Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема «Где можно найти воздух».
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.
Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты - основа для работы с маленькими исследователями.
Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками»: задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.
Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:
В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом
В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.
Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.
Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:
Как гласит китайская мудрость, «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», - в памяти ярче откладываются информационные сведения, полученные в ходе личного опыта, ставшие понятными во время прямого наблюдения.
В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними
Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:
Опыты с водой интересны для детей всех возрастов
Вид деятельности | Примеры реализации на занятиях в средней группе |
Поисково-познавательная деятельность | Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы. |
Познавательно-практическая деятельность | Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке. |
В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности
Формирование исследовательских способностей осуществляется на занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью), как правило, по теме «Окружающий мир». Ребята расширяют знания о привычных предметах действительности, учатся выявлять их особенности методом экспериментирования. Элементы исследовательской деятельности могут быть использованы в структуре занятий из художественно-эстетической, речевой, физической областей. Ребята опытным путём (при помощи органов зрения и слуха, кинетическим способом) изучают особенности звучания голоса и музыкальных инструментов, качества спортивного инвентаря, - это свидетельство того, что объектом исследования может стать любой предмет или явление.
Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.
Например, в средней группе интегрированное занятие на тему «Овощи» являет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность.
Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие
Форма организации | Особенности организации | Примеры тем |
Занятие НОД, интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности | Проводятся в первой половине дня еженедельно, согласно образовательной программе ДОУ. |
|
Игра-эксперимент | Эксперименты в игровой форме проводятся во второй половине дня во время тематических досугов и в процессе реализации кружковой деятельности (мини-лабораториях, уголке юного исследователя). |
|
Наблюдение с опытной деятельностью на прогулке | Наблюдение является одним из структурных компонентов прогулки, который длится 7–15 минут. На территории детского сада дошкольники исследуют особенности природных явлений, некоторых веществ, представителей растительного и животного мира. На прогулке опытная деятельность осуществляется с природными материалами. |
|
Экскурсии | Экскурсии могут быть организованы на территории ДОУ (в пищевой блок, прачечную) и за пределами детского сада (в парк, библиотеку, ботанический сад, на производства). |
|
Исследовательский проект | Проект сочетает проведение различных по направленности (познавательной, творческой, развлекательной) мероприятий в рамках одной темы исследования. Долгосрочные исследовательские проекты рассчитаны на изучение какого-либо процесса (наблюдение за ростом цветка, за изменением растения или положения светил на небе в годичном цикле). Краткосрочные проекты чаще всего приурочивают к значимому событию (Праздник осени, День космонавтики, Неделя экологии). Со средними дошкольниками организуется проектная деятельность в коллективной форме. |
|
Опытная деятельность по изучению свойств воды знакомит ребят с её физическими особенностями Пальчиковая гимнастика в воде понравится маленьким непоседам В рамках проекта ребята играют в тематические подвижные игры «Капельки», «Море волнуется - раз!», «Ручеёк» При изучении свойств мыльной воды можно провести соревнование на самый большой мыльный пузырь Итогом реализации проекта может стать выставка рисунков по теме На итоговом занятии по проекту ребята выполняют творческое задание
На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал В проект включена и творческая деятельность детей - работа с раскрасками В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме
Возраст 4–5 лет - время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников - практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:
Гипотеза - это представление, даваемое воображением, чтобы заполнить пустоту, созданную этой потребностью.
Жан Пиаже
https://tsitaty.com/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5/
Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.
Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).
Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.
Изучение образцов наскальной живописи вызовет интерес дошкольников к занятию «Что мы знаем о простом карандаше?»
