Главная » Здоровье » Дидактическая игра где кукует кукушка. Дидактическое упражнение на звукопроизношение (звук к). Игра "Бездомный заяц"

Дидактическая игра где кукует кукушка. Дидактическое упражнение на звукопроизношение (звук к). Игра "Бездомный заяц"

Досуг для старших дошкольников "Знатоки птиц". Сценарий

Можаева Татьяна Викторовна
Воспитатель ГБОУ «Гимназия №1565 «Свиблово» Дошкольное отделение №1707 Москва

Это досуг-развлечение и в тоже время закрепление знаний детей о зимующих и перелётных птицах. Данный материал будет полезен воспитателям подготовительных групп детских садов, а так же учителям 1-2 классов.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Доставить детям удовольствие от возможности общаться друг с другом в совместных подвижных и весёлых играх.
Образовательные:
Закреплять умение различать зимующих и перелетных птиц.
Закреплять умение различать голоса птиц в природе.
Формирование умения обосновывать свой ответ.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, воображение.
Развивать внимание, память.
Развивать творческие интеллектуальные способности детей.

Оборудование и материалы:
Эмблемы для каждого игрока двух команд
Магнитные доски с магнитами
Предметные картинки: тетерев, дятел, журавль, голубь, ласточка, ворона, сова, сорока, кукушка, клёст, трясогузка, грач, цапля, соловей, скворец, синица.
Два рисунка с контурами птиц.
Запись на диске «Голоса птиц»
Призы для награждения.

Ход досуга:

Ребята, сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Наш праздник так и называется «Знатоки птиц», поэтому все задания будут про птиц.
В соревновании на звание «Знатоков птиц» примут 2 команды. Команда «Снегири» и команда «Синицы». Выбираются капитаны команд. Оценивать ваши знания будет жюри. В конце праздника оно подведёт итоги и объявит команду, победившую в нашем соревновании и присвоит звание «Знатоков птиц».Этот конкурс можно начать стихотворением украинского поэта Л.Глибова в переводе Р.Зославского.
Белобокая сорока
Прилетела из далека,
Не сказала где была,
Но зато она, ребятки.
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.

Забияка и воришка
Носит серое пальтишко.
На лету хватает крошки
И боится хитрой кошки.
(Воробей)

Ей в ночь глухую не до сна
Промысел ведёт она.
(Сова)

Проживает в странах жарких,
А в нежарких – в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому, что хвост красив.
(Павлин)

Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде?
(Клёст)

Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки.
(Свиристели)

Маленький певец лесной
Лучше всех поёт весной.
(Соловей)

Кто по тропочке идет
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами.
(Трясогузка)

Длиннохвостая она,
Со спины черным – черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот - крик.
(Сорока)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец)

Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длиннохвостый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

2 Задание. «Птичья пляска»

Сейчас мы поиграем в подвижную игру. Правила игры: когда звучит музыка вы все танцуете, но как только музыка прекратится, я буду называть птиц, и если названная птица живет с нами зимой, вы останетесь на месте, если улетает – вы присаживаетесь. Итак, знаете ли вы зимующих и перелётных птиц?
Птицы: лебедь, воробей, соловей, грач, ворона.
Жюри оценивает действия детей. Лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает призовые баллы.

3 Задание. «Задачи»

Вот забавные задачи
Ожидают смельчаков.
Пожелаем им удачи
Выходите! Кто готов?

Четыре сороки прилетели на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
(4 – 1 = 3)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
Приходите, все на чай!
Сколько чаек?
Отвечай!
(9 + 1 = 10)

В садик тёти Гали
Пять гусей забрались.
Четырёх прогнали.
Сколько там осталось?
(5 – 4 = 1)

Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду?
Сосчитать я не могу.
(3 + 2 = 5)

4 Задание. Игра «Прилетели птицы»

Воспитатель предупреждает детей:
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (дети хлопают)
Воспитатель. Что неправильно?
Дети. Мухи.
Воспитатель. А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Воспитатель. Правильно. Продолжаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны… (дети хлопают)
Воспитатель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Если дети не обратили внимания на куницу, воспитатель объявляет счет: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи,
Комары, кукушки … (дети хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Галки и чижи.
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы
Все вы молодцы!.
Капитанам выдается по одному рисунку, на котором прорисованы контуры птиц, наложенные один на другой.
Задание: посчитать количество птиц, изображенных на рисунке и назвать их.


Жюри оценивает ответы.

6 Задание. Подвижная игра «Кукушка».

Считалкой выбирается кукушка.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить.

