Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Глава 1. | ||
1.1. | История развития личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогике……………………………………… | |
1.2. | Понятие личностно-ориентированного обучения…………… | |
Глава 2. | Особенности личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании. . . . . . . . . . . . . . . . ………………… | |
2.1. | Основы личностно-ориентированного подхода ……………… | |
2.2. | Различия между индивидуальным и личностно-ориентированным подходами …………………………………. | |
2.3. | Профессиональные и личностные качества педагога………. | |
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Введение.
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002г.№393).
Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения.
Говоря о современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что, несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса. Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку, новым технологиям изобразительного творчества, компьютерное обучение, приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком - с учетом личностно-ориентированного взаимодействия.
Личностно-ориентированное образование является тем форматом образования на сегодняшний день, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.
Вместе с тем сущность личностно-ориентированного все еще подхода является предметом споров теоретиков и практиков.
В этой связи интересно познакомится с личностно-ориентированным подходом как таковым.
Цель работы – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к воспитанникам дошкольного образовательного учреждения – достигнута.
Глава 1. Теория организации личностно-ориентированного обучения
В конце XIX –начале XX веков в России получили определенное распространение идеи свободного воспитания – «первого варианта» индивидуально-ориентированной педагогики. У истоков российского варианта школы свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой.
Несмотря на отсутствие в России индивидуальной свободы, ориентация российского варианта школы свободного воспитания по содержанию была связана с идеей самоопределения человека во всех областях жизни, включая и религиозную. Будучи провозглашенной и обозначенной, частично даже опробованной, данная идея не получила широкого распространения в России начала века.
В советской дидактике проблемы «личностно-ориентированного обучения» ставились и решались по-разному на уровне теории и практики. В научных трудах того времени четко просматриваются установки на индивидуально-ориентированное обучение и вместе с тем на формирование прочных и конкретных знаний, умений, навыков. Воспитание активности и самостоятельности противопоставляется задаче вооружения учащихся прочными и системными знаниями основ наук.
Новый этап развития советской дидактики, который обычно связывают с 30-50-ми годами нашего столетия, характеризуется определенной сменой акцентов в «личностно-ориентированной» проблематике. Сама по себе идея формирования самостоятельности учащихся, учета их индивидуальности и возраста при организации обучения продолжает декларироваться, но на первый план выходит задача вооружения учащихся системой научных, предметных знаний. Требование учета личностного фактора нашло отражение в формулировании в этот период в качестве одного из основных дидактических принципов принципа сознательности и активности. Результативность работы учителя оценивалась по характеру успеваемости учащихся, причем успеваемость оценивалась в большей степени по умению учащихся воспроизводить усвоенное. Понятие «развитие личности» в то время «размывалось» до такой степени, что этот процесс начинает отождествляться с любым изменением личности, в том числе и с накоплением знаний.
Следующий период развития отечественной дидактики – 60 – 80-е годы – связан с углубленной проработкой проблемы «обучения и развития». Характерной чертой развития дидактики в указанный период следует считать исследование процесса обучения как целостного явления. Если в предшествующие периоды основное внимание уделялось изучению отдельных компонентов процесса обучения – методов, форм и т.п., то теперь на первый план вышли задачи раскрытия движущих сил учебного процесса. Способствовали этому исследования в области педагогической психологии. Исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др. значительно расширили горизонты представлений о познавательных возможностях учащихся. В дидактики появляется «теоретически оформленная» идея о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения. В исследованиях и научных трудах, подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания и структуры качеств личности. Явно прослеживается внимание дидактики этого периода к личности учащегося. Предпринимаются попытки определения сущности самостоятельной работа учащихся, классификации видов самостоятельных работ.
Особняком среди исследований рассматриваемого периода стоят исследования и практический поиск педагогов-новаторов (Ш.А. Аамонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). Некоторые из них в большей степени сосредоточивали своё внимание на инструментальной стороне деятельности учащихся, другие – на их личностном развитии, но системообразующим фактором для их работ всегда выступала ЦЕЛОСТНОСТЬ ученика. И даже если не всем удалось в конечном итоге концептуально оформить свои подходы, без их новаторского поиска содержание следующего этапа было бы совершенно иным.
С конца 80-х годов начинается следующий этап развития дидактической отечественной мысли. Это наша современность и давать оценку еще сложно, но, тем не менее, обозначить его наиболее характерные черты возможно.
Во-первых, настоящий период характеризует стремление исследователей к интеграции различных подходов. Прошел период «бумов» то проблемного, то программированного, то развивающего обучения.
Во-вторых, в процессе интеграции различных подходов четко обозначился системообразующий фактор – уникальная и неповторимая личность учащегося.
В последнее время появились и первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения. Речь идет о работах Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония»; В.В. Серикова «Личностный подход в образовании; концепция и технологии», И.С. Якиманской «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» и др.
В-третьих, современный этап развития дидактики, характеризует повышенный интерес к технологии обучения. Всё чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы, а не отождествляется с унифицированным набором методов и форм.