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений о воде, её свойствах и формах - жидкой и твёрдой (занятие «Путешествие в страну воды и снега»). | Занятие построено в форме путешествия-игры. Воспитатель (возможно использование игрушки в качестве сопровождающего в волшебную страну персонажа - снеговик, полярная сова, белый медведь) приглашает ребят в путешествие по удивительному миру. По мере продвижения вглубь страны (сменяются плакаты с изображениями снежного леса, гор, моря и т. д.) ребятам предлагаются задания:
В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды. |
Формирование представлений о воздухе как о веществе, знакомство с его свойствами, способами обнаружения, значением для жизнедеятельности людей, животных и растений (занятие «Воздух-невидимка»). | Создание проблемной ситуации. В гости к ребятам приходят 2 сказочных персонажа (роли исполняют воспитанники подготовительной группы). Они рассказывают, что вчера на прогулке у них завязался спор - нужен ли человеку воздух. Один из персонажей утверждает, что воздух жизненно необходим, другой считает, что вовсе нет. Герои просят разрешить их спор. |
Знакомство со свойствами грифеля, формирование представлений о жизни первобытных людей (интегрированное занятие «Что мы знаем о простом карандаше?»). |
|
Тема исследования | Задачи |
«Свойство воды растворять» | Формирование представлений о растворимости веществ в воде. |
«Почва» | Совершенствование умения сравнивать (изучение рыхлой и твёрдой почвы). |
«Испарение» | Формирование представлений о газообразной форме воды. |
«Удивительный магнит» | Знакомство со свойствами магнита и применением их в жизни человека. |
«Солнце движется по небу» | Формирование представлений о вращении Солнца вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. |
«Деревянный мир» | Расширение представлений о свойствах древесины и её применении в быту и на производстве. |
«Песок и глина» | Совершенствования умения сравнивать (свойства и качества глины и песка). |
«Весёлый огород» | Знакомство с посадкой и уходом за растением, обучение длительному наблюдению. |
«Космос» |
|
«Такие разные облака» |
|
«Чистая вода» | Знакомство со способами очистки воды. |
«Таяние снега» | Формирование представлений о зависимости природных сезонов от положения Солнца. |
«Резина» | Знакомство со свойствами резины и её применением в жизни человека. |
«Сминаем и разминаем. Свойства ткани» | Совершенствование умения выделять особенности предметов методом сравнения. |
«Волшебные краски» | Формирование представлений об особенностях различных красок (масляной, акварельной, гуаши, акриловой). |
«Соль» | Расширение представлений о свойствах соли и её использовании. |
«Кто нагрел предметы?» | Формирование представлений о теплопередаче и теплопроводимости. |
Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.
Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку
Примерный временной план занятия в средней группе:
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Построение плана исследования | Физическая активность | Практическое исследование | Подведение итогов |
«Работяга муравей» | 1 минута. | Прослушивание и обсуждение экологической сказки (Лычангина Л. В. «Как муравьишка домой возвращался»). 4–5 минут. | 2 минуты. | Подвижная игра «Муравьиная тропа». 3 минуты. | Наблюдение за жизнедеятельностью насекомых на муравьиной ферме. 8 минут. | 1 минута. |
«Что быстрее осядет? Песок, глина, почва, камень» | 1 минута. | Создание проблемной ситуации: ребятам демонстрируется видеописьмо Подводного царя. Он рассказывает, что в его царстве были запланированы работы по улучшению и украшению местности. План есть, а выполнять его не решаются, потому что не знают, в какой последовательности материалы будут оседать на дно. 4 минуты. | 2 минуты. | Физкультминутка «Песчинки». 2 минуты. | Опытно-экспериментальная деятельность по изучению свойств песка, глины, земли и камня. 9–10 минут. | 1 минута. |
«Чистая вода» | 1 минута. | Создание игровой ситуации: в группе появляется Фея воды и рассказывает, что в волшебной стране всю воду загрязнил злой чародей. Взмахом волшебной палочки Фея переносит ребят на место происшествия. 3 минуты. | 2 минуты. | Пальчиковая гимнастика в тазах с прохладной и тёплой водой. 2–3 минуты. | Знакомство с методами очистки воды. 9–10 минут. | 1 минута. |
Автор | Константинова М. Ф., воспитатель МАДОУ Д/с «Валдай», пос. Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район |
Тема | «Где можно найти воздух» |
Цель | Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. |
Задачи |
|
Материалы и оборудование |
|
Ход занятия | Организационный момент «Солнышко». В.: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко!). Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки - это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом). Дети:
Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Дети подходят к столам.
В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).
В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас? |
Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.
Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.
Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:
Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты
Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.
В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Организация: МБДОУ детский сад № 50
Населенный пункт: Московская область, Солнечногорский район, п. Лесное озеро
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Вид деятельности : познавательно-исследовательская.
Цель : вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.
Задачи :
Обучающая:
Развивающая:
Воспитательная:
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование : магнитофон, компьютер, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки, бусы по количеству детей, символы, обозначающие свойства воды.
Методы и приемы : игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты), наглядный (компьютерная презентация, баночки с водой), практический (опыты), словесный (беседа).
Технологии, используемые педагогом в занятии:
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
– педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
2. Игровые технологии:
– игровые задания и упражнения.
3. Здоровьесберегающие технологии:
– музыкальная пауза;
– подвижная игра.
4. Мультимедийные технологии:
– показ презентации.
Ход занятия:
Дети входят в зал, воспитатель обращает внимание на гостей.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. А мы с вами знаем:
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!».
– Гостей мы поприветствовали, а теперь поприветствуем друг друга. Сделайте кружок.
«Друг к другу лицом повернулись
И друг другу улыбнулись.
Руку правую подали,
Руку левую пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли. И поклонились.
И немного покружились.
Все готовы заниматься,
Будем очень мы стараться!»
Воспитатель: А сейчас, поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку ),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
Капелька: «Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
Воспитатель: И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!» (Правда, ребята )
Капелька заулыбалась
И в саду у нас осталась.
Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.
Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду? (В речке, в море, океане).
Посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.
Читаю стихотворение Н. Рыжовой
(стихотворение сопровождается показом презентации)
Воспитатель: Что мы знаем о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода? (На экране показывают картинки подсказки дети отвечают).
Дети: Чтобы купаться, пить, мыть руки, посуду, варить еду, стирать, поливать растения; для чего нужно поливать растения? (чтобы они росли) , нужна рыбам; для чего? (они там живут – это их дом).
Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой. (Да ). Тогда нам необходимо попасть в «Научную лабораторию», но вот вопрос как же нам туда добраться? (Ответы детей: на самолете, поезде, автобусе, машине,воздушном шаре ). Я предлагаю вам отправиться в лабораторию на корабле. Посмотрите, у меня есть волшебные бусы, они могут превращаться в любые фигуры, сделаем из них кораблики и в путь (выкладывают фигуру корабля ). Ну что готовы ваши кораблики, тогда в путь, а чтобы в пути нам не скучать предлагаю станцевать (танец «Хорошее настроение» ).
Ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?
Правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.
Опыт 1. «Вода – жидкость».
Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте. Алина у тебя вода льётся, а у Тимофея льётся, у Вики льётся, у всех льется?
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?
Дети делают вывод: потому что она жидкая. И для того чтоб вам это лучше запомнить я приготовила вот такой знак (на доску вывешивается знак, который означает что вода-это жидкость ). Что означает этот знак? (дети отвечают ).
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.
Опыт 2. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Ребят, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду ). Пахнет ли чем-нибудь вода (ответы детей ).
Правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство (вывешивается на доску знак, который означает, что вода не имеет запаха ) какое Женя, какое Гриша. Что означает этот знак Юля?
Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода? (ответы) . Правильно. У воды нет вкуса. Она какая Паша безвкусная. (вывешивается знак с обозначением, что вода безвкусная ). И вот у нас появилось ещё одно свойство, что вода не имеет чего? (вкуса).
Опыт 4. «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей ).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).
– Какого цвета молоко? (белого ). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей ).
– Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой ). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой? (Ответы детей ).
– Как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно? (Ответы детей ).
А теперь вы попробуйте сделать этот опыт сами, положите камешек в воду и в молоко, что вы увидели? (Ответы детей ), (вывешивается на доску знак, который означает, что вода бесцветная ). Что означает этот знак? (вода не имеет цвета, она бесцветная ).
Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Физминутка: игра «Тучка».
Представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).
В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.
Мы будем весело шагать (шагают на месте )
И улыбаться (показывают руками на улыбку ).
Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем )
И наклоняться (наклон).
Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой )
И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных ).
Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание )
И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её) .
– Вам понравилась игра?
– А вот интересно ребята, а откуда на нас льется дождик? Как вы думаете? (С неба капает, из туч ).
– Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке? (Нет. )
– А хотите узнать тайну дождя.
Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.
– У нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие ), потому что в них нет ни капельки воды.
– А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой ). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь. – Юля, скажи, пожалуйста, какой дождик у тебя получился: сильный или слабый? (Сильный ).
– Правильно, сильный. Такой дождь называется «проливной». Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.
– Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.
– Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста всё ко мне.
Наша работа в лаборатории на сегодня закончена, предлагаю вам, вспомнить всё что мы узнали о свойствах воды, а поможет нам в этом эта таблица: 1-е – что мы узнали: вода жидкость, её можно наливать, переливать; 2-е – она не имеет вкуса, запаха; она бесцветная.
Воспитатель. Ну вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сейчас я произнесу волшебные слова и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки: Эни, бени покружились, бумс (хлопок в ладоши ) в детский сад возвратились.
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам играть с капелькой, и мне очень понравилось, спасибо вам за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие ученые проводили опыты, выполняли все задания. Капелька хочет Вас похвалить и подарить Вам в подарок сок.
Попрощаемся с гостями. До свидание.
И идём в группу пить сок.
Татьяна Дроздова
В средней группе "Солнышко" прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности , дети превратились в ученых и проводили различные опыты с воздухом в "научной лаборатории".
Цель : познакомить со свойствами воздуха путем экспериментирования; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас ; формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования; совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух) ; Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи; формировать желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность , использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций; развивать познавательную активность , активность, наглядно-образное мышление.
Оборудования : шарики, пакеты, стаканы, трубочки, веер, резиновые игрушки, медицинская резиновая груша.
Воспитатель : Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку :
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети : Воздух !
Воспитатель : Правильно, это воздух ! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе , будем делать опыты , как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (дети надевают халаты)
Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Есть он и в стакане, и в группе , и на улице, и в волосах. Почему сквозь воздух мы видим друг друга , все окружающие нас предметы? Почему? Какой воздух ? (ответы детей) . Воздух прозрачен , и поэтому все предметы мы хорошо видим. Попробуем доказать, что воздух есть всюду , в том числе и в пустом стакане.
ОПЫТ 1 с пустым стаканом и водой для того, чтобы доказать, что воздух есть везде , но он бесцветен и поэтому мы его не видим.
ОПЫТ 2 . Обнаружение воздуха при помощи зрения . На столе перед каждым ребенком стоит маленький пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля. Педагог уточняет, что случается с воздухом , когда его вдыхает человек. Ставит задачу : опустить трубочку в стакан с водой, подуть в трубочку и посмотреть, что произойдет. Затем педагог констатирует ответы детей. Педагог. Прозрачные пузырьки. Это и есть воздух . Его мы увидели глазами. Имеет ли воздух цвет ? (Ответы детей.) Он бесцветен и прозрачен.
Вывод. Воздух есть повсюду . Его можно увидеть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная , воздуху послушная ) . Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух . Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут .
Здорово мы поиграли с воздухом . Вам понравилось?
ОПЫТ 3 . Обнаружение воздуха с помощью слуха .
1. Для каждого ребенка подобрана резиновая звучащая игрушка. Педагог предлагает взять игрушку в руки, приложить к уху, нажать на нее и послушать, как выходит со звуком воздух .
2. Подобное провести с надутым воздушным шаром , выпуская из него воздух . (2 детей)
3. Опыт с дудочкой . (2 детей)
Вывод. Воздух не увидели , но услышали.
ОПЫТ 4 . Обнаружение воздуха осязанием . Педагог сжимает резиновую грушу. Затем, разжимая, направляет образовавшуюся из резиновой груши струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку. Педагог. Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух . Напомните, пожалуйста, когда и при каких условиях образуется ветер?
Возьмите, пожалуйста, в руку веер и создайте движение воздуха . (дети выполняют задание.) Ощутили воздух ?
Вывод. Воздух мы не видим , но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом .
Можно ли воздух увидеть ? Как?
Можно ли воздух услышать ? Как?
Можно ли воздух почувствовать ?
Публикации по теме:
Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Итоговое занятие по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи: Учить детей проводить опыты с бумагой, называть.
Конспект НОД в средней группе «Опыты с воздухом» Цель: дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление.
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Посадка лука» Цель: расширять представление детей об условиях необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет, закрепить знания.
Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности.
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.
В средней группе. Окружающий мир. «Наш друг воздух».
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
образовательные:
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, расширять представления детей о свойствах воздуха; подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;
Формировать познавательные действия,
*помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
* способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
* развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
* прививать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
*прививать дружеские отношения между детьми.
Ход занятия.
Ребята, поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко). Правильно, солнышко. Представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети встают в круг, вытягивая руки вверх, касаясь друг друга)
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в увлекательное путешествие?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Только это путешествие будет необычным. Вместе с нами будет путешествовать добрый друг. Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто этот друг?
Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, но не видим он для нас.
Правильно, наш добрый друг - это воздух. Он нас окружает всегда и везде.
Воспитатель: А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и. т. д.
А кому ещё нужен воздух?
Дети: Рыбам, животным, растениям.
Воспитатель: Правильно, всему живому.
Ребята, у воздуха есть свои секреты, чтобы их разгадать, мы отправимся в путешествие на поезде. Мы встанем друг за другом и отправимся в путь.
Ответы детей.
Воздух не имеет цвета, он бесцветный. Увидеть его нельзя, но можно почувствовать и ощутить.
Для этого попробуем поймать его в пакетик.
Дети берут прозрачные пакеты.
Воспитатель: Что сейчас лежит в пакете?
Дети: Ничего, он пустой.
Воспитатель: Что произойдет, если мы расправим пакет и взмахнем им?
Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
А кто-нибудь видел как воздух выходил из пакета?
Вывод: воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Как можно еще почувствовать воздух?
Запись «Поезд»
Запись. «Шум воды»
Остановка «Речка»
В речке течет вода. Оказывается воздух можно увидеть в воде. Воду из этой речки мы налили в стаканчики и опустили в них трубочки. Что мы увидим, если подуем в трубочки? Проверим?
Пройдем за столы.
Дети дуют в трубочки, опущенные в стаканы.
Дети: Что происходит с водой?
(ответы детей)
Воспитатель: В воде образовались пузырьки. Эти пузырьки и есть воздух.
А как воздух попал в воду?
Дети: Мы выдуваем его из себя.
Вывод: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
А теперь продолжим наше путешествие.
Дети садятся в поезд и отправляются в путь.(Запись «Поезд»)
Следующая остановка «Полянка»
Воспитатель: Ребята, воздух наш добрый друг и с ним можно даже поиграть. На этой полянке мы и поиграем.
Воздух очень легкий. И мы в этом убедимся в этом, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием, что вы и будете делать.
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Вот видите, пузыри поднимаются вверх от вашего дыхания, значит они легкие.
Воспитатель: Ребята, хотите увидеть фокус? (Да!)
Тогда пройдем на полянку, сядем прямо на травку и будем очень внимательными.
Сомнем лист бумаги и затолкаем его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погружаем стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием.
Воспитатель: Как вы думаете, намокла бумага в стакане?
Достаем стакан.
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Почему бумага осталась сухой?
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха.
Вывод: Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Поиграли, а теперь снова в путь.
Музыка. «Поезд»
Следующая остановка «Музыкальная»
Мы приехали на музыкальную станцию. Но что-то не слышно музыки. Тишина на станции. Смотрите, инструменты лежат, но музыки нет.
Музыкальный руководитель: Ребята, я слышала, что вы разгадываете секреты воздуха. У меня есть музыкальные инструменты. Что это? (дудочки) Если подуть в дудочку, то вы услышите звук (показ). Слышите? Это воздух в инструментах звучит
А сейчас мы поиграем. Упражнение «Дудочка»
Спасибо, ребята, что заехали ко мне в гости. Вы узнали как красиво может звучать воздух.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, а для чего мы отправились с вами в путешествие?
Дети: Чтобы узнать секреты воздуха.
Воспитатель: Что нам удалось узнать о воздухе?
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.
Вывод 3: Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 4: Воздух легкий.
Вывод5: Воздух можно услышать.
Вывод 6: Человек не может жить без воздуха.
На столе лежат смайлики грустные и веселые. Кому понравилось наше путешествие и кто считает, что он сегодня много нового узнал о воздухе может взять веселые смайлики, а кому наше путешествие не понравилось возьмет грустные смайлики.
Воспитатель: А вам понравилось играть с мыльными пузырями? Наш друг воздух дарит вам мыльные пузыри, чтобы вы всегда могли его ощущать, чувствовать. Когда пойдем на прогулку мы сможем поиграть с нашим другом воздухом.
А сейчас сядем в поезд и отправимся в детский сад.