Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный островок»
Досуг для детей подготовительной группы
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ КРАСИВОЙ РЕЧИ»
Подготовили:
учитель-логопед
Корлякова Галина Владимировна
Балашиха
2015
Тема: «Путешествие по стране красивой речи»
Цели занятия:
формировать у детей фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного анализа;
развивать творческие способности (речевые, художественные, музыкальные), тренировать выразительность речи, внимание, память, логическое мышление;
воспитывать уверенность в себе, осознание собственного "Я";
Предварительная работа: распределяются и разучиваются роли детьми, взрослыми, со всеми детьми разучивается танец "Делай так!"
Оборудование: эмблемы для команд, награды для участников, надпись "Страна красивой речи", картинки - украшение зала, картинки для заданий, музыкальные видеоклипы: В. Шаинский "Вместе весело шагать", "Если весело живется делай так", "Поем гласные звуки"; музыкальный развивающий мультфильм "Паровозик".
Ход занятия:
Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» в красиво украшенный зал входят дети и рассаживаются по местам.
Логопед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой речи. Нас с вами ждет много интересного и полезного!
В страну Речи мы пойдем,
Всех с собою вас зовем!
В страну Речи мы пойдем,
Клятву крепкую даем:
Дети: Быть всегда послушными,
Веселыми, нескучными!
Надеюсь, что скучать вам сегодня не придётся, ведь у нас соревнуются две команды: «Знайки» и «Грамотеи». Давайте поприветствуем их.
Первая команда. «Знайки»
Девиз: «Знай больше - говори меньше»
Вторая команда. «Грамотеи»
Девиз: «Красиво говоришь - приятно слушать».
Логопед: Команды определены, теперь разрешите представить жюри.
Жюри будет оценивать ваши ответы.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать:
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно!»
Логопед :
А отправимся мы в путешествие на поезде.
(дети произносят звук ч-ч-ч-ч)
Первая остановка - город Послушного язычка
Язычок:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в своем городе. Чтобы говорить красиво, нужно уметь правильно произносить звуки. А для этого нужно каждый день делать утреннюю гимнастику. Сейчас я вам покажу как жители моего города это делают (Язычок проводит артикуляционную гимнастику с детьми)
Язычок:
Ну а сейчас давайте споем песню о гласных звуках. (Дети исполняют песню о гласных звуках (Л. Абелян)
Язычок: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданиями!
Жители нашего города любят загадывать друг другу загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Давайте потренируем смекалку, сообразительность, ум. Каждая команда по очереди загадывает соперникам по 5 загадок. Жюри оценивает, насколько загадки интересны и сколько правильных ответов дано.
Загадки команды Знайки:
1. В нашем новом зоопарке
все стоят, разинув рот,
потому что здесь загадки
проживают круглый год.
Посмотрите, выше крыш
шею вытянул малыш,
хочет, глупый, хоть чуть-чуть
в небе солнышко лизнуть.
(жираф)
2.Вот потеха так потеха
для больших и для ребят:
вон сидит на ветке эхо -
повторяет всё подряд.
(попугай)
3.Ну, а это кто в кольчуге
целый день ползёт к подруге:
снизу - крышка, сверху - тоже,
на коробочку похожа?
(черепаха)
4.Вот ещё одна загадка
девочкам и мальчикам:
кто рождается в кармане
с маленьким карманчиком?
(кенгуру)
5.По лужайке целый час
бегает игриво
полосатенький матрас
с хвостиком и гривой.
(зебра)
Загадки команды Грамотеи:
1.Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят - у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я...
(оса)
2.Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая...
(пчела)
3. Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...
(муравей)
4.Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский...
(жук)
5.Вы на домик мой взгляните -
Он сплетен из тонких нитей.
Цокотухе я не друг,
Потому что я...
(паук)
6.Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку...
(светлячок)
Вторая станция - деревня Звуковая
Ребята посмотрите мы приехали в деревню "Звуковая" И здесь нас ждут новые задания
Для каждой команды приготовлены картинки. Задание состоит в том чтобы определить звук с которого начинается слово и распределить картинки по шляпам. В красную шляпу определяем предметы которые начинаются на гласный звук, синюю предметы которые начинаются на согласный твердый звук, а в зеленую шляпу - предметы названия которых начинаются на согласный мягкий звук.
Выигрывает та команда, которая соберет больше картинок.
Игра "Воробьи - вороны"
Вы отлично поработали, пришло время отдохнуть, давайте поиграем в игру "Воробьи - вороны"
Дети встают в круг. На слова педагога "воробьи" руки поднимают ребята из команды "Знайки, на слова "вороны"- руки поднимают ребята из команды "Грамотеи". Невнимательные выбывают из игры. выигрывает та команда, участников которой останется больше.
Логопед: Мы отдохнули и отправляемся дальше.
Третья станция поселок Слоговой
Логопед: Ребята, мы попали в поселок Слоговой. Посмотрите, нас встречает Мальвина. В своей школе она всех учит читать слова. Но, налетел ветер-озорник и переставил все слоги в словах. Давайте соберем рассыпанные слова.
Игра «Рассыпанные слова»
Эти слоги - вот беда!
Разлетелись кто куда
«Мо-ны-ли» и «на-ны-ба»
Что за чудо здесь слова?
Место слога отыщите,
Слоги в слово соберите.
Чтобы задание было легче выполнять, на доске есть картинки-подсказки. Прочитайте слоги и назовите фрукты!
