Программное содержание : Познакомить с Нанайской народной сказкой «Айога»;
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование : картинка куклы в нанайском костюме, презентация сказки.
Ребята, вы любите сказки? Я тоже их очень люблю. Сейчас закроем глазки и окажемся в сказке.
Но прежде ответьте, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей ).
Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?
Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д .)
Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога». Эта сказка про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было. Но прежде хочу рассказать, кто такие Нанайцы.
Показ презентации о нанайцах и самой сказки.
После презентации-сказки беседа с детьми.
Вопросы к детям:
Понравилась вам эта сказка?
Эту сказку можно назвать волшебной?
Какое волшебство в ней происходит?
О ком эта сказка?
Чем Айога занималась все время?
Расскажите какая она по характеру? (хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям, самолюбивая, гордая, ленивая )
Какие поступки Айоги вам не понравились?
Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить за водой ) Вспомнить, как это было помогут нам 2 девочки. Инсценирование сказки.
Кто помог матери Айоги? (Соседская девочка )
Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (добрая, внимательная, щедрая, бескорыстная, послушная, вежливая, ласковая, отзывчивая, трудолюбивая)
Какая по характеру мама Айоги? (добрая трудолюбивая, заботливая, мудрая, справедливая )
Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? (Ответы детей ).
Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями )
Мать поступила по справедливости? (Да ) В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?
К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками» .
Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
А кому из вас, ребята, жалко Айогу?
Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)
Ребята давайте немного отдохнём.
Игра «Мы встречаем друзей, вот так»
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив). Шеренги находятся на расстоянии 4-5 шагов от центральной линии. Дети выполняют соответствующие движения:
Мы помашем рукой - вот так! (машем партнеру правой рукой )
Мы помашем другой - вот так! (машем партнеру левой рукой )
Подойдем друг ко другу - вот так! (четыре шага навстречу партнеру - обе шеренги сходятся по центральной линии )
И обнимем друг друга - вот так! (обнимаем партнера )
Улыбнемся друг другу - вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера )
Руку другу дадим - вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера )
И подпрыгнем дружней - вот так! (подпрыгивают одновременно вверх - 1 раз на слово «так» )
Вместе нам веселей - вот так! (на слова «вместе нам веселей» - дети хлопают в ладоши )
Чему учит нас эта сказка?
А как вы помогаете родителям?
Игра «Назови лишнее »
Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему:
улыбка, радость, грусть , веселье
доброта, забота, внимательность, злость
щедрый, добрый, жадный , заботливый
лживый , справедливый, честный, культурный
трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый
Ребята, я подобрала пословицы о труде, доброте, помощи, послушайте их:
"Жизнь дана на добрые дела", “Не одежда красит человека, а его добрые дела.”, "Человек от лени болеет, а от труда здоровеет”, "Всякий человек в деле познаётся”, "Без труда нет добра”, "Маленькое дело лучше большого безделья”, «Труд кормит, а лень портит».
Молодцы! Очень надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ... - Маам.ру
Какие поступки Айоги вам не понравились? - Какая по характеру мама Айоги ? (добрая, трудолюбивая, заботливая).Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об...
Maam.ru > Конспект занятия по
План-конспект занятия по художественной литературе (старшая ...)
Конспект занятия по чтению художественной литературы. Сказка «Айога ».Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитии речи в старшей группена темуВ инсценировке участвуют две девочки старшей логопедической группы (Айога и соседская...
Nsportal.ru > План-конспект занятия по
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе .
Какие поступки Айоги вам не понравились? - Как поступила Айога на просьбу матери помочь ей? (Стала отговариваться, нашла много причинИгра «Назови лишнее». Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и...
Firmanuk-pdds30.edumsko.ru > Конспект НОД по развитию
АЙОГА 1.docx - Конспект непосредственной образовательной...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Обучение рассказыванию по сказке «Айога » Цель: учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки в сказке «Айога » Образовательные задачи: Учить детей...
Znanio.ru > АЙОГА 1.docx - Конспект
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа ) по...
Старшая группа 5-6 лет. Конспект непосредственно образовательной деятельности. по развитии речи в старшей группе . на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога ». Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи.
