При рассмотрении
основных требований (и противопоказаний)
к профессионалу-психологу следует
вспомнить и о неизбежном формировании
у опытных специалистов индивидуального
стиля трудовой деятельности
, который
сложно подогнать под какие-то общепринятые
стандарты и профили. Общая логика формирования
индивидуального стиля профессиональной
деятельности психолога предполагает
следующие важные моменты:
1. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся
у него способности и умения, постепенно
приспосабливая их к решению своих профессиональных
задач.
2. Далее на основе имеющихся качеств и
умений нередко возникают новые, ранее
отсутствующие качества.
3. Наконец, постепенно формируется сложная
взаимосвязанная система адаптированных
и новых профессионально важных качеств.
Такую систему качеств
В.С. Мерлин
называл "симптомокомплексом" и отмечал
при этом: "Индивидуальный стиль деятельности
следует понимать не как набор отдельных
свойств, а как целесообразную систему
взаимосвязанных действий, при помощи
которой достигается определенный результат.
Отдельные действия образуют целостную
систему именно благодаря целесообразному
характеру их связи" (Мерлин,
1986. С. 166-167
).
Обращаем внимание, что для полноценного
формирования специалиста-психолога также
важнейшую роль играет ориентация на какую-то
цель (или даже идею), которая и мобилизует
как различные знания и умения, приобретаемые
в ходе обучения в вузе, так и постепенно
накапливаемый опыт самостоятельной практической
работы. Самое печальное здесь - отсутствие
такой идеи, что не позволяет навести порядок
в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет
обобщить свой опыт, так и оставляя его
на уровне "мусора", т.е. на уровне
несистематизированной, не связанной
общей идеей "кучи" из отдельных впечатлений,
знаний, умений и т.п.
Можно также выделить основные
этапы формирования
индивидуального стиля
деятельности психолога:
Самое
главное при формировании
индивидуального
стиля труда - не спешить
и всегда иметь
обеспеченные "тылы"
в виде освоенной
ранее деятельности
по нормативно-одобряемому
образцу
, гарантирующему успешное
выполнение работы в случае неудачного
экспериментирования при выработке новых
способов деятельности.
Наблюдения за студентами и уже работающими
специалистами позволяют выделить одну
интересную закономерность. Обычно студенты
и начинающие психологи, стремящиеся повысить
свою готовность к будущей профессиональной
деятельности, больше внимания уделяют
развитию своих знаний, а по возможности
и умений. Взрослые, уже работающие психологи
по мере своего профессионального развития
постепенно переключаются со знаний и
умений на ценностно-смысловые аспекты
своей деятельности. Они все больше ставят
перед собой вопрос о смысле своего "пребывания
в психологии", о том, что они могут дать
психологии, и насколько она может обогатить
их как личностей. В связи с этим возникает
вопрос: стоит ли торопить события и ставить
такие ценностно-смысловые вопросы уже
перед студентами и начинающими психологами,
или лучше подождать, пока они сами не
"созреют" для таких вопросов. Мы
считаем, что и здесь недопустимы какие-то
стандартные подходы, поскольку все специалисты,
и все студенты-психологи - разные, то и
сроки "созревания" у всех тоже разные.
А у кого-то такого "созревания" вообще
может не наступить, хотя он может вполне
эффективно выполнять свои профессиональные
обязанности и даже считать себя зрелым
психологом. Стоит ли разочаровывать таких
психологов-специалистов, тем более что
они даже приносят пользу окружающим.
Проблема лишь в том, что более важным
результатом профессионального труда
является развитие личности самих профессионалов,
а это развитие связано, прежде всего,
с развитием ценностно-смысловой сферы
личности. Недаром
А.К.
Маркова
,
выделяя уровни профессионализма, в качестве
высшего такого уровня называет "уровень
суперпрофессионализма", где главным
этапом является "этап творческого
самопроектирования себя как личности
профессионала". Именно на этом этапе
человек по-настоящему достигает своего
"акме", т.е. вершины профессионального
развития (Маркова,
1996. С. 52
).
