Главная » Десерты  » Классный час быть честным. Ситуационный классный час "честность и правдивость". Открытый урок по самопознанию

Классный час быть честным. Ситуационный классный час "честность и правдивость". Открытый урок по самопознанию

Классный час в 4 классе А МБОУ СОШ №11.

Тема: «Зачем человеку быть честным?»

Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем и скажем:

«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз нашего классного часа: (слайд 1)

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни, То и буду выбирать. А потом и выполнять!»

Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах? (Ответы детей).

II . Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа- Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.(слайд №2 , тема классного часа)

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: (слайд №3 , открываю постепенно) что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек - это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным? (слайд №2 , показываю на тему классного часа)

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость — слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 4)

Честность — это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость — это соответствие слов делам.

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф (слайд №1) О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон

Задание 1.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена....»

Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами )

Я - это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )

Задание 2.Работа в группах

Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам. Каждый ряд получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду)(доверие, искренность )пишу

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

(слайд №3 с кругом, пишу «не берет чужого»)

Задание3.Собери пословицы

А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (ребята работают на интерактивной доске)

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)(приложение 1)

Задание 4Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Показываю детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.(приложение 2)

III Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность - такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

IV Рефлексия

(интерактивная доска)На доске записаны мудрые высказывания великих людей. Прочитайте их и поставьте одно из этих сердечек к тому высказыванию, которое вам наиболее близко, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.(по цепочке выходят к доске и ставят сердечко около понравившегося высказывания)

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»
Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»
В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»
А. Дюма (сын).

Предлагаю исполнить песню «Дорогою добра»

V Итог

Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать (солнце )

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность.Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Рисунок «Солнышко правдивости»
Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.

Наш час общения закончен.

Данная работа предназначена для учеников начальных классов и поможет сформировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.Объяснить истинное понятие слова «честность».Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ «Средняя общеобразовательная бюджетная школа №385»

Красносельского муниципального района

Санкт-Петербурга

Беседа

« О честности и правдивости»

Шавенько Галина Владимировна

Воспитатель ГПД

Санкт – Петербург

2014г

Цель: формировать нравственные качества человека и объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению лжи и нечестности.

Объяснить истинное понятие слова «честность».

Рассмотреть различные варианты проявления честности в повседневной жизни.

Воспитывать в учениках класса необходимость отказа от лживости, развивать чувство собственного достоинства не только в своих глазах, но и в глазах окружающих.

Информация.

Мы сегодня на классном часе поговорим о честности и правдивости. Для того, чтобы разобраться в этом давайте подберём, антонимы к словам:

ложь –

нечестность –

Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.

Некоторые воспринимают прямоту легче другие – труднее. Предлагаем вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми:

1. Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».

2. Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.

3. Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей не правоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить

(работа в группах)

Задание 1.

Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:

Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!

Будучи честным человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.

Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?

Награду? - усмехнулся купец, жадно считая золото. - В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!

Я - честный человек, - оскорблено сказал бродяга. - Давай решим этот вопрос у судьи.

Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:

Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это - значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.

И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.

Ребята, обсудите в группе и выскажите своё мнение по поводу того, что же произоизошло.

Задание 2.

Как вы оцениваете поступок бедняка

Всякий ли школьник может поступить так, как бедняк Почему?

Да, народная мудрость убеждает нас, что во все времена ценили в людях честность и порядочность. Ведь честность и порядочность проявляется и реальной жизни: в умении человека держать слово, не давать его не обдумав, в состоянии ли выполнить обещание, доводить дело до конца, не обманывать.

Как вы думаете, был ли наш разговор полезным для вас?

На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат сигналы в виде огонька. Вы должны прикрепить свой огонёк к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным»

Л.Вовенарг.

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым»

В.Гюго.

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжёшь»

А. Дюма (сын).

Подведем итоги.

Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.

Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.

Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.

Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.

Пусть честность станет вашим спутником по жизни и даст возможность получить уважение и понимание окружающих и ведет вас к успеху!


А что такое долг? А в чем состоит ваш долг, долг ученика?

