День Ивана Купалы - славянский народный праздник, известный как праздник летнего солнцестояния, праздник Солнца. Другие названия праздника - Иванов день, Купала, Ярилин день, Колосок, Праздник летнего солнцеворота, Иван-травник. Этот праздник отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю). В календарном цикле день Ивана Купала симметричен Рождеству (Коляде).
История праздника берет свое начало еще в дохристианской Руси. После принятия христианства Иван Купала был приурочен к православному празднику - Дню Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи) - пророка, предсказавшего явление Иисуса Христа.
Особое значение имеет не столько сам праздник, сколько ночь накануне его. В эту ночь начинают происходить настоящие чудеса. Все пространство вокруг пронизывает волшебство и магия. В купальскую ночь наши предки забывали про сон. Они гуляли до рассвета, веселились, купались, водили хороводы, пели песни.
Традиционно все обязательные мероприятия в этот день были связаны со стихией огня и воды, а также с природой и растениями. Разрешалось гадать, загадывать желания и даже оказывать знаки внимания противоположному полу.
Какого числа празднуют Иванов день? Праздник Ивана Купалы в 2020 году приходится на 7 июля. Однако по традиции его принято отмечать после захода солнца 6 июля до вечера 7 июля. Кульминацией праздника является ночь с 6 на 7 июля. Именно ночью происходят самые масштабные гуляния и совершаются купальские обряды.
Но так было не всегда. Изначально праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцестояния – 21 июня. Купальская ночь была одновременно и самой короткой ночью в году. Позже, с установлением христианства, празднование Иванова дня было соединено с днем Иоанна Предтечи – 24 июня. А после перехода к григорианскому календарю, праздник Ивана Купалы сместился на 7 июля (то есть 24 июня по старому стилю).
Считается, что этот праздник появился на стыке языческой и христианской культуры. Еще до крещения Руси у древних славян существовали ритуалы, тесно связанные с известными нам купальскими обрядами, например, ритуал омовения во время празднования летнего солнцестояния.
Между тем считается, что название праздника - Иванов день, Иван Купала - происходит от имени Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), имя которого с греческого языка переводится как «купатель».
Тем не менее слово «Купала», согласно большинству источников, происходит от «купание, омовение». Однако некоторые историки утверждают, что Купала это древнее языческое божество - бог плодов и полевых цветов.
Полностью искоренить языческие обычаи и традиции после принятия крещения на Руси было сложно. Поэтому языческий праздник был совмещен с христианским днем пророка Иоанна Предтечи. При этом обряды и ритуалы, проводимые в ночь на Ивана Купалу, определенно имеют языческое происхождение.
Праздник Ивана Купала успешно отмечается и по сей день - причем не только в России, но и по всей Европе. Но в каждой стране у этого праздника имеется свое название. В Белоруси его называют Купалле, Ладо, на Украине - Купайло, Сонцекрес, в Латвии - Лиго, в Литве - Расос и Йонинес.
Ночь на Ивана Купала славится своими разнообразными обрядами и массовыми народными гуляньями. Молодежи этот праздник позволял отвлечься от традиционного уклада жизни, повеселиться и похулиганить на славу.
Эта ночь считалась особенной, наполненной чудесами и волшебством. Природа оживала, вода и огонь наделялись магической силой, растения приобретали целебные свойства.
Купальская ночь - подходящее время для гаданий. Распространены были массовые купания, хороводы и пляски у костров, прыжки через костер, гадание на венках и многое другое. Желания, загаданные в эту ночь, обязательно должны исполниться.А самое главное, что по древнему преданию в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник. До сих пор многие верят в это и пытаются отыскать в лесу заветный цветок. Согласно поверью, нашедший его обретет несметные богатства и все его желания будут исполнены. В реальной жизни папоротник никогда не цветет, так как он размножается спорами.
Вода в реках и водоемах в этот день становилась особенной, приобретала магические свойства, могла излечить тело человека от недугов.
Поэтому всякому человеку должно было искупаться до рассвета. Купания были и массовые, и единичные. Чем чаще человек купался за ночь - тем лучше. Если возможности окунуться в водоем не было, то топили баню и долго парились.
Ритуальное купание помогало очиститься от грехов, дурных мыслей, от сглаза. Вода приобретала свойство лечить различные болезни. Целебной силой в купальскую ночь обладала даже роса. Ею обычно девушки умывали лицо, чтобы дольше сохранять молодость и красоту.
Купались как в обычных реках, так и в святых источниках.
Считалось, что в эту ночь силы воды и огня объединяются, являя собой всю мощь природы. Поэтому по берегам рек и озер разжигались купальские костры.
Огонь в ночь на Ивана Купала обладал очищающими свойствами. Вокруг костров водили хороводы, плясали, а молодые парни и девушки совершали прыжки через костер. Прыгать нужно было как можно выше, чтобы не задеть пламя - это сулило большое счастье. Влюбленные прыгали через костер вдвоем, чтобы их отношения были взаимными и крепкими.