При рассмотрении вопроса, каким должен
быть специалист по профессиональному
самоопределению, можно обратиться к
проблеме "имиджа"
психолога-профконсультанта
. Можно
поставить вопрос так: должен ли психолог-профконсультант
быть "узнаваемым" по каким-то специфическим
признакам? Скорее - да, так как это тоже
творческая профессия (а "творцы"
любят выделяться, им это помогает в работе);
сам образ также способствует решению
проблемы клиента (устанавливается большее
доверие, клиент не тратит время на выяснение
того, "настоящий" перед ним психолог
или "не настоящий").
Имидж
(авторитет, образ) профконсультанта
может формироваться
разными путями.
1. Может помочь тремление к внешнему сходству
с "настоящим" специалистом (каким
видят его многие клиенты и коллеги-психологи,
слава богу, для этого всегда есть множество
примеров для подражания).
2. Успешная помощь клиентам также способствует
повышению авторитета психолога-консультанта,
у которого со временем может появиться
"Имя", о таком профконсультанте "узнают"
и хотят работать именно с ним.
3. О каких-то профконсультантах может
создаваться "общественное мнение",
некая "харизма", хотя сами они ничем
особенным не выделяются. Как известно,
в некоторых организациях или в определенной
среде потенциальных клиентов хотят, чтобы
у них работало побольше "выдающихся"
специалистов.
Главная проблема
построения имиджа
заключается в
том, что сам профконсультант как бы "разрывается"
между стремлением соответствовать некому
профессиональному стереотипу (чтобы
вызывать доверие у клиентов, чтобы нравиться
начальству и застрявшим в своем развитии
коллегам-психологам), а с другой стороны,
профконсультант - это творческая профессия,
предполагающая творчество не только
в мыслях, но и в поведении.
В любом случае, на первоначальных этапах
профконсультирования лучше соответствовать
имиджу "настоящего специалиста"
(не разочаровывать клиентов), а уже на
последующих этапах работы - стараться
быть самим собой. Самое печальное, когда
профконсультанту так понравится "производить
впечатление" на очередного клиента,
что он уже не в состоянии выйти из своего
профессионального стереотипа, лишая
себя возможности развиваться в своей
профессии.
Вопреки
обыденным представлениям, психологи
относятся к кризисам не просто с
"пониманием", но и с "уважением".
Известное высказывание Л.С. Выготского
о том, что "если бы кризисов не было,
их следовало бы выдумать специально,
иначе никак нельзя объяснить развитие
личности ребенка" относится не только
к возрастной психологии, но и к психологии
становления профессионала.
При этом кризисы имеют два основных возможных
"исхода": 1) кризис может способствовать
личностному развитию; 2) кризис может
привести к личностной деградации, когда
человек не может справиться со своими
внутренними противоречиями и эти противоречия
буквально "разъедают" человека изнутри
(а если к этому добавляются и внешние
неблагоприятные обстоятельства, то кризис
вообще может закончиться печально). Таким
образом, главное - научиться вовремя выявлять
кризисы и управлять ими.
Сам кризис - это
своеобразный "шанс"
для человека стать
лучше
, а для профессионала - перейти
на следующий этап своего развития, ведь
недаром говорится, что каждый последующий
этап развития должен быть еще "выстрадан"
(или еще "заслужен") человеком. И
наоборот, если человек каким-то образом
(незаслуженно) оказывается на последующем
этапе своего развития, то за это обычно
приходится расплачиваться и ему самому,
и окружающим его людям (родственникам,
коллегам или клиентам). Применительно
к профессиональному развитию можно привести
остроумное замечание
В.П.
Зинченко
:
"Каждый этап должен исчерпать себя,
тогда он обеспечит благоприятные условия
перехода к новому этапу и останется на
всю жизнь. Классическая тупость чиновника
объясняется игровой дистрофией в детстве"
(Зинченко,
1995. С. 50
).
Для будущего психолога
проблема заключается
в том, чтобы умело использовать
энергию своего кризиса
(кризиса учебно-профессионального
развития) и направить ее в конструктивное
русло. Возможно, формирование у себя такого
умения является для студента-психолога
даже более важным результатом всего обучения
на психологическом факультете, чем все
знания и умения вместе взятые. Хотя формально
результат обучения выражается в экзаменационных
оценках, зачетах, в защищенных курсовых
и дипломных работах, и мы с этим, конечно
же, не спорим.
