Сценарий развлечения «Праздник пуговиц»
Цель : 1. Познакомить с историей возникновения пуговицы и её разновидностях.
Оборудование : пуговицы разных размеров, цветов, формы; пуговицы, вырезанные из картона для оформления музыкального зала, и для игр.
Главные герои (персонажи) : Перчаточные куклы кукольного театра -пуговица, ворона, катушка, иголка, госпожа Пуговица и её подружка Иголка, ведущие.
Предшествующая работа : разучивание с детьми частушек.
Ведущая: Сейчас я вам загадаю загадку:
Одеваться соберешься,
Без меня не обойдешься,
Знают взрослые и дети,
Застегну я все на свете!
Что это? (пуговица)
Сегодня мы вам расскажем о самой простой и очень нужной всем вещи, о пуговице.
На ширме появляются Пуговица, Катушка и Иголка.
Ведущий :
Жили - были три подружки, жили, не тужили, меж собой дружили! Людям помогали, Песни распевали!
(поют)
Все : Мы подружки - хохотушки
Очень весело живём,
И сейчас для вас частушки
Замечательно споём.
Иголка : Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
Нитка : Ниткой все меня зовут, (Коваленко Лидия)
Я нужна и там, и тут!
Разноцветной я бываю,
Вышиваю, пришиваю!
Пуговица ! Ай - ай - ай, ой - ой - ой, (Кубаева Татьяна)
Восхищаюсь я собой!
Всем на свете я нужна,
Просто пуговица я!
Все : Тра - ля - ля, тра - ля - ля.
(все танцуют)
Пуговица : Всё - всё - всё! Хватит танцевать
Да песни распевать,
Пора шить, вязать,
Пуговицы пришивать .
Иголка : А что ты командуешь?
Ты что - самая главная?
Пуговица : А вы не знали?
Ни туда и ни сюда!
Вы представьте - ка - пальто.
Ну. .как без пуговиц оно?
Обойдите целый свет,
Главней меня уж точно нет!
(ходит по ширме туда - сюда)
Нитка : Ха - ха - ха! Я не могу,
Я от смеха сейчас умру!
Всех главней на свете - Я!
Нитка разноцветная!
Я бываю красной, белой,
Фиолетовой и серой,
Желтой, синей я бываю,
Все цвета на свете знаю!
Без меня никак нельзя,
Всех главней на свете - Я!
Иголка : Нет - нет - нет! Довольно ссор,
На меня вы киньте взор
На одной ноге стою,
Кого хочешь - уколю!
(колет пуговицу , нитку, те ойкают и айкают)
Ну! Ответьте, кто главней?
Кто всех острее и сильней?
Ну, конечно же, иголка,
Я бываю острой, колкой!
(все спорят : «Я самая главная.» )
Ведущий : Вот поссорились подружки
И расселись по углам,
И не слышно хохотушек,
Только вздохи тут и там!
Пуговица (грустно) : Раньше жили мы так славно,
Не хочу быть самой главной,
Надо с ниткою дружить,
Ну, а нитку вдеть в иголку,
Жить без них мне нету толку!
Нитка : Раньше жили мы так славно,
Не хочу быть самой главной.
Без подружек нету толку,
Надо вдеть в меня иголку,
Чтобы пуговку пришить,
Скучно - скучно в ссоре жить!
Иголка : Раньше жили мы так славно!
Не хочу быть самой главной!
Уколола зря подружек,
Моих милых хохотушек,
Надо в мире с ними жить,
Вместе людям нам служить!
Нитка и пуговица (вместе) : Да, иголка, ты права,
Порознь нам никак нельзя!
Ведущая : Помирились тут подружки,
Обнялись они друг с дружкой,
И живут они, не тужат,
Людям верой - правдой служат.
Ведущая : Вот такая история приключилась с тремя подружками, но хорошо, что всё закончилось благополучно, и подружки помирились. А сегодня к нам в гости пожаловала сама госпожа Пуговкина. Встречайте её. (Заходит госпожа Пуговкина)
Пуговкина : Здравствуйте! Здравствуйте!
Рада очень нашей встрече!
Ребята, я в восторге от того, что вы устроили у себя в детском саду этот праздник! Просто замечательно! (обращает внимание на занавески) ой! А какие у вас здесь пуговицы, разные - разные!
Ведущая : Ребята, а вы знаете, что пуговицы появились очень давно. В древние времена люди шили себе одежду из шкур животных, делали дырочку вместо петельки и просовывали туда палочку! Только потом стали делать пуговицы из золота, серебра, были пуговицы и стеклянные, хрустальные. Есть пуговицы на ножках и без неё (показать сразу обе) .
Сейчас наши дети исполнят для вас веселые частушки о пуговицах!
Частушки :
Может 10, может 20,
Ну, а может 25.
Беленькое платьице,
А на платье в два ряда
Пуговицы светятся.
И замучалась совсем,
Я без пуговиц осталась,
Расскажу об этом всем!
Пуговица белая,
Не смогла её пришить,
Что же я наделала?
Потому что помогал,
Я своей подружке Томе
Пуговички пришивать.
Ну, а мне всё ни почём,
Потому что я застёгнут
И порядочек во всём!
Ведущая : Замечательно! А теперь давайте поиграем! Хотите?
Проводятся игры:
Игра со зрителями.
(Пуговкина берёт одну из пуговиц с окна) . А вот эта пуговица волшебная, кажется.
Ведущая: Да, точно! Здесь загадки для наших гостей! Сейчас детки загадают их нашим гостям. Поможете отгадать?
Тонкая и острая (Ярослав)
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (иголка с ниткой)
Эту нужную вещицу (Арина)
На одежде ты найдешь,
Если нет ее на месте.
Ты неряхой прослывешь (пуговица)
Мелкие кружочки (Святослав)
в дырочки нырнули
Словно на замочки
Куртку застегнули! (пуговицы)
Всех на свете обшивает (Эмир)
Что сошьет – не надевает! (иголка с ниткой)
Пуговкина : Мне очень хочется пригласить мою подружку - Иголочку, на праздник, можно? Я сейчас ей позвоню.
