Старого Света практически нет таких, которые бы не делали этого.
Отделение идущей к нам ветви от общего ствола приматов произошло, по-видимому, около 20 миллионов лет назад.
Жизнь на деревьях оставила предкам человека неплохое наследие. Посмотрите сами, кого из животных мы считаем наиболее "умными"? Большим относительным весом мозга располагают ластоногие, китообразные (особенно дельфины) и обезьяны. Невольно возникает вопрос, почему именно они. Прежде всего потому, что жизнедеятельность этих животных протекает в трех измерениях, а не на плоскости, как у наземных млекопитающих. Жизнь в трехмерном пространстве требует довольно высокого развития нервной системы. И именно поэтому мозг, скажем, выдры по отношению к весу тела животного значительно больше мозга прочих представителей семейства куньих.
Кроме того, относительный вес мозга значительно выше у тех животных, которые имеют сильно развитые передние конечности или же их аналоги: хобот, цепкий хвост, как у южноамериканской паукообразной обезьяны - коаты, приспособленные для исследования окружающей среды. Среди широконосых обезьян Нового Света, в общем довольно примитивных, коата выглядит куда "умнее" своих собратьев. А все из-за того, что имеет, так сказать, "пятую руку".
И вот наступил на Земле период засухи. Сухие тропические степи - саванны начали наступать на влажные тропические леса. Одни из человекообразных ушли вслед за лесом, другие стали осваивать новую природную зону. Но не переход к жизни в степях "заставил" их ходить на двух ногах. Современные обезьяны, ведущие наземный образ жизни, все равно остаются четвероногими существами. И при этом они очень неплохо себя чувствуют. Например, мартышка-гусар в галопе развивает на земле скорость до 50 километров в час! Даже горилла, опираясь в беге на передние конечности, совершенно спокойно догоняет человека.
И вообще, с биологической точки зрения хождение на двух ногах дело довольно нерациональное и энергетически крайне невыгодное. Но и это еще не все. Прямохождение породило в организме наших предков немало трудноразрешимых противоречий, с которыми не всегда могла "справиться" дальнейшая эволюция.
Задумывались ли вы, скажем, почему такое вполне естественное явление, как роды, столь легко протекают у четвероногих и столь тяжело и мучительно у женщин? А дело в том, что крепкие крестцово-седалищные связки, фиксирующие таз, что необходимо для прямохождения, лишают подвижности крестец, затрудняя этим роды. Другой пример. Человека утомляет длительное стояние, ношение тяжестей, приводя порой к плоскостопию и расширению вен на ногах. Известно также, что у всех четвероногих расположенные горизонтально внутренности давят лишь на стенку живота, тогда как у человека - в первую очередь друг на друга и на тазовые кости. В результате - сравнительно частые грыжи, аппендициты и многие другие неприятности.
Короче, не надо быть слишком крупным специалистом в данной области, чтобы понять, что к прямохождению мы еще не успели приспособиться до конца.
Но коли хождение на двух ногах не так уж рационально, а порой даже и вредно, то что же тогда все-таки заставило предка человека встать на задние лапы? Ему было просто необходимо освободить передние конечности для других функций. Все мы знаем, что и птицы ходят на двух ногах только потому, что передние конечности приспособлены у них для другой цели, а именно для полета.
Как же наши обезьяноподобные предки вдруг "решили" обзавестись орудиями труда? Хочется привести один пример. Однажды ученые наблюдали за мартышками, жившими на небольшом острове, и заметили, что они довольно быстро научились мыть в море бананы. Вскоре они стали мыть в воде и специально перемешанные с песком пшеничные зерна.
Сначала терпеливо выуживали из песка по зернышку, а потом, набрав полную горсть смеси, просто окунали ее в воду. Песок опускался на дно, а легкие зерна всплывали, и находчивым животным оставалось только собрать их с поверхности воды и спокойно съесть.
А так как передние конечности обезьян при этой операции были заняты, мартышки всего на протяжении одного поколения научились ходить на задних.
Использование различных предметов в качестве орудий встречается в животном мире достаточно широко и само по себе еще не говорит о рассудочной деятельности. Например, дятловый галапагосский вьюрок выковыривает насекомых из щелей зажатой в клюве кактусовой колючкой, африканские стервятники разбивают яйца страусов камнями, не хуже расправляется с морскими ежами и калан. Но только наши предки вступили в единоборство с окружающей их природой, применяя в этой борьбе специально изготовленные орудия, и победили.
Первыми употреблять орудия осознанно стали, по-видимому, ранние австралопитеки. Общеизвестно, что они были двуногими. Об этом говорит строение тазовых костей. И несмотря на то что австралопитеки гораздо меньше горилл - вряд ли они весили больше 50 килограммов, объем их мозга немного превышал объем мозга гориллы и был чуть больше 500 кубических сантиметров.
