Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию, иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако жизненное пространство требует от человека здравого смысла, рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами, рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!
Первостепенные задачи
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
ИГРА «ВЕРЮ- НЕ-ВЕРЮ ». Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома, которая воспринимается безоговорочно. Научите своего малыша рассуждать, и пусть он не спешит все принимать на веру. Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Примеры фраз:
«Все люди спят».
«Все яблоки сладкие».
«Дождь бывает холодный и теплый».
«Все животные впадают в зимнюю спячку».
«Летом мы ходим в шубах».
«Слоны умеют летать».
«Арбузы растут на деревьях».
«Корабли плавают по суше».
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Ни один человек не может жить без воды».
Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» . Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.
Примеры заданий:
«Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание).
«Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники).
«Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары).
«Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт).
«Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена).
«Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды).
«Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
ИГРА «АССОЦИАЦИЯ» . У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета. Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись». Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра).
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги).
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать).
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).
«Дорисуй фигуру»
Вам понадобится тетрадь в клеточку и хорошо заточенный карандаш. На листе проведите ось и относительно нее по клеточкам нарисуйте половину какой-нибудь фигуры (елка, дом, человек).
Попросите ребенка дорисовать вторую половину. Как показывает практика, далеко не всегда дети понимают это задание и дорисовывают фигуру в «вольном стиле». Чтобы увидеть симметрию, можно приложить зеркальце к оси. По зеркальному отражению ребенку будет легче нарисовать вторую половину, строго следуя по клеткам. Эта игра может усложняться формами и цветом.
Статья
«Логическое мышление можно развивать: задания для детей 6-7 лет»
Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского района
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.
Особенности мышления и логики у старших дошкольников
Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.
Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.
В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.
При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.
Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.
Развивайте детей играя
Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.
«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».
Их можно разделить на несколько групп:
«Верю – не верю»
Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.
Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:
«Все шарики красные».
«Зимой всегда идёт снег».
«Все птицы улетают на юг».
«Некоторые карандаши сломаны».
«Летом мы надеваем рукавицы».
«Чай всегда горячий».
«Блины нужно есть с вареньем.
Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.
Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.
«Назови одним словом»
Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.
Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.
Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.
Примеры:
«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.
«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.
«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.
«Ассоциация»
Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.
Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».
Примеры:
Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).
Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).
Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).
«Отгадай-ка!»
Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»
Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).
Кто где живёт?
Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.
Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.
Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.
Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»
Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.
Задачки-шутки
Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.
Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.
Цель: Научить детей находить причину событий.
Причин произошедших событий может быть несколько. Можно устроить соревнование — кто из детей назовет большее количество причин, или на составление небольшого рассказа.
Для старших дошкольников можно брать простые причинно- следственные связи событий и явлений, с которыми они встречаются в жизни и при наблюдении за природой, а для младших школьников — многовариативные связи, предложить называть им не только реальные причины, но и необычные, сказочные.
Играя с группой детей, можно предложить каждому найти причину, затем выяснить, какой вариант наиболее правильный или интересный.
Предлагаемые в пособии варианты можно развивать, придумывать другие.
В игре детям дается задание назвать как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций.
На участке детского сада все растения летом засохли, потому что...
Утром люди увидели, что дороги и тротуары замело снегом, потому что...
Утром на земле появились лужи, потому что...
Ребенок потерялся в магазине, потому что...
Башня, которую строил мальчик из кубиков, развалилась, потому что...
Мальчик попал под машину, потому что... Петя надел ботинки не на ту ногу, потому что... Воспитатель раздала за обедом хлеб, поставила тарелки с супом, а дети не едят, потому что...
Все игрушки в группе оказались сломанными, потому что... У ребенка заболело горло, потому что...
Девочка утром в детском саду не стала завтракать, потому что... Мама повела дочку к зубному врачу, потому что... С Сашей никто из детей не хотел играть, потому что... Во время игры в песочнице у всех детей запорошило песком глаза, потому что...
После обеда у детей были испачканы губы, потому что... На музыкальном занятии воспитатель похвалила детей, потому что...
Мама похвалила сына, потому что...
Мама обиделась на дочку, потому что...
Мама наказала детей, потому что...
Мама рассердилась на детей, потому что...
Сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что...
Прохожие вышли на улицу с зонтиками, потому что...
Прохожие на улице подняли воротники пальто, потому что...
Лед на реке растаял, потому что...
Мальчик шел по улице и упал, потому что...