Остальные дети разбиваются на пары. Каждая пара – гнездо – становится на расстояние вытянутых рук, одна от другого по кругу, лицом к центру.
Кукушка бежит за спиной у игроков, легонько хлопает по плечу любого стоящего с внешней стороны круга игрока – птичку и при этом говорит «Ку –ку». Кукушка летит дальше по кругу и птичка тоже, но в противоположную сторону. Игрок, который стоял впереди птички, занимает ее место. Перед ним свободно. Задача кукушки – занять место в гнезде. Если ей это удается раньше птички, то та становится кукушкой, бежит по кругу, кричит «Ку – ку» и хлопает по плечу любую другую птичку. Если нет, то кукушка продолжает водить, пока не займет чьё-нибудь гнездо.

7 Задание. «Найти ошибки»

.
Задание для 1-ой команды :
На магнитной доске зимующие птицы (2 ошибки)
Тетерев, дятел, журавль, голубь, ласточка, ворона, сова, сорока.

Задание для 2-ой команды :
На магнитной доске перелетный птицы (2 ошибки)
Кукушка, клест, трясогузка, грач, цапля, соловей, скворец, синица.

9 Задание. «Вопросы о птицах»

Каким птицам хорошо живется зимой и почему?
Где зимуют синицы и трясогузки? (Синицы в наших краях, трясогузки улетают на юг).
Чем отличаются гнезда кукушки и соловья? (Кукушка не вьет гнезда).
Почему снегирю дано такое имя? (Прилетает с первым снегом).
С прилетом каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей).
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
Какую птицу называют «ледоломкой»? (Трясогузку)
Каких птиц называют «березовыми птицами»? (Дятлов. Их окраска сливается с узором на бересте березы).
В какое время суток добывают себе корм ворона и сова? (Ворона – утром и днем, а сова – ночью).

Наше командное соревнование «Знатоков птиц» закончено. Жюри подводит итоги и награждает участников.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

1. Кукушка

Дети стоят в кругу.

В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу.

Ребенок пропевает «Ку-ку».

2. «Заинька –горностаинька»

По считалке выбирается «Заинька»

Дети идут по кругу пропевая слова:

Заинька- горностаинька

Некуда заиньки выскочить

Кругом заборы высокие

А у заиньки ножки коротенькие

Ну-ка зайка скоком-скоком,

Повернись-ка боком-боком,

Ну-ка зайка повернись

Кому хочешь, поклонись.

С окончание пения зайка выбирает нового водящего.

3. «Овощи»

Дети идут по кругу взявшись за руки.

В центре круга водящий с завязанными глазами.

Все поют:

Как то вечерком на грядке

Репа свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки

Но сначала встали в круг

Останавливаются, считают загибая пальцы

Водящий кружится.

Рассчитались четко тут же

Раз, два, три, четыре, пять,

Прячься лучше,

Прячься глубже.

Ну а ты иди искать.

Дети приседают, водящий идет искать.

Стараясь найти и на ощупь отгадать, кого поймал.

4. «Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький,

Ты барашек беленький,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

Ты нас не бодай,

С нами поиграй

Скорее догоняй.

С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит.

Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

5. «Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял

Здесь я шапку потерял

Новенькую шапку

Тепленькую шапку

Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.

Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел

Здесь я шапочку нашел

Новенькую шапку

Тепленькую шапку

Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну попробуй догони

Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, до водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

6. «Игра с колокольчиком»

Звучит музыка.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре круга ребенок с колокольчиком.

С началом пения идут противоходом.

Ребенок с колокольчиком поет:

С колокольчиком хожу

На ребяток я гляжу

Колокольчик золотой

Кто плясать пойдет со мной?

В конце песни ребенок с колокольчиком

выбирает того, с кем будет танцевать.

Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.

Выбранный ребенок становится ведущим.

7. «Звездочет»

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

Дети идут по кругу вправо и поют:

В небе звездочки мигают

Звездам хочется играть

Звездочет считает звезды

Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.)

Звездочет, звездочет,

Поиграй- ка с нами!

Что покажешь ты нам

Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

2 вариант:

Мы позвали Звездочета

Пусть считает нас подряд

В нашем садике как в небе

Много звездочек –ребят.

Звездочет:

Отгадает кто из вас

Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет, тот становится Звездочетом.

8. «Аист и лягушки»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

В центре круга аист.

Дети идут по кругу поют

Аист ходит, высоко поднимая ноги

и взмахивает руками-«крыльями»

Аист вышел на охоту

Ходит, ходит по болоту.

Очень хочется лягушкой закусить,

Очень хочется лягушку проглотить!

Лягушки прыгают

Аист стоит на одной ноге и машет крыльями.

Лягушки поют:

Кваки, кваки, ква ква.ква.

С окончанием музыки лягушки прыгают от аиста, а он их ловит.

Кого поймал, тот становится аистом.

9. «Горелки»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

В центре круга стоит водящий.

На голове может быть маска зайца.

Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются.

С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару.

Тот кто не нашел себе пару становится водящим.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

10. «Весёлые ребята»

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором пропевают:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

11. «Космонавты»

Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету, выходят из игры.

Количество ракет уменьшается. Игра начинается сначала.

12. «Заря –заряница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла’!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей.

Игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту

13. «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

14. «Западня»

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону.

Внешний круг- обезьянки поют:

Мы смешные обезьянки

Мы прыгучки, кувыркалки

Мы на месте не сидим

И бананы мы едим.

Внутренний круг – Тигры поют:

А мы тигры – не смешные

Мы голодные и злые

Спойте песню еще раз

Мы поймаем вас сейчас.

По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Звучит веселая музыка, обезьянки то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Музыка останавливается, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

15. «Зайка»

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Подвижные игры в старшей группе (5-6 лет) усложняются, приобретают осознанность. Если малышам надо просто побегать, то дошкольники сознательно соблюдают правила сами и следят, чтобы так же поступали товарищи.

Особую пользу от подвижных игр получают особые дети. Очень часто родители и педагоги задают вопрос: как развивать гиперактивного ребенка, который не то, что сосредоточиться на ваших словах, на месте пары минут не может усидеть. Подвижная игра здесь самый лучший выход.

Подвижные игры для старшей группы

1. "Пустое место".

Играющие встают в круг лицом к середине. Один водящий выходит за круг, а остальные очерчивают вокруг себя кружки. Обегая круг, водящий дотрагивается до кого-нибудь рукой и продолжает бежать вперед. Осаленный выбегает из круга и бежит в противоположную сторону. Каждый из двух бегущих старается возможно скорее обежать играющих и встать на пустое место, покинутое осаленным. Не успевший занять пустое место становится водящим, а подвижная игра начинается снова.

Обегая круг, нельзя хвататься руками за платье стоящих, при встрече бегущие должны держаться правой стороны. Нельзя вторично салить одного и того же ребенка; во избежание этого бегавшие, возвратясь в круг, стоят, заложив руки за спину. Водящий, которому пришлось обегать окружность (водить) 2–3 раза, больше не водит, его сменяет стоящий от него справа или слева.

2. "Кот и мышка".

Дети образуют круг, взявшись за руки, не замыкая его, т. е. оставляя в нем "ворота". Взрослый выбирает кота и мышку. Кот становится за кругом, а мышка – внутри него. Кот старается поймать убегающую мышку, пробегая в ворота круга или под руками детей. Дошкольники везде пропускают мышку, а кота стараются задержать, приседая и опуская сцепленные руки. Когда кот поймает мышку, они становятся в общий круг, а их роли передаются другим детям.

3. "Удочка".

Игроки образуют окружность, размещаясь на расстоянии разведенных в стороны рук. Взрослый встает в центр. У него в руках "удочка" – шнур с привязанным к концу мешочком с песком. Он вращает по окружности шнур. Играющие внимательно наблюдают за мешочком и при приближении подпрыгивают на месте (мешочек не должен коснуться ног). Тот, кого "удочка" заденет по ногам, проигрывает и отходит в сторону, пока не останутся 2–3 ребенка.

4. "Самолет".

Каждый малыш – самолет. Самолеты стоят в ангарах. Ангары располагаются любым способом: по окружности, шеренгой, колонной и др. Каждый летчик должен запомнить место своего ангара, чтобы вернуться точно туда. По сигналу летчики совершают полет: руки в стороны, движение в любом направлении. Условие: руки не сгибать (считается поломкой крыльев). Если встретился с другим самолетом, то можно "планировать": наклоняться вправо, влево, вперед, но руки не сгибать. По сигналу летчики возвращаются в ангары.

Сигналы дает взрослый. По первому сигналу все поднимают руки в стороны и начинают полет. По второму сигналу все бегут на места за три счета или три удара (в барабан, ладоши) взрослого. Тот, кто не успел добежать за это время, перепутал ангар, не планировал или сломал крылья (опустил их до второго сигнала), один раз не участвует в забаве. Подвижная игра повторяется до 4 раз

5. "Пятнашки с домами".

Назначается салка, который становится посреди площадки, комнаты. Остальные размещаются по домам. В зависимости от размера помещения таких домов может быть один или несколько. Салка не быстро, отчетливо произносит: "Раз, два, три! Все скорей беги. Я – салка!" Тем временем играющие должны выбежать своих домов и разбежаться по площадке, словами: "Не боимся салки мы" – дети бегают и увертываются от салки, укрываясь от него своих домах.

Салка стремится осалить кого-нибудь, т. е. слегка ударить или просто дотронуться рукой. Осаленный становится новым салкой, поднимает руку, кричит: "Я – салка" – и бросается ловить остальных. Определенного конца подвижная игра не имеет. Новому салке не разрешается салить того, кем он был только что осален. Салка не имеет права салить тех, кто находится в доме.