Не исключено, что уже на этой стадии начался процесс потери волосяного покрова. Ведь в сухих, накаленных солнцем саваннах он оказался не только бесполезным, но подчас и вредным. Поэтому проявлявшиеся в потомстве изменения генов, приводящие к недоразвитию волос на теле, поддерживались отбором. А волосатые особи австралопитеков, неспособные к быстрому бегу из-за перегрева, становились добычей саблезубых тигров и других хищных животных.
Каковы же были орудия австралопитеков? Полагают, что основными орудиями наших далеких предков, помимо необработанных камней и палок, были крупные кости, челюсти и рога антилоп.
Невольно возникает вопрос: а можно ли считать австралопитеков людьми? Нет, это все же еще не люди. Ведь они не изготовляли орудий, а использовали в качестве их, так сказать, уже готовые, подобранные в природе предметы. А трудовая деятельность разумного существа - это в первую очередь изготовление орудия труда. Причем не зубами и пальцами, а другими предметами.
Судя по различным находкам и исследованиям, австралопитеков было несколько видов, если не родов. То есть эволюция прямоходящих обезьян пошла разными путями, и на одном из них, приблизительно 3 - 5 миллионов лет назад, было изготовлено первое каменное орудие, время создания которого можно считать и временем возникновения разума.
Наиболее древние орудия найдены в так называемой "галечной культуре", следы которой были обнаружены в Африке еще в 20-х годах нашего столетия. Это галька из кварца или лавы, обработанная сколами под острым углом. С помощью подобных сколов обыкновенная галька превращается в режущее или рубящее орудие.
Конечно, первые орудия примитивны, повторяющиеся формы у них отсутствуют полностью. Но главное не в этом, а в том, что древний человек начал трудиться осознанно, и это стало основой для появления у него целеполагающей деятельности. Я уверен, что ни в коей мере нельзя согласиться с мнением, будто все эти преобразования явились следствием совершенно обычной приспособительной биологической эволюции, идущей только под формирующим влиянием естественного отбора.
Известно, какое громадное значение для науки и мировоззрения имела попытка Дарвина понять происхождение человека - высшей ступени развития животного мира на Земле. Однако ни сам Дарвин, ни его современные последователи не учитывали, что с момента, когда предки человека вступили на путь общественно-трудовых отношений, возникли качественно новые условия для протекания эволюции.
Сейчас мы уже не можем точно предугадать, какими бы стали существа, способные к целеполагающей деятельности, если бы не фактор, обусловивший дальнейшее их развитие. Я имею в виду труд, положивший начало общественно-практической деятельности людей и в корне изменивший форму приспособляемости человека к условиям окружающей среды. Целеполагающая деятельность позволила использовать природу для нужд человека. Таким образом категория социального наследования наложила печать на весь путь прогресса наших предков, проходивший по новому руслу, и результатом его стало появление человека разумного, обладающего таким важнейшим качеством, как готовность с момента рождения вступить в общественную форму движения материи.
Зачатки трудовой деятельности, а в дальнейшем сам труд, весь комплекс социального в истории наших давних предков развивались по объективным законам, открытым историческим материализмом. Это развитие долгое время вступало в противоречие с тем, что достигнутый к данному времени уровень биологических особенностей мозга, рук, моторики движений, анатомии гортани и т. д. был явно недостаточно высок. Требовался биологический прогресс, чтобы органически обеспечить экономичное, необходимое соответствие отражающего, то есть организма, по отношению к отражаемому - общественно-трудовой деятельности.
Сознательная, целеполагающая, преобразующая деятельность как необходимое условие существования человека - вот что явилось основой формирования всех чисто человеческих свойств.
По сравнению с животными, потребности которых ограничиваются чисто физиологическими функциями, у человека возникла необходимость в одежде и жилье, появились духовные запросы. Биология животного приобретала подчиненный характер по отношению к новой человеческой сущности.
В ходе эволюции, в процессе которой переплетались биологические и социальные факторы, с перевесом последних, увеличивался объем и усложнялась структура мозга, создавались анатомические основы рук, перестраивался скелет, мышечный аппарат. По-видимому, в этот же период возникает сознание. Этот процесс биологических преобразований вслед за ростом социальных потребностей назвали гармонизирующей эволюцией. Такая форма биологической эволюции появилась в истории органического мира нашей планеты впервые.
Анализируя происхождение человека, Ф. Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" доказал значение трудовой деятельности для замены обычной биологической эволюции у человека эволюцией принципиально другого характера. Он подчеркивал, что человека создал именно труд, и показывал, как труд способствует освобождению руки и прямохождению, совершенствует и преобразует функциональное назначение человеческой руки. "Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его".
Одновременно с изменением руки, как мы уже выяснили, прямохождение и труд вызвали изменение других частей тела и всего человеческого организма. Необходимость общения в процессе общественного труда привела к соответствующему развитию гортани и появлению речи.