Еще более интересным вариантом рассмотрения
кризиса профессионального развития является
не просто "использования"
энергии кризиса, но
и постоянный поиск
для себя сложных проблем
, которые
надо как-то решать, т.е. своеобразное построение,
проектирование, планирование кризисов
или, если сказать по-другому, "построение"
для себя "шансов"
профессионального
развития, а не просто "ожидание"
этих "шансов"
. Как известно,
творческого человека как раз и характеризует
постоянная неуспокоенность, когда он
все время ищет все новые и новые (все более
и более интересные) проблемы и, именно
решая их, по-настоящему реализует и развивает
свой творческий потенциал. Но все ли студенты-психологи
готовы к такому учебно-профессиональному
творчеству? А если нет, то нужно ли себя
обманывать и, таким образом, существенно
усложнять себе жизнь? Но в том-то и прелесть
обучения в высшем учебном заведении,
что студент сам должен принимать решение
относительно преодоления/ или непреодоления
очередного кризиса, а также относительно
поиска для себя все новых и новых проблем.
Сами кризисы профессионального становления
можно рассматривать и как постоянные
"разочарования" ("кризисы
разочарования"
)
в различных аспектах своего обучения
и будущей работы. Но самым болезненным
"разочарованием" становится разочарование
в самом себе, неуверенность студента
в том, что он правильно выбрал профессию,
что из него получится настоящий профессионал
и т.п. По сути, это тот самый "шанс"
для личностного развития будущего специалиста,
который и надо использовать по-настоящему.
Как отмечают самые разные исследователи
профессионального развития (Э.Ф. Зеер,
Б. Ливехуд, Г. Шиши и др.), именно изменение
"Я-концепции", смена (или перестройка)
иерархии жизненных и профессиональных
ценностей лежат в основе многих кризисов
профессионального становления. Но как
непросто отказываться (или перестраивать)
те ценности и смыслы, которые еще совсем
недавно казались такими "важными"
и "основательными", хотя почти каждому
молодому человеку (и молодому специалисту)
в той или иной мере приходится проделывать
эту болезненную работу.
Нередко молодые специалисты отчаянно
сопротивляются перспективе изменить
уже устоявшийся взгляд на окружающий
мир, на свою профессию и, главное - на самого
себя, на свое место в этом мире и в этой
профессии. Лучшим средством защиты от
такой перспективы является разочарование
не в самом себе, а в окружающем мире, включая
и разочарование в своей профессии, и в
своем учебном заведении (в своей "альма
матер"). Условно можно выделить примерно
следующие варианты "защит-разочарований"
:
1. Разочарование в
своих некогда любимых
преподавателях
(на каком-то этапе студент
вдруг "выясняет" для себя, что преподаватель
- это тоже обычный человек, с обычным набором
слабостей и недостатков). Хотя на первых
курсах обучения многие студенты видят
(очень хотят видеть) образец совершенства
и пример для подражания.
2. Разочарование в
изучаемом предмете
(в отдельных психологических
дисциплинах или во всей психологии сразу).
Вдруг студент "понимает" для себя,
что психология, с которой он познакомился
по популярным книгам или телепередачам,
на самом деле, оказывается не такой "увлекательно-развлекательной"
и вообще "скучной".
3. Разочарование в
своем учебном заведении
, когда студент
вдруг "узнает", что в других заведениях
и преподаватели лучше ("солиднее"
и "интереснее"), и библиотеки лучше,
и соцкультбыт организован интереснее,
и спортивные соревнования, и стажировки
за границей, и КВНы, и девочки-мальчики
симпатичнее и т.п. По-своему, студент может
оказаться прав, но как известно, "хорошо
там, где нас нет". А творческая позиция
студента могла бы проявиться в том, что
какие-то проблемы, например связанные
с организацией досуга и "развлечений",
можно решить и своими, студенческими
силами.
4. Разочарование в
перспективах своей
дальнейшей работы
. Студент вдруг понял,
что, скорее всего, он не сможет "хорошо"
и "выгодно" устроиться по специальности
или что ему долго придется довольствоваться
очень маленьким заработком, ведь, как
известно, психологи много не зарабатывают,
особенно в условиях рыночной экономики.
В этой связи уместно привести высказывание
одного зарубежного экономиста и социолога,
Людвиг фон Мизеса, который, рассуждая
о ценностях и преимуществах рыночной
экономики, откровенно поясняет: "Если
вы предпочитаете богатству, которого
могли бы добиться, торгуя одеждой или
занимаясь профессиональным боксом, удовлетворение
от занятий поэзией или философией, - ваше
право. Но тогда, естественно, вы не заработаете
столько, сколько заработает тот, кто будет
служить большинству, ибо таков закон
экономической демократии рынка" (Людвиг
фон Мизес, 1993. С. 174
).
Но поскольку психология, как и философия
с поэзией, относится к творческим (и даже
благородным) видам деятельности, то данное
высказывание Людвига фон Мизеса вполне
применимо и к работе многих психологов.
Хотя, конечно же, мало зарабатывать обидно,
и если психолог обижается по этому поводу,
то с чувством собственного достоинства
у него все в порядке. Ну, а если достоинство
студента-психолога или молодого специалиста
подсказывает ему, что деньги все-таки
важнее, то он может подумать и о профессиональном
боксе, и о торговле одеждой и о прочих
"доходных" занятиях (по Л. фон Мизесу)…
Описание работы
При рассмотрении основных требований (и противопоказаний) к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежном формировании у опытных специалистов индивидуального стиля трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то общепринятые стандарты и профили. Общая логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты.
Ирина Ивановская
Эссе «Образ психолога в современном обществе»
Еще в школе я писала сочинение «Кем я хочу стать» и мечтала быть психологом . Прошло немало лет, и я имею уже достаточно практического опыта. С годами я понимаю, что в современном обществе запрос на таких специалистов, как психолог , резко возрос. Возросли и требования к профессионализму психологов . Несомненно, специалисты, сопровождающие душевно-духовную жизнь человека, должны иметь высокую квалификацию, что способствует и повышению престижа профессии, и обеспечивает эффективную психологическую помощь . В то же время, исходя из собственных наблюдений, я вижу проблемы, касающиеся доверия к психологу , и даже в некоторых случаях отторжение психологической помощи в целом . Люди нередко боятся доверять психологу свои личные проблемы, боятся показаться слабыми, открыть собственную душу. «Не выносить сор из избы» - вот аргумент. Особенно это относится к людям старшего поколения. А если обратить внимание на то , каким представлен психолог в некоторых старых фильмах, то мы увидим смешного человечка, наивного, что-то говорящего «себе под нос» , которого никто и не слушает и воспринимает с иронией. Но я с удовлетворением отмечаю, что в современном обществе возрастает роль психолога . Все больше людей, особенно среди молодежи, правильно понимают и принимают психологическую помощь .
И, как психолог , я понимаю, что только мы можем изменить представление о психологе в сознании людей . Как? Изменить профессиональный имидж - установить связь образа психолога с качествами его личности и характеристиками профессиональной деятельности. Общество ждет психолога , готового работать во многих направлениях и накладывает на него различные функции : координатора, проектировщика, педагога и т. д.
Каким же я вижу современного психолога ? Психолог в современном обществе это человек , который обладает духовно-нравственными качествами, специалист высокого уровня, уверенного в своем призвании, таланте и способностях, человек, вызывающий, прежде всего, доверие. Вы можете возразить, что подобные критерии относятся к любой профессии. Не соглашусь, потому что психолог , прежде всего, это человек, понимающий другого, чувствующий и врачующий душу человека, способный протянуть руку помощи, способный питать душу.
И если психолог в основу своего имиджа возьмет именно эти качества и умения, то его образ , как образ психолога , он будет принят, понят, и будет востребован обществом , как специалист.
Уже давно известно, что человек привлекательный внешне имеет большие шансы на достижение успеха, нежели его невзрачные соперники. У личности, уверенной в собственной уникальности и неповторимости повышается самооценка. Это укрепляет ее веру в свои силы и способности.
Грамотно продуманный имидж позволяет достичь желаемых целей и установить нужные контакты. Умение преподносить себя – настоящее искусство.
Имидж – это какой-либо эмоционально окрашенный образ. Однако если рассматривать этот аспект пристальнее, то прослеживаются не только внешние характеристики облика, но и сущностные элементы его составляющие. Другими словами, имидж – образ, который считывается легко и быстро. Он позволяет через внутреннюю оболочку раскрыть внутреннее содержание своего носителя.
Имидж может нести как положительный, так и отрицательный посыл. Наиболее отчетливо хочется проявлять именно те качества, которые для окружающих становятся притягательными и привлекательными. Понимать, что же это за качества и как их демонстрировать – уже половина успеха.
Это особый процесс, который позволяет позиционировать себя перед другими людьми определенным образом. Его успех детерминируется рядом факторов. Среди них можем упомянуть: умение преподнести себя окружающим, сосредоточить внимание на себе, повысить интерес к собственным положительным качествам.
Важно даже не столько быть таким-то, а казаться таковым. Если коллеги, отмечают в вас целеустремленность, то вскоре вы сами поверите, что способны добиваться своего. Таким образом, характер восприятия вас в глазах других людей способен влиять на ваше настоящее «Я».
Представив себя с нужной стороны, человек может добиться желаемого (например, завоевать чье-то расположение или заручиться поддержкой).
Какие стратегии позволят сократить дистанцию в отношениях?
Это еще одна немаловажная характеристика успешной личности – компетентность и осведомленность в своей профессиональной сфере. Важно уметь говорить не только красиво, но и аргументировано.
Как убедить окружающих в собственной компетентности?
Это еще одни звенья образа успешного человека. О статусе личности говорит не только занимаемая должность, но и круг ее общения, привычки и умение держаться на людях.
Итак, имидж – это не только внешний облик. Он вбирает в себя множество других характеристик. А вы готовы работать над своим имиджем или вас все устраивает?
Уважаемые читатели блога , что в вашем понимании означает термин «психология имиджа ». Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?
Многие справочные издания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как целенаправленно формируемый образ; как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ; как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью; или как мысленное представление чего-то ранее видимого...конкретного или абстрактного, сильно напоминающего... в представлении о другом.
Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
В России понятие имидж стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, Б. Г Ушиков, В.М. Шепель, И.А. Федоров и др.).
Существует ли специфический имидж педагога? -- задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Педагога определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что «...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....».
В данной работе мы изучим вопросы внешнего вида педагога-психолога и его имиджа в общей системе взаимодействия.
1. Социально-психологические основы имиджа педагога-психолога
Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека, как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей.
Имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.
Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции.
Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям . В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.
Таким образом, имидж как результат перцепции человека или учреждения гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания .
Мы берем за основу определение, приведенное В.Н. Куницыной, о том, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж педагога, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру.
В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.
Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.
Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. Этим, в частности, объясняется то, почему определения и положения имиджелогии не следует некритически переносить в область социальной психологии имиджа, цель которой - теоретическое отражение имиджа как объективного социально-психологического явления, познание тех объективных социально-психологических закономерностей, которые лежат в основе его возникновения и функционирования и которые в той или иной мере, соответствующей степени их осознания, могут быть использованы в практической имиджелогии. Социально-психологическое определение имиджа должно учитывать его двойственную природу - социальную и психологическую. Будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, так как построение имиджа происходит в соответствии с осознанными или неосознанными представлениями субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе и воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.
С учетом всего сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа педагога: имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж педагога и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии?
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж педагога воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним .
Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия педагога учеником является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы -- педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Поданным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей и лишь восьмое -- с точки зрения самих учителей.
Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие.
В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
2. Сущность имиджа педагога-психолога в общей системе взаимодействия , значение его внешнего вида
Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.
Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в педагогической сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Педагога слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом .
«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором педагог-психолог предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.
Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию. Так, психолог П. Берд пишет, что имидж - это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.).
Итак, имидж - целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию. Пути построения имиджа осуществляются с помощью как природных качеств индивида, так и специально выработанных. Эти проблемы исследует имиджелогия, которая функционирует во взаимодействии со всем комплексом социальных наук. Особые профессиональные и общественные функции педагога, необходимость быть всегда на виду у своих воспитанников, их родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности педагога, его моральному облику. Это, в свою очередь, определяет успешность педагогической деятельности. Для педагога необходимо единство внутреннего содержания, деятельности и внешнего облика. Поэтому следует отдельно рассмотреть структуру имиджа педагога. .
Вспомним поговорку: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным «банком данных» о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.
Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе педагога, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.
Первым шагом на пути к созданию «эффекта ореола», думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.
Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам педагог-психолог чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что-то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.
Поэтому при выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит.
Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Они не должны доминировать, затенять привлекательные черты или привлекать к себе чрезмерное внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета - все это отвлекающие жесты .
Помимо этого, многие профессиональные современные педагоги своим успехом обязаны и голосу. Так же, как и о внешнем виде, люди составляют свое суждение о голосе в течение нескольких секунд. Голос - это то звучание, которое произносит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное - в агент разлагающего воздействия.
Голос должен содействовать успешности педагога. Некоторые компании за рубежом посылают своих сотрудников на семинары и частные курсы по постановке голоса. Там профессионально ставят правильное произношение, четкую артикуляцию. Подопечные будут охотнее слушать педагога, если у него приятный голос. Неважно, какой голос достался от рождения. Благодаря систематическим упражнениям, педагог сможет избавиться от акцента, научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки.
Работа над собственной техникой речи может сыграть положительную роль в профессиональном становлении молодого специалиста и повышении успешности в деятельности педагога со стажем.
Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько мы обладаем приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, походка. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают установление коммуникационных связей с людьми.
Характеризуя невербальные действия педагога как признак, выражающий отношение к детям, следует проследить изменение голоса в следующих ситуациях: сначала вальяжно сесть на стуле, скрестив ноги, и обратиться к воображаемому абстрактному человеку. Затем, в измененном положении: корпус наклонен немного вперед. В обоих случаях фиксируется интонация голоса.
Проиллюстрировав результаты можно заметить, как поза педагога влияет на содержание речи и интонацию голоса: во втором случае будет скорее пожелание, вежливое обращение, в первом же просьбы не получится, а будет каприз, приказ. Расположение корпуса тела педагога в акте взаимодействия с учащимися имеет существенное значение. Легкий наклон корпуса вперед, легкий наклон головы в сторону и улыбка - не только располагающе влияют на аудиторию, но и заставляют разделить точку зрения педагога.
Характеризуя язык жестов как систему телодвижений, используемую в качестве средства общения наряду с вербальной речью, можно показать, как язык жестов связывается с культурными традициями народов, социальных групп. Так, к примеру, с помощью жестикуляции во время речевой заминки как бы временно «выручает», «защищает» от нападения оппонента: размашистость и решительность жестов говорит о волевых качествах педагога; нервические подергивания тела свидетельствуют о неуверенности человека, психологическом дискомфорте.
Говоря о походке педагога, целесообразно подчеркнуть, что она также является выражением его имиджа. Сутуловатая фигура педагога, затяжеленно, размеренно передвигающаяся по кабинету, настраивает учащихся на выполнение педагогических требований, держит их в психологическом напряжении. Легкая, "порхающая" походка, напротив, расслабляюще действует на детей и способна вызвать у них противоположный настрой. Она в меньшей степени мобилизует учащихся на выполнение учебных заданий. В этом случае внимание школьников скорее будет сосредоточено на экстравагантности педагога, чем на важности учебного материала.
Отмечая выразительность движения мышц лица (мимику), как проявление человеческих чувств, переживаний, эмоций, следует обратить внимание на то, что зачастую начинающий педагог-психолог не умеет управлять своим лицом и мимические реакции опережают речевые. Дети очень наблюдательные и точно сопоставляют микромимические реакции со смысловым содержанием речи педагога. Если в результате сопоставления вербальной и невербальной речи они невольно чувствуют фальшь, обман, лицемерие, то педагог-психолог, обнаруживший это однажды, не будет пользоваться личностным доверием учащихся.
Немаловажное значение имеет и образ жизни педагога. Имидж образа жизни педагога - это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер. Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Совсем не обязательно, чтобы люди любили педагога, просто он должен им нравиться.
Конечно, создание позитивного имиджа педагога - непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным. Кризис в обществе, семье, недостойная заработная плата, интенсивный труд, вынужденные повышенные учебные нагрузки, конфликтогенность школьных социумов, отсутствие авторитета педагога - все это не располагает к работе над собой .
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.
Эмоционально богатый педагог-психолог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
В ситуации, когда значение внешнего вида педагога становится во главу условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! -- призывает В.М. Шепель.
На педагога смотрят внимательно. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.
Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении педагогу важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% начинающих учителей испытывают наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.
Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности, -- писал А.А. Бодалев.
На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на детей.
Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Еще Н.Д. Левитов в своих исследованиях, проведенных в 40-е годы XX столетия, отмечал, что в первом впечатлении об учителе учащиеся оказываются более солидарными между собой, чем в последующих.
3. Причины необходимости создания имиджа педагога и его понимание
В основе понятия "имидж" лежит латинское слово imago, которое означает образ, облик, картину, подобие. Правда, в глубокой древности это слово уже употреблялось в переносном смысле для обозначения посмертных восковых масок, снабженных текстом, в котором отображался библиографический характер "воссозданного" образа. В начале XX века возникло формалистическое течение популярных поэтов лириков - "имажинизм", сторонники которого придавали самодовлеющее значение художественному образу, как правило, вычурному, осложненному. В настоящее время понятие "имидж" активно используется в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя, имидж стал элементом теории и практики "Паблик рилейшнз", прочно войдя в общественную жизнь.
Имидж возник как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Стартовой точкой возникновения имиджа является спровоцированное социумом желание нравиться, чтобы достигать своих эгоистических целей. В современных педагогических словарях имидж педагога определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества педагога: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Имидж педагога выполняет следующие функции: профессиональную - в контексте педагогической деятельности способствует выполнению профессиональной функции обеспечение высокого качества обучения и воспитания); социальную - способствует развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа профессии педагога, повышению общественной значимости этой профессии; духовно-нравственную - оказывает влияние на формирование личности ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); визуальную - оказывает влияние на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
Словосочетание "имидж педагога" является сравнительно новым для педагогической науки. И в этой связи интересно узнать, как сами практикующие педагоги и будущие педагога понимают это словосочетание и что вкладывают в его смысл. В опросе приняло участие 433 человека (педагога московских школ и студенты педагогического вуза МГПУ).
Полученные ответы учителей и студентов не представляли принципиальной разницы. Обе категории сходятся во мнении и под имиджем педагога понимают совокупность качеств: внешний вид (50%), культура поведения (34%), профессионализм (20%), внутренние принципы (16%), образ педагога (15%), личностные качества (11%), умение производить впечатление (8%). Таким образом, можно сказать, что в общественном сознании практикующих и будущих педагогов имидж педагога понимается как совокупность внешних и внутренних индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога. Индивидуальный имидж педагога - это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств педагога, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект - субъектному общению с участниками образовательного процесса. Этого определения будем придерживаться и мы в своем исследовании. Образ педагога, его имидж - это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в него включены как естественные свойства личности, так и специально наработанные, созданные искусственно. Имидж необходимо рассматривать как часть целой структуры авторитета. Приведение имиджа педагога в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом - важный момент в формировании авторитета педагога. Создание привлекательного имиджа педагога является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Педагог-психолог часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения. Он находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения .
Имидж педагога во многом зависит от его педагогического стиля. В древнем мире стилем называли литературный слог, индивидуальную творческую манеру. Понятие "стиль" многозначное. Под стилем педагога обычно понимают стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса (педагог-психолог - ученик, педагог-психолог - педагог-психолог, педагог-психолог - администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными чертами. В контексте того, что педагог-психолог является руководителем ученического коллектива, можно говорить о стиле педагогического руководства. Стиль руководства выражается в том, какими приемами педагог-психолог побуждает коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач, стоящих перед классом, как контролирует результаты деятельности. Обычно стиль отличается устойчивостью, но устойчивость эта относительна, поскольку стилю присуща и определенная динамика. Умение быть мобильным в стилевых проявлениях рассматривается как достоинство и многими исследователями ценится так высоко, что, по их заверению, "наилучший тип руководителя - это динамический" и что "умение руководить - это умение менять стиль руководства". Наиболее распространенной классификацией стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и демократический. Педагог-психолог, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата, нажима, психологического давления.
Важно обратить внимание на то, что учащиеся, как правило, боятся такого педагога. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой педагог-психолог не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Атмосфера в классе нерабочая, дисциплина неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие особенности: дистанционные отношения между педагогом и учениками, отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность педагога, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Демократический стиль предполагает, что педагог-психолог ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению общих задач.