Солнце появляется редко, греет очень слабо, потому что...
Из ванной вода потекла на пол, потому что...
Все ветки деревьев покрылись инеем, потому что...
Река вышла из берегов, потому что...
Насекомые и ласточки кружатся низко над землей, потому что... Розы зимой все вымерзли, потому что... Ученик получил двойку, потому что... В квартире запахло газом, потому что... Зимой в квартире было холодно, потому что... Настольная лампа не горит, потому что... Весной птицы вьют гнезда, потому что... На огороде овощи этим летом не выросли, потому что... В саду плоды не созрели, потому что... В саду яблоки и груши опали на землю, потому что... Мебель в комнате вся не уместилась, потому что... На мебели пыль лежала толстым слоем, потому что... Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что...
Стоящее во дворе дерево было облеплено птицами, потому что...
Подойдя к дому, можно было увидеть, что из окна валит дым, потому что...
Все электроприборы в доме не работают, потому что...
Птицы улетают на юг, потому что...
Рыбы зарылись в донные ямки, потому что...
Дикие животные остались без воды, потому что...
Весь лес сгорел, потому что...
В этом году в лесу много грибов, потому что...
Человеку нужна разная обувь, потому что...
Не было слышно, что говорили актеры в театре, потому что...
Утром на траве еще лежала роса, потому что...
Цветы надо срезать рано утром, потому что...
Овощи на огороде поливают рано утром или вечером, потому что...
Высотный дом развалился, потому что...
Цель : Научить детей младшего школьного возраста находить общую причину.
Ребенок может найти одну или несколько общих причин произошедших событий.
Папа раскрыл книгу. — Комната наполнилась дымом. (Возможные общие причины: папа захотел приготовить по кулинарной книге обед; загорелся телевизор, комнаты наполнились дымом, папа раскрыл телефонную книгу для вызова мастера.)
Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.
Утром отключили воду. — Папа опоздал на работу.
Дворник весь день чистил дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.
Произошло много аварий на дороге. — Мужчина упал.
Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые ростки из земли.
Мама купила вкусный арбуз. — Папа наконец поменял колесо у машины.
Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем. Все мороженое раскупили. — У девушки обгорела спина. Мама устроила дома праздник. — Ученик ответил на уроке хорошо.
Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определять варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей.
В природе все взаимосвязано. Сейчас я назову некоторые события, которые могут произойти в природе, а вы назовите как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события в природе или в жизни людей.
Целое лето не было дождя:
а) засохли все растения;
б) погиб урожай;
в) животные остались без корма;
г) земля высохла, потрескалась;
д) много пожаров;
е) пересохли водоемы. Каждый день летом лил дождь:
а) не вызрел урожай овощей и фруктов;
б) у растений подгнили корни;
в) невозможно было загорать, купаться;
г) все лето пришлось ходить в плаще;
д) наводнение, аварии на дорогах.
Зимой снег почти не накрыл землю:
а) зима более холодная;
б) не будет паводка;
в) многие растения замерзли;
г) весной растениям не хватило влаги;
д) плохая всхожесть озимых;
е) плохой урожай;
ж) у дворников мало работы.
За зиму выпало очень много снега:
а) растения хорошо перезимовали;
б) весной всем растениям хватило влаги;
в) хороший урожай;
г) много работы дворникам;
д) застревал транспорт;
е) поломалось много веток;
ж) трудно людям передвигаться;
з) много снега для зимних игр.
Несколько дней подряд дул сильный ветер:
а) облетели листья на деревьях и лепестки цветов;
б) сорвало крыши с домов;
в) повалились деревья;
г) невозможно передвигаться;
д) поднялись пыльные бури;
е) аварии.
После теплых майских дней ударил мороз:
а) замерзли цветки и завязи плодов;
б) не будет урожая ягод;
в) погибнут ранние посевы, посадки.
Охотник выстрелил в воздух:
а) из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;
б) ружье дало отдачу в плечо, и охотник упал;
в) пуля попала в пролетавшую утку.
Девочка уронила карандаш на пол:
а) стала поднимать и больно ударилась головой о стол;
б) карандаш закатился в щель;
в) из норки выбежала мышка и унесла карандаш;
г) у карандаша сломался грифель, и девочка не смогла нарисовать рисунок.