Первая буква "э"
Вторая буква "в"
Третья буква "о"
Последняя бука буква "я"
Ответ на вопрос "Путь от приматов к человеку ", 8 букв:
эволюция
Непрерывное развитие природы и общества
Фильм Айвана Райтмана
(устар.) перестроение войск, кораблей из одного строя или порядка в другой
Развитие живой природы
Медленные, постепенных изменения (напр., в живой природе, обществе, взглядах) в отличие от революции (быстрого скачка)
ж. франц. военные, тактические и стратегические движенья армии или флота
Процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. Процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие (во 2 знач.). Э. жизни на Земле. Э. взглядов." лрия. эволюционный, -ая, -ое. Э. процесс. Эволюционное учение (учение о происхождении...
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
«Эволюция» - американский фантастический кинофильм 2001 года режиссёра Айвана Райтмана.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
эволюции, ж. (латин. evolutio). только ед. развитие процесс изменения кого-чего-н. от одного состояния к другому. Эволюция искусства. Эволюция нравов. Творческий путь Пушкина служит примером поразительно быстрой эволюции. Теория эволюции видов животных...
И потому: пусть каждое разумное существо очищает авгиевы конюшни собственного огорода и спускает за собой воду, как любил говорить старикан Говнядиус-младший, - уж кто-кто, а он знал толк в эволюции .
Даже независимо от личных чувств Цветаевой к Рильке -- чувств весьма сильных и претерпевших эволюцию от платонической влюбленности и стилистической зависимости до сознания известного равенства -- даже независимо от этих чувств, смерть великого немецкого поэта создала ситуацию, в которой попыткой автопортрета Цветаева не могла ограничиться.
Знание и адаптация, даже при наличии путей в прошлое, появляются только по возрастающей, через действия творческих способностей человека или биологической эволюции , и никак иначе.
И точно таким же образом операционное вычисление идет позади алгебры как по порядку эволюции , так и по порядку абстракции.
Амрита Сварати или Сома Радж Истечении Амриты Сварати, как голограмма Идеи развития Вселенной и Миров и Эволюции Сущих, также есть Аспект Вещества Пространства -- Вещество Высшего Ума -- Светоносная Материя, имеющая белое Сияние Света Высшего.
Какие именно свойства натуры понадобилось изменить нашим далеким предкам, чтобы их потомки через сотни тысяч поколений читали эту статью? Мы решили, с учетом последних достижений науки, составить свой перечень факторов, способствовавших развитию пращуров.
Следует заметить, что наш список не предполагает сравнения важности перечисленных в нем деталей. Мы не утверждаем, что обезьяна стала бы человеком без чего-нибудь или, напротив, что ее развитие было бы без этого невозможно. Мы лишь констатируем известные нам факты.
Также надо понимать, что деление на обезьян и людей условно, поскольку и люди, и современные обезьяны, и их общие предки относятся к отряду приматов, то есть обезьян. Так что человек как вид рода Homo, с точки зрения биолога, тоже обезьяна, только более развитая. А привычный для нас термин «человек» - понятие философское, определяющее существо, которое интегрировано в определенную культурную среду и неразрывно связано с ней.
Привычку перемещаться на двух задних конечностях, держа тело вертикально, традиционно считают одним из характерных признаков человека разумного. На самом деле она изрядно старше. Бипедализм был свойственен всем видам рода Homo , а возник, очевидно, еще до его появления.
На двух ногах ходили все известные австралопитеки, бывшие предшественниками рода Homo , а до них - ардипитеки. Даже самый древний из известных сегодня наших предположительных пращуров - сахелантроп, живший в окрестностях озера Чад около 6–7 миллионов лет назад, - также подозревается в двуногости.
Дошедший до нас череп сахелантропа.
Правда, в его случае (и в некоторых других) обсуждение осложнено тем, что в распоряжении ученых пока нет костей ног. Дискуссия ведется на основе расположения и устройства затылочного отверстия, которое у найденного черепа занимает срединное, как у прямоходящих, положение. Оппоненты указывают на уплощение затылочных костей, к которым крепились мышцы шеи. Стало быть, наш герой ходил на четырех ногах. Сторонники прямохождения в ответ утверждают, что затылок был посмертно деформирован.
Вероятно так выглядел сахелантроп при жизни.
Очевидно, что спор не будет окончательно разрешен до находки новых, более полных, останков. Примечательно, однако, уже то, что такая дискуссия вообще возможна, ведь речь идет о существе из глубочайшей древности.
Надо заметить, что человекообразным обезьянам вообще свойственны способы перемещения, при которых передние и задние конечности играют разные роли, что приводит к различию в их строении. Вспомним гиббона, явно не претендующего на роль нашего прародителя, но тоже родственника. Он передвигается по деревьям фактически при помощи одних рук, а по земле может бегать на задних конечностях. Очень вероятно, что зачатки двуногости сформировались еще там - у нашего общего с гиббоном предка.