Алло! Привет, подружка! Чем занимаешься? Скучаешь? Да ты что! Приходи скорее к нам на праздник в детский сад, здесь так весело! Ждём!
Ведущая: Ребята, а пока Иголочка идёт к нам, давайте споём песенку про наш дружный детский сад
(песня «Детский сад» ).
Заходит Иголка.
Иголка : Здравствуйте! Сколько здесь ребят и у всех есть пуговицы, пришитые с помощью иголки. Ребята, мы с Пуговкой неразлучные подружки! Сейчас мы с вами поиграем!!
Я иголочка – иголка. Я бываю острой, колкой. Берегите ваши руки Прячьте за спину и в брюки.
Ведущая: Ребята, вы заметили, что я и моя подружка Пуговица очень нужные, но совсем не безопасные. Поэтому нас хранят в специальных коробочках в недоступных для вас, детишек, месте.
Ведущая: А вы хотите посмотреть, как эти две
Слышатся бой часов (аудио), в записи на магнитофоне голоса детей.
Ребенок-чтец 1
На часах поет кукушка,
Говорит пора прощаться.
До свиданья, детский сад,
Очень жаль с ним расставаться.
Ребенок-чтец 2
Праздник не простой у нас,
Он бывает только раз.
И сегодня в детский сад
Гости к нам не зря спешат.
Этот праздник наш веселый,
Потому что скоро в школу.
Только жаль прощаться надо
Нам с любимым детским садом.
Танцевальная зарисовка под песню «Воздушный змей».
Ведущий 1
Дорогие друзья! Сегодня у наших и у ваших детей первый выпускной вечер. Мы хотим сделать его сказочным, волшебным, неповторимым.
Ведущий 2
Где-то в мире дальних звезд,
Есть страна волшебных грез.
Там у краешка воды
Детства нашего следы,
Ведущий 1
А вам дети на прощанье я подарю красивый и нежный цветок. Я его вырастила из маленького зернышка. Он враг и непогоды, и злости, и вранья. Сейчас я его открою, полью цветок в последний раз и подарю вам. (Открывает — лепестков нет.)
Ой, все пропало, где же лепестки? Дети, мне нужна ваша помощь. Может быть ваши желания, ваши мечты, помогут распуститься цветку. (Дети шепчутся, выбегают, берут с лепестками и читают стихи, передавая лепесток ведущей.)
Ребенок-чтец 1
Вот бы пальчикам потрогать
Самый краешек мечты.
К ней найти свою дорогу
Непременно сможешь ты.
Ребенок-чтец 2
К синим звездам, любят дети,
В разноцветных снах летать.
Все сбывается на свете
Если очень пожелать.
Ребенок-чтец 3
Как воздушный легкий шарик,
Грусть умчится в облака.
То, что нам не разрешали,
Разрешат наверняка.
Ребенок-чтец 4
Подрастем и непременно
Сбудутся наши мечты.
Я учительницей стану,
А врачом, быть может, ты.
Ребенок-чтец 5
Кто-то мечтает к звездам слетать,
Кто-то в горы подняться.
А я хочу бороздить океан,
И тайнам его удивляться.
Ребенок-чтец 6
Уж давно развязаны пеленки,
Мы растем, растут наши мечты.
Нас зовет простор высокий неба,
Мы хотим добраться до луны.
Ребенок-чтец 7
Уж давно развязаны пеленки,
Мы растем, растут наши мечты —
Нам бы в небо точно соколенкам,
Испытаем радость я и ты.
Ребенок-чтец 8
Нас зовет простор полей широких.
Свежий ветер, солнышка лучи.
Мы растем, а в песенках высоких
Отразятся чистые мечты.
Вот и распустился цветок, а у него разноцветные лепестки, такие разные как ваши мечты.
Песня «Мечты сбываются».
Раздается стук — входит почтальон.
Почтальон
Добрый день! Думаю, посылку мы привезли вовремя. Как раз на праздник. Помогите, будьте добры!
Вносят большую коробку.
Что это за посылка. Интересно, откуда она!
Почтальон
Там все написано. Распишитесь, будьте добры. Меня ждет машина с посылками для других детских садов.
Ведущий (читает): г. (название), выпускникам детского садика (название). Из научно-технической лаборатории.
Посмотрим, что же нам прислали.
Звучит музыка и появляется рука, голова — выходит Робот.
Кто же это? И откуда? Как зовется это чудо?
Робот (размеренно)
Мое имя — Робот Гек
Электронный человек.
К вам пришел сегодня я,
Познакомится друзья.
Математику придется
В школе всем вам изучать.
Я сейчас хочу проверить,
Робот задает задачи — дети составляют ответ и задачу из кубиков.
1.Вот грибочки на лужайке,
В желтых шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет?
2. Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело?
3. Если съесть один бублик, останется одна дырка. Если съесть один крендель, останется две дырки, но поменьше. На блюдце лежат десять бубликов и десять кренделей. Какое количество бубликов и кренделей надо съесть, чтобы дырок осталось поровну. (Все бублики и пять кренделей.)
4. Раз к зайчонку на обед,
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
Сколько съедено морковок?
5. Под кустами у реки
Жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать,
6. Рада Аленка — нашла два масленка.
Да четыре — в корзинке.
Сколько грибов на картинке?
7. Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Приходите все на чай,
Сколько чаек отвечай.
Молодцы! Не скучно с вами, будете профессорами. А буквы знаете? Сейчас по чтению проверю вас. Вы загадки отгадайте, быстро слова составляйте.
Робот дает буквы.
Чтобы слова составлять, нужно буквы изучать.
Робот показывает на кроссворд.
Чтобы отгадать кроссворд слушайте загадки.
1. Сидит Дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
2. Богатырь, сражаясь с Драконом, нанес богатырский … (удар).
3. Круглая или овальная, оставляет след, и ставят ее на важный доклад. (Печать)
Какое ключевое слово получилось в нашем кроссворде? Это слово будет окончанием приветствия вам дорогие выпускники.
