Цель: Рассказать о современной государственной символике. Познакомить с основными государственными нормами. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского самосознания
Мероприятие проводится в два этапа: в помещении и на площадке. Форма: игра
Управление образования мэрии Тайшетского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 14
Г/п Тайшет.
ДОЛ «Солнышко»
Игра
Составила: Романенко Марина Васильевна
2009 год.
Цель: Рассказать о современной государственной символике
Познакомить с основными государственными нормами
Воспитывать чувство патриотизма, гражданского самосознания
ФЛАГ
Вексиллология – наука о флагах.
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня
Я России часть и знак – красно-сине-белый флаг
Существует предположение, что первым флагом был посох древнего пастуха, ведущего за собой стадо.
Флаг нашей страны имеет свою историю. С глубокой древности восточные славяне, русы, имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая его к верхушке пучки травы, веток, ярко окрашенный конский хвост. Назывался он стягом.
Позднее стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета. На них вышивали или рисовали изображения святых – «знаменья». Так появилось слово – знамя.
Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.
И не случайно эти цвета стали цветами Государственного флага России.
Задание: из предложенных полос разного цвета собрать флаг России.
ГЕРБ
Геральдика – наука о гербах
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах,
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати, и на флаге.
Рождение гербов связано с рыцарскими традициями. Первые гербы были простыми. На них рисовали кресты и полосы различных цветов – вертикальные, горизонтальные, косые. Постепенно герб становился родовым знаком и передается по наследству. Само слово герб означает наследство. Постепенно родовые гербы стали гербами государств. В России впервые слово «герб» упоминается более 300 лет назад.
Все города и государства имеют свой герб. Герб России мы видим часто. Он изображен на важных документах, на монетах.
Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона.
Задание: из отдельных частей составьте герб России (1 часть лишняя)
ГИМН
В Древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов.
Распевает гимн и ныне
В школе хор учеников.
Только гимн совсем иной –
Гимн страны моей родной!
В переводе на русский язык гимн – это торжественная, хвалебная песнь. При исполнении гимна люди встают. Так они проявляют уважение к государству.
Первый официальный русский гимн был самым кратким в мире – всего 6 строк.
За 200 лет от первого гимна до нового, с которым мы живем уже 8 лет, в России гимн менялся 6 раз.
Задание: расставьте строчки гимна в нужном порядке
Могучая воля, великая слава –
Россия – священная наша держава,
Твое достоянье на все времена!
Россия – любимая наша страна.
Исполнение 1 куплета гимна
РОССИЯ. ПРЕЗИДЕНТ. КОНСТИТУЦИЯ.
Задание: Заполните кроссворд
Командиры отрядов получают конверт, в котором лежит один жетон за работу в кабинете. За выполнение задания каждый отряд получает еще по 1 жетону.
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать – это….. разрешается
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента извивается…
Бить наказывать – это … запрещается
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Строго….. запрещается
У матери забрали малыша
Он плачет, огорчается
Мать с ребенком разлучать
Это … запрещается
Под солнцем общим в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это … разрешается
Этот слабый человек
Под сильным преклоняется
Быть над слабым господином
Строго … запрещается
Если согласны с утверждением – хлопают, если не согласны – топают.
Каждая команда получила по 6 жетонов. На жетонах написаны буквы. Составьте из этих букв слово – это будет указателем к месту, где находится флаг (дерево)
Дети ищут флаг
Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и ее историю.
И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить будущее.
Награждение победителей игры
День России мы отмечаем 12 июня. Это праздник нашей великой державы, свободы, мира, согласия всех граждан страны. Мы называем его праздником национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее родины.
Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы — россияне, имеющие право на российское гражданство.
Россия — огромная страна! Привольно раскинулась она на территории от Крайнего Севера до южных морей.
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Россия располагается сразу на двух материках: в Восточной Европе и в Азии, ее площадь составляет 17,1 миллиона квадратных километров, а население более ста сорока миллионов человек.