Этой способности человека не повезло - она почти не оставляет различимых следов. Нельзя по скелету установить, насколько разговорчив был его владелец при жизни. Разумеется, специалисты пытаются использовать те крохи, что у них есть: генетический материал и черепа. Получается это не слишком хорошо. Более-менее известно, какие участки мозга отвечают за речевую деятельность у людей. И по строению черепов можно судить о том, насколько они были развиты у наших родственников. Увы, это само по себе не доказывает ничего. Центр Брока, например, есть и у людей, и у шимпанзе. Но у первых он участвует в речевой деятельности, а у вторых - в мимической. Как он был задействован у предковых форм - большая загадка.
Современный шимпанзе.
По совокупности имеющихся данных можно аргументированно подозревать в наличии речи неандертальцев . У них были нужные центры мозга, нужные гены (например, регуляторный FOXP2), да и просто их повседневная жизнь, по последним данным, слишком сильно напоминала жизнь наших прямых предков. Что касается всех остальных героев, то здесь достоверной ясности нет.
Забивая гвоздь, человек имеет дело с двумя объектами - молотком и гвоздем. Прокручивая фарш на ручной мясорубке - с тремя: мясом, рукояткой и фаршем, который надо раскладывать по тарелке или доске. При доказательстве теоремы у доски в школе количество объектов возрастает до 5–6.
Как полагают антропологи, предел разума Homo sapiens - одновременное оперирование семью объектами, информация о которых при этом сохраняется в специальных зонах головного мозга.
В далекой жаркой Африке некоторые шимпанзе умеют колоть орехи камнями. Для шимпанзе результат этого занятия вкусен и полезен. Это умение не передается по наследству, приматы учатся ему в детстве, и не всем эта хитрая наука дается.
Мудреный процесс раскалывания орехов.
В зависимости от местных традиций, при раскалывании ореха обезьяна либо придерживает только его, либо - орех вместе с наковальней. В первом случае интеллект нашего родственника адресуется к двум объектам - камню и ореху. Во втором - к трем. В первом случае искусством хитроумного добывания еды овладевают почти все члены популяции. Во втором - около трех четвертей. Исходя из этого (есть и другие наблюдения, которые мы сейчас опустим) ученые полагают, что предел интеллектуальных возможностей шимпанзе - 2–3 объекта.
Нет никаких оснований считать, что наши древние предки были намного способнее. Ученые заключают, что постепенный рост их способностей к изготовлению каменных орудий связан и с появившейся возможностью держать в голове большее количество объектов. Временные рамки этого процесса нам пока не ясны.
Деятельность нервной системы животных, как и многое другое, регулируется гормонами. В организмах приматов, включая человека, регулировка части эмоций и когнитивных функций, таких как запоминание информации, возложена на эндорфины. Прекурсором (то есть сырьем для синтеза) нескольких из них является белок продинорфин.
Кодирующий этот белок ген различен у шимпанзе и человека. Присущая человеку мутация затронула регуляторную часть гена, отвечающую за его активацию. Иными словами, сам белок остался совершенно таким же, но условия его синтеза изменились.
По расчетам ученых, это привело к тому, что человеческий организм продуцирует примерно на 20% больше продинорфина, чем обезьяний. Это само по себе интересно, но еще интереснее то, что выработка белка происходит как реакция на какие-то раздражители. Увы, судить о них мы можем лишь в самых общих чертах, поскольку методики современной науки не позволяют большего: колония клеток, на которой проводилось исследование, разумеется, не имеет эмоционального статуса и никак его не изменяет. Для полноценного исследования нужно вырастить генетически модифицированного человека с обезьяньим геном и посмотреть на его поведение. Понятно, что такой эксперимент сегодня невозможен.
Изменения гена, делающие его отличным от обезьяньего, присущи всем ныне живущим Homo sapiens . Это заставляет думать, что мутация имела какое-то эволюционное значение. Когда она произошла, сейчас сказать нельзя.
Самому древнему человеческому костру, известному на данный момент, вероятно, не более 800 тысяч лет. На это почетное звание претендуют остатки двух костров: обнаруженного в 2009 году на стоянке Гешер Бенот Яаков в Израиле (690–790 тысяч лет) и найденного в испанской пещере Куэва Негра в 2011 году (600–800 тысяч лет).
Каменное рубило из пещеры Куэва Негро.
У огня этих костров могли греться тогдашние Homo erectus или Homo ergaster - сказать точнее пока сложно. Примечательно, что возраст обеих находок, несмотря на очевидную географическую удаленность, примерно совпадает. Это говорит о том, что около 700 тысяч лет назад (будем осторожны с числовыми оценками) использование огня уже было популярно среди людей. Умели ли они зажигать огонь или только хранить добытое где-то пламя, как неоднократно описано в художественной литературе, - большой вопрос.
Homo ergaster глазами современного художника.