6. "Ловишка с мячом".

Дети образуют кружок. Ловишка находится в центре. У его ног лежит мяч. Ловишка проделывает подскоки, наклоны, приседания, хлопки. Играющие повторяют за ним все движения. По сигналу взрослого: "Беги из круга!" – игроки бегут врассыпную. Задача: ловишка быстро берет мячик с земли и старается попасть им в кого-нибудь из убегающих. Затем по сигналу взрослого: "Раз, два, три, в круг скорей беги!" - игроки снова образуют круг. Ловишкой становится тот, в кого попал мяч. Если мячик пролетел мимо, остается прежний ловишка, и все продолжают играть.

7. "У медведя на бору".

Игроки выбирают медведя, для которого отводится определенное место – берлога. В двух шагах от берлоги проведем линию – это опушка леса. Дети стоят на противоположной стороне от берлоги. Они подбегают к линии, имитируют сбор ягод, грибов, одновременно все вместе начинают нараспев приговаривать:

  1. "У медведя на бору
  2. Грибы, ягоды беру,
  3. Злой медведь не спит, все на нас глядит.
  4. А потом как зарычит да за нами побежит!".

На последнем слове медведь с рычанием выбегает из берлоги, кого-нибудь ловит и отводит к себе в берлогу. Когда будут пойманы все, выбирается другой медведь. Медведю нельзя выбегать из берлоги, а детям убегать от нее до того, пока не будет сказано последнее слово.

8. "Голуби и ястреб".

На одном конце площадки обозначается голубятня, в которой помещаются голуби, на другом - дом ястреба. Хозяин выпускает голубей из голубятни сигналом "Кыш!", и голуби начинают летать по площадке. На возглас: "Ястреб летит!" - ястреб вылетает из своего гнезда, ловит голубей и ведет в свой дом. Подвижная игра кончается, когда ястреб переловит всех голубей. Тогда выбирается новый ястреб, и подвижная игра продолжается. Голуби и ястреб вылетают по определенным сигналам. Новый ястреб выбирается из числа непойманных голубей. Голуби не имеют права спасаться в доме.

9. "Салки с перебежками".

На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: "Раз, два, три! А ну-ка, догони!" С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом – напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный удаляется, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех. Играющие могут выбегать только по слову "догнать". Водящий имеет право ловить (салить) только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой подвижной игры все пойманные играют вновь.

10. "Птицы и кукушка".

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту – гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: "Кыш, полетели!" – птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

11. "Болото".

Проводят две параллельные линии на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кружков на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а вокруг болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – "замочил" ноги и выходит из подвижной игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

12. "Зайцы в огороде".

На полу или на земле чертят окружность, чтобы все дети могли свободно стать вокруг неё примерно на шаг друг от друга. Это огород. Выбирается сторож огорода – становится внутри в маленький кружок. Остальные – зайцы – размещаются за чертой и прыгают в огород, чтобы поесть капусту. Сторож старается запятнать кого-нибудь из прыгнувших в огород и не успевших своевременно выпрыгнуть. Запятнанный идет в маленький кружок в середине и остается там. Подвижная игра кончается, когда будут пойманы все ребята.

Попадать в огород, передвигаться и возвращаться из него можно только прыжками. Прыгать можно заранее обусловленным способом – на обеих ногах или на одной. Игрок, неправильно впрыгнувший или выпрыгнувший, идет в середину, в маленький кружок; сторож может пятнать только находящихся в кругу. Когда пойманы 3–5 зайцев, выбирают нового сторожа из стоящих в большом кругу, но не из пойманных или попавших за нарушение правил в середину круга. С возобновлением подвижной игры, стоявшие в середине круга возвращаются обратно в большой круг.

13. "Ворона и воробьи".

Играющие образуют кружок, который изображает большую лужу, образовавшуюся после дождя. В луже купаются воробьи. Выбирается ворона, которая помещается в стороне от круга. Играющие подпрыгивают на обеих ногах: впрыгивая в круг и выпрыгивая из него. По сигналу руководителя: "Ворона!" – ворона, находящаяся вне круга, летит к луже и прогоняет (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев (согласно условию). Те, которых ворона ни разу не осалила, считаются победителями.

14. "Катай мяч".

Все садятся в кружок, ноги скрестно, лицом к середине, и начинают перекатывать по земле (друг другу) большой мяч в любом направлении. Каждый, к кому докатывается мячик, старается оттолкнуть его от себя рукой. Если ребенок не сумеет оттолкнуть мяч и тот коснется какой-нибудь части его тела, ребенок отворачивается спиной к середине круга и не участвует в игре. Но как только мяч коснется следующего игрока, первый поворачивается лицом в круг и снова присоединяется к игре.