В таких кострах жгли вещи, которые носили дети во время болезни. Так, в огне сгорали все хвори, и недуги больше не беспокоили детей.
Между кострами водили домашний скот, чтобы уберечь от кражи, болезни или падежа.
По поверьям, в эту ночь из всех потаенных уголков выбиралась наружу нечистая сила - домовые, водяные, русалки, лешие, кикиморы. Кроме того, активизировались ведьмы и начинали творить свои темные дела - воровать коней и коров, портить урожай на полях. Купальские костры призваны были защитить народ от нечисти, колдовства и ведьминских проделок.
В ночь на Ивана Купала девицы плели венки из разнообразных трав. Чаще всего в венок вплетали полынь, отпугивающую злых духов. Один венок был особым - его девушка плела на возлюбленного. Этот венок нужно было обязательно умудриться надеть на голову избранника, а вечером венок спускали на воду.
Гадание с помощью венков - еще одна распространенная купальская традиция. В венки вставляли небольшие свечки или лучинки и отправляли в плавание по воде. После этого нужно было внимательно наблюдать за венком.
Если он начинал быстро отплывать от берега - это означало, что жизнь у гадающего будет долгой и счастливой, а замужество - удачным.
Если венок уходил под воду - это сулило гадающему невзгоды. Для гадающей девушки это значило, что замуж она выйдет нескоро или муж разлюбит ее.
Счастливчиками считались те, чей венок заплывал дальше остальных. А лучинка на венке дольше всех горела у долгожителей.
Собранные на Ивана Купала травы считались целебными и обладали магической силой. В эту ночь травы собирали и сушили на весь год. Из растений изготавливали обереги для себя и для дома. Травы необходимо было успеть собрать до восхода солнца, иначе они теряли свою волшебную силу.
В купальскую ночь собирали цветок Иван-да-марья. Это растение необходимо было разложить во всех углах избы, чтобы никакой вор не смог туда проникнуть. Люди верили, что разбойник не сможет попасть в дом, потому что будет слышать доносящиеся оттуда голоса.
Главным растением этого праздника являлся цветущий папоротник, который все стремились отыскать, дабы обрести небывалое счастье, богатство и исполнение всех желаний. По преданию, папоротник расцветает ровно в полночь на Ивана Купала и цветет всего лишь несколько секунд.
Купальское деревце или купало, купайло, купайлица - один из известных атрибутов празднования Ивана Купала. Для его изготовления брали молодую березу, ель, вербу или клен. Дерево украшали венками, цветами и ленточками. После этого купальское деревце несли за пределы деревни или села и втыкали его в землю.
Вокруг купайлы водили хороводы, плясали, пели песни. Парни и девушки устраивали показательную борьбу за купайлу: парни нарочито пытались утащить его и поджечь, а девушки защищали деревце. По завершении обряда деревце топили в реке или сжигали.
Считалось, что ночь на Ивана Купала - единственная ночь в году, когда животные и растения могли говорить друг с другом, а деревья могли переходить с одного места на другое.
В эту ночь нельзя было ложиться спать. Люди верили, что праздник Ивана Купала - разгул для всякой нечистой силы и злых духов. Эта нечисть могла испортить скот, уничтожить посевы или навести беспорядок в доме.
7 июля принято было готовить на зиму веники для бани. Такие веники считались самыми лучшими и обладали целебной силой.
Чтобы защититься от нечисти и ведьминского зла, в деревнях люди раскладывали на пороге дома и под окнами крапиву.Существовало поверье, что в Иванов день ведьмы могли украсть лошадь, чтобы отправиться на шабаш. Поэтому лошадей в купальскую ночь всегда надежно запирали.
Букет из папоротника и чертополоха, собранных в купальскую ночь, принято было класть под подушку, чтобы во сне увидеть суженого.
В полночь на Ивана Купала девушка на выданье спрашивала имя у первого встречного человека мужского пола. Какое имя он назовет, так и будут звать ее мужа.
Чтобы погадать на возлюбленного, девушки бросали в блюдо с водой два цветка без стеблей. Если цветки разошлись в разные стороны - значит влюбленным не суждено быть вместе. Если цветки «прижались» друг к другу - у девушки с парнем будет крепкий счастливый союз.Молодые девицы отрывали листья папоротника и привязывали к каждому листку по одной нитке разных цветов. Каждая нитка олицетворяла образ юноши, который годился девушке в женихи. Все листики собирали и опускали под воду на реке или озере. После чего девушка резко одергивала руку. Какой листик всплывал первым - тот и указывал на ее суженого.
Глядя на лошадь, нужно было загадать желание и внимательно наблюдать за ней. Если лошадь левым копытом ударит, то желание сбудется, если правым - желание исполнится, но не сразу. Если лошадь заржет - это к счастью, если опустит голову - к огорчениям в сердечных делах.