В Африке найдены около полудюжины мест возможного разведения огня возрастом постарше - миллион и более лет. Пока нельзя считать твердо доказанным, что в этих случаях мы имеем дело с огнем, разведенным людьми или хотя бы находившимся под их контролем. Возможно, речь идет о естественных пожарах или, в некоторых случаях, о проявлениях вулканизма.
Современная лучина для разжигания костра. Очень вероятно, что наши предки использовали такую же.
Никаких сомнений нет только в отношении сапиенсов и неандертальцев. Эти обращаться с огнем, безусловно, умели - очаг на их стоянках почти обязателен.
Владение огнем плавно подводит нас к следующим шагам.
Большинство современных обезьян не откажется от роли ситуативного хищника. Разорить птичье гнездо - самое милое обезьянье дело. А шимпанзе даже устраивают групповую охоту на низших обезьян. Но основу питания все-таки составляет растительная пища. Более того, есть серьезные исследования, связывающие уровень интеллекта приматов с любовью к фруктам. Это логично. Чем плод слаще и чем труднее до него добраться, тем умнее должен быть тот, кому удастся его съесть.
Между тем мясная пища явно питательнее, а уж хорошо приготовленное мясо - и подавно. В 2007 году американские ученые провели эксперимент по кормлению бирманского питона вареным мясом. Оказалось, что при этом затраты энергии на переваривание пищи снизились на 12,7% по сравнению с питанием, например, сырыми мышами. А если мясо еще и пропускали через мясорубку, то экономия достигала 23,4% - почти четверть!
Лабораторные мышки, которых тоже кормили вареным мясом, за пять недель набрали вес почти на 30% больше, чем их товарки, питавшиеся сырым. Разумеется, калорийность пищи была номинально одинаковой, но она по-разному усваивалась. Прошедшая термическую обработку - легче.
Череп Homo erectus.
Это говорит о том, что, случись охотникам сотни тысяч лет назад съесть жареную на костре дичь (горшка, а тем более мясорубки, у них не было), эффект от ее поедания был бы заметно выше, чем от сырой пищи. Вполне вероятно, что размеры организма становились больше даже без участия эволюционных механизмов просто потому, что в период роста человек хорошо питался. И, разумеется, в лучших условиях его мозг оказывался чемпионом по энергоемкости. У современного человека в младенчестве мозг «съедает» около четверти калорий. С возрастом эта доля становится меньше, но все равно выглядит очень внушительно. На фоне обезьян, у которых доля мозга в общем энергопотреблении составляет считанные проценты, это много.
Мозг наших древних предков когда-то был по размерам примерно таким же, как у нынешних человекообразных обезьян, - 400–450 см3. Он постепенно увеличивался в размерах (более крупная «соображалка» явно давала своим носителям эволюционные преимущества), но не сказать, чтобы очень быстро. Затем произошло что-то, причем дважды (!) с интервалом в несколько сотен тысяч лет. Головной мозг Homo erectus составил в среднем 1000 см3, средний мозг неандертальцев и сапиенсов достиг полутора тысяч «кубов». Все остальное тело при этом тоже подросло, но там рост был менее выражен.
Homo erectus и современный человек.
Существует аргументированное мнение, что изменения размеров мозга связаны с рационом. На первом этапе в нем появилось мясо, и с этим связано первое увеличение мозга. А затем мясо научились обжаривать на огне, что сделало его если не вкуснее, то уж точно питательнее, поскольку усваивалось оно намного лучше. Такое изменение диеты, по сути, состоит из двух этапов, поэтому мы будем рассматривать его как два шага от обезьяны к человеку.
Кстати, современные шимпанзе тратят на пережевывание (даже не на добывание!) пищи около пяти часов в сутки. А живущие неподалеку охотники самого что ни на есть традиционного уклада - всего час. Нам, чтобы оказаться на одном уровне с обезьяной, надо засесть в ресторане на весь вечер.
Способ питания эректуса и его ближайших предшественников продолжает оставаться предметом дискуссий. Очень похоже, что они были больше падальщиками, чем охотниками. Конечно, такое родство не очень эстетически приятно, но кости животных, найденные на стоянках, говорят сами за себя. Царапины от каменных орудий обычно расположены поверх (то есть после) отметин, оставленных хищниками, которые их грызли.
Современная реконструкция неандертальца.
Неандертальцы были суровыми ребятами и свою добычу убивали сами. Питались они почти исключительно мясом, добываемым на охоте. А победил их в эволюционном состязании (возможно, иногда переходившем в настоящие боестолкновения) Homo sapiens - универсал в питании, чей рацион с давних пор содержал растения и рыбу.
Человек разумный, родившись на свет, проходит несколько стадий взросления. Одна из них - подростковый возраст. Это - непростое время, когда человек, в сущности, уже все может, но при этом слишком мало умеет, недостаточно знает и на каждом шагу рискует найти себе какие-то приключения. Общество относится к его поискам достаточно снисходительно, пока не налагая за них полной ответственности. Как принято считать, этот период заканчивается где-то к 17–19 годам, когда вчерашний подросток уже воспринял нормы поведения, установившиеся среди взрослых, и готов к самостоятельной жизни.