(Ответы детей:Долг - это то, что ты должен сделать. Всегда добросовестно выполнять свои обязанности…Хорошо учиться в школе, хорошо вести себя на улице, на перемене, не опаздывать на завтрак, вести аккуратные записи дневнике……)

9 слайд Физкультминутка.

V. Игра “Честно – нечестно»

Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.

Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?

Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?

Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

Немного отдохнули, садитесь.

10 слайд

«Волшебный магазин»

V I. Задание. «Волшебный магазин»

А знаете ли о том, что у нас в Курске на площади С.Перекальского открылся необычный магазин, в котором продаются черты характера человека. И называется он «Волшебный магазин». Вам необходимо сходить в этот магазин и купить черты характера, которых не хватает вашим одноклассникам, отдав взамен те, которые, на ваш взгляд им мешают. Расположите положительные черты возле картинки «Одноклассники» со словами – « покупаю…, а взамен отдаю… (Выходят по три человека от группы)

А как вы думаете, захочет ли кто-то купить недостатки?

Что тогда нужно сделать с ними?

(Ответы детей: Утилизировать…)

А пока мы положим их в черный конверт, потом отнесем в контейнеры, где их сожгут.

Как вы считаете, какой он современный честный человек?

(ответы детей…

никогда не лжет…

Мы считаем, что современный честный человек всегда говорит правду, независимо от обстоятельств…

Мы считаем, что современный честный человек всегда готов признать свою вину…)

Знаете ли вы о честных поступках детей из нашей школы?

(Ответы детей..)

11 слайд Эпиграф

Эпиграфом к нашему кл. часу я взяла выражение

«Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам»

Марк Аврелий.

Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

Соответствует ли этот эпиграф нашему классному часу?

(Высказывания детей…)

12 слайд Великие люди о честности и правдивости

У вас на столах лежат конверты с высказываниями великих людей о правдивости и честности»

«Даже в пустяках надо быть правдивым» М.Горький

«Самая горькая правда всегда лучше сладкой лжи»

Н.А.Островский

«Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности»

М. Цицерон

Прочитайте и выберете то высказывание, которое вы хотели бывзять эпиграфом к нашему классному часу. Аргументируйте свой выбор и повесьте его к портрету на доске.

(Представитель от группы аргументирует выбор:

Мы решили взять эпиграфом к нашему кл. часу…)

Открытый урок по самопознанию.

Учитель: Постика Е.А.

Классы 4 а и 4б

Время проведения: 45 минут.

Тема: Быть честным и искренним.

Цель: расширять представление детей о честности и искренности.

Задачи:

- раскрывать значение понятий «честность», «ложь», «справедливость», «искренность»;

Развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях;

Воспитывать ответственность за чистоту своих мыслей, слов и поступков.

Ресурсы: словари, 3 карточки с описанием ситуаций, 5 конвертов с пословицами, картинки со сказочными героями.

I Организационный момент.

Круг радости

– Добрый день, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас, ваши улыбки. От них становится светлее и теплее. Давайте начнем день с радостью, добротою.

Я приглашаю вас в круг радости. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук ваших друзей, подарите свои улыбки друг другу и все вместе скажем эти слова.

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Давайте станем мы, ребята,

Творцами правды и добра.

II Проверка ДЗ

Беседа

О каких качествах человека мы говорили на прошлом уроке?

Что такое дружба?

Что такое порядочность?

На доске выставка ваших рисунков на тему «Настоящий друг». Составьте словесный портрет настоящего друга.

Спасибо. Молодцы!

III Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы продолжим говорить о качествах человека.

Давайте-ка, ребята,

На свете честно жить.

С правдивыми и искренними

Всем хочется дружить.

Ребята, к чему призывает эти слова?

О каким важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке?

Вы все правильно сказали, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о правдивости, честности и искренности.

Чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Целью урока сегодня будет изучение понятий честность, искренность, ложь.

Будем учиться объективно, оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях.

Запишите тему урока в тетрадь.

IV Работа по теме урока

1.Беседа.