До чего дошел прогресс, это чудо из чудес. Робот задает задачи ребятне в детсадике, а они щелкают их, словно математики.
Песня «До чего дошел прогресс».
Слушайте! Слушайте! Я принял сигнал SOS.
Уходит за дверь — звучит плач, писк. Везет детскую коляску с игрушками.
Вот так беда, потерялись дети. (Высаживает зверей — игрушки.) Знаете ли вы этих зверюшек? А знаете, кто, где живет? Тогда отправьте их на родину к мамам.
Ведущий выбирает двух детей, расстилает карту и дети расставляют игрушки.
Ты проверил, Робот, нас
Все готовы в первый класс?
Ну, ребята удивили
Не напрасно вас учили.
Теперь можно отдыхать.
Вы умеете плясать?
С удовольствием друзья,
Потанцую с вами я.
И не сложен танец мой,
Повторяйте все за мной.
Робот начинает говорить на английском языке.
Робот: Stand up!
Ничего не понимаю, кажется, сбой в программе.
Дети выполняют задания.
Выходят двое детей и объявляют следующий номер на английском языке с переводом на русский язык.
Ребенок 1
Sprint is green,
Summer is bright,
Ребенок 2
Весна зеленая,
Лето яркое,
Песня хорошая.
Поют на английском языке.
Ребенок 1
Ребенок 2
Мы можем танцевать «Чарльстон».
Танец «Чарльстон».
Сегодня ребята у нас замечательный день. Дорогие ребята! Вы отправляетесь в долгое плавание по океану Школьных дел. Как путешественники во время путешествий совершают открытия, так и вы каждый день будете узнавать что-то новое, делать для себя удивительные открытия.
Внимание! Капитанам кораблей приготовиться к плаванию!
Мальчики надевают бескозырки, берут бумажные корабли.
Песня мальчиков «Первоклассник».
Экипажам кораблей «Стремительный», «Решительный», «Отчаянный», «Вперед смотрящий», «Вперед идущий», «Отважный» — занять свои места на кораблях.
Девочки подходят к кораблям.
Итак, друзья, наши корабли отчаливают. Отдать концы!
Есть отдать концы!
Робот звонит в колокол — дает сигнал. Звучит мелодия песни «Как провожают корабли» — дети имитируют движение в такт песне, изображая плывущие корабли.
Дети читают стихи.
Ребенок-чтец 1
Без лодки, без компаса, без карты
Вдоль улиц городских, среди полей.
Плывут, качаясь, белые эскадры,
Мальчишечьих бумажных кораблей.
Ребенок-чтец 2
Поважнее президентов,
Позаглавней королей.
Перед вами капитаны,
Тех бумажных кораблей.
Ребенок-чтец 3
Вот мы стоим сыны
Открытые любим ветрам страны.
Вот папы улыбаются, а мамы
Уж сейчас немножечко грустны.
Ребенок-чтец 4
Но капитаны незнакомы с грустью,
Не побоятся шквала и огня.
И волны всех широт разрежет грудью
Упорная бумажная броня.
Ребенок-чтец 5
Плыви корабль, отчаянно рискуя
На солнце ослепительном белей.
В большую жизнь, тревожную, мужскую
Уходят капитаны кораблей.
Ребенок-чтец 6
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо, много уметь,
Надо многое знать!
Уносят корабли и садятся на свои места.
Звучит электрический сигнал.
Это сигнал! Мне пора! В добрый путь! (Уходит.)
Дети садятся на ступеньки и на ковер.
Детский садик — это дом,
Где детство живет.
Детский сад — это дом,
Который полон забот
Об улыбках и радостях детворы.
Детский сад — это дом,
В котором малыш
Растет до школьной поры.
Детский сад — это дом добра,
Очень любит его детвора.
Дети читают:
1. Я почему-то плохо помню, как в первый раз, в наш детский сад пришла.
2. Ты просто (имя девочки) маленькой была. Мне даже мама говорила, что я плакал иногда.
3. Тогда мы были вот такими, и малышами звали нас тогда.
4. Теперь-то мы большие.
5. Пришли мы в садик малышами,
Три года было мне тогда
Порой я плакала, хотела к маме.
6. А я сама одеться не могла.
7. Мы пришли в детский сад малышами,
Даже ложку держать не могли.
А теперь вы все видите сами,
Поумнели мы здесь, подросли.
8. Нас в садике заботой окружили,
Тепло и ласку подарили.
Нас очень — очень всех любили,
10. А я с (имя девочки) подружилась.
11. Я научился рисовать.
12. А я красиво танцевать.
13. Мы незаметно подросли,
И в школу нам пора идти.
14. Ведь не сразу (имя девочки), ты такой большой была.
На птенцов была похожа детвора.
Мы были крошки, несмышленые комочки.
Танец «Птенцов».
Ребенок-чтец 1
В детский сад мы с радостью ходили.
Было в нем уютно и светло.
Воспитатели, как мамы нас любили
И дарили ласку и тепло.
Ребенок-чтец 2
Каждый день мы что-то узнавали,
Первые слова с трудом писали
Буквами печатными в тетрадь.
Ребенок-чтец 3
Взрослым помогать
В саду учили, песни петь,
Лепить и танцевать.
Все эти годы мы дружили
И любили вместе все играть.
Дети берут металлофоны, ксилофоны — приглашают друг друга.
Оркестр «Вальс петушков».
Время движется вперед,
Дни и месяцы идут.
Детки все растут, растут.
Выросли большие —
Вот такие!
Ребенок-чтец 1
Посмотрите перед вами
Группа взрослая, большая,
Группа выпускная.
Ребенок-чтец 2
Ветром лет календарь пролистало,
Стала детская дружба прочней.
Наше время еще не настало,
Но мы сделались на год взрослей.
Песня «Из чего наш мир состоит» (солисты).
Ведущий (берет микрофон)
Вот если бы я была журналист. Я бы у вас спросила друзья.
Вот скажи мне (имя ребенка), когда ты был (а) совсем маленькой, ты помнишь свою любимую игрушку?
Ответы детей.
А у тебя (имя ребенка)?