День Ивана Купала - особенный праздник с многовековой историей. К счастью, он нисколько не утратил своей актуальности. И по сей день народ отмечает этот праздник и следует купальским обычаям и традициям.
Иван- Купала (Иванов день) - древний праздник летнего солнцестояния у восточных славян празднуется в ночь с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). Эта ночь считается волшебной: вступают в силу травы, наступает время гаданий. История же праздника Ивана Купалы корнями уходит в глубь тысячелетий. Так что Купала — это, пожалуй, один из самых древних праздников.
Смотри, Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай!
Н. В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»
По преданию Купала, которого ещё в раннем детстве от сестры Костромы унесла птица Сирин, поднял венок сестры, проплывая мимо на лодке, и по обычаю они должны были пожениться. Кострома не узнала родного брата. И только после свадьбы жених и невеста догадались, что они брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома превратилась в русалку (мавку), а над Купалой сжалился бог неба Вышень и превратил его в цветок Купала-да-Мавка, позднее получивший название Иван-да-Марья.
Павлович- Фльорчук Оксана.
Ночь на Ивана Купала - праздник лета, когда плетут венки и пускают их по реке, гадают и прыгают через костер. На Купалу всем легко и весело, нечистая сила изгоняется, сгорает, открывая дорогу беззаботной радости, играм и хороводам. Купалу празднуют в лесу, и все его обитатели, включая леших, тоже присоединяются к общим пляскам и гаданиям. Купальская ночь одновременно окутана тайной, неизвестностью и присутствием иного мира, и вместе с тем это один из самых шумных и жизнелюбивых дней языческого календаря.
Томашевский В.
В старину матери на купальских кострах сжигали одежду больных детей, чтобы с ней сжечь и сами болезни. Роса, выпавшая на Иванов день, считалась целебной. Ею умывались, чтобы избавиться от болезней. Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв- трава и папоротник, способные указать закопанные клады.
Светлана Глебова. «В ночь на Ивана Купала». Батик.
На Ивана Купала издавна принято гадать с помощью самых разных предметов или растений. В теплую магическую ночь гадания на Ивана Купала и любовные чары особенно удаются.
Гадание по венку
Пустив венок по течению реки, наблюдают, как он себя поведет. Тонущий венок был плохим предзнаменованием: "Венок утонул - милый обманул". Если венок расплетался, вытягивался в цепочку или распадался на отдельные цветы - значит, не суждено девушке выйти в этом году замуж. Если его прибивало к берегу - в ближайшее время свадьбы не жди. Чем дальше и дольше плывет венок, тем быстрее девушка выйдет замуж.
Вышинский Вадим. «Утро, день Ивана Купалы».
Гадание у костра
В праздничную ночь Ивана Купала разводят большой костер и прыгают через него. Если пламя не касается прыгнувшего — благоприятный знак, предвещающий девушкам — скорое и счастливое замужество, парням — удачу в делах и любви.
Гадание на ромашке
Налейте в широкую и неглубокую емкость воду. Поместите в нее два цветка ромашки без стебельков. Если цветки поплывут в разные стороны - друг от друга - влюбленные расстанутся. Если продолжают плавать рядышком - будете вместе всю жизнь.
Ляшко Екатерина Владимировна.
Гадание по кругам на воде
В широкую и глубокую миску наливают воду. На закате солнца воде шепотом говорят свое желание и бросают небольшой камушек. Если число кругов на воде четное — желание сбудется, если нечетное — желанию не суждено сбыться.
Гадание по веткам березы
Сорвите семь маленьких березовых веточек (приблизительно одной длины). Смешайте их в одну кучу. Не глядя, выберите одну. Какую ветку вы вытяните, таким будет ваше будущее - ровным и гладким или изогнутым и с бугорками-препятствиями.
Е. Курбала. «В ночь на Ивана Купала». Триптих.
С Аграфены на Ивана собирал траву в ночи.
Завтра будешь ты купаться.
Для меня венок сплети...
Земляника заспевает, красных девок в лес зовёт.
Завтра будешь ты купаться.
Завтра ты к костру придёшь?
Зацвела "жар-цвет" играя огоньками в темноте.
Завтра будешь ты купаться.
Завтра я приду к реке!
Сергей Софер.
Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.
Древний языческий праздник Купало - это великий день очищения водой и огнем происходящий в летнее солнцестояние. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником - Рождество Иоанна Крестителя - Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника - Иван Купала.
Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г.
С образом божества связана любовная легенда.
Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней. А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается. Для приведения себя в нужное состояние славяне-язычники пили особые отвары трав. В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.
Семен Кожин. Гадание на венках.
Есть мнение, что на Ивана Купалу свой праздник справляют ведьмы. Он заключается в усиленном причинении зла людям. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие.