Подвижная игра кончается, когда треть или половина группы нарушит правила. Мяч разрешается только катать по полу. Отталкивать мячик можно обеими руками или одной, смотря по уговору, но не ногами. Нарушивший одно из этих правил выбывает из игры на тех же условиях, что и тот, кто не успел оттолкнуть от себя мяч. Если мячик проскочил между двумя детьми, то выходит из игры тот, у которого он прошел справа (при условии толкать мяч двумя руками или одной правой) или слева (при условии толкать мячик одной левой рукой).

15. "Мяч по кругу".

Играющие встают по окружности, лицом внутрь. Между ними расстояние один-два шага. Им дается задание: каждый начертит вокруг себя маленький кружочек. По счету: "Раз два, три!" – игроки передают или перебрасывают большой легкий мяч. Тот, кто мяч уронит, покидает игру до тех пор, пока другой ребенок не нарушит правила – не уронит мяч. Подвижная игра кончается, когда мяч обойдет круг 1–2 раза.

Условие: передавать или перебрасывать мячик можно только стоящему рядом, причем в одну сторону (вправо или влево). Запрещается передавать мячик через одного, ронять, выходить из очерченного кружка. Нарушивший правила временно выходит из игры (поворачивается спиной, пока другой ребенок не нарушит одного из перечисленных условий). Мячик должен быть легким, размером 20 см в диаметре. Вместо мячика можно передавать или перебрасывать небольшую подушку (15-20 см), набитую сеном, тонкими стружками. Когда игроки научатся передавать, не роняя, друг другу мяч, можно передачу заменить переброской.

Подвижные игры вызывают особый энтузиазм, когда в них участвуют родители. Всем нам хочется видеть своих малышей здоровыми, бодрыми, ловкими, сильными и хорошо развитыми умственно. Эти качества зависят во многом от нас самих, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети.

Принеси предмет . С одной стороны площадки выстраиваются дети, с другой раскладываются игрушки, флажки, мячики и др. Каждый ребенок должен дойти взять игрушку, а потом отнести обратно. Задание можно выполнять группами. Формирует соревновательный дух, потому что каждый ребенок стремится принести игрушку первым.

Лошадки . Дети распределяются по парам. Один играет в лошадку, другой – в кучера. В игровой форме кучер запрягает лошадку в вожжи и едет с одного конца детской площадки на другой, потом меняются ролями. Такое упражнение учит детей согласовывать действия и движения друг с другом.

Жмурки . Определяются границы площадки. Одному из детей «жмурке» завязывают глаза платком. Остальные дети отводят его в центр площадки и разбегаются. «Жмурку» можно зазывать голосом, хлопками, колокольчиками. За пределы площадки выходить нельзя. Преимущество такой игры в том, она предназначена для детей разного возраста, и в нее можно играть в любое время дня.

Третий лишний . По кругу дети становятся парам друг за другом. Игру начинают два ребенка, один «водящий», а другой «убегающий». Между ними должно быть расстояние не больше 3-4 шагов. Тот, кто убегает, считает до трех и начинает игру. Чтобы не быть пойманным, становится впереди какой либо пары и кричит: «третий лишний». Кто стоит последним в тройке становится «убегающими» и ему нельзя пробегать больше двух кругов. Если водящий догнал убегающего, то они меняются ролями.

Картошка . Дети становятся в круг, выбирается водящий. У него в руках мячик. Суть игры в том, чтобы говорить слово «картошка» и быстро передавать мяч в хаотичном порядке. Кто задержал мячик в руках, тот выходит из круга, и так пока не определится победитель.

Одной ножкой по дорожке . Дети становятся в шеренгу. Сначала они прыгают на правой ноге до середины площадки, обратно возвращаются бегом. Потом прыгают на левой ноге. Хорошо формирует физическую выносливость.

ДОГОНЯЛКИ

Салочки

Выбирается водящий. Он догоняет остальных. Дотронувшись до другого ребенка, «осаливает» его, и теперь тот становится водой.

Догонялки

Чертится круг (овал). Все становятся по его границе на равном расстоянии друг от друга. По сигналу начинают бежать в одну сторону, догоняя впереди бегущего. Если кого-то догнали, он сходит с дистанции. Выигрывает тот, кто останется на дистанции последним.

Разрывные цепи

Дети делятся на две команды, состоящие из равного количества человек. Команды берутся за руки и становятся друг против друга на расстоянии 10 м. Посовещавшись, одна из команд вызывает кого-то из другой команды. Он бежит, стремясь разбить цепь противоположной команды. Если ему это удается, он забирает кого-то из тех, чьи руки расцепились, к себе в команду. Если нет, то присоединяется к другой команде. Побеждает команда, которая полностью «взяла в плен» противника.