Dsdnr.ru > План-конспект занятия по
Конспекты занятий по развитию речи в доу. Конспекты по доу
Dochkolenok.ru > Конспекты занятий по
Валентина Гербова - Занятия по развитию речи в старшей группе ...
В старшей группе организуются выставки книг – сборников сказок, повестей, рассказов, стихов; книг одного автора (художника). Дети самостоятельно рассматривают книги, делятся с педагогом своими наблюдениями. Воспитатель, в свою очередь, дает задания: "В какой книжке самые...
Profilib.org > Валентина Гербова -
Конспект НОД по развитию речи на тему Завершение работы над...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитии речи в старшей группе на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога ». Образовательная область: Речевое развитие. Раздел: Развитие речи. Тема: Обучение рассказыванию.
Елена Романова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Нанайская сказка «Айога»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Нанайская сказка «Айога »
Цель : Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости. Воспитывать заботливое отношение к близким.
Оборудование : игрушка солнышко, кукла в нанайском костюме , презентация сказки , цветы по количеству детей, запись весёлой музыки.
Ход : Играет спокойная музыка.
Дети стоят в кругу. Педагог показывает макет солнышка и читает стихотворение.
Доброе, утро! - птицы запели -
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам.
И к нам солнышко заглянуло.
Доброе, ласковое, нежное!
Игра «Скажи ласково»
Педагог предлагает детям передавать друг другу солнышко, говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко :
«Доброе утро, Настенька! И т. д.» . Затем еще раз все приветствуют друг друга.
Педагог : Доброе утро, солнце! (руки вверх)
Доброе утро, всем! (руки в стороны)
Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу .
Дети садятся на свои места.
Педагог предлагает детям ознакомиться с нанайской сказкой «Айога » , показывает куклу в нанайском костюме и рассказывает , что нанайцы – это люди , которые живут на севере России.
После презентации педагог беседует с детьми.
Вопросы к детям :
Кто такая Айога ?
Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)
Какие поступки Айоги вам не понравились ?
Какая по характеру мама Айоги ? (добрая, трудолюбивая, заботливая)
Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)
Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)
Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся ? Почему она превратилась в гуся?
К кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками» .
Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?
А кому из вас, ребята, жалко Айогу ?
Какой должна стать Айога , чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)
А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?
В сказке Айога превращается в гуся , а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество?
Давайте придумаем продолжение сказки , чтобы она была со счастливым концом.
Педагог предлагает детям немного отдохнуть.
Музыкальная игра «Мы встречаем друзей, вот так»
На начало игры дети стоят в двух шеренгах. Каждый знает своего «партнера» (это ребенок, стоящий напротив) . Шеренги находятся на расстоянии 4–5 шагов от центральной линии. Дети поют песню игры и одновременно выполняют соответствующие движения :
Мы помашем рукой – вот так! (машем партнеру правой рукой)
Мы помашем другой – вот так! (машем партнеру левой рукой)
Подойдем друг ко другу – вот так! (четыре шага навстречу партнеру – обе шеренги сходятся по центральной линии)
И обнимем друг друга – вот так! (обнимаем партнера)
Улыбнемся друг другу – вот так! (улыбаемся и смотрим на улыбку партнера)
Руку другу дадим – вот так! (на слово «вот» каждый подает правую руку ладонью вверх, на слово «так» - кладет левую руку на правую ладонь партнера)
И подпрыгнем дружней – вот так! (подпрыгивают одновременно вверх – 1 раз на слово «так» )
Вместе нам веселей – вот так! (на слова «вместе нам веселей» - дети хлопают в ладоши.
Чему учит нас эта сказка ?
А как вы помогаете родителям?
Игра «Назови лишнее»
Из перечисленного ряда слов дети выбирают лишнее, не входящее в основное, смысловое значение групп слов и объясняют почему
улыбка, радость, грусть, веселье
доброта, забота, внимательность, злость
щедрый, добрый, жадный, заботливый
лживый, справедливый, честный, культурный
трудолюбивый, смелый, аккуратный, ленивый
Игра «Поляна добрых дел»
Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел» . Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.
Публикации по теме:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весенняя сказка» Цель: Обобщить знания детей о Весне. Задачи: Воспитание звуковой культуры речи: Совершенствовать речевой слух. Закреплять навыки четкой.