Слоги: мо-ны-ли, на-ны-ба.
Четвертая станция - село Скороговорки
Логопед: Ребята, посмотрите, наш поезд совершил остановку в селе "Скороговорки". И нас встречает жительница села.
Жительница села: Скороговорки делают нашу речь выразительнее и ярче. Без углов дом не строится, а без пословицы речь не молвится. Я буду произносить скороговорки, а представители команд по очереди повторять ее. На конкурс я приглашаю по 3 человека от каждой команды. Жюри будет оценивать каждого участника. Помните, что скороговорки нужно произносить не только быстро, но и четко проговаривая слова и звуки.
Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду много пчел.
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
У Ваньки у Встаньки несчастные няньки.
У маленькой Сани, сани едут сами.
Пятая станция - город Слуха
Логопед: Предлагаю с паровозика пересесть на лошадок и отправиться в следующий город.
(дети цокают язычками то быстро, то медленно, затем произносят: «Тпрру…»)
Резвые лошадки быстро примчали нас в город Слуха .
Здесь нам нужно пропеть мелодию «В траве сидел кузнечик» голосами различных птиц и животных.
(показываются картинки с изображением … барашка, вороны, курицы, гуся… поочередно команде Знайки и Грамотеи)
Логопед:
А нас уже ждет поезд, чтобы отвезти в следующий город.
Шестая станция - город Внимания
Мы с вами в городе Внимания.
Чтобы правильно говорить – нужно быть очень внимательными. Сейчас я загадаю вам загадки, но слова-отгадки нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Будьте очень внимательны!
В чаще голову задрав, воет с голоду… (волк).
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… (медведь).
Дочерей и сыновей учит хрюкать… (свинья).
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… (белка).
Быстрее всех от страха несется… (заяц).
По горной круче проходил, обросший шерстью… (баран).
В теплой лужице своей громко квакал… (лягушонок).
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… (обезьяна).
Седьмая станция - город Выразительного чтения
Логопед: Прошу всех крепко-крепко зажмурить глаза, затем широко открыть их, удивиться, потому что мы с вами оказались в самом главном городе Правильной Речи. Это город Выразительного чтения.
Вы вместе с родителями выучили стихотворения к этому празднику. Оценивать ваше выступление будут ваши родители и наши гости. Подводить итого голосования и награждать победителей будет специальное жюри.
Чтение стихотворений.
Логопед:
Пока подводятся итоги конкурса стихов, приглашаю всех встать в кружок и поиграть в веселую игру «Делай так».
Если весело живется, делай так… (показывает).
Если весело живется, делай так…
Если весело живется, мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется делай так…
Жесты и движения могут быть такими:
- два хлопка в ладоши перед грудью;
- два щелчка пальцами;
- два удара кулачком в грудь;
- два показа носа Буратино;
- оттягивание ушей;
- движения языком вправо – влево;
- поглаживание живота;
- руки в стороны.
Логопед: Ну, а сейчас слово жюри.
(Награждение медалями за первые места, вручение детских книг за участие в празднике)
(Дети встают полукругом)
Логопед:
Давайте еще раз напомним себе и гостям, как мы будем говорить.
Дети произносят:
Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем приятно!
Наш праздник подошел к концу. Так пускай же ваша речь, ребята, всегда будет яркой, выразительной, грамотной и, конечно, красивой.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Оборудование: презентация “Волшебная страна”, проектор, “волшебная” коробочка, объемные буквы, магнитная доска, старая книга, картинки животных (волк, медведь, свинья, белка, заяц, баран, лягушка, обезьяна), разноцветные шапочки, атрибутика для инсценировки стихов.
Предварительная работа: разучивание “Песенки- азбуки” Б.Заходера, стихов о цветах, хоровода “Веснянка”, домашнее задание для родителей и детей – инсценировка стихотворений.
Ход работы
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, дорогие ребята и родители! Сегодня мы собрались в этом зале по просьбе Королевы Грамоты. Она прислала нам с Вами видеописьмо. Давайте его посмотрим.
Королева Грамоты: Здравствуйте, друзья! Вы так долго и упорно учились слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Но, к сожалению, я не могу прилететь к Вам, потому что злая колдунья Картава закрыла мой замок на огромный замок, а ключ разломила на части и разбросала по всей моей стране. Помогите мне: соберите все части ключа и откройте ворота замка.
Логопед: Дети, поможем Королеве Грамоты?
Королева Грамоты: А чтобы вы не заблудились, вот вам карта. Жители моей страны помогут вам.
Королева Грамоты: Вам нужно будет посетить посёлок Звукознаек и город Словознаек, пройти через водопад Радужный, побывать на полянке Фантазёров и через мостик вы пройдете к воротам моего замка.
Логопед: Ну что, ребята, отправляемся в путь?
2. Город Звукознаек.
Звуковка и Буковка: Привет! Мы Звуковка и Буковка! А вы кто такие и зачем к нам пришли?
Ответы детей (“Мы ищем части ключа, чтобы вызволить Королеву Грамоты из замка”).
Звуковка и Буковка: Есть у нас одна железяка, похожая на часть ключика, но просто так мы вам её не отдадим. Сначала выполните наши задания.
Звуковка: У меня есть картинки. По ним я сочинила чистоговорки. А вы умеете? Давайте проверим: я начну чистоговорку, а вы продолжите.