Дракон

Дети берутся за руки или становятся паровозиком друг за другом (положив руки на плечи друг другу или на талию). Впереди стоящий - голова дракона. Последний в шеренге - драконов хвост. Теперь голова дракона должна поймать свой хвост, при этом сам дракон должен «не развалиться». На месте головы и хвоста должен побывать каждый. Дети могут упасть, поэтому игру нельзя проводить на твердом покрытии (особенно асфальте), лучше всего - трава или песок.

Курица и коршун

Выбирается водящий - это «коршун». Все остальные становятся паровозиком. Стоящий впереди - «курица», остальные - ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а «курица» и остальные «цыплята» не дают ему это сделать.

Менялки

Чертится круг из кругов (домиков). Число домиков - на один меньше, чем количество детей. Водящий - в центре большого круга. Все остальные сидят в домиках. По сигналу все дети должны поменяться домиками, а водящий в это время пытается успеть занять чужой дом. Оставшийся без дома - становится водящим.

Игра может проводиться и дома. Тогда домиками становятся стулья.

Кукушка

В линию чертятся круги-гнезда (или ставятся стулья). Число гнезд - на одно меньше количества детей. Выбирается водящий - «кукушка». По сигналу «День» все вылетают из гнезд. По сигналу «Ночь» - занимают свободные места. Тот, кому места не хватило, становится «кукушкой».

ЛОВУШКИ

Ловишки

Двое берутся за руки и начинают ловить остальных, пытаясь поймать кого-то в круг (сцепив две другие руки). Все пойманные становятся между водящими и помогают им переловить остальных, образуя «змейку».

Если между дошкольниками есть разница хотя бы в год, это дает им значительное физическое преимущество. Поэтому придумывайте дополнительные правила, чтобы «уравновесить силы противников». Например, в догонялках более быстрым детям нужно догнать малышей два раза, чтобы те покинули круг. То же касается и взрослых участников игры: не стоит откровенно поддаваться ребенку (особенно, если ему уже 6 лет), лучше усложните себе задачу. Игра должна быть справедливой.

Пятнашки

Чертятся две линии на расстоянии б м одна от другой. Выбираются двое водящих. Дети должны перебежать от одной линии к другой, а водящие в это время их салят. Кого осалили - выходят из игры. Побеждает самый неуловимый.

Радуга

Чертятся две линии. Выбирается водящий - радуга. Он становится между этими линиями. Все остальные - на одной из них. Радуга отворачивается от детей и называет какой-либо цвет и поворачивается. Если такой цвет есть в одежде ребенка, то он может спокойно пройти на другую сторону. Если нет - должен пробежать так, чтобы радуга не осалила его.

Выше ножки

Водящий пытается осалить кого-то, но у остальных есть спасение - подняться с земли на какой-то предмет. Одно условие - спасаться на возвышенности могут только три человека. Если кто-то «поднял ножки» четвертым, он становится водящим. Если кого-то осалили, когда его ноги касались земли, он становится водящим.

Кошки-мышки

Выбираются две «мышки» и «кошка». Остальные становятся в круг, держась за руки. «Мышки» находятся внутри круга и могут выбегать, если кто-то из круга поднимет руки. «Кошка» также может попасть в круг. У «кошки» есть «сыр» (его могут обозначать различные игрушки, разбросанные вокруг). «Мышки» должны обмануть «кошку», вынырнув из круга и стащив у нее «кусок сыра» (за один раз можно взять одну игрушку). Игра прекращается, если «мышки» утащили весь «сыр» или «кошка» поймала обоих «мышей».

ПЕРЕГОНЯЛКИ

Перегонки - это различные эстафеты. Перед игрой должна быть обозначена дистанция: старт, финиш или место, которое нужно обежать при командном соревновании. Если детей много, они разбиваются на две команды. Если немного - устраиваются одиночные соревнования.

Задания могут быть самыми разными: от обычного бега до прыжков на одной ноге. Вот некоторые идеи по проведению эстафет:

* бежать парами - «тянитолкаями» (один смотрит вперед, другой - назад, руки сцеплены в локтях);

* прыгать, как кенгуру (между коленей зажимая мяч);

* прыгая через скакалку или обруч;

* бежать парами - сиамскими близнецами (дети обнимаются, будто у них одно тело, а правая нога одного привязана к левой ноге другого);

* в руке держать ложку, а в ложке картошку;

* в руке нести пластиковый стаканчик с водой, на финише выливать воду в ведро. Побеждает команда, которая быстрее наберет воды;

* бежать с книгой на голове, если книга упала, начинать заново со старта;

* идти гуськом;

* прыгать на корточках, как лягушки;

* бег спиной назад;

* набивать ракеткой воланчик;

* перемещаться командой с помощью чехарды;

* вести мяч и т. д.