Ответы детей.
А ты, с какой игрушкой хотела играть?
Ответы детей.
Слышится бой часов.
На часах поет кукушка,
Говорит пора прощаться.
До свидания игрушки,
Жалко с вами расставаться.
Не скучайте куклы, мишки
И картинки в наших книжках.
К вам опят придут ребята,
Как и мы, пришли когда-то.
«Танец с куклами» (танцуют девочки).
Нам сказки дарят чудо, а без чудес нельзя. Нам не прожить без сказки, ей не прожить без нас.
Звучит музыка из мультфильма, входит, Вини Пух с картой (глобусом), воздушным шариком и медом.
Ой, куда же это я попал, где очутился? На моей карте это место не обозначено. Все я заблудился. Шел к своему другу Пяточку на день рождение. Где печенье? Где варенье? Для меня, где угощение? Может, я уже опоздал, все прозевал? Где же для меня теперь угощения?
Не печалься, Вини Пух, будет, будет угощение и печенье и варенье. Ты в детский садик попал, час угощения еще не настал, в самом разгаре наш выпускной бал.
Выпускной? Куда? Зачем?
В школу мы идем теперь, всему надо, Вини Пух, учиться.
Вини Пух (удивленно)
Вот наши дети уже много знают, умеют, еще и в школу пойдут.
У нас тоже есть лесная школа. Вот я там научился сочинять стихи. Буду вам читать, а вы мне будете помогать.
Что делать с бедным тигром,
Как нам его спасти.
Ведь тот, кто ничего не ест, не может подрасти.
А он не ест, ни меду, ни вкусных желудей,
И ничего чем кормят порядочных людей.
Он даже отказался жевать чертополох,
Чем вызвал в нашем обществе большой переполох.
Так что ж нам делать с тигром, как нам его спасти,
Ведь тигру очень нужно немного подрасти.
Вини Пух будь же гостем ты у нас, поиграем мы сейчас.
Шел я к Пяточку, да к вам попал, где мой шарик в подарок. Давайте поиграем.
Игра «Футбол» (загонять шарик в ворота).
Шарик лопнул.
Вини Пух (расстроено)
Что теперь я подарю Пяточку?
Не переживай, Вини Пух, в нашем детском садике очень хорошие дети, они подарят тебе что-нибудь, что понравится Пяточку. В нашем детском саду все дети очень дружные. И сегодня вас хотят поздравить малыши.
Звучит детский смех. Выходят восемь детей (старшая, средняя и младшая группа) с игрушками. (Велосипед, скакалка, джип, мяч, кукла, мишка, в нагрудниках, соска, машина.)
Дети старшей группы:
Ребенок-чтец 1
С нами редко вы играли,
Малышами называли.
Но теперь вы не такие,
Вы уже совсем большие.
Ребенок-чтец 2
В школе хорошо учитесь,
Не ленитесь, не деритесь.
Мы немножко подрастем
Тоже в первый класс пойдем.
Дети средней группы:
Ребенок-чтец 3
Мы пришли к вам попрощаться,
Очень жалко расставаться.
В школу нам-то рановато,
Но растем мы как маслята.
Ребенок-чтец 4
Вас поздравить мы решили,
Даже песню сочинили.
Поют все дети с младшей группой:
Малышами были вы,
Когда в детский сад пришли,
Поумнели, подросли.
В школу вам пора идти,
Мы хотим вам пожелать:
Всем пятерки получать.
Будем мы без вас скучать,
Просим чаще посещать.
Дарят подарки.
Ребенок-чтец
Без музыки, без музыки,
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки,
Не польку, не гопак!
И в вальсе не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь.
Пусть музыка все наполняет вокруг,
Да здравствует музыка солнечный друг.
Дети танцуют русский танец.
Ну, вот и все, настал тот час.
Вы собрались в последний раз,
В уютном нашем зале.
Дети выстраиваются полукругом.
Ребенок-чтец 1
Позади, остался садик,
Беззаботные деньки.
Завтра первые оценки
Мы получим в дневники.
Ребенок-чтец 2
Раньше мы играли в школу,
Но закончилась игра.
Нам завидуют сегодня,
Дошколята со двора.
Ребенок-чтец 3
Мы учиться обещаем,
На четыре и на пять.
Ребенок-чтец 4
Будем мы уступчивы,
Прилежны и старательны.
И тогда пойдет учеба,
Просто замечательно.
Ребенок-чтец 5
Мы грустим, очень жаль расставаться,
Обещаем, свой сад навещать.
Но пора наступила прощаться,
Всем «спасибо» хотим мы сказать.
Ребенок-чтец 6
Воспитателям, няням, медсестрам.
Будем часто их всех вспоминать.
Ведь, наверное, очень непросто
Детям сердце свое отдавать.
Ребенок-чтец 7
Было в группе уютно, красиво,
В садик шли утром с радостью мы.
Говорим вам все дружно «спасибо»
И поклон вам до самой земли.
Песня «В кружок давайте встанем».
Ребенок-чтец 8
Не за морями и лесами
Живут волшебники сейчас.
Они приходят в садик с нами
Вернее чуть пораньше нас.
Ребенок-чтец 9
Метет ли снег, шумит ли осень,
Срывая желтую листву.
Они всегда с собой приносят
И щедро дарят нам весну.
Ребенок-чтец 10
Наши воспитатели,
Вам от души спасибо.
Вечно будет земля,
Вашим трудом красива.
Ребенок-чтец 11
Детский сад, детский сад,
Дом счастливый для ребят.
Очень жаль, что в детский сад,
Не вернуться нам назад.
Ребенок-чтец 12
Спасибо скажем нянечке,
И доктору, и прачке.
И поварам спасибо,
Мы дружно говорим.
Ребенок-чтец 13
Грустные клены у оград,
Час прощанья.
До свиданья, детский сад,
До свиданья.
Идут с цветами, дарят их сотрудницам и поют песню «Ваши глаза».
Детям вручают дипломы и подарки.