Чу-чу-чу - на качели я...... лечу.
Цы – цы – цы – прилетели к...... нам скворцы.
Лю – лю – лю – с Бимкой....... бабочек ловлю.
Рю – рю – рю - мишке..... яблочка дарю.
Ю – ю – ю – я играю...... и пою.
Ши – ши – ши – вот как пишут..... малыши.
Жу – жу – жу – на песочке я...... сижу.
Звуковка: Молодцы, ребята! Вы хорошо научились рассказывать чистоговорки, а ваши мамы и папы умеют? Уважаемые родители, посмотрите на картинки и запомните скороговорки, которые к ним подходят. Расскажите их.
Логопед читает скороговорки, родители по картинкам запоминают скороговорки и произносят их.
Скороговорки для запоминания:
Любит львица, любит лев,
Любят львята львиный зев.Жил - был белый – белый слон.
Бел, как облако, был он.
Был белее слон белил.
Булки белые любил.Шил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
В темноте шуршал камыш.Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши –
В камышах нет ни души.
Буковка: Молодцы, родители! А сможете ли Вы со своими детками с одного раза запомнить стихотворения? А помогут Вам мои картиночки.
11 – 16 слайды.
Запоминание и рассказывание стихов по мнемодорожкам.
Ночью темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбил,
Два долбил,
Носом в небо угодил.
Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
В небе гром, гроза –
Закрывай глаза.
Гром прошел,
Трава блестит,
В небе радуга горит.
К бабушке приехал внучек.
“Хочешь есть? Покушай супчик.
Вот батончик, сладкий пончик.
Вот огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик и бананчик”
Скушал все наш милый мальчик
И улегся на диванчик.
Не шумите и молчок –
Отдыхает наш внучок.
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьет.
Читает им книжки, поет перед сном,
Гулять ребятишек ведет вечерком.
Логопед: Молодцы наши ребята! Буковка и Звуковка, а мы тоже знаем много игр. Сейчас покажем вам игру “Волшебная коробочка”.
Для игры берутся буквы О, С, К, X, И, П. Логопед показывает детям по букве, дети произносят звук или звуки, которые она обозначает. Буквы в коробочке перемешиваются, ведущий произносит звук и предлагает детям найти обозначающую его букву в коробочке на ощупь. Принимают участие все желающие. Проводится игра с завязанными глазами.
Звуковка и Буковка: Молодцы! Вы очень хорошо потрудились. Вот Вам за это часть ключа от замка.
Логопед: Спасибо Вам, Звуковка и Буковка! А мы отправляемся с ребятами дальше.
3. Город Словознаек.
Логопед: И вот перед нами город Словознаек.
Цыплята: Привет, друзья! Мы рады приветствовать Вас в городе Словознаек.
Цыпленок Антон: Я цыпленок Антон.
Цыпленок Сима: А я Сима. Мы любим играть в разные игры.
Цыпленок Антон: Я люблю играть в “Слова – наоборот”. Хотите со мной поиграть? Я буду Вам называть словосочетание, а вы составлять такие же, но наоборот. Например: море глубокое – лужа мелкая.
20 слайд. Высокий дом – низкий забор.
21 слайд. Сладкая конфета – кислый ремонт.
22 слайд. Старый дед – молодой мальчик.
23 слайд. Злая колдунья – добрая принцесса.
24 слайд. Широкая дорога – узкая тропинка.
Цыпленок Сима: А я люблю подбирать к словам признаки, например: дом (какой?) – большой, красивый, деревянный. А вы подберите признаки к словам весна, солнце, день, погода.
Логопед: конечно сможем. Ребята, давайте подберём слова-признаки к слову “весна” (солнце, день, погода).
Дети передают друг другу цветок и подбирают прилагательные к заданному слову.
Цыпленок Антон: На днях к берегу прибыло волной интересную книгу, но ее сильно потрепало море. Кое-где размыло слова и предложения, а где-то и страниц не хватает. Так вот, не захотите ли вы мне помочь и прочитать ее?
Логопед: Мы с удовольствием тебе поможем.
Цыпленок Антон: Ну, тогда начинаем.
Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
В зал вносится магнитная доска с картинками животных и старая книга. Логопед читает стихи-загадки, а дети их отгадывают и, отыскав на доске картинки-отгадки, отдают их логопеду. Логопед вкладывает картинки в книгу.
4. “Загадки – шутки”
В чаще голову задрав.
Воет с голоду... жираф (Волк)Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый... волк (Медведь)Дочерей и сыновей
Учит хрюкать...муравей (Свинья)Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая... лисица (Белка)Быстрее всех от страха несется... черепаха (Заяц)
По горной круче проходил,
Обросший шерстью... крокодил (Баран)В теплой лужице своей
Громко квакал... Бармалей (Лягушонок)С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко
прыгает... корова (Обезьяна)
Логопед: Ребята, а давайте мы научим Антошку и Симу нашей игре “Веснянка”.
5. “Веснянка”
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в сад ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей. (“летят” по кругу)
А сугробы тают, тают, (медленно приседают)
А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)
Цыплята: Нам очень понравилось с Вами играть, и за это мы Вам отдадим часть ключа от замка. До свидания, ребята! Приходите к нам ещё!
6. Водопад Радужный.
Логопед: Ребята, вот мы и оказались на водопаде Радужном. А вы не забыли для чего сюда пришли?
Ответы детей.
