I. Организационный момент.
Ребята, посмотрите, сколько листьев под ногами. Как они сюда попали?
Так ведь это настоящая дорога, выложенная из осенних листочков. И эта дорога куда-то нас приглашает.
Смотрите, ребята, волшебный теремок, а вот и деревце которое приглашает нас в гости, в осенний лес. Как называется это дерево?
А листья клена, какие?
Если листья желтые, значит, какое время года сейчас царствует в природе?
II. Основная часть
1.- Посмотрите, на листьях дерева кто-то изображен?
Ребята, осень, живущая в этом теремке, пропустит нас в лес, если мы скажем что общего у этих зверей с ней.
Игра «Теремок »
2. Вы, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?
А чтобы говорить красиво и правильно нужно сделать гимнастику для язычка, в этом нам помогут животные-актеры.
Первая остановка – «Лесной театр теней ».
(показ теневого театра + артикуляционная гимнастика, звучит спокойная музыка.)
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв, замер зайчик, зубки сжав.
«Белка и лиса»
Сверху белка прискакала, лиса здравствуй, ей сказала.
«Белка и еж»
Осмотрелась белка, а потом поздоровалась с ежом.
«Медведь»
За верхнюю губку заложен язык, медведь уступать никому не привык.
«Хомяк»
Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.
«Лиса»
Как будто колобок лежит на губе,слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Волк»
Клыки страшные свои чищу «чашкой» изнутри.
3. В этом театре не только животные актеры, но и вы тоже можете стать артистами. Давайте попробуем изобразить диких зверей.
Логоритмика «Дикие звери »
1.Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый.
2.Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается: кто - то по лесу крадется.
3.У лисицы острый нос, у неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.
4.Работа со слогами.
Игра «Волшебные животные» (фото № 1)
Какие необычные карточки, что на них написано?
(беляц, медка, заведь). На что похожи эти слова?
Из названий, каких животных составлены эти слова?
Ребята, давайте разложим слоги так, чтобы получились названия настоящих зверей, а подсказкой будут изображения их любимых лакомств.
Что у нас получилось?
Ребята, медведь любит рыбу, лиса мышкует. Как называют зверей, питающихся преимущественно животной пищей?
У зайца морковь, у белки грибок. Что это за пища? Как мы называем зверей, питающихся растительной пищей?
5.Игра «Разведчики».
Ребята, лес большой и очень важно, чтобы у каждого зверя был свой домик. Постараемся найти всем зверям свое жилище.
6. Составление загадок .
Все животные без исключения любят, когда про них сочиняют загадки, сказки, пословицы. Ребята, давайте попробуем составить загадки про некоторых зверей. (Ёж, лось)
Для этого нам понадобиться наша схема составления загадок. (Фото № 2)
Пример: Ёж
Что у нас получилось.
Круглый, как клубок.
Хищный, но не волк.
Колючий, как игла.
Пыхтит, но не пароходная труба. (фото № 3)
(дети аналогично составляют загадку про лося.) (фото № 4)
Отличные загадки у нас получились!
7. Игра «Волшебный экран»
Белочка: - Здравствуйте ребята, узнали меня?
Слышала я, какие интересные загадки вы придумали про лося, да ежа. А обо мне что-нибудь знаете?
Белочка, ты слушай, а ребята расскажут и о тебе.
Работа с «волшебным экраном» для природных объектов.
5.Кто его «друзья»? (представители класса) | 2.Что умеет делать? | 8.Как изменится этот объект, когда вырастет? |
4.Где живет объект? | 1 Кто это? | 7.Умел ли он выполнять свое главное дело раньше? |
6.Каким этот объект был раньше? Откуда появился? | 3.Из каких частей состоит? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? | 9. Что нужно, чтобы так произошло? |
Белочка довольна и дарит вам картину и фотографии с изображением обитателей этого леса и хочет с вами поиграть.
Пальчиковая игра
Тук-тук-тук, тра-та-та,
Что за стук в лесу с утра?
Кто постукивает ель снизу до макушки?
Скачет белка вниз да вверх, белка поскакушка,
Поскакала-поскакала, никого не увидала.
8. Прием «Эмпатия»
Ребята, вы хотели бы попасть в эту картину и очутиться в шкуре любого зверя? В этом вам помогут волшебники: Слухач, Нюхач, Зоркий глаз и Волшебная рука. Каждый выберет, какого проводника-волшебника он возьмет с собой в картину.
Ребята, потрите сильно ладошки друг о дружку, я вам капну на них запах леса. Сейчас вы закроете глаза и будете медленно вдыхать аромат, который исходит от ваших ладошек. Запах леса перенесет нас в картину.
Открываем глаза, Даша кто ты? И т. д.
Молодцы, возвращаемся обратно в детский сад.
III. Итог
Где мы сегодня были?
С какими заданиями мы встретились в осеннем лесу?
Какое задание было самым трудным?
Хозяйка осень нарисовала для вас животных, но у нее закончились краски, все ушли на раскрашивание листьев. Ничего страшного, у нас есть фотографии подаренные белочкой, давайте подберем пару и разукрасим зверей в группе.
Осадчева Ольга Николаевна
воспитатель МБДОУ д/с № 38
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить с явлениями природы. Дать понятие ветра. Познакомить с его свойствами.