Купальская ночь: обычаи
От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный,
но в то же время разгульный и веселый день Ивана Купалы.Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
В. Корольков.
Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.
Всеволод Иванов. Ночь накануне праздника Купалы.
В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. Существует также обычай париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого участника торжества во все обряды и обязательного выполнения ряда правил, запретов и обычаев.
Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу.
Еще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».
И. И. Соколов. Ночь на Ивана Купалу. 1856.
Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.
Всеволод Иванов. Сенич. Июнь.
А в других странах...
Праздник Ивана Купалы присущ многим славянским народам. В Польше он известен как Соботки, на Украине - Купало или Купайло, в Литве - как Ладо. Одни народы справляют так называемый праздник Росы, другие наряжают вербу и водят вокруг нее хороводы, третьи забираются на высокую гору и устраивают там грандиозный ведьминский слет.
В Литве Иванов День считается праздником летнего солнцестояния и приходится на 24 июня. Существует поверье, согласно которому в эту самую короткую ночь года растения и вода приобретают чудодейственную способность излечивать все болезни и повышать плодородие земли. Люди жгут костры, пускают по реке венки и уходят в лес в поисках цветка папоротника.
Вера Донская- Хилько. Ночь Ивана Купалы. 2005 г.
Японцы верят, что небесный свод обтекает Великая Река (Млечный путь), на разных берегах которой стоят любящие мужчина и женщина. Они стремятся друг к другу, но только раз в году, 7 июля, когда Великая Река мельчает, они могут перейти ее вброд и встретиться. Этот день японцы почитают как большой праздник - праздник Звезды.
Конец июня для испанцев - это время борьбы с ведьмами. Ночь священных костров, волшебства и предзнаменований наступает в Испании с 23 на 24 июня. По всей Испании зажигаются костры, хозяйки пекут праздничный пирог "кока" и льется рекой шампанское "кава".
Педер Северин Крёйер. Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена.1903.
Незабываемое празднование проходит в горной деревушке Исиль. В ночь Сан-Хуана туда съезжается чуть ли не половина Испании и Франции (в остальное время в деревне Исиль проживает 30 человек). Мужчины разводят на большой горе костер, пляшут вокруг него, а затем спускаются вниз, где веселятся до самого утра: пьют, поют песни, танцуют и играют.
Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоемах, однако зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии - вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии - ундины, в Ирландии - мерроу, порой выходящие на берег в образе маленьких лошадок.
Иван Купала: приметы
Рецепт красоты.
Нужна чистая скатерть, с которой надо рано утром отправиться на луг. На лугу скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают ее в приготовленную емкость, росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Проверка суженого.
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживет долгую-предолгую жизнь!
Защита от нападения.
В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на порог и на подоконники крапиву, чтобы защитить себя от их нападения.
Защита от взлома.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают в доме хозяева.
Иван Купала – праздник середины лета с древними традициями и обычаями. В этот день на Руси купались в озерах и реках, прыгали через костры и собирали целебные травы.
До крещения славяне праздновали день летнего солнцестояния Купало или Солнцеворот – «поворот» солнца на убыль, который в 2019 году приходится на 21 июня.
С принятием христианства праздник приурочили к рождеству Иоанна Крестителя, который отмечается 7 июля, а дата празднования перестала совпадать с астрономическим солнцестоянием. Название праздника «Иван Купала» связано с еще одним именем Иоанна Крестителя – Купатель.
Ритуальное омовение водой и очищение огнем – главные традиции Иванова дня.
Ночь накануне Ивана Купалы – особенная. Обряды, проводившиеся в этот день, связаны с огнем, травами и водой: принято было разжигать костры на берегах рек и прыгать через них, водить хороводы, купаться, собирать травы, плести венки и гадать.
На Купалу ведьмы, оборотни, колдуны, русалки, лешие и водяные становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя.
Одна из главных традиций праздника — купание в озерах и реках. Вода в водоемах на Купалу становится целебной, приобретает особые, магические свойства.
Кроме того, в купальскую ночь из озер и рек выходят русалки и водяные, поэтому до 2 августа, Ильина дня, можно купаться без опаски.
На рассвете принято было умываться утренней росой.
На закате разжигали костры у реки или на высоком холме, водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Славяне верили, что на Купалу огонь приобретает целительную очищающую силу, снимает порчу и отгоняет нечисть.
В ночь накануне Иванова дня выбирали себе пару. Парни и девушки обменивались венками и прыгали, взявшись за руки, через костер. Если вслед паре полетят искры, и их руки не разъединятся во время прыжка – значит быть в скором времени свадьбе. Смотрели, кто выше прыгнет – тот будет счастливее.
Травы в ночь на Ивана Купалу обретают волшебную силу: становятся особенно целебными, дают здоровье и жизненную энергию, защищают от нечисти.