Задание усложняется, когда появляется элемент из слалома: на дистанции ставятся кегли или камешки, которые предстоит обежать то с одной, то с другой стороны.

ПРЫГ-СКОК

Детей с 5 лет уже можно учить прыгать на скакалке. Длину скакалки определяют следующим образом.

Наступают на центр скакалки, ноги ставят на ширине плеч, натягивают ее вдоль тела. Концы скакалки должны быть на уровне пояса.

Прыгать следует невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, легко приземляться, сгибая ноги в коленях.

Школа скакалки

С помощью считалки определяется, в каком порядке дети будут играть. Игрок выполняет задание первого уровня. Если он выполнил его безошибочно, то он переходит на второй уровень. Если ошибся - передает ход другому. После ошибки повторять задания из предыдущих классов не нужно: это слишком утомительно для дошкольников. Побеждает тот, кто первым пройдет все 10 уровней.

1-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, вращая ее вперед.

2-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на двух ногах одновременно, вращая ее вперед.

3-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на обеих ногах одновременно, вращая ее назад.

4-й уровень 10 раз перепрыгнуть через скакалку на правой ноге, вращая ее вперед.

5-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на левой ноге, вращая ее вперед.

6 й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на правой ноге, вращая ее назад.

7-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку на левой ноге, вращая ее вперед.

8 й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, вращая ее с перекрестом («восьмерочкой»).

9-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, скрестив ноги, вращая ее вперед.

10-й уровень. 10 раз перепрыгнуть через скакалку, скрестив ноги, вращая ее назад.

Классики

Чертится поле классиков. Клетки нумеруются от одного до 10. Рядом с 10-й клеткой чертится поле «Огонь». Бросается камешек так, чтобы он попал в первую клетку. Затем, скача на одной ноге, нужно подталкивать камешек из клетки в клетки по порядку. Ошибкой считается попадание камешка не в ту клетку (по порядку), а также если прыгун оступился или прыгнул на линию.

Если фигура пройдена безошибочно, игрок переходит в следующий класс. Теперь он бросает камешек во вторую клетку и начинает прохождение с нее. По окончании всех 10 уровней сдается экзамен: фигуру нужно пропрыгать с закрытыми глазами. При ошибке игрок уступает ход другому, а при следующем ходе начинает игру с начала класса. Если камешек попадает на клетку «Огонь» - игра начинается с самого начала (1-го класса). Камешек можно бросать рукой.

Конечно, эти правила - для «школьных» классиков. Дошкольника достаточно научить прыгать безошибочно по клеточкам сначала на обеих ногах, затем на одной. Используя секундомер, можно замерять, кто быстрее проходит классики.

Удочка

Все становятся по окружности на равное расстояние друг от друга. Водящий - в центр. Он берет скакалку (удочку) и начинает ее вращать. Остальные должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал - либо становится водящим, либо выходит из игры.

МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ

В играх используется мягкий волейбольный или резиновый мяч. Мяч должен хорошо отскакивать от земли, но не быть жестким, иначе он может больно ударить ребенка.

Выбивалы

Чертится поле: прямоугольник 6 на 4 м. Выбирают двух водящих. Они становятся по краям площадки и кидают мяч друг другу, стараясь попасть в остальных. Остальные бегают по площадке. Выходить за пределы площадки нельзя. Если ребенка выбили, он либо выполняет задание (например, отжимается 3 раза) и возвращается в игру, либо меняется местами с тем, кто его выбил.

Собачки

Выбирают несколько водящих: два или три. Они - «собачки». Остальные перебрасывают друг другу мяч так, чтобы «собачки» его не поймали. Если «собачка» поймала мяч, то она меняется местом с тем, кто этот мяч бросил.

Штандер

Чертится круг. Все стоят в кругу. Кто-то говорит: «Штандер, штандер, штандеренок - невоспитанный ребенок. А воспитанный ребенок - это Лена», - и подбрасывает мяч. Все разбегаются в разные стороны, а Лена ловит мяч. Как только она его поймала, она говорит: «Штандер!» - и все замирают на месте. Теперь ей нужно в кого-то бросить мяч. Если она промахнулась, то, пока она снова ловит мяч, все бегут в круг. Когда она поймала мяч, то снова выбирает, в кого бросить мяч. Если она попала, то этот человек ловит мяч, становясь водящим. Игра продолжается, пока все, кроме «штандера», не окажутся в кругу. Игра начинается заново.

Горячая картошка

Мяч быстро перебрасывается друг другу. Долго держать мяч в руках нельзя, потому что он - горячая картошка. Нужно постараться как можно дольше удержать мяч в игре.

