Лариса Фомина
Конспект занятия во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес»
Конспект интегрированного занятия во
второй младшей группе
на тему : «Путешествие в осенний лес »
Воспитатель : Фомина Лариса Владимировна
МБДОУ «Детский сад №2 с. Янтиково» , Янтиковский район, Чувашия.
Цель : Закрепить представления об осени , о признаках и приметах осени .
Задачи :
1. Образовательная : учить внимательно слушать речь воспитателя,
расширять и активизировать словарный запас воспитанников;
совершенствовать грамматический строй речи;
формирование элементарных математических представлений у детей :
Учить соизмерять один предмет с другим по заданному признаку
(величине, длине, высоте и пр.)
2. Развивающая : развивать интерес к окружающему миру в процессе
формировать элементарные представления об изменениях в природе
осенью , диких животных, их внешнем виде и жизни.
3. Воспитательная : воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция областей : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» ,
«Художественное творчество» .
Словарная работа : осень , разноцветные, расписные листья, красный,
желтый, оранжевый, короткий, длинный.
Предварительная работа : наблюдение за листопадом, погодой,
рассматривание листьев, чтение стихотворений об осени ,
рассматривание книг, иллюстраций об осени , сбор разноцветных листьев во
время прогулки.
Предметно – развивающая среда : игрушки : заяц, белка, ежик; корзинка с
листьями, лки разной высоты, березы; раздаточный материал : листики,
шишки, презентация «Осенний лес » ; запись (П. И. Чайковского цикл
«Времена года» «Октябрь» ). Для рисования : листы бумаги с нарисованными
ежиками без иголок, ватные палочки, гуашь серого цвета.
В : Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
С добрым утром!
Д : Здравствуйте!
В : Давайте разомнмся и поздороваемся с нашими гостями
Психогимнастика «Здравствуйте»
Здравствуйте глазки! Здравствуйте! (делают из кулачков «бинокль» )
Здравствуйте, ручки! Здравствуйте! (хлопки в ладоши)
Здравствуйте, ножки!
Здравствуйте! (топают)
Здравствуйте наши гости! Здравствуйте! (поднимают руку, машут)
Дети присаживаются на ковр.
В : Ребята, я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте.
Называется стихотворение «Падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад…
Жлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
В : Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении?
Д : Об осени .
В : Правильно. Об осени . Она приходит к нам в гости каждый год. Это очень
красивая пора. Деревья и кусты становятся разноцветными - это листочки
на них меняют свой цвет. Посмотрите, пожалуйста в окошко, на картинки и
скажите, какого цвета стали листочки?
Д : желтые, красные, зеленые, оранжевые.
Листопад, листопад,
Листья жлтые летят.
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голым станет сад.
(В корзине сухие разноцветные листья)
Листья падают на землю и шепчутся друг с другом – шуршат. Вот так (дети
по очереди трогают листья в корзинке).
В : О чем же шепчутся листочки?
Д : О том, что стало холодно на улице, что скоро наступит зима.
В : Если выйти на улицу, можно почувствовать, что стало холодно?
Как вы думаете, почему?
Д : Дует ветер, солнышко светит, но не греет, часто прячется за тучами.
В : Да, дует ветер и разносит разноцветные осенние листья . А в лесу
их ещ больше. Хотите отправиться в осенний лес ?
Д : Да.
В : Сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки , подует ветерок и отнест нас в лес.
Покружились, покружились
И в листочки превратились.
Речь с движением :
Мы - осенние листочки . (Машем головой вправо-влево.)
Мы на веточках сидели. (Медленно поднимаем руки вверх, затем плавно
опускаем вниз.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по кругу на носочках.)
Полетели, полетели,
И на землю тихо сели. (Присаживаемся на корточки.)
В : Вот мы и в лесу. Давайте я превращу вас опять в ребят.
Покружись, покружись и в детишек превратись.
В : Ребята, посмотрите как тут красиво! Деревья стоят в красивом наряде.
Ребята, а хотите погулять по лесу? Тогда отправимся в путь (Смотрят
презентацию «Осенний лес » )
Как много разноцветных красивых листочков! Ветер пошалил и разбросал на
поляне листочки. Давайте их соберем.
Игра «Собери листочки»
Цель : развивать зрительное
внимание, мышление, творческое воображение.
Девочки собирают красные листочки, а мальчики – желтые, воспитатель –
В : Какой красивый букет у нас получился!
В : Ребята, посмотрите, какие интересные деревья здесь растут. Как они
называются?
Д : Ёлочки.
В : А у них есть листья?
Д : Нет, у них иголки.
В : Интересно, а кого можно встретить в лесу?
Д : Зайчика, мишку, волка, лисичку.