2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.
3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.
4. Упражнять в беге, умении действовать по сигналу, выполнять правила игры.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением ветра, игрушка – парусник, бумажные ленточки, целлофановый пакет, бумажные конверты.
Ход прогулки
Воспитатель: Если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы с вами будем беседовать.
Я березу качну
Я тебя подтолкну
Налечу, насвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь отгадать?
(Ветер).
Что же такое ветер давайте разберемся. Ответьте на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Мы его не видим, не чувствуем, он не имеет запаха, но он всегда вокруг нас. Мы можем его почувствовать, когда он приходит в движение.
Проводятся опыты:
Опыт 1. Надуть пустой целлофановый пакет.
Вывод: В человеке тоже есть воздух.
Опыт 2. Дети дуют на паруса бумажного кораблика. Наблюдают, если кораблик плывет, значит, есть движение воздуха.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Упражнение «Найди ошибку». Задача найти ошибку в рассказе.
Рассказ
Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода. Наш корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам.
Игра малой подвижности «Ветерок».
Дети выполняют движения по тексту.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Дидактическая игра «Какой ветер» .
Правила: определить положительные и отрицательные свойства ветра (по иллюстрациям).
Словесная игра «Подбери словечко».
Вопрос: Что может ветер?
Ответы детей. (Шуметь, гудеть, шелестеть, завывать, поднимать, налетать и т. д.)
Вопрос: Каким может быть ветер?
Ответы детей. (Сильным, ласковым, тихим, прохладным, резким и т.д.).
Спортивная игра «Быстрее ветра». Дети командно выполняют эстафету с ленточкой.
Подвижная игра «Ветер, ветерок» .
На площадке разложены обручи – «домики», количество которых меньше количества детей. Воспитатель проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.
Осень, осень у ворот
Кружит листьев хоровод.
Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки.
Скоро дождь, надо нам
Разбегаться по домам.
По окончании слов, дети занимают «домики». Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.
Труд в природе. Дети наблюдают за увядшими цветами на клумбе. Воспитатель предлагает собрать семена цветов для весенней посадки.
Воспитатель: Ребята, подумайте, кто и чем хотел бы заняться. (Детям предлагаются игрушки, игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм).
Организуется самостоятельная деятельность детей, в ходе которой проводится индивидуальная работа по плану.
Зенфира Субхангулова
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в подготовительной группе №6 . Тема : «Гуси-лебеди»
Цель : Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ .
Задачи : Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Формировать умение узнавать сказочных героев, сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства - описание. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу .
Продолжать формировать умение детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос. Развивать умение детей действовать согласованно. Развивать связную речь , мышление, воображение, фантазию,
слуховое внимание и память. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы : презентация «Что лишнее?» , иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» , речки, карточки с изображением предметов, сундучки, кружки трех цветов.
Оборудование : модель яблоньки, печки, ноутбуки.
Воспитатель : Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, ведь сегодня нас ждет необычное путешествие. Вы хотите путешествовать?
Дети : Да!
Воспитатель : Сначала сделаем гимнастику для глаз.
«Мы пришли в чудесный лес.
(Глазами нарисовали круг вправо)
В нём много сказок и чудес.
(Круг влево)
Слева сосны - справа ели,
(Глазами вправо и влево)
Сверху дятел, тук да тук.
(Глаза вверх- вниз)
Ты глаза открой, закрой.
И скорей иди за мной.
Воспитатель : А теперь ребята, давайте подойдем ближе к экрану и посмотрим, что же здесь лишнее? (какая картина)
Дети : Картина, на которой изображен фильм лишнее, потому что на других сказка.
Воспитатель : Правильно. А как думаете куда мы с вами пойдем?
Дети : В сказку.
Воспитатель : А чтобы узнать в какую сказку мы с вами попадем нужно отгадать загадку : У Алёнушки –сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети : Гуси –лебеди.
Воспитатель : Правильно, ребята.
Воспитатель : А какие знаете сказки?
Дети : Колобок, Аленький цветочек.
Воспитатель : Какие бывают сказки?
Воспитатель : Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Например : Добрый - злой, веселый - грустный и т. д. (щедрый -жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!
Воспитатель : Пока мы с вами играли, беда случилась в этой сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы Алёнушка с братцем не смогли спрятаться от Гусей- лебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Они просят помощь. Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможем ребята?
Дети : Да!
Воспитатель ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки (дерево, дверь, шкафчик, золотой ключик, юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла)
Задание от яблоньки : «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую, или связана с ней по смыслу.»
Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.
Метод «МФО-метод фокальных объектов» , «Противоречий »
Воспитатель ведет ребят к печке.
Воспитатель : К чему мы пришли?
Дети : К печке!
Задание от Печки : «Придумать необычную кастрюлю» В помощь предлагаются «сундучки»
Четыре сундучка с символами - картинками :
«ноты» - звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т. д.)
«цветы» - запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т. д.)
«машинка» - движение (самолет, гепард, машина и т. д.)
«платье» - материал (деревянная ложка, колесо, серьга и. т. д.)
В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая- движение.