Мы гордимся нашей великой Родиной, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а особенно трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.
Но у каждого из нас есть и своя малая родина — тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом.
Для кого-то малая родина — небольшой поселок или деревенька, для других — городская улица и зеленый уютный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая родина у каждого своя!
Малая родина
Малая родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья,
Ласковая малая
Родина моя!
О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие: «Русский человек без родины не живет», «Родная сторона — мать родна, чужая сторона — мачеха».
Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине, и сначала все кажется ему новым, интересным: и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родимую сторонушку, где все так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по родимой стороне сердце ноет».
Чувство тоски по родине люди называют ностальгией.
Многие русские поэты, писатели, художники, которые вынуждены были жить в чужих странах, тосковали по России, слагали о ней песни, стихи, поэмы, писали картины, посвященные милой далекой родине, мечтали хотя бы на старости лет вернуться домой.
Родная сторонушка
Выйду я на зорьке
Слушать соловья.
Рощицы, пригорки,
Вдалеке — поля.
Над родной сторонушкой
Солнце поднимается.
И поет соловушка,
Свищет, заливается.
Трели соловьиные
Понимаю я:
Славит он родимые
Рощи и поля.
Зорька ленту узкую
Бросит над рекой,
Дорогие ребята! Любите свою родину — большую и малую. Старайтесь побольше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции!
Но вернемся к празднику День России. Какова история этого одного из важнейших государственных праздников? Она начинается в 1990 году. В июне 1990 года Первый съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете России, а через год — 12 июня 1991 года — народ России выбрал своего первого Президента. Кто был первым Президентом России? Верно! Борис Николаевич Ельцин.
Каких еще президентов России вы знаете? Правильно! Дмитрий Анатольевич Медведев и Владимир Владимирович Путин — ныне действующий Президент.
В чем состоит главный смысл Декларации о государственном суверенитете?*
Он состоит в том, что при решении всех вопросов государственной и общественной жизни Россия пользуется всей полнотой власти. Было провозглашено главенство Конституции и принятых на ее основе законов.
12 июня 1997 года первый Президент России обратился к гражданам страны с речью: «День 12 июня по праву является государственным праздником. Я как президент хотел бы, чтобы он воспринимался каждым россиянином, как особый день, как наш общий день. Как день нашей страны России. Предлагаю назвать наш праздник «Днем России».
Вопросы
Когда празднуют День России?
При каком Президенте был учрежден этот праздник?
Каких еще президентов России вы знаете?
Кто сейчас Президент России?
Можно ли назвать этот праздник патриотичным?
Как называется страна, в которой вы родились?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Знаете ли вы, какой город является столицей России?
В каком городе (поселке, селе) вы живете?
Как выглядит Флаг России?
Видели ли вы Герб России?
Знаете ли вы слова Гимна России?