Из окна выбросили кусочек булки:
а) собаки подрались из-за него;
б) слетелась стая воробьев;
в) собралась целая куча муравьев;
г) женщина очень ругалась, потому что булка попала ей по голове.
Садовник из шланга стал поливать клумбу:
а) шланг прорвало, и водой облило всех;
б) оставил шланг на земле и залил все цветы;
в) цветы так и не полил, так как отключили воду.
На улице кто-то разбил банку варенья:
а) прохожие падали;
б) собаки с удовольствием слизывали;
в) дворнику пришлось убирать.
Мальчик чиркнул спичкой:
а) сгорел дом;
б) стало светло на минуту в темноте;
в) загорелся костер;
г) зажегся газ;
д) обжегся.
Учитель открыл классный журнал:
а) ученик получил двойку;
б) вызванный ученик заболел;
в) нет списка учеников;
г) проставил оценки за контрольную.
Цель : Научить старших дошкольников устанавливать причину и следствие.
Ветер
Вчера был очень сильный ветер,
Он поломал большие ветки.
Они дорожки перекрыли.
Все утром ветки обходили.
Вопросы
1. Почему утром люди не могли пройти по дороге?
2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?
Цветы
Забыли дети про цветы
И их не поливали.
А к концу недели
Все цветы завяли.
Вопросы
1. Почему завяли цветы?
2. Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?
Авария
Перебегал дорогу мальчик
Не там, где светофор стоит.
Машины ехали так быстро,
Что не смогли затормозить.
Попал тот мальчик под машину.
Найди аварии причину.
Вопросы
1. Почему мальчик попал под машину?
2. Почему машина не смогла затормозить?
3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?
Мороз
На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
На улицу Наташа вышла
Без шапки, шарфа, нараспашку.
А вскоре Ната заболела.
Лежит теперь, хрипит и кашляет.
Вопросы
1. Почему Наташа заболела?
2. Как надо одеваться в мороз?
Сластена
Маша ест одни конфеты,
Шоколадки, пастилу.
Очень любит она сладкое,
Не уступит никому.
А недавно у Марии
Заболели зубы все.
Плачет девочка, ей больно.
Ела сладкое зачем?
Вопросы
1. Почему у Маши заболели зубы?
2. Что нужно делать, чтобы зубы не болели?
3. Какие продукты полезны для зубов?
4. Какие продукты вредны для зубов?
Качели
Во дворе качался Витя.
Высоко летят качели.
Руки Витины разжались,
Вверх качели полетели.
С них в песок свалился он.
Слышен только Витин стон.
Вопросы
1. Почему Витя упал?
2. Какие правила надо соблюдать, когда вы качаетесь на качелях?
Озорник
Не послушал мальчик маму
И по лужам бегал долго.
Намочил все туфли, ноги.
Догадаться нам не сложно —
Он простыл и заболел.
Слег в постель с температурой.
Больше в лужу не хотел.
Вопросы
1. Почему мальчик заболел?
2. Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?
3. Чем можно пораниться в луже, если она не прозрачная?
Белым-бело
Всю ночь на землю падал снег.
Его хватило бы на всех.
А утром все белым-бело,
Дома, дороги замело.
Снег на деревьях и домах,
Он на крылечке и кустах.
Вопросы
1. Почему утром все стало белым-бело?
2. Что засыпал снег?
3. Почему хорошо, когда зима снежная?
Снег
Снег валил всю ночь, весь день
И замел дороги.
Ни проехать, ни пройти
Люди все не могут.
Вышли дворники, машины,
Чтоб заносы все убрать,
Чтоб машины на дорогах
Перестали застревать.
Вопросы
1. Почему машины не могли проехать?
2. Почему люди не могли пройти?
3. Как решили эту проблему?
4. Какие машины помогают расчищать тротуары?
Драчун
Саша драться любит очень,
Обижает всех подряд.
В детском садике ребята
С ним водиться не хотят.
Не хотят на день рожденья
Сашу в гости приглашать,
Слово доброе сказать.
Вопросы
1. Почему с Сашей дети не хотят играть?
2. Почему не приглашают его на день рождения?
3. Почему не делятся с Сашей ничем?
4. Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?
Щенок
Своего щенка Андрюша
Покормить не захотел.
К вечеру щенок Андрюшин
Погрустнел и заболел.
Стало мальчику так стыдно.
Он щеночка пожалел,
Накормил его сметанкой,
И щенок повеселел.