Логопед: А вот для того, чтобы получить ключ и спасти Королеву Грамоты из замка, нам с вами нужно будет пробежаться по нашему водопаду, по всем цветам Радуги. Ну что ж, отправляемся! Ребята, а какой самый первый цвет в радуге? Молодцы, правильно!
Выходит ребенок и рассказывает стихотворение про красный цвет.
Красное яблоко на зеленой ветке,
Красная смородина яблони соседка,
Красная рябина,
Красная малина!
Все на свете красное –
Самое прекрасное!
29 слайд, клик мышью.
Логопед: Ребята, красный цвет предлагает нам сыграть в игру (вызывается девочка ). 1.Представь, что ты - красная шапочка. У тебя есть несколько предметов: красные яблоко, шаль и кофта. Как с помощью этих предметов ты сможешь помочь бабушке? (надену кофту и накину на голову бабушке шаль, чтобы согрелась; угощу яблоком)
2. Представь, что ты - красная шапочка. У тебя есть несколько предметов: красные мячик, расческа и носки. Как с помощью этих предметов ты сможешь помочь волку? (расчешу волку шерсть, надену носки на лапы, поиграю с ним мячиком)
Выходит ребенок и рассказывает стихотворение про оранжевый цвет.
Оранжевой краской раскрашу лису.
Так легче ей скрыться в осеннем лесу.
У листьев осенних – оранжевый цвет.
Вот видим лисичку, а вот уже – нет!
30 слайд, клик мышью.
Логопед: Ребята, оранжевый цвет – это цвет энергии, силы и радости. Давайте потанцуем под весёлую музыку.
Дети под весёлую музыку повторяют танцевальные движения за логопедом.
Логопед: Ну что ж, а сейчас я хочу спросить родителей, какой следующий цвет радуги?
Выходит ребенок и рассказывает стихотворение о желтом цвете.
Желтый цыпленок, желтый цветок,
Солнышко желтое, словно желток.
Желтая краска – сродни золотой,
Купол для храма рисую такой!
Логопед: Дорогие родители, теперь задание для вас: передавая желтый цветок, скажите, пожалуйста, какой предмет желтого цвета вы подарите своему ребенку (включить веселую музыку). Молодцы родители! А нас с вами приглашает зеленый цвет.
Выходит ребенок и рассказывает стихотворение о зеленом цвете.
Зеленая травка, зеленый листок,
Зеленый кузнечик на кочку – прыг-скок!
Зеленая жаба, увидев его,
Сказала лишь: “Ам!”, а потом – ничего.
Логопед: Ребята, давайте послушаем с вами описание предметов и животных и подумаем, кому из них нужен зеленый цвет.
Зачитываются загадки, дети их отгадывают.
32 слайд, на каждый клик мыши появляется ответ на загадку.
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это?
Все наплакаться успели. (Лук)
Зеленая спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)
Логопед: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием! Ребята, посмотрите, дальше нас с вами приглашает голубой цвет
Выходит ребенок и рассказывает стихотворение про голубой цвет.
Чудо, чудо, чудеса –
Голубеет голубика
На болотцах
И в лесах!
Логопед: А кто у нас выйдет и поиграет с голубым цветом? (выходит ребенок) Тебе сейчас нужно загадать предмет голубого цвета и изобразить, что ты загадал. А мы со всеми остальными ребятами угадаем! (Голубое море, слива, бант, небо).
Два-три ребенка показывают, остальные дети угадывают.
Логопед: А какой же следующий цвет у радуги?
Выходит ребенок и рассказывает про синий цвет стихотворение.
Синее небо, над синей рекой,
Синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом
Синие волны – родной его дом!
34 слайд, клик мышью.
Логопед: Посмотрите, какое синее море. Какое оно спокойное. Как хорошо живется в нем его обитателям. Давайте мы с вами немножечко отдохнем на его берегу. Вставайте все со стульчиков, ложитесь на ковер, закроем глазки, потянемся, раскинем ручки и ножки и представим, что мы с вами на берегу моря. Светит солнышко, мягкий песочек лежит на наших ручках и ножках, нам с вами хорошо и тепло. А теперь глубоко вздохнем, откроем глазки и сядем на свои места.
Логопед: Ребята, вот и заканчивается наша прогулка по радуге. Какой самый последний цвет в ней?
35 слайд. Выходит ребенок и рассказывает про фиолетовый цвет стихотворение.
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.
35 слайд, клик мышью.
Логопед: А какие вы знаете предметы окружающего мира фиолетового цвета?
Молодцы, вы хорошо постарались сегодня, и я даю вам часть ключа от замка Замка, где спрятана королева Грамота. Удачного пути!
7. Поляна Фантазёров.
Гномики: Привет, ребята!
Логопед: Ой, а куда это мы с вами попали?
Гномики: Вы попали на полянку Фантазеров. Я - веселушка-хохотушка - Сочинялка, а это мой друг Поэтик. Что-то он сегодня загрустил. Что же сделать, чтоб его развеселить, ума не приложу.
Логопед: Давайте мы расскажем Вам стихотворения и покажем.
Дети с родителями инсценируют стихотворения.
Примечание: слайды 37 – 40 в презентации подбираются в зависимости от выбранного родителями с детьми стихотворения для инсценировки. Приложение 1.
Гномики: Спасибо, ребята! Вы нас развеселили. А как вы к нам попали?
Дети отвечают, что идут в замок Королевы Грамоты и разыскивают части ключа.