Ивановские травы собирали ночью или на рассвете по росе, сушили и пользовались ими весь год.
Один из символов Иванова дня – цветок Иван-да-Марья. По старинному поверью, сок, выжатый из этого растения, возвращает слух и потерянный ум. Собранные в купальскую ночь цветы Иван-да-Марьи клали в углы комнат для того, чтобы воры не входили в дом.
Большой силой для защиты от нечисти обладала полынь: ее сушили и развешивали в доме, вплетали в венки и носили на поясе. Для отпугивания ведьм, которые становились особо опасными в Иванову ночь, раскладывали на пороге и подоконниках в доме крапиву.
По легенде, в ночь накануне Ивана Купалы расцветает папоротник: из центра куста показывается цветочная стрелка с бутоном, похожим на горячий уголь, а ровно в полночь на мгновение показывается огненный цветок. Если его сорвать – можно приобрести способность видеть клады, зарытые в земле, понимать язык животных, открывать все замки, просто приложив к ним цветок, обрести дар предвидения, принимать любой облик и становиться невидимым.
Охотнику за цветком следует очертить вокруг себя освященным ножом круг и дожидаться полуночи. Сорвать цветок папоротника трудно, так как лесная нечисть этому всячески препятствует: окликает, зовет знакомым голосом, шумит. Отзываться или поворачиваться ни в коем случае нельзя – можно лишиться жизни. Добыв цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать, не оглядываясь назад.
На Ивана Купалу девушки плетут венки, втыкают в них свечи, пускают по воде и гадают. Если венок не утонет, а поплывет — значит ждет скорое замужество. Самой счастливой станет та, чей венок дольше продержится на воде, а у кого дольше всех прогорит свеча – тот проживет самую долгую жизнь.
В полночь, не глядя, нужно собрать пучок трав и положить под подушку, а утром проверить – набралось ли двенадцать разных растений. Если набралось – быть в этом году замужеству. Еще под голову кладут подорожник, который в старину называли трипутником, приговаривая «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
По поверью, можно ожидать исполнения желания, если на Иванов день перелезть через заборы двенадцати огородов.
Считается, что тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купалы, обязательно найдет свое счастье и любовь.
Праздник Ивана Купала — это старинная традиция, существующая в современности с докрещенных времен. Бывший преимущественно языческим, несущий людям очищение от зла, праздник постепенно стал религиозным, общенациональным. Купалу уважают и почитают во многих странах мира, в некоторых из которых до сих пор проводят старинные целительные обряды.
Иван Купала принадлежал к числу самых значимых праздников того времени. Праздновали его «всем миром», то есть всем селом. Люди строго исполняли все необходимые обряды. Праздник проводился во имя бога Солнца и языческого божества Купалы.
Справка: в древней Руси праздник отмечали 22 июня, в день летнего солнцестояния. Затем эта дата была «отдана» святому Иоанну Крестителю, и Купала отошел на 24 число, а люди стали называть Купалу Иваном, так как другое имя Иоанна Крестителя – «купатель». После перехода на григорианский календарь, праздник сместился на 7 июля. В итоге сегодня сам смысл праздника в России утратился, так как он не попадает по факту на день летнего солнцестояния.
Основные традиции и обряды сформировались еще в языческое время. Многие атрибуты символизировали стихийных божеств, которых наделяли мистической силой. Люди верили, что в этот день можно и нужно гадать, совершать ритуальные обряды, бороться с оборотнями и ведьмами, зарабатывать себе здравие, чистоту духа. Травы, вода, огонь пробуждали свои чудодейственные силы и одаривали верующих целительными дарами. В этот день человек был способен исцелиться не только физически, но и духовно.
Кстати : считалось, что на Ивана Купалу вода и огонь сливаются в единое целое. Такой союз выплескивал на землю огромную энергию, природную силу, дарующую благодать, счастье, длительную жизнь. Поэтому костры устраивали рядом с водоемами.
Так как день Ивана Купалы считался праздником Солнца и отмечался в самый длинный день в году, то часть обрядов устраивали в честь небесного светила. Молодые люди катали по полям и горам горящие колеса или смоляные бочки. А девичий венок символизировал солнце – он обладал даром света, чистоты, жизни, молодости. В обрядовых песнях говорилось о торжестве Солнца.
Праздник начинался с приходом ночи и длился все следующие сутки. Люди не спали, жгли ритуальные костры вплоть до рассвета, не давая ночи спуститься на село. Такое поведение объяснялось тем, что по существующему поверью, вся нечисть в этот праздник вылезала из своих тайных убежищ и могла навредить человеку. Лешии, русалки, оборотни, вампиры, ведьмы становились особо опасными. Для защиты от них люди использовали веточки вербы, осиновые колышки, полынь, коноплю.
Справка: канун праздника назывался Ведьминым днем . Именно в это время нечисть собиралась на шабаш на Лысой горе.
