Динара Денисова
Психологический климат в семье
Все начинается с семьи .
Становление ребенка, его развитие, формирование личности, как известно, во многом зависит не только от материального положения, но и состояния нравственно – психологического климата той семьи , в которой он живет. Семья – первичная ячейка общества, один из важнейших его социальных институтов. Именно в ней ребенок подготавливается к жизни, приобретает первые и самые глубокие социальные идеалы, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение, именно там закладывается фундамент его гражданственности. Семья традиционно передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. Здесь познаются такие понятия, как отцовство и материнство, семейные отношения и традиции. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак.
Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки :
1. сплочённость,
2. возможность всестороннего развития личности каждого её члена,
3. высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу ,
4. чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье ,
5. ответственность.
В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи . Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье . Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической , снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости , дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.
Почему важно говорить о взаимоотношениях в семье :
Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье , где уже установился или устанавливается психологический климат .
Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.
Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.
В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа.
В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье .
Д. С. Макаренко, «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. - писал он. - Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.
Только человек, предъявляющий высокие требования, прежде всего к самому себе, может надеяться, что его требования по отношению к другим будут восприниматься как правильные и справедливые. Вначале надо изменить свое поведение, а потом требовать этого от другого.
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать;
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким;
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым;
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать;
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости;
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.
Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.
Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.
Ход собрания:
Добрый день, уважаемые родители и гости!
Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Чем вызван выбор данной темы?
Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.
Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?
Какими качествами вы бы хотели его наделить?
Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.
Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.
Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.
Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).
Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?
Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?
В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-
ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.
Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)
А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.
Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.
Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.
Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.
Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:
«Кумир семьи»
Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.
«Гиперопека».
Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-
шает творческого начала.
Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста
«Гипоопека».
Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.
«Воспитание в культе болезни».
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую
ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и
злоупотребляет им.
Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.
Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.
Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.
Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.
Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.
«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.
А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.
Проблемная ситуация 1.
Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».
Проблемная ситуация 2.
Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)
Проблемная ситуация 3.
Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)
2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:
Отличник -1
С одной «4» - 1
Хорошистов -8
Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.
Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).
Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слёзы, и смех
Взлёт и паденье, радость, печаль
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда
Пусть мчаться минуты, секунды, года.
Но стены родные, отчий свой дом
Сердце навеки останется в нём.
Приложение 1. Анкета для детей.
Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".
1. Наша семья очень дружная.
2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.
3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.
4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.
5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.
7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.
8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".
11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.
12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.
13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.
14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.
15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.
16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.
17. К нам часто приходят гости.
18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.
19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения
20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают
21. В семье есть очень неуравновешенный человек.
22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.
23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.
25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.
27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.
28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.
29. Меня часто обижают дома.
30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.
31. Отношения в семье весьма натянутые.
32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.
Обработка данных.
За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.
За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.
Результаты:
Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.
0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".
9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.
16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.
23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.
Приложение 2. Тест для родителей.
человека – наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.
В. Главным образом врождёнными задатками.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.
Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.
В. Абсолютно с этим согласен.
3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.
Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.
4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?
А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.
Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.
В. Если попросит, можно и дать.
5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?
А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.
Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
В. Пусть сам разбирается в своих отношения.
6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?
А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.
Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.
В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.
7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.
8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.
Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.
Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.
Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.
Приложение3.
Памятка родителям.
Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )
Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )
Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )
Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )
Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )
Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )
Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )
« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский
Здравствуйте, дорогие читатели! В некоторых семьях люди развиваются динамично, а в других постоянно сталкиваются с проблемами. В народе принято считать, что за атмосферу отвечает исключительно женщина. Именно в ней таятся основные причины конфликтов и это она не умеет создавать «семейный очаг». Как же далеки взгляды психологов от привычных, бытовых суждений.
Начнем, пожалуй, с определения.
Психологический климат в семье – это степень удовлетворенности обоих партнеров и их детей манерой общения, взаимодействием друг с другом и основными аспектами. Если один из супругов не доволен материальным благосостоянием, уровнем жизни или даже способом совместного времяпрепровождения, все это влияет на его интеграцию и психологический климат в целом.
От климата зависит развитие детей и взрослых, а также . Неудовлетворенность даже одного человека может служить причиной общего негативного фона.
От усилий обоих партнеров, а также их детей зависит как долго будет длиться брак, каким он будет. Какие чувства испытывают члены семьи, как они развиваются и так далее.
Психологический климат принято делить на благоприятный и неблагоприятный. Если членов семьи можно назвать сплоченными, они стараются помогать друг другу советом и делами, поддерживать в трудных ситуациях и не только, то такая атмосфера будет считаться благоприятной.
Мама, папа и дети чувствуют себя защищенными, они гордятся, что растут вместе с другими «обитателями дома». Каждый из них испытывает за остальных: старается помогать, выполнять .
В такой семье царит любовь и . Каждый охотно делится своими проблемами и пытается решить их : без криков и агрессии, так как доверяет и не испытывает дискомфорта. Это далеко не «сказка». Некоторые люди действительно так живут. Они доверяют и знают, что их не будут необоснованно «ругать», а в любом случае поймут и постараются найти выход.
Один из важнейших показателей благоприятного климата – желание , разговаривать, делать что-то и поощрять друг друга , и поддерживать, а также улучшать самооценку.
Основой такой обстановки служит удовлетворенность супругов совместной жизнью, желание искать и умение уступать, а также взаимопонимание, уважение потребностей другого, полное доверие.
Не только взрослые, но и дети в такой атмосфере начинают чувствовать собственную значимость, конфликты с окружающим миром теряют свою актуальность, каждый стремится реализовать свои идеи, и планы.
В таких семьях даже когда кто-то испытывает эмоциональный дискомфорт, все остальные , помочь и усталость, воспрепятствовать появлению и наполнить жизнь положительными эмоциями. Это основные функции семьи в психологическом плане.
Если всего этого нет, и люди начинают испытывать дискомфорт, само существование семьи становится проблематичным. У детей и взрослых растет неудовлетворенность собой, жизнью в целом, усталости и тому же стрессу. Такой климат признанно считать неблагоприятным.
Существует два типа семей по степени неурядиц. К конфликтным относятся те, в которых превалируют негативные эмоции. Воздействие длится долго, постоянно присутствуют в жизни каждого и, как правило, касаются . Причина заключается не в конкретной проблеме, люди спорят и ссорятся, находя для этого каждый раз новый повод.
В проблемных семьях существует одна конкретная и объективная ситуация. Например, отсутствие жилья, серьезная болезнь и так далее. Они стараются сохранить общую , им требуется помощь в преодолении трудностей.
Создать гармоничные отношения не так просто, особенно если начинает задаваться этой целью всего один человек. И тем не менее, не стоит отчаиваться, он способен на многое. Чуть позже к нему обязательно присоединятся и другие.
Мне было бы трудно рассказать вам обо всем в одной небольшой статье, а потому я лучше посоветую вам книги. В этом случае руководство будет полным и исчерпывающим. Обрывочные знания все равно не столь полезны.
Одна из лучших книг на эту тему «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови . Этот автор многочисленных бестселлеров рассказывает о том, какие черты характера необходимо развить, чтобы добиться семейного счастья.
Еще одно интересное произведение отечественного психолога Артема Толоконина «Секреты успешных семей». Я уже не в первый раз рекомендую эту книгу своим читателям. Ее отличительная особенность заключается в том, что написана она на основе наших реалий. Российское общество не во всем похоже на иностранное, оно обладает своей спецификой, и, конечно же, развитие и жизнь у нас происходит по-своему.
Доклад на районном родительском собрании
« Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка».
Задачи:
1. Показать значимость психологического климата в семье для воспитания ребенка.
2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.
План:
1. Роль семьи.
2. Психологический климат в семье.
3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.
4. Просмотр презентации «О воспитании детей».
5. Рефлексия.
Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», блог О.А.Николаевой «Беседочка» для работы по типам воспитания, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».
ВЫСТУПЛЕНИЕ:
Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.
Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка как дошкольного так и школьного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой называют психологическим климатом семьи. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате настроения всех членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье люди проводят большую часть жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Поэтому психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи.
На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.
Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.
Выделяют 2 типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.
В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.
А что же происходит с детьми? От учителей можно часто услышать, что ребенок плохо ведет себя на уроке, мешает вести урок и т.д. А ведь дома он совершенно спокоен, вежлив. Почему? Это происходит так же, как и у родителей. На работе мы стараемся выглядеть беззаботно, а, придя домой, становимся невыносимыми: нас все раздражает, ни с кем не хочется говорить, т.е. мы избавляемся от всех отрицательных эмоций, которые накопили за целый день, а ребенок страдает, т.е. мы переносим свои проблемы, заботы на своего ребенка. Это происходит постоянно и превращается в соответствующий образ жизни.
Еще с младшего школьного возраста мы можем наблюдать, каким образом живет ребенок в семье, как он в ней себя ощущает. Об этом можно не спрашивать, а посмотреть, как дети играют, во время игры они перевоплощаются в своих родителей, копируют их действия (ставят в угол, громко ругаются и т. д.)
По статистике, в сутки ребенку уделяется от 17 – 30 минут. С возрастом это время уменьшается.
Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, к труду, отдыху и др.
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, - писал Макаренко Антон Семенович – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тог7да, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о друг8их людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.
Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле, поэтому нет мелочей».
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания.
ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
(НА БЛОГЕ задания)
10 основных ошибок родителей
в воспитании детей
1. Непоследовательность . Это очень распространенная ошибка. Если малыш набедокурил, родители ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и мама, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал.
Последствия : ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова родителей. Получается, как в пословице: «Собака лает – ветер носит».
2. Несогласованность требований со стороны взрослых . Часто встречается ситуация, когда в семье к ребенку предъявляются совершенно разные требования, например, мать добивается, чтобы ребенок убирал игрушки после игры, а бабушка – убирает сама. Часто споры о правильности той или иной позиции ведутся прямо при детях, в семье создаются противоборствующие коалиции.
Последствия : ребенок может вырасти конформистом, приспосабливающимся под мнения других. Также возможно проявление неуважения к тому родителю, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя.
3. Неровное отношение к ребенку . Чаще встречается в семьях, состоящих из ребенка и одинокой матери. Мать то зацеловывает ребенка, играя с ним, то замыкается в себе, не обращая внимания на свое дитя, то кричит и злится на него.
Последствия : вырастет истеричная особа, не умеющая контролировать свое поведение. Часто наблюдается отстраненность от матери в силу того, что ребенок не знает, чего от нее ожидать.
4. Попустительство . Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в гости, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, хотя она является хрупкой, и хозяева ею дорожат, или во время воскресного обеда в кафе, начинает бегать по залу, приставать к чужим людям, пришедшим отдохнуть. Родители такого дитя приходят в недоумение: «Ну и что? Он же ребенок!»
Последствия : вы гарантировано вырастите махрового эгоиста и наглеца.
5. Избалованность . Проявляется в том, что родители постоянно идут на поводу у ребенка, выполняя все его желания часто за счет ущемления собственных интересов или интересов других людей.
Последствия : Этот просчет в воспитании приводит к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным и черствым.
6. Излишняя требовательность, чрезмерная строгость . К ребенку предъявляются непомерные требования, ему не прощают самые безобидные шалости и ошибки.
Последствия : неуверенность в собственных силах, , часто перфекционизм, который может стать невыносимым бременем для подрастающего человека.
7. Дефицит ласки . Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда родители считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.
Последствия : ребенок вырастает замкнутым, недоверчивым.
8. Необузданные амбиции родителей. Взрослые в семье пытаются реализовать через ребенка то, чего не сумели достичь сами, не считаясь с его интересами и желаниями. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.
Последствия : если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой.
9. Чрезмерный контроль . У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, отслеживают телефонные звонки и пр.)
Последствия : как и в предыдущем случае, - протест против ненужной опеки в виде уходов
10. Навязывание роли . Чаще наблюдается в семьях, где мамы одиноки или нет эмоциональной связи между родителями. Мать начинает рассказывать о своих неудачах, обсуждать других людей, навязывая проблемы, к восприятию которых ребенок не готов.
Последствия : непосильные для ребенка психические нагрузки могут вызвать пессимизм и нежелание жить, стирается должная дистанция между взрослым и ребенком.
Методика «рисунок семьи»
дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.
На основе анализа рисунков детей класса можно выделить несколько общих тенденций развития внутрисемейных отношений:
хотите узнать, как чувствует себя Ваш ребёнок в семье или как он относится к родственникам, предложите ему задание: «Нарисуй свою семью»
Если ребёнок нарисовал себя в центре, не волнуйтесь – он рисует с позиции своего видения. Это его мир, в котором он главный чародей.
Если он нарисует только себя, то ему одиноко.
Обычно, после себя ребёнок рисует того, кого считает главным в семье. Если домашнее животное он нарисовал вторым, то ребёнку одиноко.
Если кого-то не нарисовал, он может быть обижен на него.
А если ребёнок нарисует всех родственников вместе держащимися руками, то в вашей семье он окружён любовью и вниманием близких людей.
Если в семье мало общаются, то маму и папу ребёнок на рисует друг от друга далеко, с преградой.
Если кто-то изображен безо рта, без рук или с очень длинными руками, то малыш испытывает страх перед этим человеком из-за того, что на него кричат, строго наказывают.
Если кого-то нарисует с большими пальцами (как «пугало») – мир ребёнку кажется неуютным.
Ноги непропорционально толстые – в семье напряженная атмосфера; очень длинные ноги – стремление к независимости.
Для любимого человека ребёнок возьмёт те же краски, которыми и себя рисовал.
Очень контрастное изображение – признак неразрешенного для ребёнка конфликта.
Если ребёнок напорист, активен – цвета выберет тёплые.
Холодные цвета – характеру ребёнка присущи мечтательность, задумчивость.
Любовь к свободе, независимость – если раскрашивая, выскакивает карандашом за контур.
Аккуратная штриховка, но при наличии неокрашенных полос говорит
о неуверенности, беззащитности.
ТЕСТИРОВАНИЕ
(презентация)
ПОМНИТЕ! (презентация)
ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Характеристики, проявления:
родителями навязывается свое мнение ребенку.
«подавление» ребенка
Вечные указания, напоминания, соверы
Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь
снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;
может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;
Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.
при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу
вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем
став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Мотивы поведения родителей
На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.
Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.
Гиперопекающий тип
Характеристики, проявления:
Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .
Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.
К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.
Боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.
Возможные последствия:
Способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;
В критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.
Ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни.
Инфантильно-потребительское отношение к миру, у ребенка возникает задержка в развитии навыков.
Болезненное реагирование на любые требования и ограничения.
Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.
Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.
Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.
Мотивы поведения родителей
Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.
Гипоопекающий (попустительский) тип
Характеристики, проявления:
Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.
Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла
Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.
Возможные последствия:
Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;
У ребенка ощущение ненужности, что его не любят
Мотивы поведения родителей
Так могут вести себя родители:
Которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;
Демократический тип
Характеристики, проявления:
Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.
Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности
Родитель участвует во взрослении ребенка.
Возможные последствия:
Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих
Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах
Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.
Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей
Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)
Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)
Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) .
Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)
Функции семьи
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры семьи и общества | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Окончание табл. 1
Психологический климат в семье - это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, доброжелательность, требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность.
Члены семьи с благоприятным психологическим климатом с любовью, уважением и доверием относятся друг к другу, к родителям - с почитанием, к слабым - с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов.
Важный показатель благоприятного психологического климата в семье - стремление ее членов проводить свободное время вместе. И еще один признак благоприятного психологического климата - открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми.
На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение.
Оно весьма специфично. Это обусловливает прежде всего мно-гоаспектность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среды; своеобразие восприятия этих воздействий семьей. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.
Благоприятный психологический климат в семье ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого члена ее становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.
Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к де- прессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.