Вопросы
1. Почему щенок заболел?
2. Почему Андрюше стало стыдно?
3. Как надо ухаживать за животными?
Камнепад
В горах туристы заблудились,
От страха громко закричали.
Вдруг сверху камни покатились.
Чего туристы те не знали?
Вопросы
1. Почему в горах начался камнепад?
2. Почему нельзя громко кричать в горах?
3. Что нужно было сделать туристам?
Пришла весна
Пришла весна, и птицы прилетели.
Им вновь пора детишек заводить.
Скорее стали гнезда себе вить,
Чтоб в них яички отложить.
Вопросы
1. Почему прилетели птицы с юга?
2. Почему стали вить гнезда?
3. Где вьют гнезда птицы? Почему?
4. Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?
Осень
Осень. Холодно. Нет больше мошек —
Насекомые оцепенели.
Птицам нечего есть, и они спозаранку
Стаей-клином на юг поскорей полетели.
Вопросы
1. Почему птицы улетели на юг?
2. Почему исчезли насекомые?
3. Что происходит с насекомыми осенью?
4. Почему птицы на юг улетают большими стаями?
Весна
Наступила весна,
И подул южный ветер.
Солнце светит все ярче,
Припекает сильней.
Тают быстро сугробы,
И ручьи, словно реки,
Разливаются шире
И бегут все быстрей.
Вопросы
1. Почему стали таять сугробы?
2. Почему подул южный ветер?
3. Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?
Пожар
Мальчик дома развлекался:
Спички чиркал, любовался.
Вот одна упала на пол,
Не заметил ее он.
И сгорел от этой спички
Деревянный старый дом.
Вопросы
1. Почему сгорел дом?
2. Почему детям нельзя играть со спичками?
3. Как надо обращаться с огнеопасными предметами?
Шла по улице Алена
Шла по улице Алена и бананы уплетала.
Кожура упала наземь, поднимать ее не стала.
За Аленой шел прохожий,
Не заметил кожуру. Наступил
И поскользнулся, и коленку в кровь разбил.
Вопросы
1. Почему прохожий разбил коленку?
2. Почему он упал?
3. Как попала кожура на тротуар?
4. Какие правила поведения на улице вы знаете?
Паводок
Дружно таяли снега,
Затопили все луга.
Сильно разлилась река
И закрыла берега.
Вопросы
1. Почему разлилась река?
2. Почему луга оказались затопленными?
3. Почему снега стали дружно таять?
Жадина
Мальчик Петя жадным был,
Одного себя любил.
Не делился ни конфетой,
Ни игрушки не давал.
Сам все ел, во все играл
И себе все забирал.
С ним ребята перестали
И делиться, и играть.
Жадиной его прозвали.
Видеть Петю не хотят.
Вопросы
1. Почему дети прозвали Петю жадиной?
2. Почему дети перестали делиться с Петей?
3. Каким вам нужно быть, чтобы дети хотели с вами играть?
Обжора
Один пузатый здоровяк
Съел десять булок натошак.
Запил все булки молоком,
Съел курицу одним куском.
Затем барашка он поджарил
И в брюхо бедного отправил.
Раздулся здоровяк, как шар.
Обжору тут хватил удар!
Вопросы
1. Почему здоровяка хватил удар?
2. Почему нельзя сразу есть столько пищи?
3. Почему вредно есть столько булок?
4. Почему пищу нужно тщательно пережевывать?
Смелый капитан
Я на мостике стою
И бинокль в руках держу.
Волны плещутся слегка,
Качка тихая пока.
Волны сильными вдруг стали
И от качки все упали.
За канат держусь я крепко.
Вдруг сорвало ветром кепку.
Я ловить рукою стал,
С мостика чуть не упал.
Вопросы
1. Почему сначала качка была тихой?
2. Почему потом все упали?
3. Почему сорвало кепку?
4. Почему капитан чуть не упал с мостика?
Облака
Облака, как паруса,
Мчит их ветер, гонит.
Если много облаков,
Будет точно дождик.
Ну а если облака,
Как перо жар-птицы,
Будет солнышко с утра,
Защебечут птицы.
А столкнутся лоб об лоб,
В тучу превратятся.
И тогда грохочет гром —
Это тучи злятся.
Вопросы
1. Почему облака передвигаются?
2. Что будет, если на небе очень много облаков?
3. Какая погода будет, если на небе мало облаков или они, как перышки?