Этот праздник придавал особое, священное значение костру. Считалось, что в этот божественный день огонь несет в себе очищающую силу, магию. Повсеместно костры разжигали на закате солнца рядом с водоемами. Сельчане накладывали огромные валуны из хвороста, бревен. В центре импровизированной горы устанавливали шест, на конец которого насаживали смоляную бочку или голову животного – символ ведьмовства. Костер добывали чаще всего дикарским способом – трением двух деревяшек.
От главного кострища люди разжигали свои факелы и несли в дом, для топки печи. Интересно, что по обычаю, все женщины деревни должны были присутствовать на купальском костре. Тех, кто не пришел, подозревали в колдовстве, нечистой магии, ведьмарстве.
Все жители села собирались в огромный хоровод вокруг кострища, пели песни., танцевали. Огонь символизировал очищение от всякой нечисти. Люди, спешившие снять с себя порчу или сглаз, прыгали через костер, приговаривая при этом молитвы и церковные притчи. Верили, что тот, кто выше всех прыгнет, будет счастлив в следующем году. Те, кто отказывался участвовать в опасной забаве, прилюдно обливали водой, хлестали крапивой или чилигой, обзывали ведьмой или колдуном.
Девушки, имеющие суженого, должны были прыгать через костер вместе с ним, держась за руку. Правильный совместный прыжок говорил о чистоте любви и скорой будущей свадьбе. Ну а если после прыжка костер выдавал искры, то это знаменовало счастливую брачную жизнь влюбленных. Одинокие девушки дарили понравившимся мужчинам венки из цветов – символ девичества.
Один из обычаев ритуального костра – сжигание старых и ненужных вещей, тоже символизирующий очищение, обновление жизни. Считалось, будто избавление от хлама несло освобождением от бытовых проблем и неурядиц. С больных детей снимали всю одежду, чтобы с ней сгорела болезнь. А во времена эпидемий среди домашнего скота, через купальский костер перегоняли животных, чтобы изгнать хворь.
Другая стихия – вода – также приобретала в этот день магические свойства. Она несла людям очищение от всего плохого, что накопилось за предыдущий год. Считалось, что в праздничный день вся нечисть покидала водоемы, собираясь на шабаш. Реки и озера становились одной большой купальней. Родниковую воду, обладавшую чудодейственными свойствами, набирали в кадушки и несли домой, чтобы последующий год умываться ею и купать новорожденных. Использовали ее и для проведения ритуальных обрядов.
Даже утренняя роса несла в себе заряд положительной энергии. По мокрой траве катались, бегали босиком, припевая песенки. Юношам роса сулила здоровье и силу, а девушек наделяла красотой.
Массово ходили в баню, парились вениками из целебных трав, собранных в ночь перед праздником.
Кстати: традиция обливаться водой на Ивана Купалу сохранилась и по сей день, так как люди до сих пор верят в способность воды исцелять и очищать. Это один из самых старых языческих обрядов, дошедших до современности.
Символом летнего праздника, дня солнцестояния, считался венок из различных полевых цветов. Чем больше видов растений было в венке, тем волшебнее он становился.
Главные веночные компоненты:
Весь день девушки и молодые мужчины носили венки, а с приходом вечера избавлялись от них. Венки пускали по воде, сжигали в ритуальном костре, дарили друг другу, забрасывали на дерево, украшали могилы усопших. Реже венок сохраняли, чтобы в будущем из сухих трав варить лечебные настойки.
Опуская венок в воду, девушки гадали. В некоторых губерниях было принято распускать венок и опускать в воду одиночные цветы. В скором времени вся поверхность реки была усеяна цветами всех мастей и сортов.
Считалось, что вся природа в ночь перед Иваном Купалой обогащалась целебными силами и сама могла творить чудеса, излечивать даже неизлечимые болезни. Люди верили, что целительными свойствами растения наделяли лесные нимфы, эльфы и феи. Травницы и знахарки с рассветом шли собирать лечебные травы. Для сбора даже существовали специальные молитвы-заговоры, которые усиливали магию флоры. В некоторых регионах травы собирали «чистые души» — дети и старики, это улучшало качество травяной магии. Собранную траву высушивали и заготавливали настойки, которые излечивали от болезней, очищали избы от злых духов, привлекали в дом удачу, достаток и счастье.
Обычная полынь наделялась большой силой в защите от нечисти. Траву высушивали и развешивали повсеместно: дома, на поясе, в венке. В день Ивана Купалы высушенную крапиву раскладывали у порога, чтобы зло не могло пробраться в дом.