Конспект занятия по развитию речи и математике в средней группе «Математическая сказка «Приключения Колобка» Интеграция образовательных областей:, Социально- коммуникативное развитие,Речевое развитие, Художественно эстетическое развитие,.
Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. Тема: «Знакомство с героями сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Цель: Познакомить.
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Сказки учат трудиться»
Материал:
- Медали
- Картинки сказочных героев
- Разрезные картинки
Предварительная работа: Чтение сказок о ленивых и трудолюбивых героях, беседы о труде, зачитывание пословиц о труде
Ход деятельности:
Ребята, я хочу начать сегодняшнее занятие с пословицы
«Белые ручки чужие труды любят»
Вопросы по пословице:
Скажите, как вы понимаете эту пословицу? / Ответы детей
Кого называют белоручками? / Того кто не любит трудиться
Для чего нужно трудиться? / Ответы детей
А вы любите трудиться? / Ответы детей
Как вы помогаете дома своим родителям? / Ответы детей
Чтение сказки
Я прочту вам одну интересную нанайскую сказку, которая называется «Айога»
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
- Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
- Дай мне лепёшку, мать!
- Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать.
- Я рукавицы надену, - говорит Айога.
- Рукавицы мокрые.
- Я их на солнце высушу.
- Покоробятся они, - отвечает мать.
- Я их мялкой разомну.
- Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась - длинная стала. Говорит девочка Айоге:
- Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости - так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
- Не надо мне ничего-го-го! - кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
- Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
- Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
Вопросы по прочитанному:
Вам понравилась сказка?
Назовите героев сказки
О чем просила ее мать?
Почему Айога превратилась в гуся?
Чему учит эта сказка?
Мозговой штурм «Кто больше знает сказок»
Воспитатель благодарит детей
Молодцы, ребята. А хорошо ли вы знаете героев этих сказок? Сейчас я буду показывать картинку, а вы называете героя и из какой он сказки. Готовы? / Да
Игра «Из какой сказки герой?»
Вы все правильно назвали, а теперь попробуйте догадаться из какой сказки эти герои (воспитатель показывает конверт с разрезными картинками) . Но сначала вам нужно собрать картинку. Чья команда быстрее соберет, назовет сказку, та и выиграла.
Игра «Собери сказку»
Дети обеих команд собирают разрезные картинки и называет сказку.
Виктория Колесникова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Завершение работы над сказкой «Айога»
Цель. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке "Айога ". Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)
Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей) . - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают , кто-нибудь по желанию)
Как вы думаете, часто смотреть в зеркало - это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела : помогать маме, папе, бабушке и т д.)
Ребята, зеркало - это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. А вы помните про девочку которая очень часто любовалась своим отражением?
А как ее звали? (ответы детей)
Правильно, Айога .
- Айога какая она ? Опишите ее. Чем она занималась все время?
Ребята а вы помните про домашнее задание, вам нужно было придумать концовку этой сказки и рассказать , что же потом произошло с Айогой ? (рассказы детей ) .
Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки .
Физминутка.
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы , узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой .
Чтение сказки .
Чему учит эта сказка ?
Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.
Не по виду суди, а по делам гляди. (пословица)
Публикации по теме:
Итоговая НОД по развитию речи «Полет над Россией» (подготовительная группа) Видео Цель: закрепление и совершенствование речевых умений и навыков Программные задачи: Образовательные: Обогащать словаря детей словом «пейзаж»;.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Программное содержание:Познакомить детей со сказкой"Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Развивать интерес к событиям, изображенным в сказке.
Конспект НОД по развитию речи «Дорогая мама» в старшей группе Тема: «Дорогая мама» Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,.
Конспект НОД по развитию речи «Космическое путешествие» в старшей группе Программное содержание: Задачи: Образовательные: 1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой,.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Сказки» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки». Гусева Алевтина Александровна Конспект НОД по развитию речи для детей 5-6.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осеннее приключение» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Подготовила Ситнова Ольга Евгеньевна. Цель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Профессии» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Профессии» Составила и провела: Шиянова Виктория Сергеевна 2017.