4. Что происходит, когда облака собираются в тучи?
Лужи-зеркала
Ночью дождик сильно лил
И всю землю намочил.
Утром солнце рано встало,
Посмотрело сверху вниз.
Что с землею за ночь стало?
Вот удача, вот сюрприз!
Сто зеркал внизу лежали
И на солнышке сияли.
Отражались в них деревья
И прекрасные цветы,
Фонари, дома, заборы —
Всем хватило красоты.
Солнцу лужи-зеркала
Очень приглянулись.
И от всей души оно
Жарко улыбнулось.
От такой улыбки лужи
Сразу изменились.
И к обеду, обмелев,
Вовсе испарились.
Вопросы
1. Почему утром на земле образовались лужи?
2. Почему в лужах все отражается?
3. Почему к обеду лужи испарились?
Сосулька
Вниз головой висит сосулька.
От солнца насморк у нее.
То от тепла она заплачет,
То платьице ушьет свое.
Придет мороз, и закалеет,
Немного за ночь подрастет,
Окрепнет телом, потолстеет,
Тяжелой станет — упадет.
Вопросы
1. Почему сосулька висит вниз головой?
2. Почему тает сосулька?
3. Почему ночью она подрастает и становится толще?
4. Почему сосулька может упасть?
5. Что может случиться, если упадет большая сосулька?
Проказник ветер
Проказник ветер прилетел,
Густой листвой зашелестел.
Подул немного посильней
И ветки закачал быстрей.
Совсем, плутишка, разошелся
И по стволам уже прошелся.
Тут закачался целый лес.
Не видно стало и небес.
Скрипят, качаются деревья
И ветру действуют на нервы.
Тогда шалить он перестал,
И лес спокойным сразу стал.
Вопросы
1. Какой по силе ветер шелестит листвой?
2. Почему закачались ветки?
3. Почему стали качаться стволы? Целый лес?
4. Почему ветер перестал дуть?
Мороз
Вчера были лужи,
Сегодня — мороз.
Он всюду развесил
Сосульки из слез.
Он талые лужи в каток превратил
И всю обстановку за ночь изменил.
Вопросы
1. Почему после оттепели появились сосульки?
2. Почему лужи превратились в каток?
Засуха
Все лето не было дождя.
Трава вся пожелтела,
Потрескалась кругом земля,
И листья облетели.
Вопросы
1. Почему пожелтела трава и облетели листья?
2. Почему потрескалась земля?
3. Что еще может случиться в засушливое лето?
Беспечные туристы
В лесу туристы были,
Костер не затушили.
Затлела рядышком трава,
Деревья загорелись.
И вот пылает целый лес,
Огонь поднялся до небес.
Вопросы
1. Для чего туристы развели костер?
2. По чьей вине загорелся лес?
3. Что не сделали туристы?
4. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
Дождь
Дождь льет с неба, хлещет с крыши.
Посмотри вокруг, малыш,
Наl каждым прохожим зонтик цветной.
И мы зонт откроем и спешно домой
Направимся, чтобы нас дождь не мочил,
Чтобы тебя он не застудил.
Вопросы
1. Почему люди раскрыли зонты?
2. Почему они спешат домой?
3. Почему в дождь вода с крыш льется сильно?
Ветер
В песочнице играли дети.
Вдруг начался сильный ветер.
Запорошил глаза песком,
Игрушки разбросал кругом.
Вопросы
1. Почему песок попал детям в глаза?
2. Почему игрушки оказались разбросанными?
3. Что нужно сделать, если песок попал в глаза?
4. Когда песок попадает в глаза даже без ветра?
Неудачный обед
Дети, за обедом сидя,
Стали спорить громко вслух.
Подавился мальчик хлебом
И издать не может звук.
Вопросы
1. Почему мальчик подавился?
2. Почему нельзя разговаривать, когда ешь?
3. Как надо вести себя за обедом?
Мама спит
Мама спит, она устала,
Ну и я играть не стала.
Я волчок не завожу,
А уселась и сижу.
Вопросы
1. Почему девочка не стала играть?
2. Почему она не стала заводить волчок?
Можно набрать и другие варианты из стихов, стихотворных сказок.
Цель: Научить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста устанавливать последствия событий.
Ребенку (6—8 лет) предлагается представить, что он может уменьшиться до размера муравья, а затем придумать историю о своем чудесном превращении, используя следующие вопросы. Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы ты опасался?
