Светлана Имеева
Игры на занятиях обучения грамоте
Презентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью»
Имеева Светлана Николаевна
Обучение детей грамоте, конечно, подчиняется общим законам, но во многом определяется индивидуальностью обучаемых (или обучающихся). И педагогу и родителям очень важно не перегнуть «палку просвещения». Иначе вместо желаемого развития можно получить совершенно обратный результат: устойчивую неприязнь к обучению любого рода и отвращение к книге, как к источнику неприятностей. Если мы и беремся учить чему-то малышей, то делать это можно только в понятных и любимых ими формах – через игру и сказку.
Именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника. Ребенок перерастает игру, перестает удовлетворяться ею как основным занятием в том случае, если он достаточно овладел ее сложными, развернутыми формами. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе ведущей деятельности – учебной.
К сожаленью в последние годы сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Ранняя загруженность детей в детском саду учебной ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками. Это приветствуется родителями. Но именно из-за этого нарушается специфика дошкольного этапа развития детей, которые превращаются в уменьшенную копию взрослых.
Основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:
Во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;
Во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;
В-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.
Известны, а потому кажутся понятными выражения: образная речь, образное восприятие, образное мышление. Образное преподавание – не открытие сегодняшнего дня. Формы его наработаны столетиями. По отношению к старшим дошкольникам и младшим школьникам – образное преподнесение материала вообще является единственно приемлемым для них способом обучения, так как соответствует возрастным особенностям их мышления. Есть образы внешние – те, что педагогика традиционно связывает с «наглядностью», а есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же востребуемые ребенком. Это образы сказок.
Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век, а потом – мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».
Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка – рисования, лепки, игры, театрализованного действия. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечиванию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой. Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр. Малыши 5-6 лет, в силу своих психических особенностей, могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них – это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.
В своих занятиях я обычно использую различные «азбучные» сказки, которые где-то услышала, прочитала (толчком к этому мне послужила сказочная повесть Михаила Раскатова «Пропавшая буква»). А так же мне помогает множество дидактических игр, таких как игры с буквами, игры с мячом, различные ребусы, загадки. Приведу пример некоторых из них:
1. Игры с буквами.
Рукотворные буквы
Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные» и т. д. Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Буквенный лабиринт
Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревки. Игра становиться еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине (эту игру я люблю с детства)
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцами «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень – когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
Найди букву на ощупь
Выбирается «жмурка», которому завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сделанные из картона. Среди этих букв он на ощупь должен найти ту букву, которую назовет водящий.
Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.
Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.
Домик для звука
Педагог называет односложные слова (мак, рот, кран, сыр и т. д.). Дети должны распознать гласный звук и поднять карточку с буквой, обозначающий этот звук.
Игра приобретает «остросюжетный» характер, если из детей, освоивших правила, формируются две команды по три-четыре человека. Если кто-нибудь из членов команды допускает ошибку, он выбывает из игры. Следует учитывать также время, в течении которого играющий подбирает букву из набора карточек. Тот, кто подглядывает, тоже выбывает. Побеждает та команда, которая за время «тайма» потеряла наименьшее число игроков.
2. Игры с мячом
Придумай предложение
Цели: дети учатся синтезировать слова в предложении подбирая их по смыслу. Развитие быстроты реакции, внимания, творческого воображения.
Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Таким образом можно придумать целый рассказ.
Доскажи слово
Водящий бросает мяч первому ребенку и говорит любой слог, ребенок, возвращая мяч, должен придумать слово, которое начинается с данного слога, и назвать оставшуюся часть придуманного слова (мо – тор). Далее водящий играет с каждым ребенком.
Найди пару
Водящий бросает мяч каждому (по очереди) игроку и говорит любое слово, ребенок, возвращая мяч водящему, говорит слово созвучное данному (палка – скалка).
Игры с призовыми фишками широко известны и используют их, наверно, все педагоги, такие как «Назови слово с данного звука», игра-цепочка «Найди последний звук в слове и придумай с него слово» и т. д.
Игр и упражнений, которые мы можем использовать на занятиях – великое множество. Важно найти среди них те, которые подходят именно вашим детям, исходя из их особенностей характера, интересов и возможностей.
Для детей моей группы любимыми играми стали такие игры, как
«Живые звуки» (каждый ребенок представляет тот или иной звук, выстраиваясь в ряд - они озвучивают слово,
«Покорение вершины вместе с буквой …» (Для игры понадобится рисунок вершин гор на которых расположились слоги (например «па», «пя», «ла», «ля»). Дети должны придумать слова, которые начинаются с заданных слогов и передвигаться в соответствии с придуманными словами (например: палка – делают вид, что передвигаются с палкой в руке и т. п.).
«Разложи букву в нужном порядке»
Игра нацелена на тренировку как умения различать буквы, так и слуховой памяти. Все дети делятся на две команды, которые выстраиваются на линии старта. Ведущий называет ряд из двух-трех гласных звуков, например (о, (а, (э). Игроки (по одному из каждой команды) по сигналу бегут к условному месту, где располагается «банк» карточек с буквами, выбирают нужные и выкладывают в названной последовательности. Тот, кто выполнил задание быстрее и без ошибок, зарабатывает своей команде очко.
Игру можно усложнить по-разному:
Водящий называет любое слово, и игроки выкладывают слово;
Дети имеют дело с рельефными буквами и работают с закрытыми глазами. Правда, с закрытыми глазами, играющие не смогут бегать, тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.
Мои дети очень любят отгадывать загадки про буквы, слова. Решать веселые ребусы.
Во все эти игры можно играть как на занятиях, так и в свободное время будь то детский сад, улица или дом.
Благодаря играм и сказкам мои дети умеют:
Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова;
Проводить анализ слов из 5-6 звуков;
Находить место определенного звука в слове, называть «соседе» этого звука;
Дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости-мягкости;
Владеть схематическим звуковым разбором слова;
Дети 1-й группы совершенствуют навык чтения, дети 2-й группы самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам
Мы продолжаем работать над всем перечисленным.
И нашей целью сейчас остается усовершенствовать умение:
Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова;
Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения;
Владеть достаточным лексическим запасом;
Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия, внимания;
Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению;
Спасибо за внимание!
МБОУ «ООШ № 6»
Доклад по теме
«Игровые моменты на уроках чтения в первом классе»
Подготовила Васильева Л. И.
г. Старый Оскол
Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.
«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:
На уроках чтения для обыгрывания учебных ситуаций используются отдельные игровые моменты. Можно и весь урок провести как одну игру или сказку.
В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.
Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:
На доске макет домика – теремка. В нём будут жить насекомые (звери, птицы). В квартире №1 будут жители, в названии которых только один слог, в квартире №2 – два слога, в квартире №3 – три слога.
Учитель заранее готовит открытки с изображением цветов, названия которых состоят из двух, трёх, четырёх слогов. У детей числовые карточки – «деньги» с двумя, тремя, четырьма кружочками. Ребёнок «покупает» цветок, в названии которого столько слогов, сколько кружков на его карточке, доказывает, что выбрал открытку правильно.
Подготовлен самолёт, он отправится в… (полёт).
Если я стукну по столу один раз, приведите название цветка, состоящего из одного слога, два раза – из двух слогов, три раза – из трёх слогов и т.д.
Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.
На доске учитель размещает лист бумаги с рисунком пирамиды. В основании пирамиды пять квадратиков, во вторм ряду четыре, далее три, два, один… Заканчивается пирамида треугольниками.
На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.
На доске – рисунок ёлки, на столе – рисунки с изображением ёлочных игрушек. Игрушки надо поместить на ёлку в таком порядке: сначала те, в названии которых есть звук [с], затем – звук [з], далее звук [ш] и т.д.
На партах у детей слева лежит один кружочек, справа – два. Всем розданы предметные картинки. Дети должны разделить названия картинок на слоги, поставить ударение, определить, на какой слог (первый или второй) падает ударение, положить картинку соответственно под одним или двумя кружочками.
На доске записаны слияния, отдельные буквы примерно в таком порядке
СИ СА НЫ О
С У НА Н
НИ СЫ СО
Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.
Наглядный материал выполнен из картона и цветной бумаги, крепится к доске в любой последовательности, необходимой для урока. На окошках лесной школы и грибочках, которые растут рядом со школой, имеются приспособления, которые позволяют крепить буквы, цифры, картинки.
Некоторые задания:
Если в слове твёрдый звук, встают друзья Тома, если мягкий – Тима (на доске портреты Тома и Тима).
Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.
Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.
Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:
СЫН САНКИ КОСЫ
СЫНОК НОСОК СУК
НОСИК НОСИ СОК
САНИ КОСИ СОН
Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.
В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:
Сначала используются живые буквы (их роль исполняют дети), затем используется таблица.
где изображён большой циферблат, на котором обозначены по кругу все гласные. В середине циферблата карманчик для вставки согласных и стрелка. Учитель вставляет изучаемую согласную букву и, переводя стрелку от одной гласной к другой, читает с детьми слоги – слияния.
На листе бумаги нарисованы морские волны. Расставлены карточки с гласными буквами – «пристани». Учащийся, назначенный капитаном, «плывёт», приставляя к гласным согласную, читает слоги и даёт гудок: КА, КУ, КИ, КО и д.р. Остальные контролируют капитана. Если «гудок» дан неверно, все один раз хлопают в ладоши.
Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.
Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.
Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.
Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.
Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.
Знакомство с буквами. С чего начать? Опыт показывает, что применение несложных методических рекомендаций, о которых пойдёт речь, позволяет добиться хороших и стойких результатов при обучении детей чтению и письму, что способствует их дальнейшему успешному обучению в школе. Начиная обучать ребёнка навыкам чтения, следует учесть несколько моментов: Звуки и буквы желательно изучать параллельно, что позволит ускорить запоминание графического образа буквы и процесс формирования навыка послогового чтения; При знакомстве с буквой, следует называть не ее алфавитное название (эм, бэ), а тот звук, который буква обозначает (м, б). Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат в речи - не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» - четко и отрывисто, когда это согласные, и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю». Если вы нарушите это простое правило, ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто не будет понимать, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «эм-а-эм-а». Объяснить ему потом разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе. Необязательно начинать учить весь алфавит, перейти к послоговому чтению можно сразу, пропевая по очереди сначала гласные звуки: ааааа - уууу, потом согласные: аааа-м, мммм-аааа, ммммм-уууу... и тд. в разной последовательности. Остальные буквы и звуки ребенок будет запоминать в процессе обучения. Желательно изучать звуки и буквы в последовательности, которая соответствует формированию звуков в онтогенезе (а, у, м, о, п, т, к, э, н, х, ы, ф, б, д, г, в, л, и, с, з, ш, ж, щ, р, ц, ч). Не рекомендуется включать в данную последовательность буквы й, е, ё, ю, я и знаки ъ и ь, так как произношение гласных второго ряда расходится с их написанием, а ъ и ь не имеют звукового обозначения; Графическое обозначение букв следует изучать в печатном варианте; Закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из счетных палочек, веревочек, цепочек, палочек и т.п; Печатание букв, слогов, слов; Задания на дописывание элементов букв, "зашумленные" буквы, ребусы; Играйте с малышом в «Веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Столбик будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.
II . Работа над новой темой.
1) Работа в парах (на парту дается карточка со словами)
Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (стул, волна, стол)
Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (дуб, ветка, клен)
– Исключите 1 слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Волна, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Волна, так как начинается со звука (В), а остальные слова со звука (С), оканчивается на гласный звук, а другие на согласный (Л). Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.
– Какое слово можно исключить из второй группы ? (Ветка, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 1 слогу. Ветка заканчивается на гласный звук, а другие слова - на согласный. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.
ПРОВЕРКА
2) - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слово ВОЛНА начинается со звука [в], а слово ВЕТКА – со звука [в, ].
Тема сегодняшнего урока – «Знакомство со звуками [в, в , ] и буквой, которая их обозначает».
3) Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?
(слайд – план урока)
Дать характеристику новым звукам,
Познакомиться с новой буквой,
ФИЗМИНУТКА «ЗВЁЗДЫ» (По принципу «МОЛЕКУЛЫ»)
Играет музыка, по её остановке нужно быстро соединиться в созвездия по 3 звезды, по 5 звезд
Даю задание, пока группы находятся у доски.
Тихо, тихо, тихо
По классу нашему пройдём.
И у парты тихо, тихо
Соберемся впятером.
4) Работа в группах (по 5 человек)
Какую работу нам надо выполнить? (звукобуквенный анализ с помощью фишек)
Звукобуквенный анализ слов ветка и волна .
Дети в группах составляют схему слова, дают подробную характеристику 1-ому звуку .
Выбирают нужные карточки, характеризующие звук согласный или гласный , твердый или мягкий , звонкий или глухой .
ПРОВЕРКА
Группы по очереди выходят к доске , прикрепляют свою модель, а ниже прикрепляют характеристику звуку.
- Чем отличаются характеристики? Почему?
Расскажите, как вы определили , что звуки [в], [в"]
согласный,
твердый (мягкий),
Какое место займет на ленте букв новая буква, обозначающая звуки [в], [в"]?
(слайд - план урока)
- (дали характеристику новым звукам)
5) Знакомство с буквой В, в
Кто знает, как правильно называется новая буква?
Как она выглядит?
ФИЗМИНУТКА
Покажите новую букву с помощью своего тела (пальчиков)
Показ карточки с новыми печатными и письменными буквами В в .
Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?
Приклеиваю на ленту букв новую букву В.
6.МУЛЬТФИЛЬМ Знакомство с буквой В в .
Какие слова с новой буквой вы запомнили?
(слайд - план урока)
- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с новой буквой)
III . Первичное закрепление. Работа с учебником с.116
1) Чтение слогов с буквой Вв в Букваре на стр.116
Чтение слогов «по цепочке»
громко (хором)
радостно (девочки)
вопросительно (мальчики)
торжественно (один)
На какие группы их можно разделить? По какому признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?
2) Чтение слов с заданием:
1 ряд – слова, состоящие из 1 слога
2 ряд – слова, состоящие из 2 слогов
3 ряд – слова, состоящие из 3 слогов
Какое слово осталось непрочитанным? (велосипед)
IV . Включение в систему знаний и повторение.
1) Работа с текстами
Читающие дети читают по ролям рассказ А.Шибаева «Одна буква»
Проверка восприятия:
Какую ошибку допустила девочка?
Как вы поняли: что значит одна буква?
ВЫВОД : изменив в слове 1 букву, меняется его значение.
Плохо читающие дети читают рассказ о вороне и воробье на с.117
А) чтение «цепочкой»;
Б) проверка восприятия:
Почему стыдно вороне?
В) -Как можно озаглавить данный текст?
2) Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе.
3) Закрепление знаний во внешней речи.
Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «По грибы»
А) Обсуждение ситуации в рассказе.
Б) Подбор слов, характеризующих девочку: честная, …, ….,
В) Хотели бы вы иметь себе такую подружку?
VI . Итог урока.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
Какие звуки обозначает эта буква?
Дайте характеристику этих звуков.
(слайд - план урока)
Давайте подумаем и ответим, получилось ли нам выполнить все учебные задачи на уроке.
- Зачем мы выполняли все эти задания?
Цель этих упражнений - в легкой игровой форме познакомить участников друг с другом и подготовить их к дальнейшей совместной работе. Эти упражнения помогают показать участникам, чем они отличаются или похожи друг на друга.
“Снежный ком” (20 мин.)
Цель: узнать и запомнить имена участников. Материалы: не требуются.
Каждый участник называет свое имя и придумывает прилагательное, начинающееся на ту же букву, что и его имя. Очень важно сказать тот эпитет, который подчеркивает индивидуальность участника. Необходимо следить за тем, чтобы определения не повторялись и чтобы участники не подсказывали друг другу эпитеты.
Упражнение должно проходить следующим образом: участник сначала называет имя и прилагательное того участника, который представился перед ним, затем свое. Задача следующего повторить уже 2 имени и 2 прилагательных, затем назвать свое... и т. д. Последнему участнику приходиться повторять имена и прилагательные всех участии ков в кругу. Пример: Первый участник: Максим мудрый. Второй участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная.
Третий участник: Максим мудрый, Ольга оригинальная, Наталья находчивая и т.д.
“Интервью” (30 мин.)
Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей. Материалы: не требуются.
Необходимо разбить группу на пары. Каждый участник должен рассказать своему соседу что-нибудь о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. По времени рассказ не должен превышать 5 мин. Ведущий контролирует время. После того как каждый из партнеров “потренируется” в терпеливом выслушивании соседа, группа собирается вместе. Каждый участник коротко представляет своего напарника, рассказывает, что он запомнил из того, что поведал ему его сосед.
“Я - это...” (30 мин.)
Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.
Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки.
Всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех.
“Мяч” (5 мин.)
Цель: запомнить имена участников тренинга и снять напряжение в группе. Материалы: мячик.
Все участники становятся в круг. Ведущий бросает мячик одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мячик. Игра продолжается до тех пор, пока участники не перестанут переспрашивать друг у друга имена и не начнут быстро передавать мяч.
“Меня зовут... Я люблю себя за то, что...” (15 мин.)
Цель: для восстановления в памяти имен участников группы и создание рабочей атмосферы (лучше на 2-ой день семинара).
Упражнение проводиться в кругу.
Каждый поочередно говорит две фразы “Меня зовут...” и “Я люблю себя за то, что...”. Не отвлекайтесь на споры и обсуждения по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
“Меня зовут...” (5 мин.)
Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.
Материалы: ватман и разноцветные маркеры.
Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: “Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом”.
Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.
“Мечты” (20мин.)
Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Материалы: бумага и маркеры.
Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди... могут помочь, а какие три - помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.
“Круг знакомств” (10мин.)
Цель: сплотить и раскрепостить участников тренинга. Материалы: не требуются.
Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет свое имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг. Все игроки повторяют как можно точнее его движение, интонацию, мимику. Таким образом, каждый из участников продемонстрирует свое движение или жест.
“Постройтесь по росту!” (15 мин.)
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение. Материалы: не требуются.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных - естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.
“Путаница” (15 мин.)
Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Материалы: не требуется.
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе “партнера по рукопожатию”. Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе “партнера по рукопожатию” (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
“Моя пара”(10 мин.)
Цель: определить показатель сплоченности группы.
Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает для этого примерно полминуты, а затем произносит: “Рука!”. Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показывают на одного и того же человека, а у других участников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько процесс: реакция группы на “выпадение” одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого и т. д.
Высший показатель сплоченности группы - ее мгновенная реакция на выбывание, исключение из своих рядов некоторых членов и ее чувствительность к возникающему у участников тренинга ощущению отчужденности от группы.
Концевая Елена Валерьевна
с. Грачевка
МБОУ «Грачевская СОШ»