«День России» в летнем оздоровительном лагере. Сценарий
Организация детского тематического досуга в сотрудничестве с городским Домом Культуры
Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, начальник летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Кашира, Московская областьДень России (мероприятие проводимое 12 июня в летнем лагере) Королёва Ирина Николаевна Учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 г.Нефтекумск Девочка. Россия… Как из песни слово, Березок юная листва, Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа… Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За голос, звонкий как ручей. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть, Люблю все то, что называют Одним широким словом Русь. Ведущий. Россия, Русь, Родина, родимый край, родная сторона, отчий дом - самые дорогие слова для русского человека. Русь – «голубая» и «златая», «деревянная» и «полевая», «задремавшая» и «буйственная», «край дождей и непогоды», «край разливов грозных и тихих вешних сил». Такая представлялась Россия писателям, поэтам и просто путешественникам. Мальчик. Живем мы посреди большой России. Средь городов, лесов, озер, полей, И есть у нас, когда бы не спросили, Меч для врага, объятья для друзей! Ведущий. Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России. Где бы мы ни были, куда бы не забросила нас судьба, всегда нас хранят от бед и несчастий символы российской государственности. Блицопрос. 1. В какой стране мы живем? 2. Как называется наше государство? 3. Какие символы России вы знаете? 4. Что такое герб? 5. Что изображено на гербе России? 6. Где можно увидеть герб России? 7. Что такое флаг? 8. Как выглядит флаг России? 9. Где можно увидеть Российский флаг? 10. Что такое гимн? 11. Где его можно услышать? 12. Какой город является столицей нашего государства? 13. Есть ли у этого города свои символы? Какие? Ведущий: Кстати, у нашей страны сегодня день рождения! Этот праздник называется День независимости России. Он празднуется 12 июня. Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаг, герб и гимн – это символы страны. Появляется Человек паук: Оу, хелоу май раша чилдрен. Я супер человек, герой всех американских детей. Сегодня у вас праздник вашей страны, я привёз вам подарок: айпад, с выходом в интернет и соцсети. там уже закачаны самые лучшие фильмы про меня. (потихоньку) а мне айпад поможет следить за вами. Появляются три богатыря. Илья Муромец: ох и тяжела наша работа, глаз да глаз нужен за этими иностранцами. Добрыня: Что-то зачастили к нам бусурмане. Алёша: Отведай как силушки богатырской нечисть американская. Человек Паук: О, не надо силушки богатырской, ам френд, я привёз подарки вот флаг красивенький со звёздочками Добрыня: Не нужен нам твой флаг со звёздочками, у нас свой есть. Уходи- ка ты по-добру по-здорову. Алёша проводи до границы этого засланца. Илья Муромец: Ребята, а вы знаете цвета российского флага? Дети Белый, синий, красный. Ведущий Правильно, а флагу нашему более 300 лет. Днём его рождения можно считать 20 января 1705 года, когда Пётр 1 издал указ учредить этот флаг символом России. И каждый цвет имеет своё значение: Белый цвет означает мир и чистоту совесть; Синий – небо, верность и правду; Красный – огонь и отвагу. Добрыня Никитич: порядок цветов флага? Дети А что будет, если перепутать Получится флаг другой страны. Ведущий Правильно, если мы перепутаем порядок цветов на флаге, то может получиться флаг Нидерландов, Сербии или Франции. Алёша: А что вы знаете про герб нашей страны? Ведущий: А Герб нашей страны сочетает эти же цвета: Белый – Святой Георгий Победоносец, Синий – развевающийся плащ всадника, Красный – фон, щит герба. Герб - это эмблема государства, российскому гербу более 500 лет! На нём изображён двуглавый орёл. Орёл- символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Впервые его ввёл царь Иван 3. Внутри российского герба - герб Москвы. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом. Спокоен за наше Отечество, Его охраняет не год – Двуглавый орел человечество России на крыльях несет. В когтях его скипетр с державой, Корона венчает его. Увенчан он русскою славой Единством народа всего. Как символ Европы и Азии, Украшен медалью златой, Копьем поражает дракона Георгий – наш всадник святой. Наш герб – укрепленье Отечества, Оплот он богатства его. Пусть помнит Руси человечество – Святыня – дороже всего! Ведущий: Гимн – это музыка и слова для воспевания и прославления Родины, торжественная песнь. Современный гимн РФ принят 25 декабря 2000г. и впервые прозвучал в новогоднюю ночь с 31 декабря 2000г. на 1 января 2001г. Слова гимна проникнуты любовью к Родине, заботой о защите от ее внешних и внутренних врагов, обращением к таким общечеловеческим принципам, как свобода, равенство, братство. То был и есть России клич, Клич гордой песни величавой. И гласом всех ее звонниц Он раздается над державой. «Живи, Отечество мое!» Поют поляны и дубравы. И «Славься! Славься!» - мы поем,«Наш голос светлый, величавый!» Гимн наши нервы бередит, И кровь по жилам быстро льется. То был и есть России клич, Он в нашем сердце остается. Илья Муромец: Молодцы ребята много знаете про свою страну, теперь посмотрим как сможете защитить её, если придётся. 1 конкурс: Знал я одного соловья разбойника, он силой своих лёгких мог бурю устроить. Предлагаю вам тоже посоревноваться. на столе 2тарелки, в ней воздушный шарик, нужно из одной тарелки передуть шарик во вторую тарелку. 2 конкурс: Добрыня: осмотрим какие вы меткие. на земле начерчен круги с цифрами, нужно попасть грузом в каждое кольцо, баллы подсчитываются по цифрам в которые попал играющий. 3 конкурс: Алёша: Посмотрим на сплочённость команд. 3 команды стоят в шеренгу, нужно передать мяч сначала назад над головой, вперёд под ногами. 4 конкурс Илья: Команда берётся за руки и не разрывая рук должна оббежать возле препятствий. 5 конкурс: Добрыня: Закинуть палку как можно дальше. 6 конкурс: Алёша Достань яблоко Дополнительно: тазы, яблоки Для игры необходим большой таз с водой. В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. Три богатыря: Ну теперь братья богатыри мы можем быть спокойны за Русь -матушку, когда есть такие богатыри на русской земле, не видать бусурманам нашей страны поверженой, не смогут они внедрить нам своих супер героев, ведь у нас своих героев много. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. Родина – слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я!
Муниципальное общеобразовательное учреждение Прибрежненская средняя школа муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области
Мероприятие в «День России» в летнем оздоровительном лагере
«Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни».
Рыбакова Светлана Федоровна
учитель начальных классов
Форма проведения: занятие-игра
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране, чувство гордости за свою страну, малую Родину.
Предметные: знание и понимание обучающимися ценности: Родина, малая Родина, Отечество.
Метапредметные: умение работать в группах и осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формы контроля и диагностики достижения результатов: выполнение творческих заданий.
Оборудование: листы ватмана, фломастеры, мультимедийный проектор, экран, презентации, листы бумаги А4, ручки, символы страны.
Ход занятия:
Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Чтобы проверить вашу готовность мне бы хотелось, чтобы вы выполнили задание: возьмите стикеры и напишите одну ассоциацию, которая отвечает на вопрос «Я сейчас?». Это может быть существительное, прилагательное, фраза, словосочетание. Например: я – артист на сцене.
Подвожу итог задания: к работе готовы… (зачитывают по желанию свои ассоциации).
Игра «Чем мы похожи». - Мы все оказались в одном кругу, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга.
Игра «Чем мы похожи».
Учитель приглашает в круг одного из детей на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом кругу, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья.
Этап 2. Актуализация знаний.
Ребята посмотрите. У меня на столе лежат, какие- то вещи, рассмотрите их и попробуйте объяснить, что их объединяет.
Примерный ответ: Это символы государства, символы России.
Ребята, а вы уже знаете, что такое символ? (Условный, знак, рисунок, предмет, выражающий какую – либо идею, явление).
Гербы, флаги, гимны стран – это все так называемые официальные символы. Помимо традиционных каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт. Например, если мы видим, то сразу думаем об этом, если Эйфелеву башню – о Франции. Это и есть неофициальные символы стран. Россия также имеет свои неофициальные символы.
И так ребята, значит тут представлены официальные и неофициальные символы нашей страны.
Официальный символ – флаг.
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.
белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Неофициальные символы: матрешка, самовар, балалайка, Москва (кремль, красная площадь, храм Василия Блаженного), медведь.
А есть ли тут лишний символ?
Примерный ответ: Магнит Евпатория. Это город-курорт на западе Крыма, а Крым вошёл в состав России 18 марта 2014 года. Не является пока символом нашей страны.
Медведь – один из самых крупных хищников планеты. Медведь – это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой – в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве в 1980 году.
Балалайка - русский народный инструмент.
Самовар . Отгадайте загадку:
Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет.
(Учитель демонстрирует самовар).