Значимым языческим растением считался папоротник, о котором складывали песни и стихи. Ему поклонялись и верили, что он может передать человеку способность творить волшебство. Существовало поверье, что папоротник цветет лишь раз в год, а именно в ночь на Ивана Купалу. Если сорвать распустившийся на несколько мгновений цветок, то он наградит владельца даром ясновидения, целительства, предвидения, человек сможет разговаривать с животными и все клады мира откроются ему. К слову, сорвать цветок было делом опасным, и требовало определенных знаний. Охотник чертил вокруг себя защитный круг и ждал наступления ночи. Лесная нечисть не дает ему совершить воровство. Она отвлекает его, путает направление, шумит, пугает. Только сильный духом человек может выдержать все препоны и добыв цветок быстро убежать, не оглядываясь.
Другой не менее известный на древней Руси цветок — Иван-да-Марья – символизировал союз огненной и водной стихий. По преданию, это интимный союз брата и сестры, из-за чего они были превращены в дивный цветок. Он также распускался на Ивана Купалу.
Волшебным свойством обладало другое растение – цветущая перелет-трава. Люди верили, что она может переносить человека на дальние расстояния. А если сорвать одолень-цветок в день праздника, то получишь защиту от врагов, так как будешь наделен большой физической силой, способной уничтожить любого противника.
На закате девушка вслепую набирала трав и клала под подушку, а утром проверяля: в букете должно было находиться не менее 12 разновидностей травы. Если набралось, то быть в этом году свадьбе.
Под подушку клaли пoдopoжник (старинное название «тpипyтник»), пpигoвapивaя «Tpипyтник-пoпyтник, живёшь пpи дopoгe, видишь мaлoгo и cтapoгo, cкaжи мoeгo cyжeнoгo!» Во сне девушка должна была услышать имя будущего жениха.
Если в праздничный день обойти 12 огородов, то исполнится самое заветное желание.
Незамужние верили, что венок покажет дорогу к жениху. Потонувший венок говорил о том, что свадьбы не будет еще год, а чей веночек поплывет быстрее всех, та и выйдет замуж в скором времени.
На купальные венки загадывали желания. Если венок потонет, то оно не сбудется, а если будет плыть прытко и далеко, то ждать свершения мечты осталось недолго.
Цветок Иван-да-Марья раскладывали по углам дома. Он защищал жилище от воров.
Домашних животных, в частности лошадей, запирали на ночь в сарае, так как скот в этот праздник был особенно уязвим перед нечистью. Считалось, что ведьмы ездят на шабаши именно на лошадях.
Было поверье, что, чем чаще мыться в этот день, тем быстрее можно избавиться от грехов.
На березке заранее завивали венок, а в день солнцестояния смотрели: если расплелась коса, так скоро выйдешь замуж.
Ночью умывались ночной росой.
Самые длинный день в году и короткая ночь знаменовались празднованием самого масштабного праздника, который дарил людям надежду на светлое, безоблачное и здоровое будущее. Все от мала до велика, старались угодить природе и взамен впитать от нее волшебные чудодейственные силы очищения и исцеления.
Давайте поговорим о такой загадочной легенде и старинном славянском обычае отмечать Ивана Купала. Обсудим традиции, узнаем, как и когда это событие празднуют. Изначально Ивана Купала встречали, начиная с 20 июня - отсчитывая третий день от летнего солнцестояния - то есть до 24 июня (по старому календарю), а с изменением календарной системы - праздник получил новую дату: 7 июля по новому календарю. И теперь каждый год даты не меняются, а значит, и в 2019 году она останется на месте.
Если быть точнее, Иван Купала отмечается в ночь с 6 на 7 июля, и эту ночь можно смело назвать сказочной и загадочной. Считается, что в эту полночь воедино сливаются все четыре стихии - такие, как огонь, земля, вода и воздух - они-то и помогают людям немного заглянуть во что-то «магическое». Девушки гадали на суженого, земледельцы выглядывали приметы богатого урожая.
Есть версия, что само слово «купала» в названии этого праздника образовалось благодаря традиции купаться в этот день, вернее, ночь. Люди собирались на берегах водоёмов - у реки или озера, устраивали празднества сразу после заката солнца 6 июля. Разжигали большие костры, почитая стихию огня, сплетали в венки полевые и лесные цветы и травы, принося их в дар стихии воды, и ждали от нее ответов на заветные вопросы.
И конечно, нельзя не вспомнить про самый особенный цветок - цветок папоротника. Существовала да, наверное, и сейчас существует легенда о том, что в эту короткую летнюю ночь на Ивана Купала, ровно в миг полуночи, - папоротник расцветает. И если человеку доведётся увидеть это цветение, то все его заветные мечты исполнятся.
Давайте узнаем подробнее о традициях и истории этого мистического, древнего языческого праздника. Не обязательно верить или искать место для костра на берегу реки - можно просто подарить себе немного сказочных впечатлений и полевых цветов. А хотите - соберитесь с друзьями на природе, приготовьте шашлыки и побудьте в приятной компании, немного прикоснувшись к традициям наших предков.