Рассмотрите рисунки.(Маша и медведь. Кот в сапогах. Лиса и колобок. Красная шапочка. Вини Пух. Незнайка) Картинки на слайдах.

Кого из сказочных героев можно назвать честным, а кого нет? Объясни почему?

Как вы думаете, что такое честность? Честный человек?

2. Работа со словарями.

А сейчас я предлагаю вам обратиться к различным словарям и найти толкование слова честность:

1 группа – словарь Ожегова

2 группа – словарь Даля

3 группа – работает с толковым словарём.

4 группа – работает со словарем антонимов

5 группа – работает со словарем синонимов.

(группы рассказывают о том, что узнали)

3. Работа в тетрадях.

Что же такое честность?

Честность – это качество правдивого, добросовестного и искреннего человека. (запись определения в тетрадь)

Дайте характеристику честному человеку.

Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Он вызывает уважение и доверие у окружающих.

4. Работа с текстом.

А сейчас я предлагаю вам послушать небольшой рассказ, о том, как Зоя рассказала по телефону своей подруге Вале удивительную новость.

Вы внимательно послушайте и скажите, почему родители не поругали девочек?

(чтение по ролям)

Зоя. Алло, Валя, представляешь, я сегодня утром уронила и разбила чашку с блюдцем, а когда родители пришли с работы и узнали про это, то даже не рассердились. Не понимаю, что это с ними случилось.

Валя. А я знаю почему. Ты, наверное, не стала скрывать и хитрить, а обо всем родителям первая рассказала.

Зоя . Как ты угадала?

Валя . А потом ты искренне попросила прощения.

Зоя. Да, точно, а откуда ты знаешь, как все было?

Валя. Просто со мной недавно тоже похожая история произошла. Только я платье порвала, а мама меня не поругала. Ей понравилось, что я не молчала и не скрывала, а наоборот, сразу же показала платье, которое я сама пыталась зашить. И оно поняла, что я искренне, по-настоящему сожалела о случившимся.

Зоя . Все-таки это красиво, когда человек говорит и поступает искренне и честно.

Ребята, как вы думаете, почему родители не поругали девочек?

Значит людям нравятся искренние, честные поступки и слова?

5. Работа со словарями.

Обратитесь к словарям и дайте понятие искренность.

(ответы детей)

6. Работа с цитатой

Давайте прочитаем вместе цитату урока: «На свете нет ничего прекраснее честного человека».

– Как вы понимаете смыл высказывания Ромена Роллана

– Какие качества характеризуют честного человека? А нечестного?

Как называют людей, которые поступают нечестно по отношению к другим?

(Ответы учащихся).

Вывод: Итак, честный человек – это человек, который старается говорить правду, поступать честно и справедливо. А справедливый человек умеет различать, где правда, а где ложь. Поступая честно по отношению к людям, он проявляет уважение к окружающим и сам заслуживает уважения.

7. Ф.М. «Честно - нечестно»

– Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ «да» – вы должны будете сидеть, а если «нет» – привстать.

Честно ли бросать друга в беде?

Честно ли признавать свою вину?

Честно ли обсуждать поступки других?

Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?

Честно ли без спроса брать чужие вещи?

Честно ли пользоваться подсказками?

Честно ли вернуть найденную вещь хозяину?

Честно ли когда ты совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека?

Честно ли вернуть деньги в магазин, если продавец дал больше сдачи, чем надо было?

8. Вывод

Проговорите про себя слова «честность» и «честь», сформулирует вывод:

Какого человека называют честным?

(честным человеком называют того, кто не запятнал свою честь притворством, трусостью и ложью).

9. Слушание текста и работа по нему.

А сейчас под тихую и спокойную музыку я предлагаю вам сесть поудобнее, расслабиться и послушать корейскую сказку об одном честном мальчике.

Корейская сказка

Честный мальчик

Давным-давно в одном горном селении жил мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, мальчик вновь взял свой топор и отправился за дровами к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг топор выскользнул у него из рук и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод удивительный старичок.

– О чем, мальчик, плачешь? – спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

– Не горюй, мальчик, найду я твой топор.