Матрёшка - деревянная кукла, самый популярный русский сувенир.
Москва: Кремль - символ высшего руководства России; Красная площадь – символ единства России, героизма нашего народа.
И это ещё не полный список символов нашей страны. Но всех их объединяет вместе слова Родина. А что для вас значит слова Родина?
Примерные ответы:
Страна, в которой родился и живет человек.
Место, где живут близкие нам люди.
Место, по которому люди скучают, находясь далеко.
Как называется страна, в которой мы живем?
Ответ: Наша страна называется Россия.
Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на нашем занятии?
Учитель объявляет тему занятия: «Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни».
Ребята, посмотрите на слайде карту Россию. Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию, а вы много ли знаете о нашей России? Давайте ответим вместе на вопросы викторины.
Вопросы:
1. В каких частях света расположена Россия? (Европа, Азии)
2. Какими океанами омывается? (Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим).
Наша страна отличается от других стран своей историей, обычаями, традициями.
3.Как называют людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).
4. На каком языке говорят все россияне? (на русском).
У каждой страны есть свое правительство.
5. Как зовут президента РФ? (Владимир Владимирович Путин).
6.Назовите столицу нашего государства? (Москва).
У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать всегда о какой стране идет речь.
7. Назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)
Учитель: (демонстрируя герб России)
8. Что за птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)
9.Что изображено в самом центре герба России? (Герб Москвы)
10. Кто изображен на гербе Москвы? (Георгий Победоносец, убивающий копьем змея)
11. Что это олицетворяет? (Победу добра над злом)
Учитель: Ребята, а вы хотели бы узнать ещё больше о своей родине?
Ответ: Да.
Где можно найти такую информацию?
Спросить у родителей.
Учитель: Найдите в словаре Д.Н.Ушакова значение слова «Родина»
Дети ищут в словаре определение слова «Родина». Зачитывают.
Учитель: Среди просторов нашей большой страны есть и самое любимое и дорогое для нас место, в котором мы с вами живем, это наша малая Родина.
А вы слышали о малой Родине? (место, где мы родились, живём).
Как называется наша область? (Ульяновская обл.)
Как называется наш город? (Ульяновск)
Как раньше назывался наш город? (Симбирск) Почему?
Учитель: Почему он был назван именно так до сих пор не известно. Есть много версий. По одной из них – от имени основателя Древнего Симбирска болгарского князя Синбира; по другой – от чувашских слов, что в переводе означало «белая гора»; по 3-ей версии – от скандинавских слов «simm» - путь, и «biarg» - гора или «birg» - береза. Т.е либо березовый путь, либо горный путь, что вполне вероятно так и было. По четвертой версии – от мордовских слов «сююн» и «бир», что в переводе означало Зеленая гора.
Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Прочитайте текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество». Ответьте на вопрос.
К. Ушинский «Наше Отечество»
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Учитель: Ребята, какие чувства у вас вызвали эти слова о нашей России? Запишите свои впечатления на листочках, которые лежат на ваших партах.
Разминка. Что-то вы засиделись на месте, предлагаю поиграть в игру «Правда или ложь». Я буду зачитывать вопросы на знание истории родного края, а вы, если согласны будете вставать, если не согласны хлопать в ладоши. Попробуем?
Вопросы:
1. Правда ли, что основателем нашего города был Богдан Хитрово? (Да)
2. Правда ли, что по территории Ульяновской области протекает 158 рек (подземных и наземных)? (ДА)
3. Правда ли, что Симбирск был построен из камня? (Нет, он был деревянным)
4. Верно ли, что Ульяновск славится своими достижениями: самолёт, внедорожник, мост (Президентский)? (Да)
5. Верно ли что в Ульяновске один мост через Волгу? (Нет, есть еще императорский)
6. Правда ли, что Губернатор Ульяновской области Дмитрий Анатольевич Медведев? (Нет, Сергей Иванович Морозов).
7. Верно ли, что в Ульяновске протекает река Лена? (Нет, Волга и Свияга)
8. Правда ли, что центральная улица в Ульяновске улица Гончарова? (Да)
Учитель: Молодцы, немного размялись, ну и заодно оценили свои знания о родном крае, сделали для себя выводы.
Учитель: «Горшочек честности».
Я предлагаю вам вытянуть по листочку и ответить на вопросы. Задания разные. Есть вопросы, где надо подумать и даже порассуждать. От вас требуется быть честным.
Когда в последний раз я испытывал гордость за свою страну?
Когда в последний раз я сделал что- то хорошее для своего родного края?
Когда в последний раз я испытывал гордость за свой народ?
Когда в последний раз я отстаивал честь своей Родины?
Когда в последний раз я был участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания?
Когда в последний раз я радовался и смеялся от души на своей Земле?
Когда в последний раз я посадил дерево?
Почему мы называем нашу страну Родиной, Отечеством, матушкой?
Каких русских богатырей вы знаете?
Соблюдаете ли вы обычаи, традиции своего народа? Какие?
Какие 2 продукта русские люди используют при встрече гостей?
Назовите государственные символы России.
Учитель: Ребята, мы с вами сейчас вместе и поразмышляли. А ведь, мы действительно, гордимся своей страной. И только от нас зависит процветание нашей Родины.
Игра: «Солнце Родины».
Перед вами солнце, которое освещает жизнь на нашей Земле. Родина нам –как солнце, она нам дарит свет, тепло и радость.
Давайте честно ответим на вопросы:
«Что нам даёт наша Родина?».
Ответы мы запишем (бесплатное образование, медицина, мир, покой, действующую конституцию, охрану, независимость, право на отдых, свободу слова, право на труд, свободу вероисповедания, обеспечение старости, право избирать и быть избранным т. д.).
«Что мы делаем для своей Родины?»
Благодаря этой игре, мы видим, как много мы просим от своей Родины, как много мы хотим получить от неё, и как мало мы даем взамен. Задумаемся над этим и изменим свое отношение к Родине.
Игра «Хранители своей страны»
Ребята посмотрите на карту, что вам она напоминает?
(Ответ: это форма нашей области, Ульяновская область).
Что для вас значит Ульяновская область?
(Ответ: это наша малая родина, место, где родился и т.д.)
Чтобы продолжить нашу беседу, я предлагаю Вам стать «Хранителями своей малой родины».
Двум группам предлагается карта Ульяновской области, разделенная на клеточки. Каждая группа должна заполнить клеточки, вписав в них качества, которыми должны обладать люди, чтобы наш край процветал, сохранялось единство народов, проживающих в нашем крае. Если какие– то клеточки окажутся незаполненными, это значит, что вы не смогли хорошо справиться с заданием. Группа, которая напишет больше всего качеств, становится хранительницей Ульяновской области.
Видите, сколько добрых, хороших качеств мы возложили на человека, живущего в нашем крае.
Каждый человек желает своей Родине, малой Родине, всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?
Пишут пожелания, приклеивают на карту России.
Учитель: Ребята, вы молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Теперь, я точно уверена, что вы растете настоящими гражданами своей страны и любите свою малую Родину. Наша страна сильна своим единством, ведь не зря говорят: Если дружба велика, будет Родина крепка. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми и мне хотелось бы всем пожелать - любите свою родину, любите как свою родную мать, ведь для человека нет ничего дороже, чем Родина. Любовь к стране начинается с любви к своей малой Родине, месту, где человек родился и вырос, познал счастье жизни».
Учитель: Наше занятие подошло к концу, я прошу вас выполнить задание, с которого мы начали сегодняшнее занятие. Возьмите ещё один стикер и напишите одну ассоциацию, которая отвечает на вопрос «Какой я сейчас?»
Зачитывают при желании: сначала первую (что было в начале занятия), затем вторую (которая у них в конце занятия).
Благодарю всех за работу, прошу при выходе приклеить стикеры на листы.