Начнём с точных дат. Сегодня календарная дата Ивана Купала - это 7 июля, а вот отмечается он в ночь с шестого на седьмое - от заката 6 июля до заката 7-го. Во времена расцвета язычества славяне считали, что в эту ночь стираются границы между нашим реальным миром и миром чудес.
Мифические герои нашего фольклора такие, как русалки и водяные, лешие и домовые, могут находиться среди людей - им была отдана эта самая короткая ночь года - в день летнего солнцестояния. Ведь тогда этот праздник отмечали 21 июня. Позже дата несколько раз менялась. Когда в жизнь славян пришло христианство, Ивана Купала, так сказать, присоединили к празднованию рождества Иоанна Крестителя, а с переходом на Григорианский календарь дата изменилась соответственно на 7 июля - так и до нашего времени.
Давайте немного поговорим про интересные и любопытные факты, связанные с этим праздником, вернее, вспомним приметы и поверья, сопровождающие этот день. Мы, конечно, не должны быть слишком суеверными, но, если настроение соответственное, добавим немного фольклора и мистики.
Именно 7 июля на Руси начиналась заготовка веников для бани, и считалось, что эти «банные инструменты», заготовленные именно в день Ивана Купала, обладают мощной оздоровительной или целительной силой.
Люди отмечали праздник Купала от заката солнца до рассвета, потому что нельзя было ложиться спать в эту ночь, ведь всякая нечисть бродит среди людей и может натворить что-нибудь в доме, где все уснули. А вот девушек и женщин, которые не участвовали в праздновании могли заподозрить в колдовстве.
Есть две основные версии истории возникновения празднования Ивана Купалы - по одной из них праздник появился в расцвете язычества и название своё получил из-за ритуалов омовения - купания с целью избавиться от болезней и всяческих несчастий. Поэтому различные обряды проводили на берегу водоёмов.
Второй вариант таков - некоторые думают, что день летнего солнцестояния совместили с днём поклонения Купалу - духу полевых цветов и плодов, но он считается менее вероятным, так как не совпадает по датам возникновения праздника и по появлению первых упоминаний этого языческого, но гораздо позднего божества.
Но ведь сам праздник называется не просто Купала, а именно Ивана Купала. Здесь большинство склоняется к версии влияния христианства на язычество, ведь с приходом на Русь новой религии праздник приурочили к дню рождества Иоанна Крестителя, и оттого что этот святой проводил таинство крещения в водах реки Иордан, люди провели свои параллели.
Наибольшая часть обрядов Ивана Купала были напрямую связаны с обожествлением стихий - с огнём и водой, землёй и воздухом. Это объясняет все главные атрибуты, если так можно сказать, праздника. Огонь - большой костёр для танцев, хороводов и ритуальных прыжков; вода - купание в озере или реке, гадания связанные с водами; и, конечно, земля и воздух, которые олицетворялись плодами, травами и цветами, из которых плелись венки. Давайте познакомимся поближе с традициями и обычаями наших предков.
Венки из полевых цветов - девушки собирали цветы и травы, вплетая их в роскошные венки, и носили их всю ночь. Также венки спускали на воду, чтобы немного заглянуть в своё будущее - часто в веночки вставляли зажжённую лучину. Зрелище было очень красивое и загадочное. По огонькам девушки выясняли, чья же любовь будет ярче. Счастливица, венок которой отплывал дальше остальных от берега, могла рассчитывать на долгую жизнь.
Из цветов, собранных на Ивана Купала, делали обереги. Такого типа традиция осталась и сегодня и проявляется тогда, когда мы выбираем себе . Травы сушили, заготавливали травяные сборы на весь следующий год и использовали как средства народной медицины.
Костёр на Ивана Купала - это отдельное действо. Считалось, что в эту ночь он, наравне с водой наделялся очищающими силами. Мужчины и юноши, перепрыгивая через пламя, не только освобождали себя от хворей или сглаза, но и проявляли показную браваду, демонстрируя свою ловкость и смелость. А вот пары влюбленных прыгали через костёр для того, чтобы их любовь была сильной, чистой и неопалимой.
Ну и, конечно же, вода - купание и омовение было и остаётся неотъемлемой частью этого старинного праздника. По преданию, в эту ночь в водоёмах не оставалось ни одного «злого» существа и они становились источниками чистоты, здоровья, удачи и долголетия. Массовые купания были обязательным событием на Ивана Купала, и даже капельки росы или дождя наделялись волшебными свойствами. Ну, и нельзя забыть о цветке папоротника, а вдруг он всё-таки зацветёт в этом году и встретится тому, кому очень нужен. Праздник Ивана Купала уже много веков остаётся в нашей с вами истории - почти каждый знает или хотя бы слышал о нем. И наш любимый Николай Васильевич Гоголь тоже не смог остаться в стороне - очень рекомендую к прочтению его рассказ «Ночь накануне Ивана Купала» - и страшно и романтично.