Воспитатель : Наша кастрюля двигается, как…., пахнет, как, сделана из… и звучит, как… Что же хорошо в нашей кастрюле?
Дети : Она вкусно пахнет, если все готово- она звучит, как…. Она может двигаться, как…
Воспитатель : А что же плохого в такой кастрюле?
Дети : Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук….
Воспитатель : А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо- стало ХОРОШИМ?
Дети : Можно вставить кнопочку, чтобы отключать звук, запах, менять запах…. сделать из более прочного материала….
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, печке понравится такая кастрюля?
Дети : Да.
Воспитатель : Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.
Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.
Метод «Моделирование Маленькими Человечками (Твердые (крепкие) - красные, Жидкие- желтые, Газообразные- голубые)»
Воспитатель : Определить из чего состоят предметы и вещества.
Картинки с изображением : зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т. д.
На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки- закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.
Воспитатель : Ребята, чтобы гуси –лебеди больше не унесли Иванушку я предлагаю построить дом большой и крепкий.
Дети садятся за стол, на компьютере строят дом для Алёнушки и братца Иванушки.
Воспитатель : Ребята, ну вот пришло к концу наше необычное путешествие. Скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали? Со всеми ли заданиями мы справились? Где были трудности?
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе «Дорогая мама!» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе В виртуальной галерее.
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе «День рождения у Незнайки» Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная..
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием ТРИЗ здоровьесберегающих технологий «Поможем Маше готовиться к школе» Тема: «Поможем Маше готовиться к школе» Цель: – Обогащать и активизировать речь детей. Задачи: Образовательные: –Умение придумывать и рассказывать.
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ «Рассматривание сюжетных картин «Хорошо плохо» Тема Составление проблемных ситуаций Возраст детей: Средний дошкольный возраст Цель: Формировать умения составлять проблемные задачи по.
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников с использованием ТРИЗ «В огороде» Цель: Научить детей составлять связный рассказ по серии картинок. Программные задачи: 1. Способствовать речевому развитию; 2. Научить работать.
Подготовительная к школе группа.
(Баданина О.П., Тропина Ю.Н., Петухова Е.В.)
Сентябрь
«Падают, падают листья, в нашем саду листопад…»
Наблюдение.
Цель: Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание, от чего происходит листопад. Объяснить детям, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Стихотворение:
Разноцветный парк, разноцветный сад.
Листопад начался! Начался листопад!
Под ногами у ребят листья весело шуршат! (М.Авдеева)
Вопросы детям:
Вы знаете, почему осенью листья опадают?
Вам нравятся разноцветные листья?
Вы любите их собирать?
Почему листья меняют окраску? Какого цвета листья становятся на березе, клене, вязе и т.д. Какие опавшие листья на ощупь?
Почему иногда опадают 2-3 листочка, а иногда – много?
В. рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и защищают корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшими листьями (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.
Игра «Следопыты. Каких листьев больше»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, закрепление знаний о деревьях на участке детского сада.
Дети расходятся по участку и собирают по несколько опавших листьев с разных деревьев. Потом собираются все вместе и по очереди раскладывают листья по видам, называя, с какого они дерева. Сравнивают, каких листьев больше, а каких – меньше, объясняют, почему (если лист с дерева, которое не растет на участке, рассказывают, как он мог сюда попасть).
Труд.
«Поможем растениям».
Цель: привлекать детей к посильной помощи в уходе за растениями.
Дети сгребают опавшие листья к корням деревьев, кустарников, укрывают многолетние цветы на газонах, чтобы они не замерзли зимой.
Опытная деятельность
«Почему осенью цветы вянут»
Цель: установление зависимости роста растений от температуры поступаемой влаги.
Взрослый предлагает детям перед поливом измерить температуру воды (теплая), полить оставшийся от стебля пенек (хризантема, астра), на который предварительно надевают подходящую по диаметру резиновую трубку с вставленной в нее и закрепленной стеклянной трубкой. Дети наблюдают за вытеканием воды из стеклянной трубки. Затем воду охлаждают с помощью кусочков льда, измеряют температуру (стала холоднее), поливают, но вода в трубку не поступает. Выясняют, почему осенью цветы вянут, хотя воды много: корешки не переносят холодной воды.
Игровая деятельность
Подв.игры:
Русская народная игра «Заря-зарница».
Цель: упражнение в беге, умение реагировать на сигнал, развитие ловкости, быстроты.
«Удочка»
Цель: упражнение в прыжках, развитие ловкости, быстроты реакции.
Индивидуальная работа.
«Достань листочек» (подпрыгивание на месте, стараясь дотронуться до подвешенного листочка).
Игра «Я положу в корзинку»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания.
«Кто скорее принесет листок» (бег наперегонки).
Игра « По загадке и отгадка» (обогащение выразительности движений).
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).
Октябрь
«Экскурсия в осенний парк»
Наблюдение
Цель: формирование представлений о состоянии растений и животных осенью, установление связей между состоянием объектов живой природы и внешней средой, выявление причин происходящих изменений.
Вопросы детям?
Что нового вы заметили в убранстве деревьев в октябре? Сравните с тем, что видели в сентябре. (В парке теперь неприветливо, под ногами сыро, мокрые листья прилипают к обуви, с большинства деревьев опала листва).
Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?
Игра «Я- березка» (пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация творческого воображения).
Требуется представить себя березкой, передать свои ощущения в мимике, жестах, движениях. Упражнение повторить с новым объектом (ива, дуб, сосна, клен, рябина, ель и др.), в который дети «перевоплощаются».
Вариант: «Если бы я был деревом».
Ребенок-водящий представляет себе дерево и изображает его. Остальные отгадывают, что это за дерево.
-Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобного для птиц в парке?
Какие птицы любят лакомиться ягодами рябины? Семенами клена?
Рассматривание семян клена, вынуть семя из плода и показать детям, что внутри его находятся зародыш дерева.
Опытная деятельность .
Цель: развитие познавательных интересов, умения сравнивать, делать логические выводы.
Сравнение семян клена, ясеня и дуба. Крылышки семян ясеня и клена помогают им летать, путешествовать по воздуху с помощью ветра. Отметить, что желуди тяжелые, они не могут летать, как крылатки клена и ясеня. В «путешествиях» семенам дуба помогают животные.
Трудовая деятельность.
Цель: привлечение детей к сбору семян и плодов для поделок. Дети собирают семена и плоды, раскладывают их в коробки по видам.
Индивидуальная работа .
Дети с высокой двиг.активностью: « Будь внимательным» (развитие слухового внимания, упражнение в беге): на слова воспитателя «Раз-два-три, к дереву (березе, клену, вязу, тополю и т.д.) беги!» дети бегут к названному дереву.
Дети с низкой двиг.активностью: «Воробышки» (упражнение в прыжках с продвижением вперед).
Игровая деятельность.
Подв.игры:
Русская нар.игра «Птицелов» (умение быстро реагировать на сигнал, внимание, слуховое восприятие).
«Ловишки» (упражнение в беге, ловкости, развитие двигательного творчества). После традиционного варианта игры предложить детям придумать новые движения: прыгать от водящего на 2 ногах, на одной ноге, на поскоках и т.д.
Дети стоят по кругу. Внутри круга – водящий, который внимательно слушает и делает то, что его просят.
Вася, ты сейчас в лесу?
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка глазки закрывай,
Кто зовет тебя, узнай.
Водящий закрывает глаза и отгадывает, кто его позвал.
Самостоятельная деятельность
Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.
Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.
Ноябрь.
«Подарки осени»
Подготовка: на участке и спортивной площадке спрятаны задания для детей на «кленовых листьях».
Наблюдение.
Цель: развитие связной речи, наблюдательности, памяти.
В. предлагает детям рассказать об изменениях в природе, сравнить их с сентябрем и октябрем. Обобщает ответы детей: ноябрь – последний месяц осени, грустный, пасмурный, но сегодня осень приготовила нам подарок. Прежде чем его найти, нужно выполнить задания.
Дети ищут и находят первый листок с заданием (загадки):
Летит орлом, гудит, как гром,
Стучит в окно, не спросясь никого. (ветер)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)
Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает? (осень)
Игровая деятельность.
Дети ищут и находят задание на спортивной площадке: назвать перелетных и зимующих птиц.
Подв.игры:
«Перелет птиц», «День и ночь». Цель: развитие ловкость, внимание, умение действовать по сигналу.
Подвижная игра по желанию детей.
Индивидуальная работа .
Задание: показать себя сильными, ловкими.
«Ходьба по бревну приставным шагом» (равновесие, внимание).
«Пройди через туннель» - ловкость, гибкость.
«Кто больше соберет предметов» (ловкость, внимание).
«Лови- бросай!» с мячом (координация, ловкость).
Самостоятельная деятельность.
В. предлагает детям поиграть с различными физкультурными пособиями (мячи, обручи, кегли, скакалки…), поощряет новые способы движений с ними.
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.
В конце прогулки воспитатель хвалит детей, предлагает найти последний листок («подарок»). Дети ищут сюрприз с помощью игры «Тепло-холодно», находят угощение – яблоки.
Декабрь
«Здравствуй, гостья-зима!»
Наблюдение
Снегопад.
Цель: расширение знаний детей о круговороте воды в природе,
Развитие наблюдательности, умения делать выводы
Воспитатель спрашивает детей, откуда идет снег. Объясняет, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Загадать загадку:
Белая, узорчатая,
Звездочка- малютка,
Ты лети мне на руку,
Посиди минутку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке».
В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. Когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Лучики их обламываются, теряют красивую форму, В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. Предложить поймать снежинку, рассмотреть ее.
Предложить детям слепить снежок. Получится или нет. Почему?
Экспериментальная и трудовая деятельность «Украсим елочку»
Цель: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности.
В.напоминает о предстоящих новогодних праздниках и предлагает украсить елочку на участке необычными игрушками – из воды. Вопросы детям:
Можно ли из воды сделать игрушки?
Каким образом?
Могут ли игрушки быть цветными?
Что можно использовать для формы?
Дети высказывают свои предложения, совместно с воспитателем определяют порядок действий: налить воду в емкость, добавить краску, подготовить формочку, налить в нее воду, опустить туда нитку, оставить на холоде. (После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть готовую игрушку.)
Игровая деятельность
Подв. игры: «Охотники и зайцы», «Снежная карусель» Цель: упражнение в беге с увертыванием, с изменением скорости.
Сюжетно-рол.игра «На Северном полюсе». Цель: применение знаний детей в игровой деятельности.
Индивидуальная работа.
Дети с низкой двиг.активностью: «Кто быстрее на лыжах до дерева» Цель: отработка скользящего шага.
Дети с высокой двиг.активностью: «У кого больше попаданий». Цель: упражнение в метании в горизонтальную цель.
Самостоятельная деятельность.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Ходьба на лыжах, катание друг друга на санках.
Январь
«В январе, в январе много снега на дворе…»
Наблюдение за трудом взрослых .
Экскурсия на улицу города.
Цель: закрепление правил поведения на улице, расширение знаний детей о профессиях.
Вопросы детям:
Где лежит на улице снег?(На проезжей части дороги, на тротуарах, возле домов)
Где именно снега больше, где меньше? Почему?
Кто очищает от снега тротуары возле домов, магазинов?
Кто очищает от снега тротуар возле вашего подъезда?
Что делает дворник зимой?
Кто убирает снег с проезжей этой части дороги. Тоже дворник? Почему?
Кто видел снегоуборочную машину на улицах?
Как она убирает снег?
Куда увозят снег самосвалы?
Зачем надо увозить снег с улиц?
Обратить внимание, сколько места на дороге для проезда машин.
Если бы снег не увозили с проезжей части, как бы и где могли ездить машины? Это опасно? Почему?
Возвращение на участок. Воспитатель обращает внимание детей на снежные кучи, которые появляются при чистке участка от снега.
Труд «Строим снежный город»
Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности.
Вопросы детям:
Что можно вылепить из снега?
Почему это возможно? (Снег липкий, замерзает, принимает необходимую форму.)
Что необходимо сделать для того, чтобы постройки были более прочными? (добавлять в снежную массу воду).
Какие орудия понадобятся для строительства? (лопатки, совки, ведра)
Все вместе определяют место для постройки, строят «город».
Сюжетно-ролевая игра «Строители».
«Как согреть руки?»
Цель: выявление условий, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Воспитатель предлагает надеть на руки разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной руке тепло, а другой прохладно). Далее предлагает похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (в обеих варежках рукам стало жарко). Воспитатель предлагает обратной стороной варежки потереть замерзшую щеку или нос и выяснить, что почувствовали (щеке сначала тепло, потом горячо). Дети делают вывод, что предметы могут согреваться при трении, движении.
Игровая деятельность:
Игры-эстафеты:
Цель: развтие чувства коллективизма, товарищества, умения подчиняться общим правилам.
-«Кто быстрее?» (бег, опираясь на санки)
-«Пробеги по лабиринту» (ловкость, умение изменять направление движения)
- «Детский биатлон» (на одной лыже добежать до мишени, попасть в нее снежком)
Индивидуальная работа.
Дети с высокой двиг.активностью «Сделай меньше шагов». Цель упражнение в ходьбе на лыжах. Задание: пройти дистанцию 10м за меньшее количество шагов.
Дети с низкой двиг.активностью: «Скольжение по ледяным дорожкам ». Цель: упражнение в равновесии.
Самостоятельная деятельность.
Цель: реализация полученных двигательных навыков в самостоятельной деятельности.
Катание с ледяной горки, на санках, снегокатах, ходьба на лыжах, хоккей.
Февраль.
«Дуют ветры в феврале…»
Наблюдение за ветром.
Цель: расширение знаний детей о природных явлениях, развитие любознательности.
Загадка: Ветки ломает,
Снег поднимает.
Слышишь его,
Но не видишь.
Предложить вертушки для определения направления и силы ветры. Объяснить детям, что сильный ветер во время снегопада вызывает метели. Но метели могут быть и без снегопада. Даже при ясной погоде сильный ветер с земли поднимает снег, с силой несет и кружит его, образуя заносы, наметая сугробы. Это явление называется поземкой. Февраль – месяц ветров и метелей.
Экспериментальная деятельность : «Почему шарик сморщился?».
Цель: выявление сужения воздуха при охлаждении и расширения при нагревании.
Воспитатель предлагает детям вынести на улицу воздушные шары, которые надували вместе в группе. Дети наблюдают, как на морозе шарики из плотных и гладких быстро превращаются в сморщенные.
Делают вывод, что при охлаждении воздух уменьшается в объеме, сужается, поэтому и шары становятся сморщенными.
После прогулки шары дети уносят в группу и наблюдают, как они снова приобретают прежнюю форму: воздух в шариках согрелся и увеличился в объеме, расширился.
Труд : «Расчистим снежные постройки»
Цель: воспитание стремления к коллективному участию в деятельности - подготовке площадки для игр.
Воспитатель обращает внимание детей на слой выпавшего снега. Предлагает всем вместе убрать снег с дорожек и построек, чтобы можно было играть. Дети самостоятельно готовят орудия труда (лопатки, метлы), решают, куда сгребать снег, что можно будет слепить из новой снеговой кучи.
Игровая деятельность.
Сюж.-ролевые игры с использованием снежных построек.
Подв.игры : «Круговорот»
Цель: упражнение в ходьбе, беге, действии по сигналу, развитие внимания, координации движений.
«Белые медведи»
Цель: упражнение в беге с увертыванием от ловящих.
Индивидуальная работа
Для детей высокой двиг.активности: ходьба на лыжах со сменой темпа передвижения по сигналу (развитие внимания).
Для детей с низкой двиг.активностью: упражнения на ледяном кольце (равновесие, прыжки на двух ногах).
Самостоятельная деятельность.
Цель: развитие двигательного творчества.
Поощрять самостоятельные игры с лыжами, санками, на ледяном кольце.
Март
«Вода, вода, кругом вода…»
Наблюдение.
Цель: развитие представления детей о различных состояниях воды, воспитание бережного отношения к природе.
Предложить детям найти воду на участке детского сада.
Загадки:
Растет она вниз головой,
Растет не летом, а зимой. (Сосулька)
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь –
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
Его просят, его ждут,
А как придет – прятаться начнут. (Дождь)
Дети совместно с воспитателем находят общее между сосулькой, снегом и дождем, делают логический вывод, что все это – разные состояния воды.
Игр.упражнение «Не ошибись» (развитие внимания): на слова ведущего «лед» - дети крепко держатся за руки, «вода» - ставят руки на пояс, «пар» - разбегаются по всей площадке.
Обсудить с детьми вопрос, для чего человеку, растениям и животным нужна вода. Отметить, что без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – несколько дней. Сделать вывод, что воду нужно беречь, заботиться о сохранении чистоты рек и озер.
Опытная деятельность: увеличение объема воды при замерзании.
Накануне дети с воспитателем налили в одинаковые пластиковые бутылки равное количество воды. Одну бутылку оставили на веранде, а другую – в группе. Дети рассматривают пластиковую бутылку, поставленную на веранде, сравнивают с такой же, принесенной из группы. Делают вывод, что при замерзании объем воды увеличивается.
Трудовая деятельность «Помощники»
Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, умения предвидеть и избежать возможную опасность. По предложению воспитателя дети посыпают песком скользкие участки на дорожках.
Индивидуальная работа
Дети с высокой двиг.активностью:
«Проведи шайбу между кеглями» (развитие внимания, глазомера, точности движений).
«Следопыты» (умение ориентироваться по карте-схеме).
Дети с низкой двиг.активностью: «Кошки-мышки» (подлезание под шнур, бег).
Игровая деятельность
Подв.игры:
«Третий лишний» (развитие быстроты реакции, упражнение в беге).
«Полоса препятствий» (развитие ловкости, совершенствование основных видов движений)
Сюж.-ролевая игра «Путешествие в столицу» (закрепление представлений детей об окружающем мире, развитие воображения, творчества).
Самостоятельная деятельность : развитие инициативы, самостоятельности, двигательной активности, творчества в создании сюжетов игр, умения планировать свою деятельность.
Апрель
«Весна, весна на улице…»
Наблюдение.
Цель: углубление представлений детей о птицах и их потребностях, развитие наблюдательности, воспитание гуманного отношения к живым организмам.
Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение:
Вы слышали песенку, звонкое чудо?
Она прилетела, я знаю, откуда:
Из дальних краев вместе с первым лучом,
И в ней говорится, я знаю, о чем!
А в ней говорится, а в ней говорится,
О том, что проснулись веселые птицы,
И ветер взлетел на верхушку сосны.
Я знаю, что это – подарок весны!
Вопросы детям:
Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Каких птиц мы видели на участке детского сада и в какое время года?
Чем весной заняты птицы?
Как люди помогают птицам?
Воспитатель предлагает детям вспомнить и загадать друг другу загадки о птицах.
Дид. упражнение «Чем похожи, чем отличаются» - сравнение грача, вороны, галки.
Труд «Поможем птицам».
Цель: приобщение детей к выполнению трудовых поручений, воспитание заботливого отношения к живой природе.
По предложению воспитателя дети кладут на кормушки для птиц лоскутки теплого материала, шерстяные нитки, вату.
Индивидуальная работа.
« Кто самый меткий» - метание в горизонтальную цель. Цель: закрепление умения принимать правильное исходное положение при метании, развитие глазомера.
Дети с высокой двиг.активностью: игра в бадминтон (обучение правилам игры, развитие внимания).
Дети с низкой двиг.активностью «Догони обруч» (умение прокатывать обруч вперед и назад, упражнение в беге).
Игровая деятельность.
Игра «По загадке и отгадка» Цель: обогащение выразительности движений.
Воспитатель загадывает загадки, а дети, используя мимику и жесты, показывают отгадки.
Подв.игры:
Русская народная игра «Птицелов»:
Цель: закрепление знаний о птицах, действие в соответствии с текстом, развитие внимания.
Играющие выбирают птиц, крику которых они могут подражать. Дети собираются в круг, в центре которого стоит Птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг Птицелова и произносят нараспев:
В лесу, в лесочке, на зеленом дубочке
Птички сидят и с тревогой вдаль глядят:
«Ай! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет!
Птицы, улетайте!»
Птицелов хлопает в ладоши, играющие замирают на месте. Птицелов указывает на одного из детей. Ребенок подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает, что это за птица, называет ее имя и имя игрока, и тогда играющий становится птицеловом.