Яркость и богатство впечатлений раннего детства остаются в памяти ребенка на долгие годы, а праздники вносят в жизнь особые чувства и незабываемые эмоциональные переживания, что подтверждается положительной реакцией детей, отражением впечатлений в рассказах, играх, рисунках. Но роль праздника в дошкольном учреждении не сводится только к развитию эмоциональной сферы ребенка. Этот вид музыкально-педагогической деятельности создает возможность формирования основ музыкальной культуры через обогащение музыкально-слухового опыта в процессе усвоения произведений народной, классической и современной музыки. Совершенствуются навыки исполнительской деятельности, создаются условия для творческого самовыражения детей.
В связи с этим к педагогам, осуществляющим подготовку детского праздника, его проведение и закрепление детских впечатлений, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования: владение традиционной методикой музыкального воспитания, техникой игры на инструменте, ориентировка в современных нововведениях, собственный творческий поиск, изучение интересов детей.
Праздники, представленные в сборнике, разнообразны по формам проведения: это и утренники, и развлечения, и литературно- музыкальные действия. Эти модели отличаются друг от друга не только структурой, но и стилем поведения взрослых и детей. Предлагаемый материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи. Музыкальный репертуар состоит из фольклора, русской классики и музыки для детей.
Не исключена возможность использования современной музыки, доступной для детского восприятия.
Сценарии написаны с учетом возрастных и психологических особенностей старшего дошкольного возраста, базируются на сюжетной основе, где основными действующими лицами становятся дети. Принципиально важным является не остановить безучастным на празднике ни одного ребенка, каждый должен получить пусть небольшую, но незаменимую роль.
В связи с этим сценарии производят впечатление довольно насыщенных, где много различных сказочных персонажей. Можно рекомендовать использовать не весь сценарий, а только отдельные фрагменты.
Тематическая направленность позволила объединить модели сценариев по временам года:
Зимние праздники включают в себя путешествия в новогоднюю сказку, встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, шутки, стихи о зимних забавах;
Осенние праздники - это игровые мероприятия с дарами природы, игры-путешествия в осеннюю природу;
Весенние - объединяют праздничные выступления для мам и бабушек со сказкой и встречей с солнцем, птичьим гомоном, радостью, приносимой весенним обновлением.
В настоящее время актуальной проблемой для многих музыкальных руководителей дошкольных учреждений остается обновление музыкального репертуара. Здесь может быть полезным нотное приложение сборника.
Таким образом, разработка сценариев детских музыкальных праздников является средством обновления содержания музыкального воспитания, предполагает внимание не только к личности ребенка, но и к его музыкальным интересам, проявлениям способностей, дальнейшему развитию его творческих задатков.
Надеемся, что предлагаемый материал поможет музыкальным руководителям успешно организовать практическую работу, а праздники и развлечения запомнятся детям на всю жизнь.
Путешествие по биографии и произведениям Агнии Львовны БартоАвтор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург Описание: материал можно порекомендовать любящим родителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования. Цель: Заинтересовать детей в творчестве А.Л. Барто. Задачи:- закрепить знания детей о стихотворениях Агнии Львовны Барто; - развивать коммуникативные способности, творческое мышление, познавательный интерес; - разучивание стихов; - воспитыват... |
Сказка для детей 5-6 лет "День рождения лисичек-сестричек"Автор: Иванов Артём, воспитанник старшей группы МБУ детского сада № 45 «Яблонька» города Тольятти. Руководитель: Чернякова Галина Михайловна, учитель-логопед МБУ детский сад № 45 «Яблонька» города Тольятти Описание: Сказка написана воспитанником логопедической группы по собственному желанию. Сказку могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений, воспитатели логопедических групп и, конечно, учителя-логопеды при провед... |
Сценарий праздника «День рождения детского сада»Под музыку дети выходят, становятся полукругом Ведущий: Есть одна страна на свет Не найти другой такой, Не отмечена на карте, И размер – то небольшой. Но живет в стране той славной Замечательный народ И куда не кинешь взглядом – Рядом друг с тобой идет! В той стране такой порядок: Все во власти у ребят И живут они все дружно Как семья – один отряд. Ведущий. Вы, наверно, догадались, какая это страна? Все дети. Это садик наш родной! Кирилл Много... |
Сценарий спортивного праздника с родителями «По сказочным дорожкам»Автор: Мищенко Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ детский сад № 14 «Дюймовочка», п.Михайловка, Иркутская область. Описание. Сценарий спортивного мероприятия с родителями будет интересен инструкторам по физической культуре, воспитателям детских садов, педагогам начальных классов. Цель. Укрепление через движения связей «семья – детский сад», направленных на приобщение детей и родителей к сказкам. Задачи: 1.Прививать любовь к сказка... |
Сказка для дошкольников и младших школьниковНовогодняя сказка "Приключения Гены и Кати"Автор: Терентьев Никита, 10 лет, обучающийся МАУДО "Детская школа искусств №2" м.о. Кандалакшский район, Мурманская область. Руководитель: Бородкина Марина Витальевна, преподаватель МАУДО "Детская школа искусств №2" м.о. Кандалакшский район, Мурманская область. Описание: сказка придумана обучающимся МАУДО "Детская школа искусств №2". Данное произведение может быть использовано воспитателями, учителями начальны... |
БЕСЕДА для детей 5-7 летНа стенде расположены картинки с птицами разделенные на три группы. Дети подходят, рассматривают картинки, не понимают, почему они разделены на группы. Воспитатель объясняет, что этих птиц разделили на три группы: первая группа зимующие (воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сойка, поползень). Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже зимой. Птицам очень трудно прокормиться, корма в зи... |