Гномики: А мы находили часть ключа. Вот он, возьмите. Счастливого Вам пути и передавайте от нас привет Королеве Грамоты.
8. Замок Королевы Грамоты.
Логопед: Вот мы и подошли к воротам Замка. Давайте соберем ключ и откроем замок.
Дети собирают ключ и попадают во двор Замка.
Королева Грамоты: Спасибо Вам, ребята, что освободили меня. И сейчас я Вас поздравляю с успехами и хочу вручить Вам грамоты, а помогут мне в этом ваши логопеды.
Вручение грамот и благодарственных писем родителям.
Логопед: Спасибо и Вам, Королева Грамоты! Вы многому нас научили и на прощание ребята Вам споют песенку про Азбуку.
Дети исполняют песню “Песенка – азбука” С.Маршака под аккомпанемент музыкального руководителя.
Логопед: Наше путешествие по стране Грамоты было настоящим праздником! Спасибо вам родители за поддержку, а вам дети за то, что вы были дружными, смышлеными. Всегда говорите так же чётко и свободно, как сегодня. Доброго Вам пути!
Логопедический досуг
Цель:
Закрепление знаний детей, полученных за время обучения на логопедических занятиях.
Задачи:
1.Закрепить навыки звуко-буквенного анализа, слогового анализа, согласования слов.
2. Упражнять в правильном употреблении грамматических категорий, в составлении слова из букв, слогов.
3. Развивать логическое мышление, психические процессы, развивать умение работать в команде.
4.Развивать зрительную память, артикуляционную и мелкую моторику, координацию речи с движением.
5. Воспитывать у детей культуру речевого общения, интереса к занятиям.
Оборудование: магнитофон, мультимедийная установка, предметные картинки, ребусы.
Ход занятия:
Дети входят в зал под веселую музыку, делятся на 2 команды и занимают свои места.
Здравствуйте уважаемые ребята. Сегодня мы с вами поиграем, посоревнуемся и узнаем кто же будет носить гордое звание «Грамотей»
Итак, мы начинаем.
Капитаны представляют свои команды.
ПРИВЕТСТВИЕ.
Команда: «ГОВОРИЛКИ»
Девиз: «Мы команда говорилки, говорим мы без запинки»
Команда: «УМЕЙКИ»
Девиз: «Красиво будем говорить, легко нам будет победить»
Разминка
Артикуляционна гимнастика с элементами биоэнергопластики:
«Улыбка»-«Трубочка»,«Лопатка», «Расческа», «Качели», «Часики», Лошадка», «Грибок», «Блинчик».
Надо нам чистоговорки повторить,
Чтобы чисто и красиво говорить.
(с движениями)
СА, СА, СА - на столе сидит оса
СА, СА, СА - укусила в нос оса
Со, со, со - стал мой нос, как колесо
Су, су, су - прогоню осу, осу
Ра, ра, ра -очень весело с утра,
Ро, ро, ро - мы приехали в метро.
Скажем вместе:
Чики - чики -чики - чок!
Стал послушный язычок!
Я в руке письмо держу,
Но от кого оно не нахожу.
Вот картинки у меня,
По ним мы и узнаем имя.
Это письмо от Незнайки, он просит помочь вас стать ему грамотным и образованным, он подготовил задания. Поможем Незнайке?
КОНКУРС
На картинку посмотри
Первый звук определи
Букву эту напиши
Слово быстро собери.
Предметные картинки: арбуз, заяц, барабан, улитка, карандаш.
А З Б У К А
КОНКУРС капитанов.
Игра с мячом «Скажи наоборот»(антонимы)
день-ночь
плохо-хорошо
голодный-сытый
веселый- грустный
стоит-идет
мокрый-сухой
сладкий-горький
острый-тупой
ФИЗ. МИНУТКА
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (Дети изображают повадки
Есть нора - надёжный дом. животных. Приложение.
Не страшны зимой метели аудиозапись «Звуки природы»)
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючи
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Логопед: Продолжаем наши игры!
Продвигаемся вперед.
До чего же вы, ребята,
Удивительный народ!
КОНКУРС
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
«Прочти, пожалуйста, прочти».
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
Буковкина песня
Надо грамотными быть,
Надо азбуку учить.
Рядом маму посажу
Пусть поможет малышу.
Значит буквы надо знать,
Маму рядом посажу
Пусть поможет малышу.
КОНКУРС
«Какие листья»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Назови какие листья упали с деревьев:
С дуба- …..дубовые
С клена- ….кленовые
С березы- …березовые
С осины- …осиновые
С липы-…липовые
С тополя- ….тополиные
КОНКУРС
Стали буквы с цифрами дружить,
Но цифры разбежались
И буквы потерялись.
2 3 1 4 5 4 3 1 2 5 3 4 1 2 5
о ш к л а в к б у а с к д о а
КОНКУРС
Игра «Исправь предложения».
«Дед в печи, а дрова на печи».
« На столе сапожки, под столом лепешки».
«Жучка будку (булку) не доела: неохота, надоело.
«Ехал дядя без жилета (билета) - заплатил он штраф за это.
«Тает снег, течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
«На поляне лесной вырос зуб (дуб) молодой.
«Под кроватью спит Федот, на кровати - Васька кот.
КОНКУРС
Однажды слоги поиграли
Не по порядку в слове встали,
Но как им место отыскать?