Через какое время ты бы захотел снова стать большим? Почему?
Множество таких вариантов можно найти в книге Е.А. Алябьевой «Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет» (М., 2009).
Ребенку (7—10 лет) предлагается представить себя ростом в 3 метра и придумать историю своей жизни в роли великана с помощью наводящих вопросов.
Какое бы у тебя было любимое занятие? Что бы тебе не понравилось?
С кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось?
Через какое время ты бы захотел снова стать нормальным?
Ребенку (7—10 лет) предлагается представить, что произошло бы и что он сделал бы, если:
— из крана на кухне полился апельсиновый сок;
— из тучи вместо дождя стал падать изюм;
— люди придумали таблетки от сна;
— вместо снега на землю начали падать игрушки;
— все можно было бы купить без денег;
— взрослые разрешили делать детям все;
— всегда было бы только лето;
— можно было бы летать, как птица;
— вместо снега землю покрыл пух;
— все машины поехали задом наперед и т.п.
Ребенку (6—8 лет) предлагается выбрать одну из причин, объяснив свой выбор.
Колобок не сумел уйти от лисы потому, что:
— он был простофилей;
— лиса была хитрая;
— лиса перехитрила Колобка;
— лиса съела Колобка.
Такие варианты можно составить по любой сказке.
Вариант упражнения для детей 8—10 лет.
Слово «Марина» пишется с большой буквы потому, что:
— это имя девочки;
— все имена пишутся с большой буквы;
— так принято писать;
Картотека задач на логическое мышление для детей 6-7 лет.
Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?
По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
Какое число самое маленькое?
В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев и сестёр. Сколько сестёр?
Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько вёдер воды взяли?
В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?
На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?
У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?
У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?
У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?
На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми?
В пакете лежат красные и жёлтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 жёлтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?
Дима выиграл у Алёши 2 партии в шахматы, а Алёша выиграл 3 партии. Сколько партий сыграли мальчики?
Каждый из троих взрослых ведёт за руку двоих детей. Сколько детей идут со всеми взрослыми?
Сколько целых батонов можно хлеба можно составить из шести половинок?
По дороге один за другим идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идут по дороге?
Я придумала два числа. Когда я их сложила, то получила 6. Когда же из одного вычла другое, то снова получила 6. Что же это за числа?
В коробке 8 пирожных. Сколько пирожных надо взять из коробки, чтобы в ней осталось 5 пирожных?
Катя задумала число, прибавила к нему 5 и получила 15. Какое число задумала Катя?
В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?
На яблоне было 10 яблок, Садовник разрешил детям сорвать с яблони по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей?
Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут?
Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?
Пётр сын Сергея, а Сергей – сын Фёдора. Кем приходится Пётр Фёдору?
В саду яблонь на 3 больше, чем груш. Яблонь 7. Сколько груш?
Из книги выпало несколько листов. На первой выпавшей странице стоит номер 5, а на последней номер 10. Сколько листов выпало из книги?
У Зины на 4 открытки меньше, чем у Гали. У Зины 6 открыток. Сколько открыток у Гали?
Меня зовут Иваном Сергеевичем, а моего деда (отца моего отца) – Петром Николаевичем. Запишите имя и отчество моего отца.
Красный шнур на 1м длиннее зелёного и на 2м длиннее синего. Длина зелёного шнура 5м. Найди длину зелёного шнура.
На вешалке висят головные уборы; шляп на 1 больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?
Уменьшаемое больше вычитаемого на 2. Чему равна разность?
Угадайте, сколько лет моему дедушке, если через 15 лет мы будем отмечать его семидесятилетие.
Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумайте такие числа и запишите пример.
Разность двух чисел равна 0. Придумайте и запишите пример.
Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?
На уроке математики Ольга Петровна попросила Гошу назвать все числа, меньше 7, а Витю – все числа, которые больше 3 и меньше 9. Какие одинаковые числа назвали мальчики?
В этой статье:
Логическое мышление развивается рано. Мы задействуем логику каждый день, выполняя даже самые простые операции . Дети сталкиваются с необходимостью «подумать логически» еще с первых месяцев жизни.
В 6-7 лет происходит огромный скачок в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Многое меняется, начинается школа. Там новые предметы, нужно быстро учиться, запоминать, делать выводы. Родители могут помочь развитию детей с помощью простых упражнений и занятий . Они нацелены на развитие логики в виде игры. Важно вовремя направить своего ребенка по пути правильного развития. Тогда ребенку в школе будет гораздо проще и интереснее .
Родителям помогут развивающие кружки: там профессиональные преподаватели занимаются с детьми разного возраста. В жизни вашего ребенка начинается пора открытий . Весь мир перед ним - нужно лишь направить его энергию на интересное, полезное обучение.
Без него мы бы просто не могли существовать. Логика присутствует во всех наших действиях. Дети пока что даже не осознают, насколько хорошо их мозг справляется с простыми логическими задачками. Тем не менее это происходит на подсознательном уровне. В 5-7 лет логическое мышление у детей пора выводить на осознанный уровень .
В большинстве школ требуют, чтобы дети приходили уже подготовленными: умели читать , рисовать, ориентировались в геометрических фигурах. Если родители недостаточно занимались с ребенком в дошкольном возрасте , то могут начаться проблемы. Дело не в том, что ваш малыш неспособен к каким-то наукам (математике, географии, языкам…) – он просто не умеет правильно задействовать логику для обучения .
Мама и папа вполне могут сами подготовить ребенка к школе, при этом учеба будет восприниматься как игра. Есть три составляющие логического мышления, каждая из которых отвечает за разные типы умственной деятельности . Тут главное определить, какой тип логического мышления лучше развит у вашего ребенка. Так вы легко поможете ему, а он сможет найти себя в творчестве или точных науках , лучше поймет, к чему у него есть способности и тяга.
Связывает зрительное восприятие и логический вывод . Этот тип мышления больше всего похож на воображение. Ребенок (да и взрослый тоже) не всегда обладает достаточными сведениями о предмете. Но все же необходимо, используя логику, достроить полную картину. Здесь есть простое упражнение.
Вы рисуете часть картинки, а вторую предлагаете дорисовать
малышу. Начните с простых и понятных ему образов: круг, сердечко, домик, цветок
. Потом можно перейти на более сложные образы, которые требуют от него воображения.
Здесь важно, чтобы дети чувствовали некую логику в том, что они делают. Если у вас на картинке часть пейзажа, то логично нарисовать что-то в том же стиле. Если ребенок не может придумать, что именно, заканчивает все геометрическими фигурами, непонятными символами или линиями, значит что-то не так в развитии наглядно-образной логики.
Здесь также важно, чтобы у ребенка была определенная база знаний об окружающем мире . Это говорит о степени его интеллектуального развития.
Подразумевает нахождение взаимосвязей между предметами и событиями, которые малыш может объяснить. Начинает
функционировать довольно рано
, но нужно отслеживать его развитие, иначе малыш просто запутается. Свои же выводы могут завести его в тупик. С ребенком нужно делать простые упражнения, чтобы он начал правильно выстраивать в голове связи между предметами.
Здесь подойдут задачки на цвета и формы. Например, у вас есть разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги. Предложите ребенку классифицировать их:
Предложите ребенку самому придумать еще какой-то критерий для классификации. Это не так просто, как кажется. Когда он даст вам ответ, попросите его обосновать. Этот вид мышления очень важен.
Дети, побывав на разных этажах одного здания, могут сами делать вывод вроде «для нас это пол, а для тех, кто под нами - потолок». Уже в 5-6 лет они могут связывать события по своей логической схеме . Вы читаете ему сказку про Серого Волка. Теперь, когда кто-то заговорит о пропаже человека или вещи, первая логическая мысль у малыша будет «его/это похитил Серый Волк?».
В данном случае у него есть отрицательный, злой персонаж . Дети еще не знают всего о нашем обществе и мире, так что проще все нехорошие события приписывать известному злодею. Очень важно, чтобы процесс мышления не проходил только лишь в голове. Обсуждайте с ребенком причину и следствия разных происшествий, действий . Для детей важно, чтобы вы своим примером показывали буквально, «как нужно думать».
Этот тип мышления предполагает, что школьник может отбросить мелочи и рассматривать картину происходящего в целом. Появляется позже, в 6-8 лет. Чем больше накоплено информации о мире , тем сильнее развитие абстрактного мышления. Мы понимает, что важно, а что не важно. Черная, красная или белая - любая кружка может быть использована для питья. В нее можно наливать воду, молоко, чай, сок и т.д. Разного цвета или формы, кружка останется кружкой, если соответствует общему понятию об этом предмете.
Абстрактное мышление на то и абстрактное, что предполагает множество обобщений. «Птицы умеют летать. Ворона летает по двору. Значит, ворона - это птица» . Абстрактное мышление иногда нужно нам для того, чтобы заполнять проблемы в знаниях. Мы можем дополнить их, следуя простой логике. У детей, склонных к творческой деятельности , такое мышление очень сильно развито.
Развивать его дополнительно можно, используя простые задачки. Например, написаны слова:
А С Т О Б В У (автобус)
И Н И К Г (книги)
Ф К А И Р А (Африка)
Нужно быстро восстановить порядок букв. Тут человек использует абстрактный тип мышления. Он не задумывается над словом «иникг», например. Что бы это могло значить? Слышал ли он это слово? Нет, ребенок выполняет задачу, переставляет буквы местами и получает известное слово.
Не во всех школах преподаватели уделяют много внимания развитию логики – они стремятся уложиться в педагогический план на год.
Первые 3 класса - самая важная пора становления мышления. В это время детям нужно давать задачки, развивающие разные виды логики. Если упустить этот важный возраст (5-7 лет), то дальнейшее обучение в школе будет трудным.Ребенку будет неинтересно учиться, ведь ему не показали, как это нужно делать.
Отсюда неуспеваемость, за которую ругают родители. Тут уже возникает другая «логика» мышления: главное получить хорошую оценку, а не знания
. Списать, обмануть, не прийти - только бы избежать двойки, тройки. У детей вырабатывается такая логическая цепочка и соответствующая модель поведения: им не важно, научился он чему-то или нет, а важно, чтобы не ругали родители
. Тут школа может сильно
испортить дальнейшую жизнь детям, если педагог начальных классов не уделит достаточно времени на развитие логики в 1-2 классе.
Закончится школа, начнется взрослая жизнь . Там мы должны сами выбирать себе будущее, профессию, работу. За 10 лет в школе станет понятно, какой тип мышления преобладает у ребенка – ведь заниматься тем, что не очень понимаешь, неинтересно. И в 10 лет, и в 17 лет человек уже точно знает, чего бы ему хотелось .
Детские кружки и развивающие центры есть в каждом городе . Если вы довольны ситуацией в школе, педагог уделяет много времени именно детям, а не своему учебному плану , то у вас отличная школа. Если же нет - отведите его на занятия по развитию логики. У детей здесь много пространства для творчества и размышлений.
Главное в том, что кружки поощряют инициативу. Перед тем как записать куда-то ребенка, неплохо было бы проконсультироваться с детским психологом . Он поможет определить бреши в развитии. Иногда лучше всего помогает творчество: рисование, лепка, флористика, работа с шелком.
Творчество развивает абстрактное и образное мышление . Ребенку легче выражать свои мысли, если он может что-то нарисовать или слепить.
Ругать детей, унижать их - это неправильный метод воспитания. Уделите 30 минут на то, чтобы позаниматься . Не нужно делать из этого принуждение или угрожать запретами. Чего вы добьетесь запретами и криками? Лишь того, что ребенок по своей логике будет считать, что к вам тоже нельзя обращаться за помощью.
Предложите ему найти ответы на занимательные вопросы.
Каждый вопрос здесь требует не однозначного ответа «да» или «нет», а размышления. Задействуются все три типа
логического мышления
. Вы можете разбирать за раз 3-4 вопроса. Такой объем работы у детей 6-7 лет не вызовет скуки.
Будьте готовы к вопросам – теперь уже от ученика. Например, вы разбирали пункт 9 про зайчика. Он может заинтересоваться, каким образом зверек меняет шубку , кто еще в лесу будет менять цвет меха, больно ли это? Это хорошо, что появляются вопросы, значит мышление работает активно.
Никто из нас не совершенен. Конечно, есть гении, вундеркинды и «дети индиго». В основном нормальное развитие ребенка таково, что какой-то из видов логики будет у него преобладать. Не стоит ругать его за то, что в абстрактном мышлении он хорош, а вот словесно-логически мыслить не умеет. Это результат того, что:
Больше разговаривайте, обсуждайте все:
Существует так много тем, которые интересуют детей! Если вы тоже проявите к беседе живой интерес, то увидите, как именно думает ваш ребенок.