В-четвертых, интерес дидактики к личности ученика, подталкивает её к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта .
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-оринтированного образования:
Гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
Культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
Социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождение человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
Отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Тем самым признается, что в образовании происходит не просто «принятие» ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание ребенка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по нашему мнению, личностно-ориентированная педагогика. При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым, а потому очень действенным источником развития личности.
Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись, обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребенок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий. Обучение, которое обеспечивает полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие и есть развивающее обучение.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира .
Глава 2. Особенности личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании
2.1. Основы личностно-ориентированного подхода
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого воспитателя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка. Однако не все мечты сбываются. К сожалению, и эту следует отнести к разряду еще не исполненных. Но очевидно, что путь к осуществлению данной мечты – стратегическое направление развития дошкольного образовательного учреждения, педагогической науки и практики.
Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным. Суть образовательного процесса согласно личностно-ориентированному подходу заключается в порождении человека как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, приобщение к миру значимых других, возникновение самосознания.
Задача, стоящая перед воспитателем, состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка. Тем самым достигается искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированной дидактики.
Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.
Взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.
2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия.
Работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.
3. Принцип приоритетного старта.
Начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.
Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен.
Основные принципы и методы личностно-ориентированного подхода:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.
Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.
Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми - организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов.
В истории современной педагогики имеется целый ряд образовательных технологий, которые можно отнести к личностно-ориентированным, так как они реализовывают аспекты развития творческой личности, ее неповторимой индивидуальности. В числе первых из них технология проблемного обучения, основанная на теоретических положениях американского философа, психологи и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Он полагал, что метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности детей, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики .
Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. По определению В.Ротенберга, поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам, не всегда понятным взрослым. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях.
Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
2.2. Различия между индивидуальным и личностно-ориентированным подходами
Использование в педагогической деятельности индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка.
При применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника.
Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:
Индивидуальный подход
учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса)
Личностно-ориентированный подход (направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка).
Возрастные особенности ребенка, сензитивность, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т.д.), уровень имеющихся знаний, обучаемость, уровень коммуникативных качеств и т.д.
Создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка, в формировании его Я-концепции, педагогическая поддержка.
Если приводить образное сравнение, то индивидуальные свойства личности можно выразить как элементы мозаики, без учета которых нельзя сложить личность.
Для реализации поставленной цели необходимо провести психолого-педагогическую диагностику дошкольников по следующим критериям:
познавательная сфера (восприятие, память, внимание, мышление);
различия детей по доминанте функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, агрессии);
различия детей по темпераменту;
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, принимается во внимание: динамика физического развития (анамнез);психофизиологические особенности возраста ребёнка; состояние слуха, зрения; особенности развития двигательной сферы; нарушение общей моторики; особенности работоспособности.
По результатам диагностики составляется карта психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, имея перед собой карту психолого-педагогических особенностей воспитанников, педагоги могут подбирать техники и методики обучения индивидуально на каждого ребёнка.
Необходимо помнить: если у педагогов отсутствуют результаты диагностики индивидуальных особенностей детей группы, то все разговоры о дифференциации и индивидуализации обучения являются неискренними.
2.3. Профессиональные и личностные качества педагога
В современной педагогической литературе нет единого мнения на те значимые профессиональные и личностные качества педагога, определяющие его педагогическую деятельность. М.В.Кларин называет такие ведущие качества педагога, как искренний интерес к ребенку, широта кругозора, терпимость, конструктивность мышления, доброжелательность, принятие личности ребенка .
Составляя классификацию профессионально значимых качеств, Ю.К.Бабанский выделил те, которые наиболее слабо сформированы: требовательность к себе, педагогический такт, педагогическая ориентировка, чувство нового в педагогической деятельности, знание психолого-педагогических основ обучения и воспитания, индивидуальный подход к воспитанникам, обеспечение всестороннего развития детей, умение эффективно выполнять план работы, умение объединять свои действия с действиями родителей .
Ю.Н.Кулюткин выделяет три группы качеств личности педагога, исходя из умений рефлексивно управлять педагогической деятельностью: способность понимать внутренний мир другого человека, способность к активному воздействию на воспитанника и устойчивость, то есть способность владеть собой .
Достаточно репрезентативной является шкала основных качеств профессионально значимых для педагога, составленная К.М.Левитаном: умение передавать знания и навыки воспитанникам, требовательность; умение заинтересовать воспитанников, общая эрудиция, доброжелательность; педагогический такт; умение организовывать интересные занятия; любовь к профессии, любовь к детям; терпение, понимание детей, справедливость; стремление к самосовершенствованию, умение внедрять новые технологии в обучение и воспитание; чувство юмора, общительность, хорошая дикция, трудолюбие, уравновешенность, артистичность, умение организовывать работу с родителями и эмоциональность, добросовестность .
По мнению Р. Бруннера, модель идеального педагога состоит из десяти компонентов: эмоциональная стабильность, положительная самооценка, дифференцированное и систематическое планирование профессиональной деятельности, партнёрская установка на воспитанника, преобладание непрямых педагогических воздействий, применение методов взаимодействия между воспитанниками, избегание ригидных способов педагогического воздействия, дифференциальное использование положительных подкреплений, стимулов, гибкость, знание и учёт ожиданий партнёров по профессиональной роли.
На наш взгляд, главные качества воспитателя в дошкольном образовательном учреждении – доброта, любовь к людям, щедрость души, искренность в отношениях с ребёнком.
В настоящее время в педагогике выделяют две основные образовательные парадигмы: авторитарную и личностно-ориентированную (гуманитарную). Альтернативой авторитарной педагогике является педагогика гуманизма. В зарубежной психологи и педагогике идеи гуманизма были привнесены К. Роджерсом, Г. Шарельманом, Д. Дьюи и др. Личностно-ориентированная модель предлагает содействие становлению ребёнка как личности.
Личностно-ориентированный подход на базе изучения личностных качеств, эмоциональной сферы ребенка, системы его отношений, мотивов и результатов деятельности, в известной мере, позволяют руководить и управлять воспитательным процессом.
При рассмотрении гуманизма, как педагогического явления, закономерно обращение к опыту В. А. Сухомлинского, всемирно призванного идеологом гуманистической педагогики. В его учении личностно-ориентированный педагог – это тот, кто реализует убеждения, выраженные в следующих идеях, способен воспитать гуманную личность:
Только следуя этим принципам возможно воспитание у ребенка таких черт как внимание, благородство, благотворительность, патриотизм, добро, доверие, долг, достоинство, интеллект, красота, культура, мудрость, образованность, ответственность, понимание, совесть, сопереживание, справедливость, милосердие, сострадание, сочувствие, тактичность, трудолюбие, честь, чуткость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный этап развития дидактики, характеризует повышенный интерес к технологии обучения. Всё чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы, а не отождествляется с унифицированным набором методов и форм.
Интерес дидактики к личности ученика, подталкивает её к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.
Один из множества путей развития личности ребенка является личностно-ориентированное обучение. «Личностно-ориентированное обучение» - такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира .
Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольников. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом: подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции, а в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями.
Необходимо понимать, что осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности воспитанника.
Таким образом, роль педагога в образовательном процессе очень велика в становлении и развитии личности воспитанников, с одной стороны он должен быть сам личностью, соответствовать идеалу, которого ждет от него ребенок, то есть обладать профессиональной и личностной нравственностью, а с другой стороны, он должен овладеть такими профессиональными качествами, педагогической компетентностью, чтобы влиять на саморазвитие детей.
Цель работы – выявить особенности личностно-ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения в начальной школе – достигнута.
Задачи, поставленные в работе, решены.
Список литературы
Статьи из сборников, журналов и газет
Лана Фролова
Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности
Личностно- ориентированный подход – это такой подход , где во главу угла ставится личность ребёнка , её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .
Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика .
По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно- ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулитивный подход к ним .
Считаем, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории . В нашей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делим воспитанников на условные группы с учётом типологических особенностей. При формировании групп мы учитываем личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень усвоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя , особенности развития психических процессов . Применяем дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.
Образование возвращается к формуле : «Учимся не для школы, а для жизни» .
Модели .
Детство – полноценный период жизни ребёнка со своей культурой, нормами;
Ребёнок – субъект, выбирающий свою траекторию развития;
Источник развития находится в самом ребёнке;
Ребёнок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;
Главная ценность – личность и личностное достоинство каждого .
Целью воспитания являются :
Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной, ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности , неповторимой и уникальной).
Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.
Принципы личностно- ориентированного подхода :
Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление воспитанников к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретённых возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования личности воспитанника – это главная задача социального учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка, но и всячески содействовать его дальнейшему развитию.
Принцип субъективности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности группе и школе , способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.
Принцип выбора. Педагогически целесообразно , чтобы ребёнок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал с объективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в группе .
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребёнка. Благодаря творчеству, ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности .
Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к саморегуляции и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля, не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.
Правила личностно- ориентированного воспитания .
Выбирать только такие формы воспитательного процесса , которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.
Поддерживать эмоциональное благополучие воспитанника.
Формировать положительную самооценку ребёнка.
Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.
Жить интересами, переживаниями ребёнка.
Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей .
Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.
Учитывать состояние и настроение воспитанника.
Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.
НОД мы строим на основе модели .
Модель личностно- ориентированного занятия .
Первичная задача педагога : определить, чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.
Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребёнка.
Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предложений от детей.
Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия .
Управление самостоятельным поиском.
Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении НОД.
Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы (например, в своей работе мы используем следующие формы : игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, беседы, игровые ситуации и т. д.)
Создать атмосферу заинтересованности каждого ребёнка.
Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, дать неправильный ответ.
Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
Поощрять стремление ребёнка, предлагать свой способ работы, анализировать в ходе НОД разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
Применять задания, позволяющие ребёнку самому выбирать тип, вид и форму материала.
Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Использовать парную и групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
Проводить с детьми рефлексию НОД (обсуждать с детьми в конце НОД не только то, что мы узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому).
Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разные способы выполнения заданий.
Организуя личностно- ориентированный подход в НОД , необходимо помнить основную заповедь : воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребёнка, с учётом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребёнок будет активно мыслить, высказывать, досказывать и отстаивать своё мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнёр, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – ступенька к новому знанию.
Таким образом , наша дальнейшая педагогическая деятельность ориентирована на индивидуальность ребёнка.
Личностные проявления детей средней группы МДОУ «Детский сад № 100» в НОД. Воспитатель : Степанова И. В.
Список детей Личностные проявления детей Личностно ориентированный подход воспитателей
Баранкина Мария
Карпова Ульяна
Ушакова София
Поккина Варвара
Самохвалов Вадим
Джакубалиева Алина Проявляют особый интерес к НОД, активны, хорошо справляются с заданиями. Поддерживать и развивать интерес, давать усложнённые задания, предъявлять более высокие требования к их ответам.
Булина Виктория
Горбанёва Дарья
Зенкин Матвей
Минаков Роман
Миронихин Иван
Жукова Валерия
Мурзаев Александр
Скороходов Александр
Урядова Екатерина
Уварова Юлия
Фурсов Ярослав
18. Щербинин Владимир
Не проявляют внешне свою активность, но всегда внимательны, на вопросы отвечают правильно, но только по вызову, малоинициативны. Воспитывать уверенность в своих силах, поощрять начинания, развивать творческую инициативу, проводить , давать поручения в процессе бытовой деятельности .
Петрова Татьяна
Мешковой Михаил Проявляют в НОД ложную активность, любят подсказывать, хотя и не знают ответа, ждут подсказки.
Воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы, заставляющие думать.
Михайлов Сергей
Колесникова Екатерина Внимательно слушают, но ответить на поставленные вопросы не могут, предпочитают отмалчиваться, застенчивы, имеют пробелы в знаниях.
Проводить личностно- ориентированный подход
Баркова Екатерина
Парфёнов игорь
Стукалин Даниил
Спиркин Илья
Крылосов Станислав Не проявляют интереса к НОД, не внимательны, не всегда могут ответить на вопрос воспитателя. Вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность.
Личностно- ориентированный подход в НОД способствует раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребёнка, который находит своё выражение в характере мыслительных процессов , запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по разному использует свои знания.
При личностно- ориентированном подходе к детям , молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные – дети выявляют такие качества, которые за ними раньше и не замечались. Прежде всего они теряют именно молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой общительностью.
Для преодоления их молчаливости воспитатель прежде всего должен расположить их к себе, заботиться, чтобы они вошли в коллектив, имели товарищей, во время НОД надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу.
Во время занятий мы используем игровые приёмы, которые также способствуют активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных, застенчивых детей.
Часто причиной активности и пассивности других детей в НОД бывает не правильная работа воспитателя. Если он старается вызывать только развитых, способных, активных детей, чтобы получить от них хорошие ответы, то по сути дела, он и работает только с этими детьми, укрепляя у них уверенность в своём превосходстве над другими, которые может перерасти в зазнайство.
Очень важен личностно- ориентированный подход к медлительным детям , воспитателю следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять ответы.
Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на НОД, при определении каждому места за столом.
При этом нужно учитывать особенности их физического развития и своеобразие психического развития и поведения.
Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его обязательно нужно посадить ближе к воспитателю, чтобы он мог хорошо видеть и слышать его, а воспитатель всегда мог держать таких детей в поле зрения и вовремя прийти на помощь. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята.
При рассаживании необходимо учитывать так же дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.
Имеет значение и правильная расстановка столов, здесь должна проявляться творческая инициатива воспитателя при условии соблюдения им требования удобства и целесообразности .
Личностно- ориентированный подход в НОД по теме : «Развитие речи» .
При общении с детьми в быту, в играх в НОД, педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития : образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход в НОД по развитию речи позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей.
Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, их темперамента, характера, отражающиеся в их поведении.
Очень важно выяснить отношение каждого ребёнка к процессу познания и степень его активности в работе. Воспитатель сразу может выделить группу детей, активно участвующих в НОД, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющих речью. Вместе с тем, заметны дети обнаруживающие безразличие к НОД, пассивность, нежелание думать. Обычно и речь у них плохо развита. Больше того, при внимательном рассмотрении активность некоторых оказывается только внешней, ложной, а пассивность других далеко не такой, как кажется. Некоторые воспитатели, оказываясь в «плену» повышенной активности отдельных детей, уделяют им слишком много времени в ущерб остальным. Другие, наоборот, всё внимание направляют на пассивных детей, считая, что активным не требуется особый подход . И те и другие не правы.
Безусловно, у активных детей нужно поддерживать и развивать интерес к НОД, инициативу, развивать их способности. Учитывая уровень их умственного развития и речи, надо давать им дополнительно усложнённые задания, составлять специально для них трудные вопросы. Можно предложить им исправлять речевые ошибки товарищей.
Иногда активность ребёнка на НОД бывает искусственной, если вызвана слишком лёгкими для него вопросами. В результате ребёнок неприученный думать, привыкает несерьёзно относиться к занятиям, у него развивается ложная самоуверенность.
Воспитателю к таким детям нужно проявлять личностно- ориентированный подход , воспитывать скромность, чаще вызывать, задавать вопросы заставляющие думать.
Пассивность детей в НОД может объясняться самыми различными причинами : физической ослабленностью, застенчивастью, связанной нередко с речевыми недостатками, неправильным воспитанием в семье. Воспитателю необходимо вскрыть причину такого поведения, проводить индивидуальную работу, широко использовать наглядность. Пассивных детей полезно чаще вызывать, заставлять их задумываться над своим ответом.
Бывают дети, которые внешне не проявляют активности, но, когда воспитатель спрашивает их, отвечают, и отвечают чаще всего правильно. Это застенчивые дети.
Воспитателю необходимо проводить личностно- ориентированный подход по преодолению застенчивости, ликвидировать пробелы в знаниях.
В своей практике мы используем здоровые сберегающие технологии.
Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика) ;
Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры-релаксации) ;
Упражнение на развитие эмоциональной сферы;
Оздоровительная гимнастика;
Разные виды массажа и самомассажа;
Физкультминутки, динамические паузы;
Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.
При подготовке к занятию придерживаемся следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно - образовательной деятельности :
Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы :
Педагогика сотрудничества – совместная деятельность ;
Здоровьесберегающий подход – психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие) ;
Сообщение темы НОД Проблемное обучение – создание проблемной ситуации;
Педагогика сотрудничества – работа в группах, парах;
Информационно-коммуникативные технологии – представление наглядного материала;
Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход – индивидуальная , групповая работа;
Гуманно-личностная
Развивающее обучение – задания на развитие интеллектуальных умений;
Игровые технологии – игровая ситуация;
Физкультминутка Здоровьесберегающий подход – динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и другие;
Рефлексия Гуманно-личностная технология – создание ситуации успеха;
Здоровьесберегающий подход – «Я смогу…» «Я научился…» «Что не получилось?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида №75»
Консультация для воспитателей на тему:
«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»
Подготовила:
педагог-психолог
МБДОУ «ДСОВ №75»
Горбовская А.Ю.
Братск, 2015
Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного
образования.
В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и
воспитания.
Личностно-ориентированная
модель
обучения
является
тенденцией
современных
образовательных
систем,
её
основные
теоретические
выводы
хорошо
известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается
личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было
всегда?
Система дошкольного образования начала перестраиваться - поворачиваться от
авторитарной
к
личностно-ориентированной
модели
построения
педагогического
процесса. Её задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые
семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном
возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменение), либо ассимилируются с
большим
трудом,
и
репродуцируются
(воспроизводятся)
с
малым
коэффициентом
надёжности.
Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых
усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной
форме
и
если
учитываются
интересы
и
познавательные
возможности
ребёнка
по
отношению к изучаемым явлениям.
Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития,
что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и
стратегическом
планировании
тактики
обучения,
предназначенной
не
абстрактному
ребёнку (ребёнку «вообще»), а конкретному человеку с его личным, присущим только ему
комплексом качеств.
Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:
в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;
в
признании
основной
ценностью
образования
становление
личности
как
индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;
в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на
основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.
Личностно-ориентированный
подход
в
воспитании
детей
дошкольного
возраста
предполагает определенную позицию педагога:
оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть
перспективы
развития
личностного
потенциала
воспитанника
и
умение
максимально
стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;
отношение
к
ребёнку
как
субъекту
собственной
деятельности,
как
к
личности,
способной проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого
ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.
Личностно - ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть
привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку,
вооружить
педагогов
навыками
партнёрского
общения
с
детьми,
а
также
новыми
педагогическими
технологиями.
Поскольку
ребёнок
такой
же
полноправный
член
общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию
не «сверху», а рядом и вместе.
2.
Стили общения, используемые в личностно-ориентированной
модели взаимодействия педагога с детьми.
Какие же стили личностно - ориентированной модели используются в работе с
дошкольниками?
1.Ситуативно-личностный тип
общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно,
чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого
возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так... Обмен «приятными
прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла,
расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения - это установление
личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.
2.Ситуативно-деловой тип общения
используется в работе с детьми 3- ёх лет, так
как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной
деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством
воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.
3.Внеситуативно-деловой тип общения
применяется в среднем возрасте, когда
взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации.
Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать
вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ
немедленно. Дети должны убедиться, что:
вопрос вас заинтересовал;
вы знаете, где и как искать на него ответ;
вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.
4. В старшем дошкольном возрасте
необходимо умение выслушивать доверительные
рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а
также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему
замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся
своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения -
внеситуативно-
личностный
.
Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется
характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность
приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.
Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей.
Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким
путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх
лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов
детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная
с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности
ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя
сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает
ребёнку осуществлять сравнение - сопоставление того, что сделано, наметить пути их
исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности
(самоконтроль и самооценка).
3. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.
Чтобы
понять
сущность
личностно-ориентированного
подхода,
рассмотрим
отличительные
особенности
личностно-ориентированной
и
учебно-дисциплинарной
моделей, которые представлены в следующей таблице:
Учебно-дисциплинарная модель
Личностно-ориентированная модель
Детство -- это этап подготовки к будущей
жизни. Основная функция учреждения
дошкольного образования -- подготовка
ребёнка к школе
Признание самоценности дошкольного
детства как уникального периода в жизни
человека. Основная функция учреждения
дошкольного образования -- охрана жизни
и здоровья ребёнка
Приоритетом дошкольного образования
является образовательная программа.
Основная задача педагогических работников -
- реализовать образовательную программу
Приоритетом дошкольного образования
является взаимодействие педагогических
работников с детьми. Основная задача --
содействовать максимальному раскрытию
и самораскрытию потенциальных
возможностей развития личности
Ребёнок рассматривается как объект
приложения сил воспитательной системы.
Активность детей подавляется в угоду
внешнему порядку и формальной дисциплине
Ребёнок -- главное действующее лицо
образовательного процесса, субъект
деятельности, которого характеризуют
избирательность, активность,
инициативность, ответственность
Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг
взрослого "Делай, как я!"
Ребёнок рассматривается как
равноправный партнёр в условиях
сотрудничества. Взрослый исходит из
интересов ребёнка и перспектив его
дальнейшего развития
Воспитание сводится к исправлению
поведения или предупреждению возможных
отклонений от правил посредством
ограничений, "внушений"
Воспитывать -- значит содействовать
приобщению ребёнка к миру
человеческих ценностей. Поощрение
хорошего в поведении и игнорирование
оценки отрицательного
Приоритетные способы общения:
наставления, нотации, ограничения,
наказания. Тактика взаимодействия: диктат и
опека
Способы общения предполагают умение
стать на позицию ребёнка, учесть его
точку зрения и внимательно относиться к
его чувствам и эмоциям.
Тактика взаимодействия --
сотрудничество
Взрослый сам разрешает возникающие
конфликты между детьми: поощряет правых и
наказывает виноватых
Взрослый побуждает детей обсуждать
возникающие между ними конфликтные
ситуации и самостоятельно искать пути
их разрешения
Прямое обучение определённым программой
знаниям, умениям и навыкам, что
подразумевает копию "школьной модели
фронтальных занятий". Приоритетные формы
работы -- фронтальные. Ориентир на
"вооружение ребёнка знаниями, умениями и
навыками"
Переход от прямого обучения знаниям,
умениям и навыкам к формированию
возможности приобретать их и
использовать в жизни. Приоритетные
формы работы -- индивидуальные и
подгрупповые. Ориентир на собственные
открытия ребёнка
Взрослый обучает всех детей установленной
сумме знаний, умениям и навыкам.
Убеждение: ребёнок обучается лучше и
научится большему под непосредственным
руководством взрослого. Усвоение опыта
взрослых -- наиболее ценный способ развития
Взрослый способствует эффективному
накоплению каждым ребёнком
собственного опыта. Убеждение: ребёнок
обучается самостоятельно в процессе
взаимодействия с окружающим миром;
самое ценное для полноценного и
своевременного развития -- приобретение
им собственного опыта
Взрослый определяет задания, форму работы
детей и демонстрирует им образец
правильного выполнения задания
Взрослый предлагает детям на выбор
различные задания и формы работы,
поощряет их к самостоятельному поиску
решения этих заданий
Взрослый старается заинтересовать детей в
том материале, который предлагает сам
Взрослый стремится выявить реальные
интересы детей и согласовать с ними
подбор материала
Взрослый проводит индивидуальные занятия
с отстающими детьми. Индивидуальный
подход распространяется на небольшую часть
группы; от педагога требуется умение
выявить стороны, требующие усиленного
внимания (проблемы и недостатки в развитии)
и знание нормы (стандарт, требование
программы)
Взрослый проводит индивидуальную
работу с каждым ребёнком.
Индивидуализация распространяется на
каждого ребёнка; от педагога ожидаются
большая гибкость и открытость новым
идеям, способность к импровизации,
постоянному осмыслению происходящего
Взрослый планирует и направляет детскую
деятельность по определённому руслу
Взрослый помогает детям самостоятельно
спланировать свою деятельность
Взрослый оценивает результаты работы детей,
подмечая и исправляя допущенные ими
ошибки
Взрослый поощряет детей самостоятельно
оценивать результаты их работы и
исправлять допущенные ошибки
Доминирующий способ проведения занятий --
прямое воздействие взрослого на ребёнка,
вопросно-ответная форма взаимодействия
Прямое обучение не является основной
формой организации занятий. Одним из
наиболее эффективных путей обучения
детей на занятиях является дидактическая
игра. Интеграция разных видов
деятельности на занятиях
Достижения ребёнка оцениваются исходя из
групповых стандартов (норм)
Достижения ребёнка оцениваются как
результат сравнения с самим собой
Овладение знаниями считается обязательным
программным требованием и жёстко
контролируется. При этом зачастую
игнорируются интересы ребёнка, главное --
формирование ответственности,
настойчивости, дисциплинированности
Игра в сочетании с необходимыми
объяснениями -- прямого воздействия
взрослого -- образует специфическую
форму обучения детей -- своеобразный
синтез игры и занятия, снимая тем самым
традиционное противопоставление этих
форм обучения
В обучении используется дидактический
материал, рассчитанный на определённый
объём знаний "среднего" ребёнка
Используется дидактический материал,
соответствующий уровню развития и
способностям каждого ребёнка
Стимулируется активность группы
Стимулируется активность каждого
ребёнка с учётом его возможностей и
индивидуальных склонностей
Взрослого не интересуют способы познания, а
важны конечные или промежуточные
результаты обучения
Взрослый помогает детям осознать
способы познания мира, организует
обсуждение и обмен способами познания
Игра используется как приложение к
дидактическому процессу приобретения
знаний, определённых программными
требованиями
Игра является основной формой
организации детской жизни, основывается
на свободном сотрудничестве взрослого с
детьми и самих детей друг с другом
Воспитатель обычно проводит с детьми игру
так же, как и занятие: определяет тему,
отводит каждому участнику место и даёт
роль, предписывает и регламентирует
действия
Развивающие игры, свободные от
навязанной взрослыми "сверху" тематики
и регламентации действий
Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его
индивидуальность,
радоваться
его
успехам,
тем
самым
строя
отношения
педагога
и
ребёнка на личностной основе.
Организация: МБДОУ детский сад № 55
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Белово
На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В настоящее время дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, так как все уровни образования стандартизируются. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации.
ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству.
«Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства».
В связи с введением перед педагогами дошкольного образования возникла проблема, которая выражается в необходимости перестройки всей системы дошкольного образования, смены способов общения и взаимодействия не только с ребенком, но и со всеми субъектами дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.
Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
В настоящее время нет четкого определения «технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста». Степанов Е.Н. дает такое определение «Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»
Характерными чертами личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в дошкольном образовательном учреждении являются:
Замысел личностно-ориентированного взаимодействия – создание педагогом условий для максимального влияния воспитательно-образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка, а именно оказание помощи детям в поиске своего индивидуального стиля и темпа деятельности, в развитии познавательных психических процессов и интересов, развитии творческих способностей, в формировании положительной Я-концепции.
Организация взаимодействия – проектирования взаимодействия на основе учета личностных особенностей детей; использование разнообразных форм общения, особенно диалога, использование интерактивных методов в воспитательно-образовательном процессе, использование педагогической поддержки; оценка не столько результата деятельности, сколько процесса его достижения (как ребенок думал, как делал, какие эмоции испытывал).
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность. Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:
совместно-индивидуальная деятельность, которая предполагает решение каждым участником части общей задачи независимо друг от друга;
совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;
совместно-совместная деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Самыми оптимальными в условиях совместной деятельности являются малые группы детей (по пять-шесть человек).
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность)
В самом общем виде структура совместной деятельности детей и педагога может быть определена следующим образом:
постановка воспитателем (возможно и детьми в старшем дошкольном возрасте) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками;
процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение;
результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т.д.), должны предоставлять ребенку возможность ребенку реализовать себя как личность.
С точки зрения данного подхода личность ребенка является приоритетным субъектом; именно ее развитие является главной целью всей воспитательно-образовательной системы. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать всемерное уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Педагог и ребенок должны работать совместно, сообща достигая поставленных перед собой задач, что собственно и будет способствовать развитию личности, личностному росту ребенка.
Есть такая притча, которая как раз, на наш взгляд, в полной мере раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода: " Давным-давно, жил на Руси один помещик. И славился он тем, что каждый из его крепостных жил богато, да еще и слыл при том редким умельцем в какой-то области. Соседи завидовали и удивлялись: откуда же барин берет такое количество умных, талантливых людей? Как-то раз прибился к нему местный «дурачок». Ни на что он был не годен: ни в поле работать толком не умел, ни ремеслам обучен не был. Другой бы тут уже и махнул на убогого рукой, но помещик тот рук не опускал, подолгу наблюдая за этим странным человеком. И заметил он, что «дурачок» целыми днями способен просидеть, полируя рукавом, маленький кусок стекла, доводя его до состояния горного хрусталя. Всего через год бывший убогий считался лучшим мойщиком стекол во всей Москве, его услуги были столь популярны, что бывший же крепостной, который к тому времени уже давно выкупил себе вольную, составлял список из желающих едва ли не на полгода вперед...» К чему мы все это рассказали? Да все дело в том, что этот пример – классического личностно-ориентированного подхода «в полевых условиях». Помещик умел присматриваться к каждой личности и выявлять те таланты человека, которые были заложены в нем изначально. В дошкольных детских учреждениях, да и во всей системе образования перед педагогами стоят ровно такие же задачи.
Литература:
Абасов, З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников [Текст] / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2002. -№5.-С. 56-61
Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.- 123 с.
Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Л.Г. Хабарова.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80с.
альбина алиева
Личностно-ориентированный подход к организации воспитательно-образовательной работы с детьми
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, который имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа ребенок превращается в относительно самостоятельную,активную личность . Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности , ключевые социальные навыки - поликультурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям,здоровому и безопасному образу жизни. Введение ФГТ и принятие ФГОС предполагает обращение к личностно -ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей . Гуманизация современного образования связана прежде всего : - с изменением отношения к воспитанию , в центре которого находится ребёнок; - предполагает построение личностно -ориентированной модели воспитания ; - изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видах детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желание, способности ребенка, стремиться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудовом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх. Личностно -ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник » . От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализе не столько результатов,сколько процессуальной деятельности ребенка. Меняется и характер складывающихся отношений на занятии. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания,но и создавать оптимальные условия для развития личности и активизации познавательной деятельности воспитанника .
Целеполагание.
Традиционное занятие. Вооружить детей твердыми знаниями, умениями, навыками. Развитие психических процессов : внимания, мышления, навыков.
Личностно - ориентированное занятие. Создать условия, чтобы на каждом занятии формировать познавательную деятельность, превращая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Дети работают все время . Происходит постоянный диалог : воспитатель-ребенок .
Деятельность воспитателя .
Традиционное занятие.
Показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – взрослый. Развитие ребенка абстрактное, попутное.
Личностно -ориентированное занятие.
Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок опирается на совместные наработки , ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме. иногда сознательно ошибается, советует, совещается,предотвращает. Центральная фигура-воспитанник . Педагог специально создает ситуацию успеха, сопереживания, поощрения, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, побуждает, воодушевляет, формирует мотивы, закрепляет авторитет ребенка.
Деятельность воспитанника .
Традиционное занятие.
Ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог , дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения,навыки получают за счет психических возможностей (памяти, внимания) .
Личностно – ориентированное занятие.
Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения,развивающего характера.
Отношения «педагог-ребенок»
Традиционное занятие.
Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он - лицо второстепенное.
Личностно - ориентированное занятие.
Субъектно-субъектные. Работа со всеми детьми . Педагог фактически организует работу каждого ребенка , создавая условия для развития личностных возможностей , включая формирование его рефлексного мышления и собственного мнения.
Педагогу при подготовке и проведении личностно - ориентированных занятий, игр, бесед надо знать характеристику каждого ребенка, психологические особенности данного возраста, это поможет ему выбрать приемы, средства, методы и формы индивидуальные для каждого ребенка.
Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ .
1. Интересное начало- точка удивления.
2. Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются? «Системный оператор» , «Что сначала, что потом?» ) 3. Сообщения детей.
4. Метод эмпатии (физ. мин., не нарушающая логики занятий)
5. Опытно- экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашние задания.)
Такой алгоритм занятия позволит с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно -развивающую ситуацию, обеспечивать становление своего опыта, выработку своего знания , собственного мнения, собственной структурной деятельности.
Придать занятию личностно - ориентированное направление позволяет соблюдение некоторых правил :
1. Признание приоритета личности ребенка перед коллективом. 2. Создание гуманных взаимоотношений, каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других . 3. Признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога.
4. Отказ от ранжирования на «сильных и слабых» (все дети разные,просто каждый умеет и знает что-то лучше других)
5. Признание, что воспитатель - такой же равноправный участник познавательного процесса, как и ребенок, хотя и с «направляющей» функцией, его мнение является в дискуссии одним из многих. 6. Переход от формы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о ….»
7. Понимание воспитателем того , что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает высказываться детям, тем эффективнее познавательный процесс.
Литература :
«Технология личностно - ориентированного обучения» Якиманская И. С.
«Размышления о гуманной педагогике» Амонашвили Ш. А.
«Личностно-ориентированный подход в работе педагога » Степанов Е. Н.
«Личностно - ориентированное образование» Сериков В. В.
«Искусство общения с ребенком от года до шести» Алигузова Л. Н.
Из интервью А. Н. Кондакова,президента изд. «Просвещение» ,члена корреспондента РАО 2013г.