У современных обезьян полноценного аналога подросткового возраста нет. Детеныш растет, а затем, как только сможет, обзаводится своими.
Предполагаемый вид неандертальской стоянки. Современная реконструкция.
Как с этим обстояло дело у древних людей, сказать сложно, ведь их не спросишь. Судя по останкам неандертальцев, их дети с раннего возраста были похожи на взрослых. Половой зрелости они достигали, видимо, к 7–8 годам. Есть предположение (по понятным причинам, его сложно аргументировать), что на этом их детство и заканчивалось.
Как обстояло дело у еще более древних приматов - загадка, но обстоятельства их жизни, конечно, требовали раннего начала размножения.
Каменные орудия сохраняются намного лучше костей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они попадаются антропологам гораздо чаще, чем останки их создателей. Собственно по ним чаще всего и определяют, кто их сделал. С какой-то погрешностью, разумеется. Каменное рубило олдувайской культуры, скорее всего, делал кто-то из Homo habilis или ergaster , а вот автором изделий следующей - ашельской - культуры, вероятно, является Homo erectus.
И не скажешь, что и как думал этот мастер, стуча камнями друг о друга. Есть хотел, скорее всего...
Какие именно свойства натуры понадобилось изменить нашим далеким предкам, чтобы их потомки через сотни тысяч поколений читали эту статью? Мы решили, с учетом последних достижений науки, составить свой перечень факторов, способствовавших развитию пращуров.
Следует заметить, что наш список не предполагает сравнения важности перечисленных в нем деталей. Мы не утверждаем, что обезьяна стала бы человеком без чего-нибудь или, напротив, что ее развитие было бы без этого невозможно. Мы лишь констатируем известные нам факты.
Также надо понимать, что деление на обезьян и людей условно, поскольку и люди, и современные обезьяны, и их общие предки относятся к отряду приматов, то есть обезьян. Так что человек как вид рода Homo, с точки зрения биолога, тоже обезьяна, только более развитая. А привычный для нас термин «человек» - понятие философское, определяющее существо, которое интегрировано в определенную культурную среду и неразрывно связано с ней.
Привычку перемещаться на двух задних конечностях, держа тело вертикально, традиционно считают одним из характерных признаков человека разумного. На самом деле она изрядно старше. Бипедализм был свойственен всем видам рода Homo, а возник, очевидно, еще до его появления.
На двух ногах ходили все известные австралопитеки, бывшие предшественниками рода Homo, а до них - ардипитеки. Даже самый древний из известных сегодня наших предположительных пращуров - сахелантроп, живший в окрестностях озера Чад около 6–7 миллионов лет назад, - также подозревается в двуногости.
Правда, в его случае (и в некоторых других) обсуждение осложнено тем, что в распоряжении ученых пока нет костей ног. Дискуссия ведется на основе расположения и устройства затылочного отверстия, которое у найденного черепа занимает срединное, как у прямоходящих, положение. Оппоненты указывают на уплощение затылочных костей, к которым крепились мышцы шеи. Стало быть, наш герой ходил на четырех ногах. Сторонники прямохождения в ответ утверждают, что затылок был посмертно деформирован.
Очевидно, что спор не будет окончательно разрешен до находки новых, более полных, останков. Примечательно, однако, уже то, что такая дискуссия вообще возможна, ведь речь идет о существе из глубочайшей древности.
Надо заметить, что человекообразным обезьянам вообще свойственны способы перемещения, при которых передние и задние конечности играют разные роли, что приводит к различию в их строении. Вспомним гиббона, явно не претендующего на роль нашего прародителя, но тоже родственника. Он передвигается по деревьям фактически при помощи одних рук, а по земле может бегать на задних конечностях. Очень вероятно, что зачатки двуногости сформировались еще там - у нашего общего с гиббоном предка.
Этой способности человека не повезло - она почти не оставляет различимых следов. Нельзя по скелету установить, насколько разговорчив был его владелец при жизни. Разумеется, специалисты пытаются использовать те крохи, что у них есть: генетический материал и черепа. Получается это не слишком хорошо. Более-менее известно, какие участки мозга отвечают за речевую деятельность у людей. И по строению черепов можно судить о том, насколько они были развиты у наших родственников. Увы, это само по себе не доказывает ничего. Центр Брока, например, есть и у людей, и у шимпанзе. Но у первых он участвует в речевой деятельности, а у вторых - в мимической. Как он был задействован у предковых форм - большая загадка.По совокупности имеющихся данных можно аргументированно подозревать в наличии речи неандертальцев. У них были нужные центры мозга, нужные гены (например, регуляторный FOXP2), да и просто их повседневная жизнь, по последним данным, слишком сильно напоминала жизнь наших прямых предков. Что касается всех остальных героев, то здесь достоверной ясности нет.