Рассказ про кота.Сочинение о домашнем животном на тему «Котенок Василий».Автор: Омарова Мариям 7 лет, ученица 1 "б" класса МКОУ СОШ №8 села Тахта, Ипатовского района, Ставропольского края. Педагог: Оксана Сергеевна Пронь, учитель начальных классов МКОУ СОШ №8 села Тахта, Ипатовского района, Ставропольского края. Описание: рассказ можно прочитать детям 2-9 лет. Материал может быть полезен воспитателям,педагогам, родителям, и всем кто любит кошечек. Назначение: в качестве дополнительного материала... |
Стихи для детей: Лесные домишки. Ежик Желто-красный листопад... Листья кружатся, шуршат. Сквозь лесную тишину Раздается шу,шу,шу... Шелестя цветной листвой, Ежик строит дом простой. У пенечка, под зонтом Он заснет спокойным сном. Белка Юркий маленький зверек Спрыгнул с ветки на пенек. Разглядел в траве грибок, Подхватил и поволок В дом - уютное дупло, Где надежно и тепло. Мишка Косолапый бурый мишка Мастерит себе домишко. Ветки, сучья собирает, Носит в кучу, как играет. Все скорее на подмогу С... |
Конспект беседы, посвященной «Дню снятия блокады» для старшего дошкольного возрастаАвтор: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург Описание: Материал будет полезен воспитателям, педагогам дошкольного образования и младшим школьникам. Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в это время. - Развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, восп... |
Автор: Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г. Санкт-Петербурга Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий спортивного праздника. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Знакомство со службой МЧС Ведущая образовательная область: физическое развитие и художественно-эстетическое развитие. Цель:формироват... |
Сценарий спортивно- поэтического мероприятия для детей старшей группы "Мы - будущие защитники"Автор: воспитатель МБДОУ 286 г.Казани Это мероприятие приурочено к 110 годовщине со дня рождения Мусы Джалиля, татарского поэта, героя войны и Дню защитника Отечества. Использую в сценарии авторское стихотворение "Песня Джалилю". Цели: - воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине, - формирование представления о военной службе и обязанности каждого мужчины защищать свою Родину. -воспитание чу... |
Зимние забавы в детском саду для детей 4-6 лет «Здравствуй зимушка - зима»Цель: Показать детям привлекательность зимних месяцев года; Развивать интерес к зимним видам спорта посредствам эстафет и конкурсов; Предоставить детям возможность применить двигательные умения и навыки, приобретенные детьми на занятиях физкультурой; Приобщить детей к здоровому образу жизни; Способствовать сплочению детского коллектива; Воспитывать чувство сопереживания товарищу. Зима. Здравствуйте, милые дети! За вами наб... |
Рассказ о весеннем Празднике для детей дошкольного возраста Жаворонки: история и обычаиДанный материал полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов. Можно использовать как для детей старшего дошкольного возраста, так и для детей младшего дошкольного возраста, с использованием иллюстраций. Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры Задачи: - познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. - Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа чер... |
Стихи о зиме для дошкольниковАвтор: Дюганова Жанна Геннадьевна, воспитатель МДОБУ Ирбейский детский сад №1 «Золотой ключик» Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, родителям. Цель: Знакомство со стихами о зиме. Задачи: - развивать память, речь, воображение; - воспитывать интерес к стихам о зиме; - расширять кругозор. Наша горкаК нам зима пришла в село, Снегу ветром намело. Мы на улицу пойдём И лопатки все возьмём. Я прочищу все дорожки, Чтоб ребят шагали ножки. А детишки мо... |
Физкультурный досуг по ПДД в старшей группе «В стране дорожных знаков».Автор: Никифорова Валентина Ивановна, воспитатель МБДОУ 286 г. Казани. Это мероприятие рассчитано для детей дошкольного возраста на закрепление детьми знаний ПДД. Цель: формирование представлений детей о правилах дорожного движения. Задачи: закрепить знания о дорожных знаках, о безопасном поведении на улицах города, развивать внимание, координацию движений, память; зрительное, слуховое и пространственное восприятие, логичес... |
С Л У Ж Б А Д Е Т С К И Х К О Ш М А Р О В
Сказочная повесть для детей, который боятся Того Кто Сидит Под Кроватью
Глава 1. ТОТ КТО СИДИТ ПОД КРОВАТЬЮ:
Глава 2. ПРАЗДНИК ПУГОВИЦЫ И НЕОБЫЧНОЕ ЗНАКОМСТВО
"Почему я опять отказалась от салата и рыбы? - корила себя за непростительное легкомыслие Маша–Мария следующей ночью. - Хорошо еще, что выпила стакан молока, съела всю порцию курицы и яблоко. Надо было два яблока съесть, или три. А от конфет совсем отказаться. Тогда, может быть, больше набрала бы силы и храбрости!"
Днем она, как обычно, совсем запамятовала о ночных кошмариках. Поэтому не вспомнила и о своем намерении есть только полезные продукты и как можно скорее вырасти. Все потому, что, проснувшись утром, вдруг поняла: сегодня праздник. Праздник, который еще никогда никто не праздновал - День Пуговицы.
Мама новый праздник одобрила:
Отличная идея! Можно устроить во дворе конкурс на лучшее застегивание пуговиц. А потом еще отметить День Шнурка, и посоревноваться, кто быстрее всех завязывает шнурки на ботинках.
Можно сделать из пуговиц разные поделки. Ну, например, бусы и браслетики, - фонтанировала идеями Маша-Мария. – А еще украсить пуговицами шляпку от солнца или сумочку. Пуговицы можно нарисовать, причем нарисовать такие, какие нравятся детям. Для мальчиков – в виде машинок, спутников или кораблей, а для девочек – в виде цветов, бабочек, куколок. Потом послать рисунки на пуговичный завод, чтобы там сделали настоящие. Представляешь, мама, зайдем мы как-нибудь в магазин, а там мои пуговицы продаются. Или Настины, или Ивана, или Тонины…
Маша–Мария придумала и сценарий спектакля про маленькую блестящую пуговичку, которая оторвалась от платьица одной маленькой девочки. Если бы не добрые насекомые – майский жук, муравей и божья коровка, пуговка едва бы нашла дорогу домой. Но все закончилось благополучно, после многочисленных приключений пуговичка добралась-таки до дома, и та маленькая девочка совершенно самостоятельно пришила ее на место.
Словом, хлопоты по подготовке праздника, плавно перетекшие в торжества в честь Дня Пуговицы, заняли весь день. О волке, пауке и коршуне Ротбарде Маша–Мария не вспомнила даже когда легла в кровать и мама пожелала ей спокойной ночи.
Как всегда, первый сон не заставил себя долго ждать. На сей раз он перенес девочку на берег теплого моря. Маша-Мария вдоволь нарезвилась с озорными дельфинами, затем просмотрела сон про заблудившуюся в межзвездном пространстве Комету, которую чуть было не проглотила бездонная Черная Дыра. А потом - про свой 1 класс «А», и про новосибирский зоопарк, где зеленый медвежонок Лампух познакомил ее с настоящим бурым медведем Лёхой. Свирепый Лёха, о котором Маша-Мария наслушалась столько леденящих душу историй, оказался вполне милым. Но он очень скучал по своей берлоге и родной лесной чаще. Чтобы хоть немного утешить бедолагу Маша-Мария побежала купить ему мороженое. Она была уверена: нет лучшего средства для поднятия настроения, чем это холодное сладкое лакомство. Девочка уже миновала клетки с куницами, с харзой и с лисицами, как вдруг прямо перед ней появился павильон, на котором было написано: "ВОЛК".
Сон вдруг потускнел, съежился, и разлетелся прозрачными радужными облачками. Маша-Мария вновь оказалась в своей кроватке. Одна в комнате, со вмиг замершими на местах игрушками, с колышущимися в полумраке предметами, с чем-то совсем неизвестным, что шевелится в темном углу. А главное - один на один с притаившимся под кроватью жутким волком.
…"Завтра попрошу бабушку сварить овсянку, - рассуждала Маша-Мария, поглубже залезая под одеяло. - Противная каша, но очень полезная. Дедушка говорил, что ее каждый день солдаты едят – чтобы быть сильнее всех. Съем полную тарелку, потом еще добавку – сразу бицепсы и трицепсы вырастут. А потом возьму у милиционера пистолет, да как выстрелю!..."
Не даст. Огнестрельное оружие детям в руки брать запрещается. Категорически.
" Как это не даст! – мысленно возразила Маша-Мария. - Я же объясню ему, что пистолет нужен для того, чтобы избавиться от кошмарного волка".
Огнестрельное оружие на кошмары не действует. Вызывать кошмары – вот это с пистолетами бывало.
"Еще один кошмар? Ну уж дудки! – этого Маша-Мария допустить никак не может. - Не надо пистолета, принесу домой палку, и ка-ак огрею волка по загривку! Мигом убежит… А если он перекусит палку своими зубищами, острыми как пиратские ножи?"
Палку зубищами? Легко!
Маше-Марии стало совсем не по себе: "Мне показалось, или я вправду не с собой разговариваю, а с кем-то?.. Конечно, с кем-то: у меня голос совсем не такой грубый, и совсем не такой хриплый ".
Она сжалась от вновь нахлынувшего ужаса. Страшно стало так, что девочка боялась даже подать голос, чтобы позвать маму.
"… Попробуй поговорить со своими чудищами–жутищами. Просто поговорить", - вспомнила мамин совет Маша–Мария. Подумав немного, она решилась: "поговорю!". И тихо-тихо, почти одними губами произнесла:
Привет, ты кто?
Волк я. Ну, ты знаешь, под кроватью твоей сижу, - также едва слышно донеслось из-под кровати.
А что ты там делаешь? – по-прежнему шепотом спросила Маша-Мария.
Это ты тоже знаешь - тебя пугаю, - ворчливо ответил волк.
Маша немного помолчала, обдумывая заявление волка. Но зверь вел себя достаточно смирно, и, судя по всему, нападать пока не собирался.
Зачем же меня пугать? – наконец продолжила расспросы девочка.
Служба у меня такая - кошмарная, - помолчав, ответил волк. И, кажется, вздохнул.
Ты что же, работаешь там, на этой своей службе? – разговаривать с волком Маше–Марии было не так страшно, как просто лежать и бояться молча.
Можно сказать и так, работаю. Ночи напролет… Извини за любопытство, но я давно хотел спросить, почему тебя так странно зовут "Маша–Мария"? – сменил тему волк.
"Вежливый какой у меня кошмар!" – с удивлением отметила Маша-Мария, и обстоятельно начала:
Маша – имя детское, а Мария – взрослое…
Ну, это я понимаю. Многих Машенек я напугал за долгие годы службы. Только они забыли обо мне, как только выросли и стали Мариями Ивановнами, Мариями Николаевнами, Мариями Владимировнами, Вячеславовнами, Олеговнами… А ты еще такая маленькая, что до сих пор меня боишься… Значит ты – Машенька. Но почему же все-таки еще и Мария? – нетерпеливо перебил девочку волк.
Это длинная история. Дело в том, что когда я была лялечкой, мама и все родственники называли меня только Марией. А Машей я стала в детском саду. Потом, вслед за воспитательницей и ребятишками Машенькой меня начали называть мои тети, дяди, сестренка и братики, потом бабушка с дедушкой, а вслед за ними и мама. Только позже я узнала, что когда стану взрослой, опять превращусь в Марию, а дорасту до бабушки – стану Машей. Ведь когда мы играли "в дом", и я была бабушкой, меня все называли "баба Маша", - Маша-Мария зевнула и продолжила: - Вот такая путаница вышла. Я привыкла и к Марии, и к Маше, и оба имени мне очень понравились. И я очень боялась потерять одно из них навсегда.
Класс! Ты додумалась объединить свои детское и взрослое имена! – догадался волк. В голосе его послышались уважительные нотки.
Не помню, чтобы я об этом думала, - честно призналась Маша-Мария - Имена как-то сами собой соединились.
Она снова зевнула: вокруг порхала целая стайка поблескивающих он нетерпения сновидений. Когда одно из них уже проникало под реснички, нежно склеивая их сладким нектаром, Маша-Мария спохватилась: "Не перекинуться ли парой словечек и с пауком. Может быть, он тоже на службе? И Ротбард…". Но сон уже перенес ее на лесную, сплошь заросшую незабудками поляну. И она, в легком сарафанчике, в шляпке, украшенной перламутровыми пуговицами, уже бежала босиком по залитому ослепительным солнцем голубому морю цветов навстречу стоящему на краю леса волку, ухо которого украшал незабудковый венок.
_____
Глава 3. КАК КОШМАРИК ПОЛУЧИЛ СВОЕ ИМЯ.
Организация: МДОУ детский сад №5 «Березка»
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Черепаново
«Ярмарка в Пуговкино»
(логопедический досуг)
Коррекционно-образовательные цели : Уточнить и расширить представление об истории появления пуговицы; Уточнять и активизировать словарь по теме, составлять предложения, подбирать слова признаки.
Коррекционно-развивающие : Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого и фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха.
Коррекционно-воспитательные : Вызвать положительное эмоциональное состояние, речевую активность у каждого ребёнка в совместной деятельности.
Оборудование : Сундук, пуговицы, чудесный мешочек, шкатулка, карусель, дерево, картинки с изображением старинных пуговиц.
Оформление : Нарисованные пуговицы, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1. Организационный момент .
(Играет музыка, дети входят в зал.)
Скоморох зазывала: Проходите, проходите, ярмарку нашу посетите!
А вот хозяйкой на ярмарке будет…. Кто? Отгадайте загадку!
Одеваться соберёшься-
Без меня не обойдёшься
Знают взрослые и дети
Застегну я всё на свете.
Конечно же пуговица! У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Посмотрите.
И в гости к себе на ярмарку в «Пуговкино» нас приглашает пуговица.
2. «Сундучок историй»
Посмотрите ребята, что это? (сундучок)
Интересно, что же там внутри?
В этом чудо- сундучке
Царство сказочных вещей
Он расскажет вам о том
Как они пришли к нам в дом.
Давайте откроем и посмотрим. откуда же пришла к нам пуговица.
В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Но неудобной была такая одежда – распахивалась. И тогда люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Шли века … Изменились застёжки. К одежде стали прикреплять просверлённые камешки, на которые набрасывали петли. Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью. Их имели только богатые люди, на своей одежде, они были настоящим украшением. Их делали из золота и серебра, а иногда из драгоценных камней. В которых просверливали дырочки.
На Руси делали пуговицы – «кляпыши», палочки из серебра обвивали золотыми нитками до тех пор, пока на одном конце не получался шарик.
Через некоторое время мастера стали использовать при изготовлении пуговиц – дерево, кость, стекло и металл. Простые люди верили, что украшенные узором пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому их назвали пуговицами- от слова «пугать».
(Дети рассматривают картинки с изображением древних, самых первых пуговиц)
3. «Какая пуговица?»
Посмотрите ребята, какие здесь разные пуговицы, разными цветами, с узорами, большие и маленькие, разной формы (круглые и треугольные, овальные и квадратные, с 2-мя и 4-мя отверстиями.
(Дети берут пуговицы в руки и рассматривают)
Ребята, для чего нужны пуговице отверстия?
На что похожа пуговица?
Давайте с вами поиграем в игру «Какая пуговица»
Посмотрите эта пуговица сделана из стекла, значит какая она? (стеклянная)
Из металла?
Из кости?
Из дерева?
Из пластмассы?
Обтянутая тканью (тканевая)
- …кожей?
Есть ещё и пуговицы, которые пришиваются на форму (военную, морскую,) их называют форменные.
4. «Карусель» (гимнастика дыхания)
На ярмарке, везде пуговицы, вот даже карусель из пуговиц.
Хотите, чтобы она покрутилась? Давайте на неё подуем.
(Дети делают вдох и сильный долгий выдох, дуют на карусель, карусель крутится)
5 «Чудо дерево»
Посмотрите, что это? (дерево)
Дерево не простое, на нём вместо листочков растут пуговицы.
Давайте хором произнесём слово пуговица!
Какой первый звук в слове пуговица? («п»)
Давайте с вами придумаем слова со звуком «п». Он может быть в начале слова, в середине или в конце слова.
Кто слово назовёт, тот и пуговку сорвёт!
(Дети называют слова и срывают пуговицы, в конце игры подсчитываются пуговицы)
6. «Чудесный мешочек»
Всем конечно интересно,
Что лежит в мешке чудесном?
Каждый сможет рассказать
Стоит только в руки взять.
Я предлагаю вам достать из мешочка, что там лежит и рассказать об этом предмете(пуговице) так, чтобы каждому захотелось купить себе такую пуговицу.
(Дети составляют рассказы о пуговице: какая она по цвету, форме, из чего сделана, для чего нужна, куда можно пришить эту пуговицу.)
Молодцы!
7. «Волшебная шкатулка»
Ребята, давайте с вами посмотрим, что же в шкатулке?
(перемешанные пуговицы)
Давайте их рассортируем.
(Стеклянные, металлические, деревянные, тканевые, пластмассовые, детские)
8. «Пуговица мастерица»
Ребята, ведь пуговицу не только можно пришивать к одежде, что ещё можно сделать из пуговиц?
(Украшение, поделку, бусы, браслеты)
Я вам предлагаю сделать поделку для мамы –цветы из пуговиц.
(катушка от ниток деревянная-ваза, стебелёк из проволоки, а цветы из пуговиц.)
9. Итог занятия
Ребята, где мы сегодня с вами были? Кто главная хозяйка на ярмарке? Какие пуговицы видели? Что понравилось?
А теперь давайте расскажем стихотворение.
«Пуговица»
В пыли едва приметная,
Пуговица медная,
Ты потри её сильней
Якорь светится на ней
Может пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека
Значит видела она
Лопоухого слона
Посещала, значит страны,
Где на ветках обезьяны
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины,
У причала на рассвете
Провожали её дети
Может в бурю, у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка
Не схвати её рука.
Спасибо! Молодцы ребята!
Используемая литература:
1. «Музейная педагогика» из опыта методической работы А.Н. Морозова, О.В. Мельникова.
2. И. Скворцова «Логопедические игры» М. 2008.
3. О.С. Гомзяк «Развитие связной речи у шестилетних детей»
4. Г. Ванюхина «Речецветик» Екатеринбург 1993г.