Слова совсем нельзя понять
И плачут слоги громко, дружно,
Кто нас расставит так, как нужно?
Карточки со слогами.(ба-ран, ба-нан, кош-ка, мыш-ка)
КОНКУРС
«Назови ласково соседа»
Ребенок называет ласково соседа по имени и любые положительные его качества.
КОНКУРС
«Овощи- фрукты. Узнай по описанию»
В корзинке лежит фрукт или овощ. Ребенок из команды заглядывает в корзинку, затем описывает его ребятам из команды.
Но вот, и подошло к концу наше развлечение.
Мы все надеемся, что вы стали чуточку умней,
Ведь день не зря потрачен, желаю всем удачи!
Подведение итогов, награждение
Логопедическое развлечение КВН в подготовительной группе между командами детей и родителей.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:
Двигательная
Речевая Цель: Воспитание взаимовыручки, коллективизма, умения работать сообща, оказывать друг другу помощь, умения слушать друг друга, чувства ответственности перед своей командой. Задачи: «Речевое развитие»: систематизировать у детей полученные знания на занятиях;развивать грамматический строй речи; обогащать словарный запас, развивать память, речевое внимание, воображение; развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать; развивать фонематический слух слуховое внимание, зрительную память.
«Физическое развитие»: вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.
развитие графических навыков, мелкой моторики и чувства ритма. «Художественно-эстетическое развитие»: развивать интерес к художественному слову, к речи, расширять знания и кругозор; «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь. способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.
побуждение детей и родителей к активному участию.
привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с ребенком. Оборудование : буквы КВН, разрезные картинки, буквы для составления слов, кружочки: синие, красные, зелёные, обручи(корзины), предметные картинки, эмблемы, осенние листочки для жюри,
Ход развлечения:
I.Участники игры под музыку «Мы начинаем КВН… » входят в зал.
Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН. Сегодня в нем участвуют две команды. Вашими соперниками, уважаемые родители, будут ваши дети – команда «Умников». «Умники», а ваши соперники – команда «Мудрецы». Предлагаю игрокам выбрать капитанов. Итак, мы начинаем! Я приглашаю команды занять свои места. Наш конкурс будет оценивать компетентное жюри (оглашается имя, отчество руководителя структурного подразделения детского сада).
1. Первое задание разминка (Логика, память, мышление). Найди лишнее слово: 1) Бублик, кастрюля, чашка, половник. 2)Сардельки, ложка, вилка, нож. 3)Кастрюля, сковорода, молоко, чашка. 4) Чайник, молочник, чашка, сапоги. 5)Сковорода, груша, сахарница, шумовка. 6.Кофейник, конфета, блюдце, супница Ведущий: И снова время жюри настало. Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс2.Продолжаем КВН. Второй конкурс Минус – плюс, Огонь – вода, Дерзкий – осторожный. Все антонимы всегда противоположны. Игра “Наоборот”. (Вопросы задаются поочередно одной и другой команде). Сахар сладкий, а перец Дорога широкая, а тропинка… Пластилин мягкий, а камень… Чай горячий, а мороженое… Кисель густой, а морс… Лист наждака шершавый, а лист бумаги… Заяц бежит быстро, а черепаха ползет… Днем светло, а вечером… Кашу варят густую и … Звери бывают смелые и … Морковь можно есть сырой и … Яблоки могут быть мелкими и … Ведущий: И снова время жюри настало. Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс. 3.Третий конкурс. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было все понятно. Поэтому следующее задание “Кто кого переговорит”. (Задача - вспомнить скороговорку, быстро и четко её произнести). От топота копыт пыль по полю летит. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.Кукушка кукушонку купила капюшон Надел кукушонок капюшон Как в капюшоне он смешон. Ель на ёжика похожа, ель в иголках ёжик тоже.Проворонила ворона воронёнка. На болотной кочке тёмной ночкой уточка птичка пила водичку.Тридцать три вагона в ряд тараторят тарахтят. Около кола бьют в колокола.Сова советует сове, спи соседка на софе. На софе так сладко спится о совятах сон приснится. Ведущий: И снова время жюри насталоСтавить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс.4.Четвёртый конкурс «Расскажи стихотворение». Для этого задания я приглашаю капитанов команд. Прошу капитанов обеих команд подойти ко мне. Задание для вас очень простое: надо рассказать стихи с помощью жестов и мимики. Задача соперников отгадать «рассказанное» стихотворение. Команде «Умники» - стихотворение «Мишка косолапый»Команде «Мудрецы» - стихотворение «Уронили мишку на пол… »)
Ведущий: 5.Пятый конкурс – “Конкурс знаек”. Он состоит из 4-х заданий. 1.Первое задание «Выбери с подноса картинки со звуком К » Родители ищут звук К в середине слова, а дети звук к в начале. атем капитан называет игрока, который рассказывает, почему он собрал именно эти предметы. Например: «Кастрюля, в этом слове звук «К» находится в начале слова». 2.Второе задание «Угадай зашифрованное слово». (Называют слово по звукам команды угадывают) Родителям слово НОЖИ, а детям ЛОЖКИ.3. Третье задание «Шифровальщики» (звуковой анализ слова) «Кружочки разложи» и команду мудрецов обгони . Помним, что согласные твёрдые, обозначаются, синим кружочком, а мягкие зелёным. Гласные звуки красным кружочком. Каждая команда из кружочков составляет слова. Дети слова ЧАШКИ, а родители. КРУЖКИ4 Задание «Угадай слово по первым звукам слов. Выставляются картинки сначала для первой команды, а потом для второй. Умники КОВШ - кастрюля, обруч, ведро, шумовку. Умники Мудрецы. ЧАЙНИК – чулок, арбуз, йод, нитки, иголка. Ведущий: И снова время жюри настало Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс.
6. Шестое задание «Доскажи словечко». Это задание начинаем с родителей.
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну, а вы старайтесь, Нужные словечки
Дружно хором добавляйте.
1. И осенью зеленый весь Стоит густой, сосновый…(лес)
2.Если солнце припекает Или мочит дождь газон, Это нас не испугает, Нас с тобой укроет (зонт) 3.По реке, по воде облаков караван Это стелется белый, осенний…(туман)
4.Чтобы было нам тепло, Носим осенью…(пальто)
5. Есть у туч осенних серых Свой сердитый вождь, Целый день пускает стрелы - Серебристый (дождь)
6. Такому чуду каждый рад – Нам дарит осень (листопад)
7.Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)
8.Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
9.Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
10.Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
11.Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь. (ветер)
12.Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)
13.Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (осень)
Ведущий: И снова время жюри настало Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс. 7.Седьмое задание «Собери картинку» Скажи из,каких частей он состоит предмет. 8.Восьмое задание: «Найди отгадку» Он бывает по утрам и вечерам; из-за него ничего не видно впереди. Когда он идёт, не переставая становиться грустно на душе и мокро на улице. Это очень красиво и торжественно деревья сбрасывают свой золотой наряд.. Он может шептать, свистеть, бушевать, злиться, подталкивать в спину прохожих, срывать листву с деревьев. Он похож на снежные иголочки, которыми украшены ветки деревьев. Она плывёт по небу тёмная, угрожающая, а потом вдруг расплачется горькими слезами. Ведущий: И снова время жюри настало Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс. 9.Девятое задание. «Найди ошибку» Я буду называть слова, обозначающие предметы и явления, относящиеся к осени, но намеренно допущу ошибки. Ваша задача их найти.
Листопад, начало учебного года, подснежник, ветер.
Туман, иней, сбор грибов, ледоход.
Дед Мороз, сбор урожая, улетающие птицы, первый снег.
Тучи, открытие купального сезона, дожди, похолодание.
Ведущий: И снова время жюри настало Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс. 10..Десятое задание. Работа со спичками. Осенью часто идут дожди, и поэтому нам никак не обойтись без зонтика. Посмотрите, как на листочке нарисовано изображение зонтика из спичек. Даю обеим командам несколько секунд, чтобы они запомнили изображение. А теперь переверну листочек, а вы повторите тоже по памяти..А теперь давайте усложним задания. Переложите всего две спички так, чтобы получились три одинаковых треугольника. Какая команда справиться быстрее. Ведущий: И снова время жюри настало Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс. 11.Ведущий (логопед):Задание – «Узнай слово». Вызываются дети: 6 человек, каждому на ушко логопед говорит по 1 звуку, затем они произносят эти звуки по очереди и узнают слово П-О-Б-Е-Д-А (ПОБЕДА);Затем родители – 6 человек – слово Д-Р-У-Ж-Б-А (ДРУЖБА)
Ведущий: И снова время жюри настало Ставить оценки традицией стало. Жюри выставляет оценки и комментирует конкурс. А пока жюри совещается и подводит окончательные итоги, я объявляю музыкальную паузу (включается магнитофон). Сейчас наступает самый важный момент. Кто бы ни оказался впереди, мы с уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. А жюри тем временем подвело итоги. Ведущий: Благодарим наших членов жюри за их творческую работу в оценке наших конкурсов. А участников команд мы благодарим за их находчивость, смекалку и упорство в достижении славы и успеха. Вручаются призы или грамоты. Ведущий : Мы надеемся на новые турниры, игры, встречи! Ребёнок читает стихотворение Данил Г. Мы думали и веселились И даже спорили порой, Но очень подружились За нашею игрой. Игра игрой сменяется, Кончается игра! Но дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!
Финальная считалка.
Мы наш праздник завершаем
И все вместе посчитаем:
Пусть все получится в жизни у вас- раз!
Здоровы были чтоб всегда- два!
Чтоб душу грело изнутри – три!
Чтоб жили все в любви и мире – четыре!
Чтоб никогда не унывать – пять!
Друзей чтоб было вам не счесть – шесть!
Чтобы тепло дарили всем – семь!
Чтоб урожайной была осень – восемь!
Что хорошо все будет, верить- девять!
И, наконец, побольше
Добрых песен – десять!
Еще добра, терпения, старания…
Ну что ж, прощаемся и говорим всем…
До свидания.
Вторая часть.
Итоги логопедической работы за год.
А) На протяжении всего учебного года каждую неделю вывешивалось задание по лексическим темам. Благодарна тем родителям, которые ответственно относились к выполнению рекомендации учителя –логопеда, не пропускали логопедические занятия. Помнили, что по новому закону об образовании дошкольное образование, как и школьное образование, является обязательным.
2.В прошлом учебном году артикуляционный аппарат детей был подготовлен и у детей звуки поставлены, и многие применяют их в речи. Это тоже благодаря вам уважаемые родители. Вы выполняли все рекомендации, которые записывались в тетрадях.
3.Особое хочу сказать спасибо за тетради «Готовим руку к письму».
Благодаря вашим усилиям у детей улучшилось концентрация внимания, которая им очень пригодится в школе.
4.Те родители, которые ещё не всегда выполняют рекомендации и бывало пропускали детский сад без уважительной причинны. Я думаю. они пересмотрят своё отношение и будут усиленно развивать своего ребёнка так как в школу должны дети пойти уже подготовленными и знающими.
5.Говорила вам в прошлом году и в этом ещё напоминаю можно приходить ко мне в среду, если возникают, какие-то вопросы или вы видите, что у вашего ребёнка что – то не получается.
6.Несмотря на то, что я вам даю каждую неделю рекомендации, вы можете для своих детей приобрести альбомы по лексическим темам автор Н.Е. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7лет. Их всего Можно их приобрести в книжном магазине Метида.
7.Так же могу рекомендовать вам сайт в интернете называется он очень просто «ИГРАЕМСЯ », там очень много развивающих игр, которые будут развивать у вашего ребёнка внимание, логическое мышление, познавательные игры. Но всех предупреждаю, что время должно быть дотировано. Не больше 15 минут, утром, вечером и днём. Помните вы как родители. Закладываете культуру обращения ребёнка с компьютером.
8.Скро я надеюсь будет повешен стенд и мы будем продолжим с вами работать, как в том году.
9.Сейчас я вам раздам анкеты, вы их заполните. Это необходимо мне для аттестации. Прошу вас оценить мою работу с вашими детьми.
10.Нужно будет расписаться в речевых картах.
11.Главный упор в развитие детей буду делать на формирование фонематических процессов, что поможет закрепить поставленные звуки, а также поможет потом в школе успешно овладевать чтением и письмом.
12.Вторая главная задача это учить детей составлять рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин. Описательные рассказы по схеме мы с детьми осваивали в прошедшем году, а в этом году будем закреплять, Поэтому у меня к вам будет просьба спрашивать у них о, том, чем они занимаются в детском саду. Рассказывая, вам ребёнок запоминает и воспроизводит, то, что он услышал на занятии.
Занятие – досуг «Умники и умницы».
Тема: звук – слог – предложение.
Ход занятия.
На демонстрационной доске – графическая схема будущего кроссворда. По мере отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему кроссворда.
1. Игра «Разноцветный сундучок».
(определение первого звука в слове).
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.
Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произносит слово, определяет первый звук. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, предлагаем ребенку найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:
Крашеное коромысло над рекою повисло. (радуга).
Ребенок, первый отгадавший загадку, вписывает слово радуга в схему кроссворда.
2. Игра «Скажи наоборот».
(деление слов на слоги).
Ребенок называет слово – антоним, делит его на слоги, отхлопывает необходимое количество раз. Последнее слово – ночь – второе слово кроссворда.
Грустный – веселый,
Сильный –
Большой –
Мокрый –
Старый –
Широкий –
Высокий –
Длинный –
День –
3. Игра «Шифровальщик».
(звуковой анализ и синтез слов).
Детям предлагается расшифровать слово по первым звукам других слов: барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист – банка (третье слово кроссворда).
4. Игра «Слово рассыпалось».
(составление слов из слогов)
Расставляем слоги в нужном порядке. Последнее слово - рука – четвертое слово кроссворда.
Ка, пол – полка
Ва, тык – тыква
Ши, ма,на –
Лот, пи –
Ша,гру –
Ги, но –
Пус, так, ка –
Ки, сан
Зы, му, ка –
Ка, ру –
5.Игра «Кто лишний». (Послоговое чтение).
Ребенок отрывает лепесток ромашки, читает слово, затем дети определяют лишнее слово. Слова: корова, собака, кошка, слон, коза. Слон – пятое слово кроссворда.
6 Игра « Шел прошлогодний снег».(анализ предложения)
Прочитать предложение, набранное на наборном полотне, ответить на вопросы.
Кот сидит под столом.
Сколько слов в предложении?
Какое слово первое? Второе? …
О каком домашнем животном говорится в предложении?
Кот – 6 слово кроссворда.
7 Игра «Кто больше назовет слов».
Вспомнить пословицы, поговорки, загадки о зиме. Зима – следующее слово в кроссворде. Читаем ключевое слово – доброта.
Рад
уга
Но
чь
Б
анка
Р
ука
Сло
н
Кот
Зима
Приложение
Пословицы, поговорки и загадки о зиме.2. Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима).
3. Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз, зима).
4. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег).
5. На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло - одеяло все сошло. (Снег).
6. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Снег).
7. С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много, много звездочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле - тепло. (Снежинки).
8. С неба - звездой, в ладошке - водой. (Снежинки).
9. Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (Снег).
10. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег).
11. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга).
12. Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель, вьюга).
13. Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз).
14. Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз).
15. Кто поляны белит белым?
И на стенах пишет мелом?
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз).
16. На дворе горой, а в избе водой. (Лед).
17. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло -
Скользко, весело, светло! (Лед).
18. Рыбам зиму жить тепло -
Крыша - тонкое стекло. (Лед).
19. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней).
20. Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан... (Иней).
21. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет. (Сосулька).
22. Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (Сосулька).
23. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
Литература
1.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1972
2. Волина В.В. – Веселая грамматика. – М., 1995
3. Лалаева Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников, Спб,2001
4. Учебно – методическое пособие общего недоразвития речи у дошкольников, М 2004.