Забивая гвоздь, человек имеет дело с двумя объектами - молотком и гвоздем. Прокручивая фарш на ручной мясорубке - с тремя: мясом, рукояткой и фаршем, который надо раскладывать по тарелке или доске. При доказательстве теоремы у доски в школе количество объектов возрастает до 5–6.
Как полагают антропологи, предел разума Homo sapiens - одновременное оперирование семью объектами, информация о которых при этом сохраняется в специальных зонах головного мозга.
В далекой жаркой Африке некоторые шимпанзе умеют колоть орехи камнями. Для шимпанзе результат этого занятия вкусен и полезен. Это умение не передается по наследству, приматы учатся ему в детстве, и не всем эта хитрая наука дается.
В зависимости от местных традиций, при раскалывании ореха обезьяна либо придерживает только его, либо - орех вместе с наковальней. В первом случае интеллект нашего родственника адресуется к двум объектам - камню и ореху. Во втором - к трем. В первом случае искусством хитроумного добывания еды овладевают почти все члены популяции. Во втором - около трех четвертей. Исходя из этого (есть и другие наблюдения, которые мы сейчас опустим) ученые полагают, что предел интеллектуальных возможностей шимпанзе - 2–3 объекта.
Нет никаких оснований считать, что наши древние предки были намного способнее. Ученые заключают, что постепенный рост их способностей к изготовлению каменных орудий связан и с появившейся возможностью держать в голове большее количество объектов. Временные рамки этого процесса нам пока не ясны.
Благоприятные для ума гормоны
Деятельность нервной системы животных, как и многое другое, регулируется гормонами. В организмах приматов, включая человека, регулировка части эмоций и когнитивных функций, таких как запоминание информации, возложена на эндорфины. Прекурсором (то есть сырьем для синтеза) нескольких из них является белок продинорфин.
Кодирующий этот белок ген различен у шимпанзе и человека. Присущая человеку мутация затронула регуляторную часть гена, отвечающую за его активацию. Иными словами, сам белок остался совершенно таким же, но условия его синтеза изменились.
По расчетам ученых, это привело к тому, что человеческий организм продуцирует примерно на 20% больше продинорфина, чем обезьяний. Это само по себе интересно, но еще интереснее то, что выработка белка происходит как реакция на какие-то раздражители. Увы, судить о них мы можем лишь в самых общих чертах, поскольку методики современной науки не позволяют большего: колония клеток, на которой проводилось исследование, разумеется, не имеет эмоционального статуса и никак его не изменяет. Для полноценного исследования нужно вырастить генетически модифицированного человека с обезьяньим геном и посмотреть на его поведение. Понятно, что такой эксперимент сегодня невозможен.
Изменения гена, делающие его отличным от обезьяньего, присущи всем ныне живущим Homo sapiens. Это заставляет думать, что мутация имела какое-то эволюционное значение. Когда она произошла, сейчас сказать нельзя.
Самому древнему человеческому костру, известному на данный момент, вероятно, не более 800 тысяч лет. На это почетное звание претендуют остатки двух костров: обнаруженного в 2009 году на стоянке Гешер Бенот Яаков в Израиле (690–790 тысяч лет) и найденного в испанской пещере Куэва Негра в 2011 году (600–800 тысяч лет).
У огня этих костров могли греться тогдашние Homo erectus или Homo ergaster - сказать точнее пока сложно. Примечательно, что возраст обеих находок, несмотря на очевидную географическую удаленность, примерно совпадает. Это говорит о том, что около 700 тысяч лет назад (будем осторожны с числовыми оценками) использование огня уже было популярно среди людей. Умели ли они зажигать огонь или только хранить добытое где-то пламя, как неоднократно описано в художественной литературе, - большой вопрос.
В Африке найдены около полудюжины мест возможного разведения огня возрастом постарше - миллион и более лет. Пока нельзя считать твердо доказанным, что в этих случаях мы имеем дело с огнем, разведенным людьми или хотя бы находившимся под их контролем. Возможно, речь идет о естественных пожарах или, в некоторых случаях, о проявлениях вулканизма.
Никаких сомнений нет только в отношении сапиенсов и неандертальцев. Эти обращаться с огнем, безусловно, умели - очаг на их стоянках почти обязателен.
Владение огнем плавно подводит нас к следующим шагам.
Большинство современных обезьян не откажется от роли ситуативного хищника. Разорить птичье гнездо - самое милое обезьянье дело. А шимпанзе даже устраивают групповую охоту на низших обезьян. Но основу питания все-таки составляет растительная пища. Более того, есть серьезные исследования, связывающие уровень интеллекта приматов с любовью к фруктам. Это логично. Чем плод слаще и чем труднее до него добраться, тем умнее должен быть тот, кому удастся его съесть.
Между тем мясная пища явно питательнее, а уж хорошо приготовленное мясо - и подавно. В 2007 году американские ученые провели эксперимент по кормлению бирманского питона вареным мясом. Оказалось, что при этом затраты энергии на переваривание пищи снизились на 12,7% по сравнению с питанием, например, сырыми мышами. А если мясо еще и пропускали через мясорубку, то экономия достигала 23,4% - почти четверть!
Лабораторные мышки, которых тоже кормили вареным мясом, за пять недель набрали вес почти на 30% больше, чем их товарки, питавшиеся сырым. Разумеется, калорийность пищи была номинально одинаковой, но она по-разному усваивалась. Прошедшая термическую обработку - легче.
Это говорит о том, что, случись охотникам сотни тысяч лет назад съесть жареную на костре дичь (горшка, а тем более мясорубки, у них не было), эффект от ее поедания был бы заметно выше, чем от сырой пищи. Вполне вероятно, что размеры организма становились больше даже без участия эволюционных механизмов просто потому, что в период роста человек хорошо питался. И, разумеется, в лучших условиях его мозг оказывался чемпионом по энергоемкости. У современного человека в младенчестве мозг «съедает» около четверти калорий. С возрастом эта доля становится меньше, но все равно выглядит очень внушительно. На фоне обезьян, у которых доля мозга в общем энергопотреблении составляет считанные проценты, это много.
Мозг наших древних предков когда-то был по размерам примерно таким же, как у нынешних человекообразных обезьян, - 400–450 см3. Он постепенно увеличивался в размерах (более крупная «соображалка» явно давала своим носителям эволюционные преимущества), но не сказать, чтобы очень быстро. Затем произошло что-то, причем дважды (!) с интервалом в несколько сотен тысяч лет. Головной мозг Homo erectus составил в среднем 1000 см3, средний мозг неандертальцев и сапиенсов достиг полутора тысяч «кубов». Все остальное тело при этом тоже подросло, но там рост был менее выражен.
Существует аргументированное мнение, что изменения размеров мозга связаны с рационом. На первом этапе в нем появилось мясо, и с этим связано первое увеличение мозга. А затем мясо научились обжаривать на огне, что сделало его если не вкуснее, то уж точно питательнее, поскольку усваивалось оно намного лучше. Такое изменение диеты, по сути, состоит из двух этапов, поэтому мы будем рассматривать его как два шага от обезьяны к человеку.
Кстати, современные шимпанзе тратят на пережевывание (даже не на добывание!) пищи около пяти часов в сутки. А живущие неподалеку охотники самого что ни на есть традиционного уклада - всего час. Нам, чтобы оказаться на одном уровне с обезьяной, надо засесть в ресторане на весь вечер.
Способ питания эректуса и его ближайших предшественников продолжает оставаться предметом дискуссий. Очень похоже, что они были больше падальщиками, чем охотниками. Конечно, такое родство не очень эстетически приятно, но кости животных, найденные на стоянках, говорят сами за себя. Царапины от каменных орудий обычно расположены поверх (то есть после) отметин, оставленных хищниками, которые их грызли.Неандертальцы были суровыми ребятами и свою добычу убивали сами. Питались они почти исключительно мясом, добываемым на охоте. А победил их в эволюционном состязании (возможно, иногда переходившем в настоящие боестолкновения) Homo sapiens - универсал в питании, чей рацион с давних пор содержал растения и рыбу.
Человек разумный, родившись на свет, проходит несколько стадий взросления. Одна из них - подростковый возраст. Это - непростое время, когда человек, в сущности, уже все может, но при этом слишком мало умеет, недостаточно знает и на каждом шагу рискует найти себе какие-то приключения. Общество относится к его поискам достаточно снисходительно, пока не налагая за них полной ответственности. Как принято считать, этот период заканчивается где-то к 17–19 годам, когда вчерашний подросток уже воспринял нормы поведения, установившиеся среди взрослых, и готов к самостоятельной жизни.
У современных обезьян полноценного аналога подросткового возраста нет. Детеныш растет, а затем, как только сможет, обзаводится своими.
Как с этим обстояло дело у древних людей, сказать сложно, ведь их не спросишь. Судя по останкам неандертальцев, их дети с раннего возраста были похожи на взрослых. Половой зрелости они достигали, видимо, к 7–8 годам. Есть предположение (по понятным причинам, его сложно аргументировать), что на этом их детство и заканчивалось.
Как обстояло дело у еще более древних приматов - загадка, но обстоятельства их жизни, конечно, требовали раннего начала размножения.
Каменные орудия сохраняются намного лучше костей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они попадаются антропологам гораздо чаще, чем останки их создателей. Собственно по ним чаще всего и определяют, кто их сделал. С какой-то погрешностью, разумеется. Каменное рубило олдувайской культуры, скорее всего, делал кто-то из Homo habilis или ergaster, а вот автором изделий следующей - ашельской - культуры, вероятно, является Homo erectus. И не скажешь, что и как думал этот мастер, стуча камнями друг о друга. Есть хотел, скорее всего...