Сказал он так и скрылся под водой. Вот опять разошлись по озеру синие волны, выходит тот старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

– Это твой топор? – спрашивает.

Замахал мальчик руками:

– Что ты, дедушка, это не мой топор!

Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок и протянул мальчику на этот раз топор серебряный.

– На, бери свой топор, – говорит.

А мальчик ему и отвечает:

– Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал его мальчик, обрадовался.

– Вот мой топор, – говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

– Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть ты и твоя мать больше не испытаете нужды.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

Понравилась вам сказка?

Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

О чем подумали вы, когда старичок предложил мальчику золотой топор?

Кого можно назвать честным человеком?

(Ответы учащихся).

10. Работа в группах. Размышление над ситуациями

А сейчас поработаем в группах. Перед вами лежат карточки с описанием ситуаций, предлагаю поразмышлять над ними и ответить на вопросы.

Задание . Прочитайте ситуации, поразмыслите над нами и ответьте на вопросы.

1) Егор получил в школе плохую отметку. Он спрятал свой дневник и ничего не сказал дома, а на вопрос мамы “как дела в школе?” солгал, ответив, что все в порядке.

    Как бы вы поступили в этой ситуации?

2) Витя испугался собаки и убежал. Рассказывая об этом случае друзьям, он придумал историю, в которой представил себя храбрецом, побившим камнями собаку.

    Какие качества Вити проявились в этой ситуации?

3) Маша и Катя забыли принести форму на урок физкультуры. Учителю сказали, что заболели.

    Случалось ли вам обманывать учителя?

4) Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…

    Как вы поступите?

5) Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате …

    Ваши действия.

Работа в группах и ответы ребят.

Итак, все всё обсудили? Слушаем ситуации и решение.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Одно из самых плохих качеств человека – это ложь и ябедничество. Честный человек старается не делать таких поступков, которых ему пришлось бы стыдиться, которые ему пришлось бы скрывать от родителей и друзей.

11. Проект.

Сейчас предлагаю вам выполнить проект.

Задание. В каждом конверте слова. Вы должны собрать эти слова в пословицу, склеить и объяснить смысл этой пословицы. (Эти пословицы вывешиваются на доску)

1гр: Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

2гр: Как бы ни пряталась ложь, правда, ее отыщет.

3гр: Ложь до добра не доведет.

4гр: Маленькая ложь за собой большую ведет.

5гр: Ложь дружбу губит

Вывод: люди говорят неправду по разным причинам: из лучших намерений, из корыстных побуждений, приукрашивая себя, нечаянно, не задумываясь, по легкомыслию, из трусости, опасаясь последствий. Оттенков у лжи очень много, но любая ложь безответственна. Честный человек старается совершать такие поступки, за которые потом не приходится стыдиться.

V . Обобщение

– Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?

–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?

Назовите качества, которые помогают быть честными и искренними?

Легко ли всегда говорить правду?

Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

VI Рефликсия

Подходит к концу наш урок. Ответили мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

VII Оценивание – словесное

VIII . Круг «От сердца к сердцу».

Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Чтобы сегодняшний урок, остался в наших сердцах, возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук ваших друзей. Я начну предложение, а вы его закончите словом, правда.

Начни день… правдой,

Наполни день … правдой,

Закончи день … правдой,

Так надо жить.

Спасибо за урок!

Подведение итогов урока

В завершение урока притча:

«Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собствен­ные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.»

Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека?

Если говорить о нынешнем времени, то сейчас людей чести и достоинства немного. Воспитывать в характере чувства достоинства, чести, правдивости, искренности нужно с раннего детства. “Береги честь смолоду” – писал выдающийся человек, А.С.Пушкин. Таким образом, нужно быть достойным человеком с детства, анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. Все события в жизни взаимосвязаны, и достоинство надо сохранять на протяжении всей жизни, люди должны думать о последствии своих поступков. Так как если человек потеряет доверие и уважение, то вернуть его будет очень тяжело.

Домашнее задание – вопросы и задания учебника:

    Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?

    Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?

Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта