Редькина Татьяна Павловна
Воспитатель, МАДОУ "Детский сад №65", Сыктывкар, Республика Коми
Редькина Т.П. Опытно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы в процессе НОД (экология) // Совушка. 2017. N3(9)..12.2019).
Заказ № 36491
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.Л Князева).
Реализуя программу «Радуга» (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др), я столкнулась с противоречием. Одной из задач является задача формирование самостоятельности, целеустремленности у детей, умение ставить перед собой задачу и добиться ее решения. Но задача не связана с исследовательскими методами обучения. Ее реализация основана на репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методах обучения. В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» тоже, по моему мнению, не хватает исследовательской деятельности. Большинство рекомендованных занятий построены на основе беседы.
Поэтому в своей работе я активно использую исследовательский метод. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия. Экспериментирование является основным видом ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:
Уметь видеть проблему и ставить вопросы;
Уметь доказывать;
Делать выводы;
Высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который помогает дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Поэтому я разработала систему опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии.
Система опытно-экспериментальной деятельности на занятиях экологии. подготовительная группа
Тема |
Тема деятельности |
Цель деятельности |
Описание |
|
«Планета Земля в опасности» |
«Глобус своими руками» |
Создать с детьми глобус для работы с ним в течение года. |
Моделирование планеты (папье-маше), с частями суши, рельефом. Описание в методике работы с детьми (2,с. 10) |
|
«Обитатели нашего уголка природы». |
«Растения пьют» |
Показать детям жизнедеятельность растений (потребление воды). |
В стаканчик с подкрашенной водой ставится черенок цветущего растения (с белыми цветами, лучше бальзамин - у него быстрое всасывание жидкости). Цветок растения окрасится в цвет красителя воды. Почему цветок окрасился? (растение «пьет», разносит воду по всем частям) |
|
«Влаголюбивые и засухоустойчи- вые комнатные растения». |
«Влаголюбивые и засухоустойчи- |
Показать приспособленность растений к условиям обитания в местах с повышенной и пониженной влажностью; способы накапливания, сбережения влаги и наоборот. |
Обломить несколько черенков или отдельных листьев (засухоустойчивых: толстянка, алоэ, влаголюбивых: бальзамин, лист бегонии) и проследить изменения. Влаголюбивые подвянут. Почему? У них широкие листья с тонкой покрывающей кожицей, которые активно испаряют влагу. А засухоустойчивые остались неизменны. Они накапливают воду в стеблях и листьях, листья покрыты толстой кожицей, чтоб снизить испарение влаги, а кактусы редуцировали листья в иглы, чтоб сохранить накопленную в стволе влагу. |
|
«Почему белые медведи не живут в лесу?» |
«А белый ли белый медведь? И почему белый медведь не мерзнет» |
Показать как прозрачные волоски шерсти образуют белый мех медведя. |
Накануне занятия следует провести опыт «Какая поверхность сильнее нагревается: белая или черная?». Рассмотреть через мультимедийный пректор фото кожи медведя - она черного цвета. Чтоб лучше нагревалась. Но ведь она под белым мехом, а белый цвет отталкивает солнечные лучи. Рассмотреть фото шерстинок белого медведя - они прозрачные. Так почему шкура медведя белая? Проследить как меняется цвет силуэта «чернокожего» медведя при накладывании на него несколько слоев прозрачной полиэтиленовой пленки. Медведь стал белым и незаметным на снегу, а прозрачные шерстинки пропускают солнечные лучи к темной коже медведя, и согревают его в лютые морозы. |
|
«Беседа об осени» |
«Почему листья осенью желтеют» |
Показать детям зависимость выработки хлорофилла растениями от продолжительности светового дня. |
Этот опыт надо начинать примерно за неделю. Чтоб на занятии был уже результат. Растение поставить в темный шкаф и выставлять на постоянное место на пару часов, или прикрыть фотопленкой один лист и никуда растение не убирать (это более гуманно к живому объекту). Хлорофилл вырабатывается только на свету. Нет света - лист желтеет (желтый пигмент в растениях есть всегда). |
|
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях» |
«Почему глаза и ноздри лягушки находятся на одном уровне» |
Показать приспособленность лягушки находиться в двух средах обитания одновременно. |
Предложить детям погрузить резиновые игрушки-лягушки в воду, чтоб на поверхности были только ноздри и глаза. Показать на мультимедийном проекторе фото такой позы лягушки. Зачем лягушке такая особенность? Чтоб их кожа не пересыхала на солнце, чтоб их не было видно сухопутным хищникам, а сами лягушки видели все вокруг и могли бы дышать воздухом. Предложить то же проделать с игрушкой зайца, волка… У каких животных есть такая особенность? (бегемот, крокодил) Почему? |
|
«Как видит лягушка» |
Показать особенности зрения лягушек. |
Привязать к указке леску к концу лески привязать пластмассовую муху, но детям не показывать, что на конце лески. Махнуть перед детьми указкой с мухой. Увидели, что было на конце лески? (нет). Посадить «муху» на стол. - Разглядели кто это? Лягушка видит все наоборот. Движущие предметы хорошо, а неподвижные вообще не видит. Неподвижные предметы она не видит, потому что те не опасны и не съедобны |
||
«Сравнение рыб и лягушек». |
«Как видят рыбы» |
Показать особенности зрения рыб, приспособленность к среде обитания; зависимость развития разных органов чувств от глубины обитания и степени прозрачности воды. |
Небольшими группами сесть вокруг прозрачных емкостей (можно 3-литровые банки), наполненных прозрачной водой. Посмотреть друг на друга, приблизившись близко к емкостям. Хорошо видно друг друга? (да). Потом посмотреть отодвинувшись на расстоянии. Хорошо видно друг друга? (плохо) Так и рыбы видят - они близоруки. Влить молоко в емкости с водой и посмотреть через мутную воду. Хорошо видно? (ничего невидно). Как же рыбы ориентируются в мутной, темной, придонной воде? Показать на мультимедийном проекторе боковую линию рыб и донных рыб с усиками (сомы, налимы) |
|
«Беседа о кроте» |
«Как видит крот» |
Показать приспособленность крота к подземному образу жизни. |
Рассмотреть на фотографии глаза крота. Глаза есть, но срослись веки. Предложить детям одеть очки с непрозрачной пленкой (превратиться в крота). Посмотрите друг на друга, хорошо видите? (ничего не видно) А теперь посмотрите на лампы и поводите рукой перед глазами. Что видите? (тени от руки). Почему крот так видит? (зрение под землей, в полной темноте не нужно). |
|
«Почему мех крота ложится в разных направлениях» |
Взять кусочек натурального меха (крот) и просунуть его сквозь трубочку (туннель норы) по росту шерсти и против. Как легче «кроту» было проходить по туннелю? (по росту шерсти) Почему у крота шерсть ложится в разных направлениях? (чтоб крот не застревал в норе, мог легко передвигаться как вперед, так и назад). |
|||
«Слепые землекопы» |
Проект «Слепые землекопы» |
Показать разнообразие животных, приспособленных к жизни под землей. |
Презентация «Слепые землекопы» |
|
«Что мы знаем о птицах?» |
«Как видят птицы» |
Показать зависимость расположения глаз от типа питания. |
Предложить детям встать, ведь голубь летает высоко. -Где расположены глаза? (по бокам) - Поверните голову вправо, как можно дальше, поводите глазами посмотрите. Запомните, что вы видите. Вот сколько голубь видит правым глазом. А теперь поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрите, сколько птица видит левым глазом. Много видит голубь? (все вокруг себя) А теперь посмотрите на сову. У нее так же расположены глаза? (прямо) Почему у голубя по бокам, а у совы прямо? (голубю надо видеть хищника, дорогу для спасения, а сова нацелена на жертву перед собой). Предложить определить по фотографиям птиц хищных и жертв.(беркут, синица или др, с четко выраженным направлением взгляда). Примечание: у зверей четко выражено направление глаз (кошки - мыши, тигры - антилопы, волки - зайцы). |
|
«Полет листа бумаги» |
Показать важность площади опоры о воздух для полета. |
Предложить детям взять два листа бумаги, один скомкать в шарик и опустить их одновременно с высоты поднятых рук. Какой лист упал раньше? (скомканный) - Почему? Расправленный лист легкий и широкий, опирается о воздух, поэтому может немного планировать. Провести аналогию с расправленным крылом птицы. |
||
«Сохраним елку - красавицу!»» |
«Елочки - школьницы» |
Показать сколько елок вырубается на праздник. |
Для начала провести аналогию с человеческим возрастом. Елочки до 10 лет называются школьницами. Предложить посчитать сколько елочек срубят для семей детей, посещающих группу, две группы, весь детский сад, 3 детских сада поселка? Число огромно и очень поражает детей. |
|
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» |
«Маскировка» |
Уточнить приспособительные особенности животных. |
Моделирование маскировки. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
|
«Этажи леса» |
Показать, что все животные занимают свою пищевую нишу в лесу. И никто никому не мешает. |
Моделирование этажей леса. Описание в методике работы с детьми (2, с. 64) |
||
«Волк и лиса - лесные хищники» |
«Чьи ноги быстрее» |
Показать, как особенность внешнего вида влияет на способ добычи пищи. |
Моделирование при помощи «ног - циркулей». Описание в методике работы с детьми (2 . с. 72) Лучше приготовить на каждого ребенка или комплект на двоих. |
|
Подвижная игра «Поймаем зайца» |
Объяснить, почему волки зимой сбиваются в стаи. |
Лето - один ребенок «волк» догоняет ребенка «зайца». Зима - этот же ребенок, но с одетой резинкой на уровне икр (моделирование затрудненного бега по снегу) догоняет зайца (заяц гораздо легче волка и не проваливается глубоко в снег, поэтому ноги свободные). Догнать не получается. На помощь позвать еще несколько детей. «Стая» зайца загоняет в кольцо. Вывод: одному волку в лесу не выжить, а стае проще прокормиться. |
||
«Лес в жизни человека» |
«Как появился рисунок на поверхности деревянной мебели» |
Показать как образуется текстурный рисунок на деревянных поверхностях. |
Раскатать два разных по цвету пласта пластилина, наложить друг на друга и закатать в рулет. Стекой, смоченной водой разрезать рулет под разными углами. Целесообразно перед этой работой показать детям прямые срезы деревьев, с четким рисунком годовых колец. |
|
«Заповедные места и памятники природы» |
Сюжетная игра «Некультурные туристы» |
Показать, как активно исчезают экземпляры флоры и фауны из природы из-за экологической неграмотности людей. |
Разложить фотографии цветов и пригласить на «экскурсию» детей - «некультурных туристов», которые «сорвали» всего по одному цветочку. Сколько исчезло и не дало потомство цветов? Такую же игру можно провести и с насекомыми, раковинами и др. объектами природы. |
|
«Кому нужна вода?» |
«Капля за каплей» |
Показать сколько воды теряется из-за подтекания кранов. |
Начать занятие в умывальной, обратив внимание на капающий кран. - Много в капельке воды? Много воды уходит в канализацию из капающего крана? Предложить поставить емкость под капающий кран и проверить в конце занятия, сколько воды накапало. Можно для убедительности сделать несколько отметок в течение дня. |
|
«Обитатели водоёма» |
Фото-загадки «Животное водоема» |
Закрепление умений определять по внешнему виду представителей различных экосистем. |
Посмотрев на фотографии незнакомых животных определить по внешнему виду и выбрать тех, которые приспособлены к обитанию в воде (выхухоль, утконос, калан, болотная черепаха, тритон и др.все зависит от знаний детей). |
|
«Что живет в воде, что растет в воде» |
«Почему завяла валлиснерия» |
Показать детям полную зависимость от воды водных растений. |
Отщипнуть лист валлиснерии (можно любого водного растения). Она буквально на глазах начинает вянуть. |
|
«Почему ива плачет» |
Показать детям гуттацию (от лат. gutta — капля, выделение листьями растений капельножидкой воды) ивы |
В емкость с водой положить шерстяные мокрые и отжатые нитки «стебли ивы», так чтоб нитки свисали из емкости. Через несколько секунд с них начинает капать вода. Ива - одно из немногих древесных растений, способных к гуттации, Происходит, когда корнями поглощается воды больше, чем испаряется листьями. |
||
Праздник «Земля, с днём рождения тебя!» |
В рамках праздника проведение различных акций: «Вторая жизнь бутылки»; «Чистый двор»; «Чистая группа» и др. |
|||
«Зелёная служба Айболита - весенний уход за комнатными растениями» |
Показать способы размножения растений, виды корневой системы. |
Посадка и пересадка комнатных растений. |
Литература:
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности «Береги своё здоровье!»
Выполнил: воспитатель МАДОУ «Д/С №18» Погребная Е.Ю.
Цель : развивать познавательный интерес ребёнка к своему здоровью.
Задачи : развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования. Учить устанавливать причинно-следственные связи, умению делать выводы. Воспитывать эмоционально-ценное отношение к окружающему миру.
Материал : цветные иллюстрации, воздушный шарик, магнитная доска.
Воспитатель : Ребята, а у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей) И у меня тоже хорошее настроение? А догадались почему? (ответы детей) Самым главным из всего того, что вы перечислили является - здоровье! А вы знаете, где прячется здоровье?
Воспитатель : Сегодня мы с вами найдем ответ на вопрос: «Где прячется здоровье?» Присаживайтесь поудобнее и послушайте легенде:
«Давным-давно, на горе Олимп, жили-были боги. Создавали они моря и горы, леса и океаны… Стало богам скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать: каким должен быть человек?
И решили боги спрятать самое главное, что есть у человека – здоровье. Стали думать и решать: куда бы спрятать здоровье? Предлагали спрятать здоровье за высокие горы, в синее море. А один из богов предложил: здоровье нужно спрятать в самого человека.
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов – ЗДОРОВЬЕ.
Значит, здоровье то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему? (ответы детей)
Я вам открою секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточки вашего организма.
Первый лучик вашего здоровья – это сила! Каких людей вы считаете сильными? (ответы детей). А где прячется сила? (ответы детей). Сила прячется в мышцах. Проверьте ваши мышцы. Сильные ли они? Что необходимо сделать, чтобы мышцы были сильными? (ответы детей). Нужно делать зарядку, поднимать гири, отжиматься от пола. Пословица: Сила укрепляет здоровье человека.
Вот и первый лучик! (выставляю иллюстрацию - физкультурники)
Чтобы узнать второй лучик, я покажу вам фокус. (из воздушного шара выпустить воздух). Что произошло в шарике? (ответы детей). Что за невидимка сидел в шарике? (ответы детей). Правильно – воздух!
Без дыхания жизни нет, Без дыхания меркнет свет, Дышат птицы и цветы, Дышим он, и я, и ты!
Давайте, проверим это!
Опыт:
Попробуйте глубоко вдохнуть в себя воздух.
Закройте ладошкой рот и нос.
Что вы ощущаете? (ответы детей). Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей).
Правильно! Это каждая клеточка нашего организма взбунтовалась и потребовала воздух. Без воздуха мы погибнем. А где чище воздух? (ответы детей). Чтобы нам отправиться на «улицу», нужно одеться. Одеваемся!
ФИЗМИНУТКА
Нам купили варежки, и конечно валенки. Шубку тёплую оденем, шапку по теплее. И пойдем гулять скорее… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай скорее ножку, проложи другим дорожку. Мы шагали, мы шагали, наши ноженьки устали. Мы немного отдохнем и потом играть пойдём!
Воспитатель : Дышим носом, дышим правильно. Ребята, что входит в состав воздуха? (ответы детей).
В состав воздуха входит кислород, который выделяют растения. Воздух, который богатый кислородом – это чистый воздух Дышится легче всегда в лесу, особенно в хвойном. А кто скажет – почему? (ответы детей). В хвойных лесах содержится много летучих веществ – фитоцидов, эти вещества убивают вредных микробов.
Второй лучик здоровья – воздух! (иллюстрация деревьев)
Поговорим о третьем лучике здоровья – полезной еде. Зачем человеку еда? Еда – это топливо организма, в еде содержаться витамины. Без еды человек слабеет, у него плохое настроение, бледная кожа. Ребята, а вы умеете выбирать полезные продукты? Сейчас проверим!
Дидактическая игра «В магазин за продуктами»
Молодцы! Умеете выбирать полезные продукты!
Беседа о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах, продуктах, полезных для организма человека.
Следующий лучик – вода!
Почему вода – это здоровье? (ответы детей)
Пословица: Чистота – залог здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно соблюдать режим дня, мыть руки перед едой, закаляться и быть в хорошем настроении.
Пусть болезни все отступят и здоровье крепким будет!
Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.
Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.
Повернись налево к другу
Левую дай руку другу
Шаг назад, и два – вперед!
Влево – вправо поворот!
Покружимся, повернемся
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались
Повернулись, разбежались!!!
Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.
— Что такое лаборатория?
Мы будем лаборантами.
— Кем, вы будете? (лаборантами).
Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
Приготовились: « 1,2,3,4,5
Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».
Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.
Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)
Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.
Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.
Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)
Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)
Скажите, зима сразу превратится в лето?
Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.
Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)
Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.
А что, бывает зимой? (снег, лед)
Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).
Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).
От чего так происходит? (от теплоты рук).
Попробуйте сломать?
Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?
Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)
Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.
Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?
Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).
Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)
Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.
Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).
А как нагревали? (ладошками)
Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)
Скажите, руки у вас горячие? (теплые)
Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?
Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.
Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?
Дети: солнце, плита.
Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!
Дети: нагревать.
Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.
— Что теперь в кружке?
Дети: жидкость
— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?
Дети: Парафин после нагревания стал жидким.
Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.
Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгаем на месте
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь итог!
Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.
— как сделать, чтобы он опять стал твердым?
Дети: охладить.
Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.
Как это сделать? Вы знаете?
Высказывания детей.
Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.
— Что происходит с жидкостью?
Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.
Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.
Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.
Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.
Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.
Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).
Молодцы. Ребята!
Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».
Что нового мы узнали?
Как мы к этому пришли?
Какие были трудности?
Ребята, теперь вы знаете, что, твердое, может превратиться в жидкое, а жидкое в твердое.
Название: Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения»
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №124 Детский сад общеразвивающего вида «Вишенка»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область
Галина Калала
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история »
Цель : Способствовать развитию познавательного интереса у детей ;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности .
Программное содержание : Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение) ; развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь : каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, «спелеолечение» , «спелеокомната» .
Материалы и оборудование :Презентация по теме занятия, мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью.
Воспитатель :
Ребята, мы с вами недавно говорили об обычаях и традициях, существующих у русского народа. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.
С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Входят девочка и мальчик с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель :
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
Будет интересно!
Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)
А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь, алмазы,золото, минеральная вода и т. д.)
Скажите, пожалуйста, как еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли) .
Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку :
«Без нее, ребята, повар, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище - каждому нужна.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? (Ответы детей) .
Правильно,есть три вида соли : Пищевая (каменная, техническая; морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному :
в медицине;
в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Воспитатель
Откуда берется, например, каменная соль? (Ответы детей) .
(рассказ сопровождается показом презентации)
Ее добывают в рудниках. А как она туда попала? (Ответы детей) . Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда) . Но очень давно не месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась» ? (Ответы детей) . Вы правы – приобретала форму кристаллов. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег.
Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Соли не жалей, так и есть веселей.
После хлеба – соли семь часов отдыхать.
От воды родится, а воды боится (соль) .
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
Из-за соли разгорались войны. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
Отсюда народная примета : соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
В честь соли названы города :, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье : реки – Усолка и Солёная и многие другие.
Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество : жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей) . А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей) . Но сначала мы с вами отдохнём немного.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном , грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей)
Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей) .
В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может нанести вред не только людям, но и растениям.
Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Давайте вспомним мы высадили две луковицы в, одну в обычную почву, другую в очень соленую . Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.
Воспитатель :
Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение» . Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.
А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, что бы лучше узнать, что такое соль.
Давайте вспомним правила поведения в ней.
Близко не подносить предметы к глазам,
Без надобности ничего не брать в рот,
Строго соблюдать мои инструкции
1) Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите,
какая она по цвету? (белая)
2) Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая
соль на вкус? (соленая )
3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)
4)Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы
наблюдаете? (сыпется – сыпучая)
Какой вывод можно сделать о соли, какая она?
* соленая
* сыпучая
* не имеет запаха
5) Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?
(кристалл)
6) Как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Предлагаю узнать вместе.
У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте
немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)
Куда же делась вода? (она впиталась)
Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.
А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?
(растворилась)
Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду,
а если много воды, то соль растворится.
7) Ребята, скажите, что происходит с водой при низкой температуре, то
есть когда холодно? (замерзает)
Как вы думаете, соленая вода замерзает ? Сейчас мы проверим. Поставим
Соленую воду в морозильную камеру и через некоторое время увидим
результат.
8) Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически
невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и
проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.
Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане
пресная вода, в другом – соленая . Как вы думаете, в каком стакане
соленая вода ?
Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?
Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой . Что можно сказать про это
яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности)
Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)
– Отлично, вы настоящие исследователи.
Сегодня мы с вами будем декорировать вазочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
А делается это так : у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились
Подведение итогов :
– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
Соль – белая, соленая , сыпучая, не имеет запаха.
Какие свойства имеет соль?
Растворяется в воде, соленая вода не замерзает , удерживает предметы
на поверхности.
Помните : соль в жизни человека имеет огромное значение, она является
источником жизни , но чрезмерное употребление может привести к
заболеванию.
Мне понравилось, как вы работали. Вы настоящие исследователи. Большое вам спасибо.
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности «Его Величество - воздух»
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности для детей 6 лет
Цель: Расширять представление детей о мире. Развивать навыки экспериментально- исследовательской деятельности. Развивать логическое мышление. Учить анализировать и делать выводы. Развивать внимание зрительную и слуховую чувствительность, исследовательские умения и навыки.
Задачи:
1. Учить детей выдвигать гипотезы, проводить эксперимент, анализировать объект, делать выводы.
2. Развивать исследовательский интерес, знакомить детей со свойствами воздуха, со способами обследования объекта.
3. Воспитывать усидчивость, любознательность, доброжелательность, желание помогать сверстникам.
4. Развивать представление об основных физических свойствах окружающего мира.
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, исследовательский.
Предварительная работа:
Проведение тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности, беседы с детьми о свойствах воздуха, чтение и рассматривание иллюстраций в энциклопедии для детей.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики, хлеб, апельсин, духи, мыло, салфетка. прозрачный стакан, тазик с водой, целлофановые пакеты на каждого ребенка.
Ход занятия.
В группу вбегает Незнайка
Незнайка: Мне все мои друзья в Цветочном городе говорят, что на нашей планете существует что то, что находится везде и без чего невозможно жить, и я хотел бы узнать, что же это такое?
Дорогие ребята, нам придется пройти в лабораторию маленьких академиков. Ведь нам нужно ответить на интересующие нас и Незнайку вопросы
Воспитатель: - Готовы юные академики?
Дети: - Да.
В-ль: Для начала отгадайте загадку
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Дети: Воздух
В-ль: Правильно воздух.
В-ль: Что вы знаете о воздухе? (ответы детей - воздух невидим, он прозрачный, бесцветный) .
Для чего нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?
Воспитатель: - А мы знаем как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) .
А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).Правильно, молодцы.
Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас) .
Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).
Опыт 1
Воспитатель:- А мы проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух.(ладошками)
Поймали?
Кто сумеет доказать, что поймал воздух?
Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к стол, берут пакеты и ловят ими воздух. У воспитателя пакет с дыркой - и воздух не ловится).
Воспитатель: - А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей - в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.
А почему пакет надулся? (Потому что там воздух) .
Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?
Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.
Опыт 2
Воспитатель: - Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.
Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.
Как вы думаете, вода намочит салфетку?
Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)
Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)
Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.
Опыт 3 «Буря в стакане воды».
Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».
Воспитатель: - Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Если весело живётся, делай так… » (показывает воспитатель)
Опыт 4
Воспитатель: - А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
(подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)
Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Ответили на все вопросы
Воспитатель: Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.
Воспитатель: Ну что Незнайка доказали мы тебе, что воздух действительно существует Везде на планете Земля и что жить без него невозможно?
Незнайка: Да спасибо ребята.
Воспитатель: А еще Незнайка наши ребята знают стихи о воздухе, вот послушай их.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Незнайка: Вот молодцы, спасибо вам, а мне мой друг Знайка передал письмо для вас, вот читайте.
«Секретное письмо»
Если на чистом листе сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком. Затем нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, что проявится на листе бумаги. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
В-ль: Ребята, смотрите появляются буквы. Сейчас мы прочтем это послание.
« Удачи! Новых открытий. Знайка.»
Всем спасибо, на этом наша лаборатория юных академиков закрывается до новых экспериментов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 г. Лениногорска» МО «Лениногорский муниципальный район» РТ
Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Его Величество – Воздух»
Подготовила воспитатель: Ревенко М.Ю.