«Воробьи – вороны».
Цель: развитие быстроты реакции, упражнение в беге из разных исходных положений.
«Ловишки парами»
Цель : развитие ловкости, умения менять скорость и направление движения.
Сюж.-ролевая игра «Мы – земляне».
Цель: развитие представлений детей об устройстве Вселенной, воспитание любознательности, развитие воображение и творчества.
Самостоятельная деятельность.
Цель: поощрение детей в стремлении организовать игры со спортивными атрибутами.
Май.
«Здравствуйте, бабочки!»
Наблюдение за бабочками .
Цель: пробуждение в детях эмоционального отношения к животным, подведение к пониманию бережного к ним отношения.
Загадки:
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То закроет, то раскроет расписные крылья. (бабочки)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
Наблюдение бабочек крапивниц, рассматривание иллюстраций с изображением ярких бабочек.
Вопросы детям:
Каких бабочек вы знаете?
Каких бабочек можно увидеть весной на нашем участке?
Чем нравятся вам бабочки?
Что вы сделаете, когда увидите такую бабочку на лугу?
Вы ловили когда-нибудь бабочек?
Воспитатель объясняет детям, что бабочки не могут жить, побывав в руках у людей. На их тонких крылышках есть мелкая «пыль» - особые чешуйки. Она стирается даже при легком прикосновении. Кроме того, для полета бабочки очень важны два передних крылышка. Они очень нежные, легко повреждаются. Со сломанным крылом бабочка далеко не улетит. Так стоит ли ради минутного удовольствия губить бабочку? Лучше пусть она летает, переносит пыльцу с цветка на цветок, собирает нектар. Если мы будем уничтожать бабочек, кто будет опылять растения? В природе все взаимосвязано. Исчезнут бабочки – исчезнут многие растения и птицы, которые ими питаются.
Мы каждый день вокруг порхаем,
В работе устали не знаем:
Пыльцу цветков мы переносим,
А вас мы очень-очень просим
Нас не пугать и не ловить,
Чтоб мы могли спокойно жить! (Н.Рыжова)
Опытная деятельность .
Воспитатель предлагает детям запустить макеты бабочек, сделанные из тонкой бумаги, картона, фольги и др. Определить, какая бабочка «летает» лучше: из картона, фольги или тонкой бумаги? Почему? Могли бы бабочки летать, если бы у них были тяжелые толстые крылья?
Игровая деятельность.
Подв. игры:
«Замри».
Цель: развитие двигательного творчества, внимания.
Дети становятся в круг вокруг ведущего и выбирают для себя роли бабочек, стрекоз, пчел и др.насекомых. Дети выполняют имитационные движения: кружатся, летают, собирают нектар и т.д. На сигнал «ветер» (взмах платка) все насекомые замирают. Кто замрет последним, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
Русская нар.игра «Салки». Цель: упражнение в беге, развитие ловкости.
Выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Усложняющие варианты:
- Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
- Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в сторону и кричит:
Чай-чай-выручай
. Он
заколдован. Расколдовать
его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен
заколдовать
всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть 2-3 человека.
Игра «Наш муравейник» (снятие барьеров в общении).
Дети бегают по полянке. При слове «муравейник», которое произносит ведущий, все собираются в круг, плотно прижимаясь друг к другу.
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения договариваться с партнерами по игре, самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры.
подбирать
Индивидуальная работа .
«Дорисуй» : дорисовать вторую половину бабочки, жука, стрекозы палочками на песке.
Для детей высокой двиг. активности:
«Ниточка с иголочкой» (развития внимания, координации движений). Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку вокруг всей площадки, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя ряд ворот. После этого он ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под "воротиками", ребенок, поднимавший руки для образования "ворот", переворачивается вокруг себя и продолжает движение дальше.
Для детей низкой двиг.активности:
«Быстро переложи мяч» (развитие быстроты движений).
Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя.
Труд.
Цель: воспитание желания оказывать посильную помощь взрослым, стремления к чистоте и порядку.
Воспитатель предлагает детям помыть и просушить мячи и кегли.
Самостоятельная деятельность : поощрение использования физкультурных пособий, развитие двигательного творчества.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: социально коммуникативное развитие.
Раздел: ознакомление с окружающим.
Тема: «Секреты веселых человечков «с элементами ТРИЗ.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Выполнил воспитатель:
Хисамова М.С.
Стаж работы: 25 лет.
г. Туймазы,2015
Цель:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания ;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Программное содержание
Образовательные задачи:
Закреплять правила поведения при работе с лабораторным инвентарем;
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
обобщить и закрепить знания детей о воде;
Развивающие:
развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире;
развивать навыки проведения лабораторных опытов;
развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей;
продолжать учиться отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Воспитательные:
воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
формировать желание соблюдать правила дорожного движения;
воспитывать чувство ответственности.
Словарная работа
закрепить в речи детей слова: твёрдое, жидкое, газообразное, пар.
Материалы и оборудование:
Сосуды с жидкостями;
твёрдые предметы (камень, кубик);
полиэтиленовый мешочек;
салфетки, карандаши.
Лист бумаги на каждого ребенка с тремя полосками, для зарисовки человечков.
Ход занятия:
Воспитатель:
Приветствие.
Солнышко лучики к нам в окошко светит,
Самые лучшие дети мы на свете,
Пусть ладошки хлопают вот так: Хлоп,
хлоп,
Каблучки потопают вот так:
Топ,
топ,
Целый день играть,
нам совсем не лень,
Говорим с улыбкою: Добрый день!
Воспитатель:
Фантастическая гипотеза:
Ребята, что было бы, если перестало светить солнце?
Дети:
Птицы погибли, растения не росли, было бы холодно, темно и т.д.
Ребята сегодня я вас хочу пригласить в удивительное путешествие, а в какое вы попробуете догадаться сами послушав сказку.
Воспитатель:
Молодцы!
Воспитатель:
Послушайте сказку.
В одной сказочной стране жили весёлые человечки. Они жили в красивых домиках, были они очень дружны и трудолюбивы. Всегда ходили эти человечки, взявшись за руки, и любая работа была им не почём, их трудно было разлучить. (Рисунок с человечками крепко держатся за руки). Но вот однажды. Случилось несчастье. На эту страну напал злой колдун. (Рисунок с жидкими человечками). Он хотел стать владыкой этой страны. И поэтому решил рассорить всё население этой страны. Колдун стал нашёптывать человечкам всякую неправду, и они стали сориться, их дружба стала рушиться и поэтому они не так крепко стали держаться за руки и расцепили руки. А те, которые поверили всем небылицам колдуна, вообще разбежались в разные стороны.(Рисунок с бегущими человечками). С тех пор эта страна превратилась из сказочной в обычную. И человечки стали жить среди нас людей. Но они так и остались одни дружны. Другие не очень, а третьи сами по себе.
Воспитатель:
Вы, ребята уже знаете этих человечков, мы с вами знакомились с ними.
Дети:
Знаем .
Воспитатель :
Эти частицы крошки, увидеть их нельзя, их так много, когда они соединяются между собой, получается, то камень, то вода, то воздух. Это маленькие человечки, жидкие, твердые, газообразные.
Эти человечки живут в окружающих нас предметах.
Те человечки, которые дружные. Крепко держаться за руки живут в твердых предметах и образуют твёрдые вещества.
Воспитатель:
А какие вы можете назвать предметы, в которых бы жили эти человечки?
Дети:
Камень, дерево, железо, стол, стул, столы, ступени и т.д.
Воспитатель :
Правильно, молодцы! У вас на тарелочках лежат камень, кубики. Давайте убедимся, возьмите карандаш и попробуйте проткнуть эти предметы, постучите по ним, можно постучать по столу.
Опыт №1(с карандашом)
Воспитатель:
Ребята, какие предметы?
Дети:
Твердые, они крепко держатся за руки.
Воспитатель:
У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на верхней полоске человечков, которые образуют твердые тела.
Воспитатель :
А как вы думаете, где живут человечки, которые, не очень крепко держаться за руки?
Дети:
В нетвердых предметах.
Воспитатель:
Ребята, перед вами баночка с водой, возьмите карандаш, опустите его в воду и помешайте.
Опыт №2(с карандашом и баночкой с водой)
Воспитатель:
Легко мешается?
А что вы ещё знаете жидкое?
Дети:
Сок, чай, кисель, молоко, кефир и т.д.
Воспитатель :
Что скажите про эти вещества?
Воспитатель :
Что делают человечки?
Дети:
Стоят посвободнее друг от друга.
Воспитатель :
У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на второй полоске человечков, которые образуют жидкие тела.
Воспитатель : Правильно, молодцы!
Воспитатель : Ребята, а какие человечки живут в воздухе? Можно ли их увидеть, потрогать?
Дети:
Газообразные человечки, бегущие .
Воспитатель:
Где могут жить эти человечки?
Дети:
В дыме, паре, воздухе, можно увидеть, когда кипит чайник или горит костёр. Потрогать нельзя.
Воспитатель :
Да их не всегда можно увидеть, эти человечки непоседы они прыгучие, бегущие, они газообразные.
Опыт №3 (с полиэтиленовым мешочком)
Воспитатель :
Ребята, давайте попробуем поймать воздух. Откройте пакеты.
Воспитатель :
Пакеты раздуваются? Что там внутри?
Дети:
Воздух, он невидимый.
Воспитатель :
Какие человечки живут в воздухе?
Дети:
Бегущие, газообразные.
Воспитатель :
У вас на столах лежат листочки, нарисуйте на третьей полоске человечков, которые образуют газообразные вещества.
Воспитатель : Правильно, молодцы!
Физкультурная минутка
Как живешь? – Вот так! А плывешь? – Вот так! Как бежишь? – Вот так! Вдаль глядишь? – Вот так! Ждешь обед? – Вот так! Машешь вслед? – Вот так! Утром спишь? – Вот так! А шалишь? – Вот так!
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вещество, а вы должны будете показать его состояние своим телом (камень, лужа, дым, дерево, дождь, стена).
Молодцы!
Воспитатель:
Ребята вам понравилось, чем мы сегодня занимались? Мы каждый день будем встречаться с человечками и ещё узнаем много интересного. Спасибо за внимательность, за сообразительность.