В : Давайте подойдм к низкой лочке. Посмотрите, кто там сидит?
Д : Зайка.
В : Был летом зайка серенький, а сейчас он побелел, шубку новую
надел. Он готовится к зиме. Потрогайте зайку.
Какая у него шубка?
Д : Белая, мягкая.
В : Какие у зайчика ушки?
Д : Длинные.
В : А какой у него хвостик?
Д : Маленький.
В : Хвостик у зайки короткий. Давайте все вместе скажем : «короткий» .
Зайчик хочет нам что-то сказать. Он хочет с нами поиграть!
Игра «Жили-были зайчики»
Жили-были зайчики
На лесной опушке. (Машем кистями рук над головой, имитируя ушки зайцев)
Жили-были зайчики
В маленькой избушке. (Над головой крышечка)
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапки.
Наряжались зайчики. (Руки на поясе повороты вправо и влево)
Надевали тапочки. (Выставляем ноги поочередно вперед)
В : Ребята подойдем к высокой елочке. Кто тут прячется? Белка!
Она тоже готовится к зиме : собирает шишки, сушит грибы. А давайте мы ей
поможем собрать шишки.
Игра «Собери шишки»
Воспитатель просит детей собрать шишки, разбросанные на полу. По
команде «Раз, два, три, собери!» дети берут по одной. Воспитатель
опрашивает, сколько у них шишек (по одной) и предлагает сложить вс
в корзину.
В : Сколько шишек стало в корзине?
Д : Много.
В : Как хорошо мы поиграли и белочке помогли.
М : До свидания! Белочка!
В : Ребята, слышите, кто-то плачет (под деревом ежик) .Ежик говорит, что
ему скучно одному, чем же мы можем ему помочь? Давайте нарисуем ему
У нас есть листочки бумаги с нарисованными ежиками. Только чего же не
Д : Иголок
В : Правильно, иголок. Нарисуем иголки не кисточками, а ватными
палочками.
(Дети рисуют иголки)
В : Посмотрите как много стало друзей у ежика!
В : Ребята, а нам нужно возвращаться в детский сад. Мы снова превратимся
в осенние листочки .
Покружились, покружились и в листочки превратились.
Полетели, полетели и на землю тихо сели.
Вот мы и в садике. Присаживайтесь на стульчики. Где мы сегодня с
вами были.
Д : Мы были в лесу.
В : Какие деревья растут в лесу?
Д : Высокие, низкие; елочки, березки.
В : Кого мы встретили?
Д : Зайку, белку и ежика.
В : Что вы собирали в лесу?
Д : Листочки, шишки
В : Кого нарисовали?
Д : Нарисовали ежика.
В : Ребята, ежик очень рад, что у него теперь много друзей. Он передал вам
целую корзину грибов.
Вам понравилось наше путешествие в осенний лес ?
Оборудование: игрушки:белка, ежик, лиса; силуэты животных: лиса, белка, ежик, заяц, волк, медведь, лось; 2 корзинки: большая и маленькая; большие и маленькие грибы; белочки – ведерки и тарелочки с орехами; платок; по 2 листочка на каждого ребенка; елка, деревянные прищепки; листочки с загадками; корзинка с яблоками.
В: Ребятки, скажите, какое сейчас время года? (осень) Посмотрите в окно: идет ли дождик? (нет) Светит солнышко? (да) Значит, сегодня ясная, прекрасная погода, а в хорошую погоду мы любиим…(гулять). Я приглашаю вас в осенний лес. Но можем ли мы так идти на прогулку? (нет, надо одеться).
Проводится пальчиковая игра «Осенняя одежда»
Я одежду надеваю (поочередно соединять все пальцы с большим)
Я ее вам называю (сжимаем – разжимаем кулачки)
Майка, брюки, а еще (загибаем пальцы, начиная с большого)
Свитер, шапка и пальто.
В: Вот мы и готовы. В путь, только не отставайте, а то можно заблудиться.
Физкультминутка
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу – прыг, через ямку – скок,
Бух – упали. Куда же мы попали?
В: Шли мы, шли и в осенний лес пришли. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу!
Как в лесу осенним днем
Листья сыпались дождем. (раскидываю листья)
Под ногами шелестели,
Все летели и летели…
В: Сколько листьев на земле? (много)
А мы по лесу пойдем
И листочки соберем.
В: Возьмите по два листочка. Сколько листочков взял Никита, Полина, Артем?..)
Все листочки вы собрали,
Ни один не потеряли?
В: Сколько сейчас листьев на земле? (ни одного)
Вы листочки поднимите,
Да листочками помашите.
В: Сколько листочков у нас? (много)
Дети исполняют танец с листочками.
В: Ветерок подул слегка (давайте подуем на листочки) и унес листья в одну большую кучу.
Мы сядем на полянку,
Немного отдохнем. Дети садятся на пенечки
Про осень золотую
Стихи сейчас прочтем.
(дети все вместе рассказывают стихотворение «Ходит осень по садам…» с движениями)
В: Ребятки, догадайтесь, кто живет в этом лесу? (по силуэтам дети угадывают животных)
Слышите, кто-то к нам сюда бежит,
Кто-то к нам сюда спешит.
Хлопнем, топнем мы дружней, (дети хлопают и топают)
Пусть отыщет нас скорей.
В: (держу в руках игрушку, белка здоровается с детьми) Дети, вы узнали, что это за зверек? (белка) Как ее можно ласково назвать? (белочка)
Давайте расскажем про белочку (дети проговаривают чистоговорку):
Су - су – су, белку встретили в лесу.
В: Дети, как вы думаете, почему белочка такая грустная? (Дети высказывают свои мнения)Скоро наступят холода, а она еще не все запасы на зиму сделала. А вы знаете, что любит есть белочка? (грибы, орехи, семечки, ягоды) У нас есть корзинки: одна…большая, другая…маленькая. А на поляне (в другом конце группы) грибов видимо – невидимо: и большие, и маленькие. Поможем белочке? Большие грибы собираем в большую корзину, а маленькие – в маленькую (дети выполняют задание). Молодцы, помогли белочке. Ребятки, у белочки в дупле сидят маленькие голодные бельчата. Накормим их орешками? (дети подходят к столам и кормят бельчат – ведерки орешками) Молодцы, бельчата сейчас сытые и скоро уснут, а мы с вами тихонько пойдем и посмотрим, под елочкой кто - то сидит и тихонечко пыхтит: пых-пых. Как пыхтит? (дети повторяют вместе и по одному)Как вы думаете, кто это? (ежик) Давайте его позовем тихо: ежик, иди к нам, а теперь громче.
В: Ребятки, почему ежик дрожит и всего боится? (у него нет иголок) Он такой маленький, а кто его соседи? (лисы, волки и медведи) Они большие животные и могут его обидеть. Что же делать, как ему помочь? Давайте попросим иголки у елки (дети используют деревянные прищепки) Вот какой еж стал колючий. Чтобы ежик совсем успокоился, споем ему песню.
Дети исполняют песню «Хитрый ежик» с движениями
В: Спрятался ежик. Кто же его испугал? Может быть это зверек в рыжей шубке? (лиса) Дети проговаривают чистоговорку: са-са-са, к нам бежит лиса. (Дети здороваются с лисой) Посмотрите, какой красивый осенний букет из листьев принесла лиса. Этот с березы, значит, какой… березовый, (проводится словесная игра «Назови листок») Ребятки, листочки не простые, а с загадками. Отгадаем?
Что за странная зверушка?
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это… (белка)
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это…(зайка)
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
А зовут ее… (лиса)
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …(медведь)
Произвел переполох
Все зверята разбежались,
Напугал зверей тех…(волк)
В иголках, но не сосенка.
В клубок свернуться может,
Конечно, это… (ежик)
В: Молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите, у лисички вот такой платочек:
Разноцветный, расписной,
Необычный, непростой.
Предлагаю вам, друзья,
Поиграть с платочком я.
(под веселую музыку дети гуляют, музыка останавливается, дети приседают, воспитатель закрывает кого-нибудь из детей платком)
Раз, два, три,
Кто же спрятался, смотри.
Не зевайте, не зевайте,
Поскорей ответ мне дайте,
Кто под платочком?
(Игра проводится несколько раз. В последний раз закрывается корзинка с яблоками)
В: Спасибо тебе, лисонька, за угощение. Убежала лисичка. Да и нам уже пора возвращаться, дождик начинается. Предлагаю вам вернуться в садик на машине. Садитесь поудобнее.
Проводится игра с движениями «Едем, едем на машине»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально все вдаль.
Дворники счищают капли:
Вправо – влево, чистота.
Волосы взъерошил ветер.
Мы шоферы хоть куда!
В: Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось в осеннем лесу? Кого мы встретили в лесу? А теперь предлагаю вам угоститься лесными яблочками.
Светлана Михеева
«Путешествие в осенний лес». Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе
Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес »
1. Программное содержание : продолжать формировать у детей представления о признаках осени , закреплять умение узнавать и называть их, развивать пространственное ориентирование, активизировать речь детей, закреплять умение рассказывать стихотворение, чётко проговаривая слова, учить различать и называть лесных животных, формировать певческие навыки, развивать умение выполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки, развивать творческие способности у детей через нетрадиционную технику рисования, воспитывать аккуратность при работе с краской.
2. Оборудование : туча и солнце, выполненные на картоне, деревья : две искусственные ёлочки и одна берёза, сделанная своими руками, необычная коробка с листочком, музыкальная колонка с записью детской песни «Осень » , приготовленные из картона листочки, записи музыки «Танец с листочками» и марш – «поезд» , мягкие игрушки – животные : ёж, заяц, медведь, готовые листы на каждого ребёнка с нарисованным деревом, гуашь жёлтая и красная, тарелочки с краской, влажные салфетки.
3. Предварительная работа : наблюдения за погодой, чтение, рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Осень » , игрушек – животных, разучивание стихов про осень , потешки про солнышко – вёдрышко, разучивание слов песни про осень и танца с листочками.
Воспитатель : Дети, я вам сегодня принесла необычную коробку. (дети вместе с педагогом обследуют коробку)
Какая у меня коробка? (красивая, большая, блестящая)
В такие коробки обычно кладут подарки. Давайте откроем и посмотрим , что в ней. (в коробке лежит красивый осенний листок )
Что в коробке? (листок)
Какого он цвета? (жёлтого)
Наверное, это последний жёлтый листок, упавший с дерева. Кто из вас, дети, знает стихотворение про осенний лист ?
Юля : За окошком лист осенний пожелтел ,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружился и играл он под окном.
А когда весёлый ветер улетел,
Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла.
Принесла домой и маме отдала.
Пусть живёт всю зиму у меня,
Оставлять его на улице нельзя.
Воспитатель : Молодцы, дети. Хорошие стихи вы рассказали про листок. А скажите мне, пожалуйста, какое время года сейчас на улице?
Дети : Осень .
Воспитатель : Правильно. А как вы догадались?
Дети : Стало холодно, листья на деревьях сначала были жёлтые, красные. А теперь их почти не осталось. Птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель : Молодцы! А кто ещё хочет рассказать нам стихотворение про осень ?
Андрей :
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть стесняется.
Почему деревья осенью
Сбрасывают листья?
Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном.
Воспитатель : А давайте, дети, споём листику песню про осень .
Дети : Давайте. Песня «Осень »
Воспитатель : Листик, тебе понравилась песня? (очень понравилась)
А вы знаете, дети, листик – то у нас не простой, а волшебный. Он умеет разговаривать.
Листик : Приглашаю вас, ребята,
В лес осенний погулять .
На полянке, на осенней
Поиграть и поплясать.
Воспитатель : Листик, рады бы мы с тобой пойти. Но ведь сейчас не золотая осень , листочков почти не осталось на деревьях. На улице сыро и грязно.
Листик : Я, ребята, лист волшебный,
Не простой осенний лист .
Приглашаю в лес волшебный,
Полный листьев золотых.
Воспитатель : Ну, тогда – другое дело. Отправимся с листом в осенний лес ?
Дети : Да.
Воспитатель : А давайте поедем в лес на поезде. (звучит музыка, дети друг за другом мелкими шагами идут по кругу к ковру)
Воспитатель : Вот, мы и приехали. Ой, ребятки, посмотрите, кто это прячется под деревом?
Дети : Ёж.
Воспитатель : Правильно, ёж. Ёж живёт в лесу, он готовится к спячке, зимой он спит. Осенью ёж катается по листьям, накалывает их на колючки и прячется под корни деревьев. Там он будет зимовать. Дети, а давайте споём песенку ёжику.
Песня «Маленький ёжик»
Дети : Медведь.
Воспитатель : Правильно! Ребята, а кто знает, что медведь делает осенью ?
Дети : Ест ягоды, орехи, мёд.
Воспитатель : Молодцы! Всё лето и осень медведь накапливает себе жир. Зимой медведь спит, а поздней осенью готовит берлогу . А кто ещё живёт в лесу?
Дети : Волк, лиса, заяц
Воспитатель : Правильно, дети. А вот и заяц под ёлочкой. А вы знаете, дети, что заяц меняет шубу. Весной, летом и осенью он серый , а зимой белый – белый. А зачем он это делает?
Дети : Белый, чтобы его не было видно на снегу, а серый – незаметный в лесу, среди деревьев.
Воспитатель : Замечательно!
(Звучит медленная музыка, воспитатель обращает внимание детей на стену, где висит нарисованная туча, а за ней немного выглядывает солнышко)
Воспитатель : Смотрите, что это? (туча) Туча заслонила солнышко и без нашей помощи оно не может выйти из – за тучи. На дворе стоит осень , но нам всем ещё так хочется тепла. Давайте позовём солнышко потешкой.
Солнышко – вёдрышко!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камешкам скачут.
Солнышко ясное, нарядись
Солнышко красное, покажись! (тучка снимается на стене, появляется солнышко)
Воспитатель : Вот, смотрите, солнышко спустилось к деткам с неба, чтобы побыть с ними, обласкать их, обогреть и поиграть. Мы очень рады ему. Давайте похлопаем в ладоши.
Воспитатель : Ребятки, а что это?
Дети : Листочки.
Воспитатель : Это подружки нашего волшебного листа, верно? Давайте с ними потанцуем.
Танец с листочками под музыку.
Воспитатель : Молодцы! Мне очень понравилось. А давайте нашему волшебному листу сделаем подарок за такое прекрасное путешествие .
Дети : Давайте!
Воспитатель : Садитесь за столы – мы с вами украсим деревья листочками. Так как у нас в волшебном лесу золотая осень – листочки какого цвета вы будете рисовать?
Дети : Жёлтые и красные.
Воспитатель : У нас на столах лежат уже нарисованные деревья, но они голые, давайте подарим им листочки, нарисуем их. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а штампиками. Сядьте прямо, ножки под стульчик. Берём штампик, аккуратно макаем его в краску и рисуем листья.
Молодцы, ребята. Нашему волшебному листку понравились ваши листочки. Сколько много подружек стало у неё! Давайте посадим наши деревья в лес, чтобы ими могли любоваться и лесные жители.
Посмотрите, листочки летят в воздухе! Как это называется?
Дети : Листопад!
Воспитатель : Ой, ребята, а здесь под листочками что – то есть. Это корзина с грибами. Наверное, кто – то оставил. Ой, а здесь лежит записка : «Это вам подарок от лесных жителей» . Дети, давайте скажем «Спасибо» лесным жителям за грибочки и «Спасибо» скажем нашему волшебному листку за такое прекрасное путешествие ! Но нам пора прощаться с лесом и возвращаться в детский сад. Садимся на поезд и поехали.
Воспитатель : Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, а где мы сегодня были?
Дети : В лесу.
Воспитатель : А в каком лесу мы были?
Дети : В осеннем лесу , в волшебном лесу.
Воспитатель : А с кем мы встречались?
Дети : С ёжиком, медведем, зайчиком.
Воспитатель : А что мы ещё делали в лесу?
Дети : Читали стишки, танцевали, помогли Солнышку выбраться из – за тучи, рисовали листочки деревьям.
Воспитатель : А кто нам это всё устроил? Кто нас позвал в путешествие ?
Дети : Осенний листок волшебный .
Воспитатель : вам понравилось путешествие ?
Программное содержание: продолжать формировать у детей представления о признаках осени, закреплять умение узнавать и называть их, развивать пространственное ориентирование, активизировать речь детей, закреплять умение рассказывать стихотворение, чётко проговаривая слова, учить различать и называть фрукты и овощи, упражнять детей в группировке предметов по цвету, развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, развивать творческие способности у детей через аппликацию, воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Материал и оборудование: деревья: две искусственные ёлочки, необычная коробка с листочком, музыкальная колонка с записью детской музыки, приготовленные из картона листочки красные и желтые, мягкие игрушки – животные: ёж, заяц, готовые листы на каждого ребёнка, шаблоны: банки и фрукты, клей, кисти для клея, салфетки.
Предварительная работа: наблюдения за погодой, чтение, рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме « Осень» , «Фрукты», «Овощи» игрушек – животных, разучивание стихов про осень.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас мы повернёмся
И все вместе улыбнёмся
И скажем друг другу «ЗДРАВСТВУЙТЕ»
(В группу залетает осенний лист)
Что это? (листок)
Какого он цвета? (жёлтого)
Наверное, это последний жёлтый листок, упавший с дерева. Кто из вас, дети, знает стихотворение про осенний лист?
Всеволод:
За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружился и играл он под окном.
Воспитатель: Молодец, Сева. Хорошее стихотворение ты рассказали про листок. А скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?
Дети: Стало холодно, листья на деревьях сначала были жёлтые, красные. А теперь их почти не осталось. (Дети называют признаки осени)
Воспитатель:
А вы знаете, дети, листик – то у нас не простой, а волшебный.
(Воспитатель прикладывает листик к уху и слушает что он ему говорит)
Приглашаю вас, ребята,
В лес осенний погулять.
На полянке, на осенней
Поиграть и поплясать.
Воспитатель: Отправимся с листом в осенний лес?
Воспитатель: А на чём мы отправимся, вам нужно отгадать загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались, в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (поезд).
Я буду паровозом, а вы вагончиками.
(звучит музыка, дети друг за другом мелкими шагами идут по кругу)
Воспитатель: Вот, мы и приехали. Ой, ребятки, посмотрите, какой красивы осенний лес, кто это прячется под деревом?
Воспитатель: Правильно, ёж. Ёж живёт в лесу, он готовится к спячке, зимой он спит. Осенью ёж катается по листьям, накалывает их на колючки и прячется под корни деревьев. Там он будет зимовать. Дети, а давайте ежику поможем собрать листья.
Воспитатель:
Хорошо, я очень рада, что вы у меня такие добрые и заботливые. Воспитатель:
— А какого цвета листочки?
Дети: красные и желтые.
Воспитатель: У ежика есть две корзинки, в одну корзину вы кладете желтые листочки, а в другую красные листочки.
Проводится игра «Собери листочки в корзину».
Воспитатель: Молодцы!
Физминутка:
Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке,
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Воспитатель: А вот и зайчик под ёлочкой. А вы знаете, дети, что заяц меняет шубу. Весной, летом и осенью он серый, а зимой белый – белый. А зачем он это делает?
Дети: Белый, чтобы его не было видно на снегу, а серый – незаметный в лесу, среди деревьев.
Воспитатель: Замечательно! Ребята посмотрите, зайчик расстроен, что случилось зайка? Он мне сказал, что фрукты и овощи все перемешались, и он не может их разложить по корзинам.
Воспитатель: Поможем зайке?
В корзине овощи перемешались с фруктами, ваша задача разложить овощи в одну корзину, а фрукты в другую. (Звучит веселая мелодия)
Проводится игра «Собираем урожай»
Воспитатель: Молодцы ребята все правильно разложили! (Заяц благодарит детей и угощает их фруктами.)
Чтобы фрукты сохранились зимой надо их законсервировать в банки. Поэтому нам пора прощаться с лесом и возвращаться в детский сад. Садимся на поезд и поехали. (Звучит музыка) Вот мы и вернулись в детский сад.
Воспитатель:
Садитесь за столы и заполняйте банки фруктами. Ребята, а какие фрукты мы будем консервировать? (Дети называют фрукты и цвет)
Аппликация.
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы, вы отлично справились, все фрукты законсервировали. Я вами очень довольна.
(Дети рассматривают свои работы.) (Раздается стук в дверь)
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь что – то есть, какая красивая коробка. Наверное, кто – то оставил. Ой, а здесь лежит записка: «Это вам подарок от ежика и зайчика» . Дети, давайте скажем «Спасибо» ежику и зайчику за осенние листочки и «Спасибо» скажем нашему волшебному листку за такое прекрасное путешествие!
Воспитатель: Ребята, а где мы сегодня были?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А в каком лесу мы были?
Дети: В осеннем лесу, в волшебном лесу.
Воспитатель : А с кем мы встречались?
Дети: С ёжиком и зайчиком.
Воспитатель: А что мы ещё делали в лесу?
Дети: Читали стишки, помогли ежику собрать листья, а зайчику собрать овощи и фрукты, консервировали фрукты.
Воспитатель: А кто нам это всё устроил? Кто нас позвал в путешествие?
Дети: Осенний листок волшебный.
Воспитатель: вам понравилось путешествие?
Дети: Да! (Раздача подарков)
Ольга Иванова
Конспект открытой интегрированной НОД «Путешествие в осенний лес» (вторая младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Г. о. Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 45 «Пчелка»
Конспект открытой интегрированной НОД
на тему : «Путешествие в осенний лес »
(2 младшая группа )
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие.
Воспитатель : Иванова О. Ю.
г. Балашиха
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .
Возраст детей, группа : 3-4года, 2младшая группа .
Виды детской деятельности : игровая, музыкальная, конструирование .
Формы организации : групповая .
Цель : Расширять знания детей об осени , как времени года.
Задачи :
Развивающие :
1. Расширять знания детей об осени , как о времени года.
2. Развивать моторику артикуляционного аппарата и мелкую моторику рук.
3. Закреплять знания цветов : желтый, красный, зелёный, коричневый.
4. Закреплять умение классифицировать предметы по цвету, форме, принадлежности.
Обучающие :
1. Обучать интонационной выразительности речи, активизировать и обогащать словарь.
2. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине длине, высоте путем наложения и приложения друг к другу.
3. Учить детей различать, и правильно называть геометрические фигуры, и соотносить их с формой предметов.
4. Познакомить детей с новым словом «кузовок» , дать ему определение.
Воспитательные :
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения.
3. Воспитывать любовь к осени , как времени года.
Предварительная работа :
чтение и разучивание стихотворений и песен об осени ,
наблюдения за осенними явлениями на прогулках,
дидактическая игра «С какого дерева листочек» ,
разучивание дыхательной гимнастики «Сдуем листочки» ,
рассматривание иллюстраций по темам : «Дикие животные» , «Деревья» ,
«Осень в лесу » .
Оборудование :
музыка Чайковского «Осень »
интерактивная доска ноутбук , музык. центр)
слайды «Осень в лесу »
веселая музыка
Материалы :
кленовые большие листья. (на обратной стороне задания)
ведерки желтые, красные и зелёные
фигурку ежика 4желудя и 3гриба
математическая картинка
картинки (шишка еловая, елочка пластмассовая, веточка рябины засушенная
дуга к прямоугольнику
картинка кузовков
3 платка накрывать задания
Трон Осени
Раздаточный материал :
Подносы с геометрическими фигурами : круг-красный, прямоугольник-желтый, треугольник-зеленый, овал-коричневый
I. Организационный момент.
Дети входят под музыку Чайковского «Осень » в зал украшенный в осеннем стиле , на полу разбросаны листочки среди них кленовые большие.
Дети стоят в кругу
Восп : Ребята! Я сегодня пришла в детский сад и увидела эти листочки,
Я удивилась! Ещё вчера тут ничего не было. Кто же принёс листочки? (Ответы детей.)
Правильно! Осень .
II. «Путешествие в осенний лес »
слайды осеннего леса
Осень : -Здравствуйте, ребята, я приглашаю вас в путешествие в осенний лес
Эти листочки принесла я - Осень . Но листочки не простые, а с заданиями.
Восп : Наверно осень хочет знать чему мы научились.
Давайте с ней поздороваемся все вместе
Дети берутся за руки
Дети хором : Здравствуй осень ! Здравствуй осень !
Хорошо что ты пришла.
У тебя мы, осень , спросим,
Что в подарок принесла?
Садимся на стульчики
Осень : Кто выполнит мои задания, тот получит от меня дары, но пока это сюрприз.
Восп : Ну что, ребятки выполним задания Осени ? Не боитесь трудностей? Тогда приступаем! А тебя, Осень , мы приглашаем посидеть на почетном месте, да на ребяток поглядеть.
Давайте посчитаем сколько нам надо выполнить заданий?
один, два, три
Сколько заданий у нас? Три
1. 1 листик :
Какое первое задание сейчас узнаем
«Дидактическая игра «Разноцветные листочки»
Восп : Ребята, осень приглашает нас поиграть в игру «Разноцветные листочки»
В лесу много разноцветных листьев. Какого они цвета? (Ответы детей)
1 Зелёный, 2 желтых 3 красных листьев разбросаны по ковру.
Воспитатель предлагает трем детям собрать листья в ведерки желтые, красные и зелёные. Звучит веселая музыка пока трое собирают листочки.
1 зелёный, 2 желтых, 3 красных листьев (кленовый, березовый, дубовый)
Сколько желтых листьев мы собрали? Два.
Сколько красных в ведерке? Три.
Сколько зеленых листьев у нас? Один.
С какого дерева листочки? Клена. Березы. Дуба.
Как называются? Дубовый, березовый, кленовый.
2. Чтение стихов детьми про листопад
А как называется такое явление когда листочки по ветру летают? Листопадом
Кто нам прочитаем стихи про листопад?
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Только осень не вздыхает ,
А листочки собирает.
Листопад, листопад
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят
Скоро будет голым сад.
3. Музыкальная пауза «Листики дубовые, листики кленовые»
Давайте и мы потанцуем с листочками
А теперь возьмем листочки (лежат под стульчиками) И встанем врассыпную
Покачайся надо мной мой листочек золотой качают над головой листик
Мы за листиком сидим из-за листика глядим сидят закрыв лицо листом
Листики дубовые листики кленовые кружимся вокруг себя
Вдруг осенний ветерок хочет вырвать мой листок качают руками над головой
Листики дубовые листики кленовые кружимся вокруг себя
Мы листочек не дадим, очень нужен нам самим прячут листочек за спиной
Листики дубовые листики кленовые кружимся вокруг себя
Восп : Молодцы, ребятки! Давайте подарим осенний букет нашей гостье
Дети собирают листья в букет, отдают Осени , садятся на стульчики
И выполним следующее задание
4. 2 листик :
Восп : Правильно выполняем второе задание
Дидактическая игра «Сравни предметы»
На доске аппликация, нужно рассмотреть и сравнить предметы на картинке
Математическая картинка (ель, березка, куст с ягодами, грибок)
Давайте внимательно рассмотрим картину и сравним предметы на ней
Что мы видим? Ель
Что это? Береза
А рядом с березкой что растет? Куст с ягодами.
Посмотрите на деревья, и сравните их.
Что выше? Ель
Какая береза, а какой кустик? Береза высокая, а кустик низкий.
А как это определить? наложить, приложить, приглашаю детей
Сколько берез? Одна.
Сколько кустиков? Один.
А сколько ягод на кустике? Много.
Что под кустиком? Грибки.
Сколько их? Два
Какие они? Большой и маленький.
Какой из предметов самый большой? Ель
А какой самый маленький? Грибок
Восп : А кто это спрятался в листве?
Загадка про ежика
Нет ушей не видно ножек, весь в колючках…это…ежик
Слайд ежик в клубочке
Почему ежик спрятался в клубочек? Чтобы ему не причинили вред
Мы не будем ему причинять вред, он к нам пришел в гости давайте его погладим…и у него с собой…
Слайд ежик с грибом
Вношу ежика (игрушка,дети гладят
На доске 4желудя и 3гриба
Что у ежика? Лесные дары : желуди и грибы
Поможем ему сравнить их
Каких лесных даров больше? Желудей
Под каждым желудем поставить грибок
Сколько желудей? Четыре
Сколько грибов? Три
Чего больше? Желудей
Почему желудей больше? Остался один лишний желудь
Что можно сказать о количестве желудей и грибов? желудей больше чем грибов
Чего меньше? Грибов
Почему грибов меньше? Остался один лишний желудь
Что можно сказать о количестве грибов и желудей? грибов меньше чем желудей
5. Физкультминутка
А сейчас мы продолжим путешествие , беремся за руки, встаем в круг, и очутимся на нашей лесной поляне, как на картинке,
дети идут по кругу и выполняют движения под слова воспитателя
По узенькой дорожке,
Дорожке, дорожке, дорожке, ходьба на носочках, руки на пояс
По кочкам, по кочкам, по кочкам
По кочкам ходьба высоко поднимая ножки
Остановились, огляделись, остановились руки ко лбу
Влево-вправо повертелись повороты влево-вправо
На пути нам ручек, прыжки друг за другом по кругу
Через него мы скок да скок
Под кусточком мы присели
Отдохнули, посидели приседают,сидят
А теперь пошли опять
Мы листочками шуршать ш-ш-ш- дуют артикуляционным аппаратом создавая ветер, двигая одновременно и руками и имитируют шуршание листьев ногами
Восп : Молодцы и это препятствие преодолели!
Проходят за столы
6. 3 листик : Какое задание выполняем? третье
Дидактическая игра
У детей на столах подносики с геометрическими фигурами
(круг-красный, прямоугольник-желтый, треугольник-зеленый,
овал-коричневый)
А для этого рассмотрим содержимое подносов.
Что это такое? Геометрические фигуры
Давайте правильно назовем их. Красный круг, зеленый треугольник, коричневый овал, желтый прямоугольник
Давайте поиграем в игру «Подбери геометрическую фигуру»
Я буду показывать картинки, а вы поднимаете фигуру на которую похож этот предмет, если вы правильно подняли то когда я переверну картинку цвета совпадут, понятно!
Воспитатель показывает картинки на лесную тематику, дети поднимают фигуры, вверх на которые эти предметы похожи
Шишка еловая- коричневый овал
Почему подняли коричневый овал? На него похожа еловая шишка овальнаяи коричневая
Елочка-зеленый треугольник
Почему подобрали зеленый треугольник? Елка имеет треугольную форму и зеленая
Веточка рябины-красный круг
Почему показали красный круг? Ягоды у рябины красные и круглые
7. А кто вспомнит…Посмотрите, какая фигура осталась без предмета на подносе? Желтый прямоугольник
На какой предмет похож он? Ответы детей
Если я добавлю дугу (на доске) \корзиночка
Его можно назвать другим словом кузовок
Какой формы? Прямоугольной
Восп :
Кузовок, кузовочек прикрепляю к доске
и собираю грибы в кузовок
Приюти мой грибочек,
И еще один грибок
Вот и полный кузовок
А для чего нужен кузовок людям в лесу? Собирать грибы и ягоды
III. Рефлексия.
Осень с разукрашенным разноцветными листьями кузовком
Осень : Ну что дети какие молодцы, справились с моими заданиями и скажите, что вам осень подарила ?
Разноцветные листочки
Грибочки
Осень : За то что вы такие молодцы - вот мой сюрприз :
открывает кузовок , там лежат печенье грибочки
Воспит : Ну что, ребята, наше путешествие подошло к концу .
Вы рады осени ? Да
Давайте поблагодарим нашу Осень за ее дары и пригласим еще к нам в гости на следующий год.
Дети : Спасибо тебе Осень , приходи еще к нам! Мы рады тебе! До свидания!