Демократический стиль более приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Педагог-психолог, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. Для формирования позитивного имиджа педагогу необходимо обладать демократическим стилем взаимодействия с учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и поощрять открытость и доверие учеников. Мы уже говорили о том, что все компоненты структуры имиджа взаимосвязаны и взаимодополняемы. Так, несмотря на то, что стиль деятельности педагога является частью профессионального компонента, в нем проявляются и личностные качества, преломленные в определенной степени через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива; общая и профессиональная культура, отражающая общую и профессиональную ценностные ориентации; особенности характера и темперамента. Психологический тип личности педагога выступает и как условие профессионального стиля деятельности. Стиль деятельности педагога во многом характеризуют отношения с учениками. Стиль отношений во многом складывается подсознательно и постепенно, но это не значит, что стиль формируется стихийно. Процесс становления стиля деятельности следует рассматривать как сложный процесс, длящийся достаточно долго. К тому же тот или иной стиль руководства в чистом виде встречается редко .
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили. Педагогическую технику также необходимо рассматривать как структурную единицу профессионального компонента общей структуры имиджа педагога.
Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении самых разнообразных задач обучения и воспитания, ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии, выступающим в виде совокупности умений по использованию своего психофизиологического аппарата как инструмента воздействия. Но весь профессиональный компонент имиджа педагога пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер - все находит свое отражение в профессиональном компоненте.
Заключение
Таким образом, в педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное признание. Появление педагога в ореоле человека, создающего свой собственный имидж, позволил говорить о появлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж педагога - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.
В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога.
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. Имидж педагога проявляется в некоторой обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные и внешнеповеденческие. В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.
Конечно, создание позитивного имиджа педагога - непростая задача в наше проблемное время. Личное обаяние нередко «вырабатывается». Оно требует огромной работы над собой, но приносит хорошие плоды: формирует позитивные по отношению к педагогу установки окружающих, делает общение с ним приятным и комфортным.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Список литературы
1. Вилсон Г. Язык жестов - путь к успеху - СПб: Изд."Питер", 2006. - 224 с.
2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Эксмо, 2007 - 896 с.
3. Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. - 2006 - №1.- 298 с..
4. Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - 189 с.
5. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
6. Яковлев С. Имидж учителя: каким ему быть? О стиле педагогических отношений с учащимися. // М.: Учитель. - 2008. - №1. - 234 с.
Размещено на Allbest.ru
Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.
реферат , добавлен 28.08.2011
Развитие профессионального мышления студентов на основе изучения дисциплины "Направления деятельности и должностные обязанности педагога-психолога и социального педагога". Принципы и достижения мировой и отечественной психолого-педагогической науки.
методичка , добавлен 20.02.2010
План работы педагога-психолога. Диагностическое исследование личности педагога. Стиль управления персоналом. Самооценка и экспертная оценка лидерских качеств. Диагностика эмоционального "выгорания" личности. Доминирующие стратегии конфликтного поведения.
отчет по практике , добавлен 27.03.2016
Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.
отчет по практике , добавлен 23.07.2015
Теоретическое обоснование природы и психологии имиджа учителя. Вербальные и невербальные средства общения как важные составляющие имиджа. Характеристика механизмов формирования образа в психике. Изучение основных элементов построения имиджа учителя.
реферат , добавлен 17.01.2013
Наркомания и связанная с ней преступность. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых. Индивидуальная профилактическая работа по проблеме наркомании. Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
курсовая работа , добавлен 19.07.2009
Направления работы психологической службы в школе. Цели и задачи работы педагога-психолога. Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу. Практика проведения психодиагностики ребят младшего школьного возраста, используемые при этом методики.
отчет по практике , добавлен 18.04.2013
Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.
отчет по практике , добавлен 27.02.2007
Характеристика детского дошкольного учреждения, структура его финансовой и хозяйственной деятельности. Анализ организации образовательного процесса. Особенности деятельности педагога-психолога детского сада. Психодиагностическое обследование детей.
дипломная работа , добавлен 12.04.2014
Понятие имиджа. Функции имиджа. Имиджмейкер. Имиджмейкинг. Понятие имиджмейкинга. Создание долгосрочного имиджа. "Быстрый" имидж. Технологии защиты имиджа. Сущность процесса формирования имиджа. Компоненты имиджа.