Чиби-чиби-чиби-топ

Чертится круг - дом. Там стоит водящий. Он считает до 10. В это время все разбегаются в разные стороны. Когда счет окончен, водящий говорит: «Чиби-чиби-чиби-топ, точка, запятая, стоп!» Все останавливаются на своих местах. Водящий выбирает кого-нибудь и заказывает до него шаги: «До тебя 10 гигантских и 5 муравьиных шагов» (описание шагов - ниже). Водящий делает заказанные шаги и пытается с этого расстояния выбить человека мячом. Если у него это получается, этот человек становится водящим, а игра продолжается. Если нет - водящий ловит мяч, а остальные бегут в круг. Когда водящий поймал мяч, он снова говорит: «Чиби-чиби-чиби-топ, точка, запятая, стоп!» и опять заказывает шаги до кого-то еще. Если все достигли круга, а водящий так никого и не выбил, игра начинается сначала.

Шаги:

Человеческий - обычный шаг.

Великанский - широкий шаг.

Шаг кенгуру - прыжок на двух ногах.

Лилипутский - шаг длиною в ступню человека (пятка прижимается к носку).

Верблюжий - делается плевок: куда плюнул, туда и становишься.

Муравьиный - шаг в полступни.

Шаг-одноножка - прыжки на одной ноге.

Шаг-юбочка - с поворотом на 360°.

Шаг лягушки - прыжок на корточках.

Гусиный - шаг на корточках.

Можно придумать и другие шаги.

Школа мяча

С помощью считалки определяется, в каком порядке дети будут играть. Игрок выполняет задание первого уровня. Если он выполнил его безошибочно, то он переходит во второй уровень. Если ошибся - передает ход другому. После ошибки повторять задания из предыдущих уровней не нужно: это слишком утомительно для дошкольников. Побеждает тот, кто первым пройдет все 10 уровней.

1-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с одного отскока.

2-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его из-за головы, и поймать его с одного отскока.

3-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с лета.

4-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его из-за головы, и поймать его с лета.

5-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с одного отскока, успев хлопнуть в ладоши.

6-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать его с лета, успев хлопнуть в ладоши.

7-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его одной рукой, и поймать с отскока.

8-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену, бросив его другой рукой, и поймать мяч с лету.

9-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать с одного отскока, успев повернуться на 360°.

10-й уровень. 10 раз ударить мяч о стену и поймать с одного отскока, успев повернуться на 360° и хлопнув в ладоши.

Второй вариант игры (может выполняться теннисным мячиком).

1-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками.

2-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками, успев сделать хлопок.

3-й уровень. 10 раз подбросить и поймать мяч двумя руками, успев повернуться на 360°.

4-й уровень. 10 раз ударить мяч о землю и поймать его.

5-й уровень. 10 раз ударить мяч о землю и поймать, успев сделать хлопок.

6-й уровень. 10 раз набить мяч о землю двумя руками.

7-й уровень. 10 раз набить мяч о землю правой рукой.

8-й уровень. 10 раз набить мяч о землю левой рукой.

9-й уровень. 10 раз подбросить мяч и поймать правой рукой.

10-й уровень. 10 раз подбросить мяч и поймать левой рукой.

Такие школы можно придумывать самостоятельно и не только для мяча, но и для тенниса, бадминтона, обруча.

Салки с перебежками

На противоположных концах площадки два дома. Играющие становятся в одном из домов. В середине площадки между домами становится водящий. Играющие говорят хором: "Один, два, три! А ну-ка, догони!" С последними словами все перебегают из дома, где стояли, в другой дом - напротив. Водящий салит или ловит кого-нибудь. Осаленный или пойманный выходит из игры, а дети перебегают из нового дома в прежний и т. д.

Подвижная игра кончается, когда водящий поймает всех ребят. Играющие могут выбегать только по слову "догнать". Водящий имеет право ловить салить только вне дома: пойманные не должны вырываться из рук водящего. Когда он переловит всех играющих, выбирают нового водящего. С началом новой игры все пойманные играют вновь.

Птицы и кукушка

Все играющие изображают птиц и имеют по отдельно очерченному месту - гнезду. Только у кукушки гнезда нет. По сигналу взрослого: "Кыш, полетели!" - птицы летят из гнезд и летают, где им угодно. Кукушка летает вместе со всеми птицами. По сигналу ведущего: "Домой!" все, в том числе и кукушка бегут и стараются занять любое гнездо. Кто остался без гнезда будет кукушкой. Подвижная игра продлится несколько раз по желанию детей.

Болото. Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7-10 шагов. Между ними чертят мелом 10-12 кругов на расстоянии 25-30 см друг от друга - это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото - "замочил" ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта